header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Особенности обучения юных пианистов в условиях Крайнего Севера»

13 января, 2023
QR Code

Автор: Киммель Елена Петровна, МБОУДО “ШУрышкарская районная ДШИ”, преподаватель фортепиано

Методическая разработка

«Особенности обучения юных пианистов в условиях Крайнего Севера»

Содержание

  1. Введение
  2. Влияние климатических условий Крайнего Севера на состояние здоровья обучающихся
  3. Работа с детьми-аборигенами
  4. Заключение
  5. Использованная литература

 

Введение

В данной работе рассматривается актуальная и острая, на наш взгляд, тема особенности обучения пианистов в условиях Крайнего Севера. Думаем, что некоторые сложности, которые возникают в учебном процессе на фортепианном отделении, будут близки многим преподавателям детской школы искусств. Постараемся в рамках данной работы расставить акценты на приоритетных, более значимых трудностях преподавания в Северных широтах и поделиться своим опытом в их решении. Проанализировав время работы в небольшой сельской школе (8 лет), отдаленной от больших городов, с особым неспешным укладом жизни и климатическими условиями ЯНАО, хотелось бы выделить следующие проблемы при обучении детей:

  1. Влияние климатических условий Крайнего Севера на состояние здоровья обучающихся.

В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем является состояние здоровья населения. И проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А учитывая, что дети, обучающиеся в ДШИ, подвергаются двойной нагрузке, проблема эта становится наиболее значимой из всех.

Районы Крайнего Севера, занимающие более половины территории России, считаются неблагоприятными из-за их географического положения. Уровень заболеваемости людей, живущих в таких условиях пять-десять лет, возрастает примерно на 18% – к такому выводу пришли медицинские работники.

По своему воздействию на детский организм экологические и социальные условия данного региона являются стрессорно-экстремальными.

При организации учебного процесса следует учитывать, что развитие детей Севера происходит медленнее, чем у детей из средней полосы России. Север накладывает свой отпечаток на физическое и психологическое развитие детей. К сожалению, позитивный потенциал Севера в виде его красивой природы, размеренного ритма жизни подавляется рядом негативных факторов. Условия Севера создают для растущего организма дополнительные сложности. Например, климатические и экологические условия оказывают существенное влияние на ростовые процессы. Они способствуют развитию адаптивных реакций, снижению резервных возможностей организма и, конечно, все это ведет к росту детской заболеваемости.

Длительное воздействие так называемых термальных стрессов — стрессов, связанных с низкой температурой, укороченный световой день, продолжительный период биологической темноты, повышенная активность космических излучений и магнитных полей оказывают задерживающее влияние на темпы развития ребенка и ухудшают его здоровье. Указанные негативные тенденции развиваются на фоне снижения объема профилактических мероприятий и увеличения школьных нагрузок.

Длительное пребывание в помещениях, потому что на Севере долгая суровая зима, создает условия для гипоксии — кислородного голодания. Также дети здесь меньше двигаются. Недостаток движения наряду с разбалансированным питанием способствуют нарушению в липидном обмене и повышению массы тела. Потому что жир начинает откладываться в подкожной клетчатке. Недостаток в рационе кальция и фтора подтверждается высоким уровнем заболеваемости населения кариесом.

У детей также отмечаются нарушения физиологических процессов адаптации, дефицитные состояния, которые отражаются на умственной деятельности детей. У беременных женщин отмечается в 90% случаях та или иная патология — это гестозы, токсикозы, преждевременная беременность. Все это способствует ухудшению состоянию новорожденных, ухудшению их здоровья и повышению заболеваемости уже с периода их рождения.

Утомление у жителей Севера наступает гораздо быстрее, чем у жителей других регионов России, а уровень работоспособности детей 5-7 лет соответствует уровню больных ишемической болезнью сердца в умеренных широтах. Каждый пятый ребенок может быть отнесен в группу часто и длительно болеющих. Хронический дефицит витаминов и микроэлементов оказывает сдерживающее влияние на умственное развитие ребенка, что не способствует успешному обучению.

  1. Внести свою лепту в оздоровление детей, преподаватели ДШИ могут: с помощью бесед с родителями на собраниях о важности соблюдения режима дня, приема комплекса витаминов и минералов (особенно железа и витамина Д), о необходимости посильной физической нагрузки. Желателен «умный» отпуск за пределами северных широт. Умный – значит восстанавливающий здоровье, а не разрушающий его еще больше. Особое внимание нужно обратить на питание детей. Питание должно быть основано на белково-липидном рационе – то есть мясо и рыба необходимы постоянно. Надо сделать так, чтобы на столе круглый год не переводились брусника, морошка, клюква, черника, голубика, а также грибы. Человек должен питаться теми продуктами, которые природа дает ему там, где он живет.

Один из самых важных моментов: необходимо минимизировать количество быстрых углеводов. Это все сладости и выпечка из белой муки. Современной диетологией многократно доказано: переизбыток сахара разрушает организм человека. Суточная безопасная норма сахара в питании – 6 чайных ложек. Причем в эту норму входит и сахар, содержащийся в фруктах. Все, что больше – вредит здоровью.

В меню должно быть больше овощей, местных ягод и медленных углеводов – каши, корнеплоды, макароны из твердых сортов пшеницы. Нужны качественные мясо, масло, рыба, молочные продукты…

  1. Помочь сохранению физического здоровья детей преподаватель может рационально организовав занятие, тщательно спланировав расписание, также используя здоровьесберегающие технологии на уроках. Многие преподаватели могут возразить, что время урока драгоценно, его и так не хватает, но минутки отдыха занимают не так уж много времени, а польза от них бесценна.

При рациональной организации урока следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала ребенком. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности. На своих уроках, помимо работы над произведениями, я обязательно отвожу время на работу по читке с листа, работе с ритмическими упражнениями и игре произведений с фонограммами.

Работоспособность у учащихся связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Но во время наступления полярной ночи, по моим наблюдениям, пик работоспособности приходится на 14-16 ч. Неодинакова умственная способность  и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду. Очень часто преподаватели составляют расписание на целое полугодие, если менять его по четвертям, , учитывая биоритмы, то можно добиться больших результатов.

Большинство педагогов используют следующие приемы здоровьесбережения на уроках: динамические паузы, гимнастику для глаз, массаж теннисным мячом мышц плечевого пояса и .т.д. Ученик приходит на урок фортепиано, часто отсидев уже полдня на других занятиях, ему приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в одном положении. Мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще не у всех развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Учащимся следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Естественность позы ребенка на уроке может служить и индикатором психологического воздействия на него педагогом. Разрушающее воздействие на здоровье учащегося авторитарного стиля обучения состоит в том, что он находится в состоянии напряжения в ожидании окрика или приказа. Следует давать возможность ученику расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Поэтому педагогам по классу фортепиано следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.

В младших классах «минутки отдыха» проходят в игровой форме (упражнения на расслабление мышц-«водопад», «мельница», «кукла-робот», «Шалтай-болтай», для глаз – «часики»). Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках фортепиано, особенно в 1 классе можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка.

В старших классах используются упражнения на расслабление мышц плечевого пояса у стены и массаж теннисным мячом.

  1. Работа с детьми аборигенами.

При обучении детей ханты преподавателям детской школы искусств приходится сталкиваться с рядом проблем. Это связано со спецификой их жизнедеятельности, ментальности и эмоционально-личностными особенностями. У детей аборигенов иной биологический цикл, иное мировоззрение. У них наблюдается явная напряженность в отношении свои фенотипических признаков. Выражено это в отрицательных чувствах к своей внешности. Эталоном красоты для них служат славянские фенотипические признаки пришлого населения. Девочки чаще чем мальчики занимаются сравнением внешних данных, обнаруживая при этом большую эмоционально-оценочную включенность.

Самоидентичность детей-ханты специфична, связано это с особо сложившейся исторической социальной ситуацией (огромное, влиятельное воздействие пришлого населения разных национальностей: коми-зырян, русских, и др). Выражается это в нарушении процессов передачи элементов национальной культуры коренных народов. Дети коренных народов Севера в процессе этнической идентификации и присвоения поведенческих стереотипов начинают дифференцировать поведение по отношению к представителям «своего» и «другого» этносов. Ментальность детей (ханты) характеризуется двойственным мироощущением:

-мифологическим сознанием, уникальностью уклада традиционного образа жизни и малочисленностью;

-особым местом в системе отношений с доминирующим большинством пришлого населения.

Это обстоятельство обуславливает особенности этнической толерантности. Дети ханты в ситуации межэтнического взаимодействия выражают напряженность, тревожность, комплекс этнической неполноценности. В настоящий период существует устойчивое мнение, что состояние этнической идентичности детей ханты характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, «размытостью», этнической напряженностью.

В работе с такими детьми очень важен психологический комфорт и создание ситуации успеха на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке является одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учащимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания. И наоборот: наличие стрессов, постоянное напряжение, отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют о преобладании на уроке тенденций, губительно сказывающихся на здоровье ребенка.

Не последнее место в этом ряду занимает проявления доброжелательности учителя. На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и необидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов и др.

Чтобы ребенок-хант «расцвел» и почувствовал себя успешным, нужно давать задания и выбирать произведения, с которыми он справится без труда. Учитывая, что дети-ханты, в большинстве, медлительны и очень скромны, преподаватель должен обладать выдержкой, не торопить детей с ответом на поставленные вопросы, подбадривать их. Дети-ханты очень любят творчество, если в них «зажечь огонек», правильно подобрать ключик, то можно добиться огромных результатов.

Хорошо себя зарекомендовала в работе с детьми ханты методика с довольно длительным безнотным периодом. Нотная же грамота изучается параллельно, по нотным азбукам. В ходе развития игровых навыков и навыков чтения нот, эти два процесса должны частично пересекаться и постепенно полностью объединиться. И объединиться они должны тогда, когда учащийся хорошо освоит нотную грамоту – с одной стороны, а с другой – обретет довольно уверенные пианистические навыки и развитую технику игры. В таком случае медленно развивающееся умение читать нотный текст не будет тормозить становление и развитие исполнительской техники.

Учась по традиционной схеме, человек  теряет несколько первых лет обучения в развитии исполнительских навыков лет из-за того, что тратит 80-90% учебного времени на разбор произведений по нотам вследствие неразвитого навыка чтения нот. К тому же сами эти произведения не настолько сложны, чтобы активно развивать технику, но иного не позволяет уровень сложности нотного текста. В великолепно поставленной на государственном уровне системе отечественных музыкальных школ не приветствуется обучение игре «с показа». Это считается непрофессиональным подходом. И совершенно напрасно. Почему не дать детям возможность помузицировать? Тогда, кроме того, что они хорошо продвинутся в учёбе, они ещё получат необходимую мотивацию для продолжения занятий. Ведь музыка напрямую связана с эмоциональной сферой. Красивая игра, обогащает человека внутренне, и зажигает желание добиться ещё лучших результатов.  Вероятно, педагоги опасаются, что ученики так и не освоят нотную грамоту, если регулярно поощрять такую практику. Да и не все произведения удобно выучить наглядно. Кроме того, когда умеешь читать ноты, игра по нотам становится удобной, лёгкой, приятной. Даже несмотря на то, что сегодня существуют довольно интересные и эффективные компьютерные программы для разбора музыки, все же учить произведения по нотам – это самый простой  и рациональный способ. Но только не в первые годы обучения.

Параллельно, работая над постановкой рук в донотном периоде, преподаватель может заниматься «постановкой ритма». Это любимое занятие детей. Работа с ритмическими карточками на ритмо-слоги даже детям со средними музыкальными данными дается очень легко. Особенно когда это проводится в игровой форме.

Заключение

В настоящее время на просторах интернета можно найти огромное количество новых методик преподавания, методических и дидактических материалов. Очень важно использовать все инновационные подходы в обучении для улучшения учебного процесса.

Многое на уроках зависит от личности преподавателя, его эмоциональности, артистизма, умения донести трудный материал. На уроках фортепиано (в условиях работы на Крайнем Севере) легче добиться лучших результатов зная особенности климатических, исторических, географических особенностях этого края.

Использованная литература

  1. Балашов, Ю.В. Психолого-педагогические особенности обучения учащихся национальных школ Севера (на примере национальных школ ХМАО) [Электронный ресурс] / Альманах современной науки и образования//Тамбов: Грамота. – 2009. – №4 (23) в 2-х ч. Ч.1 с.27-31.  – Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/1/2009/4-1/.
  2. Бугаёва, А.Л. Тенденции развития образования коренных малочисленных народов Севера в современных условиях // Экономика и социум – 2014 №4-1(13) -с. 868-872.
  3. Головин, А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://txtb.ru/4/12.html.
  4. Зубарева, С. Л. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139952&archive=1196815207&start_from=&ucat=&.
  5. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_148039.html
  6. Психофизиологические показатели способности к обучению у школьников, проживающих на Севере России / О.И. Артеменко [и др.] //Школа и мир культуры этносов. Ученые записки Института национальных проблем образования. Вып.2. – М.: Ин-т нац. пробл. обр., 1995.  – 86 с.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram