header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Особенности памяти исполнителя пианиста и способы его развития»

9 декабря, 2022
QR Code

Чен Марианна Вениаминовна

Преподаватель

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

«ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ПИАНИСТА И СПОСОБЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Общая характеристика памяти, ее виды.
  3. Методы развития памяти исполнителя пианиста.
  4. Формула заучивания И. Гоффмана
  5. Рекомендации
  6. Список литературы 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Развитие музыкальной памяти ученика – очень актуальный и важнейший процесс в его развитии и становлении как музыканта. Ее особенности связаны с большей зависимостью от пространственно-временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же, как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

 

Цель:

Изучить и выявить условия и методы развития музыкальной памяти исполнителя пианиста.

 

Задачи:

1) Дать определение понятию памяти и ее видам.

2) Изучить особенности памяти.

3) Проанализировать методы, используемые в практике педагогов для эффективного разучивания музыкального произведения.

 

Общая характеристика памяти, ее виды.

Игра на фортепиано емкий и многогранный процесс, требующий совокупности различных способностей у исполнителя. Одним из главных критериев таких способностей выступает память. Память представляет собой свойство нервной системы, способствующее воспроизводству предыдущего опыта и длительному хранению информации.

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Для становления профессионализма ученика в сфере музыкального исполнительства требуется уделить особое внимание развитию его памяти.

Музыкальная память – способность к быстрому запоминанию музыкальных произведений, их сохранение и возможность точного исполнительства спустя время после выучивания. Выдающиеся композиторы, которые обладали невероятной музыкальной памятью, такие как Ф.Лист, В. А. Моцарт, С.В. Рахманинов, благодаря ей могли удерживать в своем сознании множество произведений, и исполнять практически все, что относится к музыкальной литературе. На данный момент считается, что музыкальная память сочетает в себе зрительную, слуховую, моторную, и тактильную память.

Зрительная и слуховая память имеют отношение к образному мышлению. В психологии данный термин звучит как «образная память». Благодаря зрительной памяти, пианист может запоминать различные профессиональные движения, нотный текст, так как эти два аспекта связанны с клавиатурным пространством. В недалеком прошлом проводились исследования, которые подтвердили взаимосвязь музыкальной памяти с развитием слуха и ритма. Чем больше развиты слух и ритм, тем выше качество музыкальной памяти.

 

Методы развития памяти исполнителя пианиста

Для развития музыкальной памяти необходим предварительный анализ произведения. Он способствует активному запоминанию нотного материала. Это очень важный этап, полезность данного метода была доказана как нашими, так и зарубежными авторами.

Существует несколько приемов развития памяти и заучивания музыкального текста.

Смысловая группировка – это деление произведения на отдельные музыкальные фрагменты и эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них – такие, как главная, побочная и заключительная партии. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные. В случае, если произошло забывание во время исполнения, то память взывает к опорным пунктам, которые являются включателем очередной серии исполнительских движений. Использование приема смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах разучивания материала. После того, как он уже выучен, необходимо обращать внимание в первую очередь на то, как передать целостность художественного образа произведения. Первоначально, работа состоит в том, чтобы побудить ученика делать определенные действия, а заключительная – в том, чтобы не препятствовать этим действиям осуществляться самим по себе.

Смысловое соотнесение. В основе данного приема положено использование мыслительных операций и действий для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения. В случае, если есть недостаток музыкально-теоретических знаний, необходимых для анализа произведения, следует обратить внимание на простые элементы музыкальной фактуры – интервалы, аккорды, секвенции. Оба этих приема очень эффективны.

 

Формула заучивания И. Гоффмана

И. Гоффман разработал формулу запоминания музыкальной композиции. Для начала, необходимо поработать с текстом музыкального произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться с помощью выявления и определения: главного настроения произведения, средств, при помощи которых оно выражается, особенностей развития художественного образа, главной идеи произведения, понимания позиции автора, своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении. Этот способ заучивания способствует развитию музыкально-слуховые и двигательные навыки, а также мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано. Умение выучивать произведение по нотам без инструмента очень важный момент для развития профессионального мастерства у ученика. Проговаривание нотного текста ведет к переводу внешних умственных действий во внутренний план и к последующему их необходимому «свертыванию» из последовательного процесса в структурный, симультанный, укладывающийся в сознании как бы одновременно, сразу, целиком.

Затем идет этап работы с произведением за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. На данном этапе можно говорить об эскизном ознакомлении с произведением. При этом можно не заботиться о точности исполнения.

Наиболее трудный способ работы – это работа без инструмента и без нот. Можно добиться прочного запоминания, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой. В процессе подобного способа работы в сознании формируется то, что психологи называют симультанным образом, то есть дающим возможность воображению схватывать фрагмент или даже произведение целиком, не последовательно, а все сразу. Внутренний слух, обладающий такой способностью, позволяет исполнителю еще до воспроизведения самого первого звука чувствовать произведение в виде общего комплекса. Во время самого исполнения в сознании происходит и синтез итогов сыгранного и предчувствие того, что предстоит сыграть. При ощущении музыкального образа целиком становится возможным гармоничное исполнение каждой мельчайшей детали. Мысленное повторение музыкального произведения благотворно действует на развитие способности к концентрации внимания на слуховых образах, усиливая одновременно все художественные компоненты исполнения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в методике выучивания музыкального произведения на память можно использовать несколько путей, каждый из которых не исключает другого. Один из этих путей – произвольное запоминание, при котором произведение тщательно анализируется с точки зрения его формы, фактуры, гармонического плана, нахождения опорных пунктов. В другом случае запоминание будет происходить с опорой на непроизвольную память в процессе решения конкретных задач поиска наиболее удовлетворительного воплощения художественного образа.

Рекомендации:

Развитию музыкальной и слуховой памяти способствуют также: постоянное выучивание наизусть новых прозаических, стихотворных и музыкальных произведений, подключение к процессу заучивания других анализаторов, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами, активизация мотивации на личностную значимость и необходимость заучивания, подбирание по слуху на музыкальном инструменте различных мелодий.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г. Акимова. Память на пять/Г.Акимова – Е.: «У-фактория», 2006.
  2. Т. Бьюзен. Усовершенствуйте свою память/Т. Бьюзен. – М.: «Попурри»,
  3. И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы/И. Гофман. – М.: Классика-XXI,2007.- 192 с.
  4. Л. Маккиннон. Игра наизусть/Л. Маккиннон: «Музыка» 1967.
  5. В.И. Муцмахер. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В.И. Муцмахер. – М.: «Музыка». 1984.
  6. В.И. Петрушин. Музыкальная психология/В.И. Петрушин. – М.: «Гуманитарный издательский центр», 1997.
  7. Н.А. Римский-Корсаков. Музыкальные статьи и заметки/Н.А. Римский – Корсаков. Сб. статей. – СПб.
  8. С.И. Савшинский. Пианист и его работа/С.И. Савшинский. – М.: Классика – ХХI, 2002.
  9. А.А. Стоянов..Искусство пианиста/А.А Стоянов. – М.: МУЗГИЗ, 1958.
  • В.М. Теплов. Психология музыкальных способностей/Б.М. Теплов. – М.-Л.: АПН РСФСР. 1947.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram