header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Особенности работы концертмейстера в хоровом классе

10 января, 2023
QR Code

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий ЭЛ  “Детская школа искусств г. Волжска”

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме:

«Особенности работы концертмейстера в хоровом классе»

 

выполнила преподаватель по классу

фортепиано М.Е. Терентьева

 

 

 

 

 

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Пояснительная записка
  2. Творческо – исполнительская работа концертмейстера хора
    • Работа с фортепианной фактурой
    • Навык чтения с листа и транспонирования
    • Особенности исполнения хоровой партитуры
    • Звуковой баланс
  3. Две ведущие функции концертмейстера хора
  4. Психологические качества концертмейстера
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Концертмейстер – представитель одной из самых распространенных музыкальных профессий. Концертмейстерское искусство требует особого призвания, высокого музыкального мастерства, художественной культуры. Мастерство концертмейстера предполагает наличие у специалиста разносторонних музыкально – исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, а так же артистизма и интуиции. Еще в XVI веке итальянец  Джозефо Царлино советовал аккомпаниаторам: «Пусть каждый стремится сопровождать каждое слово певца так, чтобы там, где он содержит резкость, суровость, жесткость, горе и тому подобное была соответствующая гармония, т. е. звучащая более сурово, жестко, но не оскорбляющая слух. И точно так же, когда слова певца выражают жалобу, боль, вздохи, слезы, пусть и звучание гармоний аккомпанемента будет полно печали». Ежели, слова солиста раскрывают о радости, счастье, то и гармонии, и ритм, и штрихи сопровождения должны  эти чувства ясно выражать. О соотнесенности чувств человека и музыкальных гармоний, задолго до Царлино, говорил учитель Александра Македонского великий философ Аристотель: «Всякие движения души нашей по своей различности имеют свои лады в голосе и пении и возбуждаются каким-то скрытым в них соответствием».

В середине XVII века понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Так в 1762 г. появился первый методический трактат Ф.Э. Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавиатуре», где впервые напоминалось о концертмейстере. Однако, как отдельный вид исполнительства, концертмейстерство появилось во второй половине XIX века. Когда большое количество камерной инструментальной и песенно–романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений.

Многие выдающиеся композиторы работали над аккомпанементом. Тому яркие примеры сотрудничества Мусоргского с Леоновой, Шуберта с Фогелем, Рахманинова с Шаляпиным. В конце XIX века русский композитор Ц.Кюи упоминал в своих работах, что в искусстве концертмейстера на первое место выходит психологические особенности личности, такие как «музыкальность, гибкость, чуткость, способность поддержать, где нужно, подчиниться, где нужно». А в XX веке появились всемирно известные музыканты – концертмейстеры: М. Бихтер, М. Дулов, Е. Шендерович, В. Чачава, Дж. Мур.

В настоящее время фигура концертмейстера – пианиста – неотъемлемая часть в хоровом классе детской школы искусств. Функции, выполняемые концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах, и т.п. Но этим обязанности концертмейстера в хоровом классе школы искусств далеко не ограничиваются. Совместно с преподавателем приобщает детей к миру музыкального искусства, помогает или выработать навыки и умения исполнения в ансамбле, развить свои музыкальные    способности. Так же концертмейстер помогает в проведении учебных занятий, в организации хора на групповых и сводных репетициях. Таким образом, можно выделить в работе концертмейстера в хоровом классе детской школы несколько функций: творчески – исполнительские, педагогические и организационные. Для того чтобы стать хорошим концертмейстером, недостаточно иметь отличную технику или уметь быстро читать с листа. Важно понять, что хорошая техника – всего лишь отправная точка для создания музыки. Звук фортепиано должен сочетаться с голосами хора или звуком инструмента.  Динамика должна быть заботливо обдумана, выверена, дыхание музыкальных фраз – свободное, не напряженное. Работа в младшем или старшем хорах школьного возраста накладывает свой отпечаток.

 

Творческо – исполнительская работа.

 

Взаимодействие концертмейстера с хором несколько отличается от взаимодействия в других ансамблях. Концертмейстер хора – пианист, помогающий группам хора разучивать партии, и аккомпанировать им на уроках, репетициях, на концертах под руководством дирижера. Он должен владеть навыками общения с младшими старшими хоровыми коллективами. Знать их возрастные особенности. Видеть жесты дирижера, понимать его художественные намерения, уметь показать хоровую партитуру на инструменте, обеспечивать качественный звуковой баланс, задать тон хору. Контакт хормейстера и концертмейстера – очень важный фактор в полноценном звучании хора. Зачастую, работая долго с одним хормейстером, концертмейстер понимает его с «полвзмаха» и «полувзгляда». Смена по какой – либо причине привычного концертмейстера может стать для хора сложным периодом. Таким образом, работая с хоровым коллективом концертмейстер должен обладать следующими качествами: уметь играть под «руку» дирижера; работать над качеством звука в ансамбле с хором, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приемов. В соответствии с авторским текстом и творческим замыслом хормейстера, аккомпанемент в любом сочинении должен быть исполнен точно и грамотно. Качественная игра концертмейстера должна звучать на любом этапе разучивания произведения (показ, разбор по партиям, отработка в классе, предконцертная работа, выступления на концерте).

 

Навык чтения с листа и транспонирования.

 

Игра с листа нотного текста является самой сложной формой концертмейстерской работы. Помимо напряженной зрительной деятельности, при чтении активируются слух, контролируется координация движения рук, а необходимый звуковой образ требует реального сиюминутного воспроизведения. Это очень сложно, но реально выполнимо для профессионального концертмейстера. При чтении с листа концертмейстер должен знать, что можно опустить, а что необходимо сохранить. Принципиально важно воспитать навык чтения интервала, аккордов, а затем и всей фортепианной фактуры приемом «снизу вверх». Это стратегически важно, чтобы потом, при чтении новых сложных текстов, прибегая к сокращениям глаз, мог удерживать басовый голос, а значит, фиксировать нас в тональности и в ритме.

Также в работе любого концертмейстера, отмечают обязательное умение транспонировать. Транспорт до двух – трех полутонов вверх или вниз часто применяется на занятиях младшего хора для поиска удобной для детских голосов тесситуры. Полезно постоянно упражняться для развития такого навыка, играть несложные пьесы во всех тональностях, варьировать фактуру, нарабатывать аппликатурные позиции. Часто хормейстер с хором подробно работает над классическим произведением с развитым сопровождением в тональности, отличающейся от исходной на несколько полутонов. В таком случае концертмейстер может переписать всю партитуру в новой тональности, и целенаправленно проучить аппликатуру в случае необходимости.

 

Особенности исполнения хоровой партитуры.

 

 

Важная особенность исполнительской работы концертмейстера хора – объем исполняемой партитуры, её многосоставность и многовариантность, связанная с куплетной структурой, повторами.

Под контролем у концертмейстера находится, помимо фортепианного сопровождения, партитура хора (у младшего хора до трёх голосов) и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях. При показе произведения концертмейстер играет свободную партитуру, показывая общее звучание хора с сопровождением. В этом случае сохраняется эмоционально – образный характер произведения, стилистические и жанровые черты, ритмическая пульсация и гармоническая основа, но сокращается объём аккомпанемента. Часто в классе на этапе выучивания произведения от концертмейстера требуется играть одну из партий хора с сопровождением. Этот приём дублирования голоса на фортепиано помогает учащимся, у которых ещё не отработан навык чистого унисона, подстроить голоса к чистой мелодической линии. Фразировка при этом, цезуры у фортепиано должны точно соответствовать произведению текста. Здесь для концертмейстера важны понимание специфики хорового звучания, знание системы дирижёрских жестов, умение охватить партитуру, импровизационно – композиторские навыки. В работе концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

 

Звуковой баланс.

 

Сфера особого внимания – соотношение громкости хора и сопровождения.  «Не слишком ли громко я играю?» (Дж. Мур) – постоянная забота концертмейстера. Ему необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным. И фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Но громкое сопровождение может спровоцировать форсированное пение, что нежелательно для неокрепших детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в концертном зале оценить баланс звучания, т.к. он располагается позади или сбоку хора и слышит искажённую звуковую картину. Дирижёр устанавливает концертный баланс на репетициях и корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в памяти звуковую картину и воспроизвести её на концерте. Он находится в постоянном зрительном контакте с дирижёром и ориентируется на его жесты, задающие уровень звучания и темп. В повседневной учебной работе динамика игры концертмейстера может меняться в широком диапазоне. Когда небольшая группа детей разучивает партию, фортепиано не должно заглушать детские голоса, давая всё же ощутимо слышимую поддержку. Особенно тихо, аккуратно и при этом внятно приходится играть при индивидуальной работе с детьми на групповых занятиях. Для небольшой группы концертмейстер играет более прозрачную фактуру, сокращает удвоения баса, сворачивает объёмные аккорды.

 

Две ведущие функции концертмейстера хора.

 

Концертмейстер хора – вид музыкального искусства, осуществляемого пианистом в процессе подготовки и во время публичного выступления хорового коллектива музыкантов под управлением дирижёра – хормейстера. Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий  группам хора и солистам на репетициях и в концертах, осуществляющихся под руководством дирижёра, помогающий разучивать партии.

Можно вывести из данного определения две ведущие функции концертмейстера – пианиста хора и аккомпаниатора – капельмейстера. Первая функция – функция самостоятельной роли инструменталиста в общем ансамбле участником, своими словами пианист – аккомпанирующий хору. Среди других голосов концертмейстер хора имеет свой музыкальный «голос», свою собственную, отличную от хора партию, которая должна быть встроена в целостность звучания музыкальной ткани, встроена в общий ансамбль. Концертмейстер хора должен иметь хороший слух и навыки взаимодействия с хоровыми коллективами. Относительная самостоятельность инструментальной партии выполняет функцию концертмейстера хора концертирующего пианиста. Особенность концертмейстера хора связана со специфическим музыкальным материалом, выстраиваемым и выслушиваемым пианистом с хоровым звучанием, хоровым массивом человеческих голосов. Отсюда возникает тембровая спецификация музыкального слуха пианиста, когда фортепианный слух дополняется слухом вокально – хоровым. Концертмейстер – пианист виртуозно взаимодействует с многоголосными складами хоровой партитуры.

Вторая функция концертмейстера хора, которая отличает его от других видов концертмейстерской специализации – это аккомпаниатор – дирижер. Эта функция восходит к эпохе барокко, где использовали практику генерал – баса или basso – continuo. Музыкант, исполняющий партию на клавесине, клавикорде или органе, одновременно разучивал с группами поющих их партии, помогал и направлял своим выразительным исполнением, своей игрой, а также делая указания головой, глазами, пальцем, отстукивая ритм ногой. Профессия дирижёра отдельно от концертмейстера – аккомпаниатора появилась в начале XX века.  Теперь  дирижёрская техника обрела высшее совершенство, сконцентрировавшись в одном лице, а концертмейстер хора уже является не предшественником, а помощником дирижёра, выполняя функцию аккомпаниатора – капельмейстера.

 

 

Психологические качества концертмейстера

 

 

Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определёнными психологическими качествами, развивать их, повышать свою психологическую компетентность. Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к исполнительству:

Внимание – у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много объектов: клавиатура и ноты, самоконтроль за собственным исполнением, контакт с дирижёром, звучание хора, общая звуковая картина. Мобильность, быстрота реакции – необходимы как в процессе аккомпанирования, так и при освоении больших объёмов репертуара. Память – важная составляющая при запоминании музыкального текста, стабильном воспроизведении установленных на репетициях темпе, звуковом балансе, подробностях трактовки. Самообладание, стрессоустойчивость – умение удержать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора. Воображение, увлечённость творческим процессом. Другой психологический комплекс необходим для успешного сотрудничества с детским коллективом и соратником – дирижёром: Лидерство – концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и выступлениях. Ответственность. Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером дирижёром. Заинтересованность в конечном художественном результате.

 

 

 

Заключение

 

В заключение хочется отметить, что для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера, это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными – и очень тёплыми и по- деловому корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, принимать его трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижёрских жестов. Концертмейстер берёт на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижёра-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.

 

Список используемой литературы

 

  1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста  концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1988.
  2. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К. Терентьева. – СПб. РГПУ им. А.И, Герцена, 1999. – Вып.2.
  3. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.
  4. Готлиб А. Заметки о чтении с листа / А. Готлиб. – М.: Сов. музыка, 1958.
  5. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в Контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998г.
  6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 1963. — 674 с. 5. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. –М 1996.
  7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе — 2001.
  8. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения: Музыка, 1961.
  9. Самарцева Т. Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании. Оренбург, 2009.
  10. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М. Музыка, 1996.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram