Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Основные принципы изучения трех октавных гамм в классе скрипки.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Иванова Жанна Васильевна, преподаватель СПб ГБУ ДО «Детская музыкальная школа № 41»

 

Основные принципы изучения трех октавных гамм в классе скрипки.

 

К работе над изучением трех октавных гамм можно приступать лишь после того, как сформировалась постановка рук, так как основным условием для реализации процесса технического обогащения ученика является свобода аппарата от излишних напряжений игровых движений левой и правой руки. В современной прогрессивной педагогике постановка определяется как сложный и многогранный процесс, сутью которого является постепенное и наиболее рациональное приспособление к инструменту. Согласно «ДПОП» трех — октавные гаммы обязательны для учащихся начиная с 4 класса, но для более продвинутых учащихся целесообразно начать данный вид работы после успешного усвоения двух октавных гамм с применением переходов. Работа над гаммами в классе скрипки представляем целый комплекс, включающий не только саму гамму, но и трех-четырех звучных арпеджио, а также двойные ноты – терции, сексты, октавы.

Первоначальное знакомство с трех октавными гаммами рекомендуется проводить на  материале гаммы Соль-мажор, с комбинированными штрихами на основе ее звукоряда. Данная гамма является наиболее простой и удобной для изучения. Для детальной работы необходимо, как можно раньше выучить текст наизусть, тщательно изучить аппликатурный принцип исполнения, также уделить внимание логике построения и теоретической основе изучаемого материала. Ориентируясь на собственный опыт работы с учениками, невозможно решать музыкальные и технические проблемы, когда основное внимание приковано к тексту. Чтобы ускорить этот процесс, мы подключаем в работу как зрительную и слуховую, так и моторную память.  Крайне важно, на ранней стадии разучивания грамотное прочтение аппликатуры в гамме и арпеджио, а также наличие теоретических представлений об исполняемых штрихах. Это создает базу для осмысления художественной сущности того или иного штриха, а также формирует его звуковой образ, позволяет формировать отношение ученика к гамме не как техническому материалу, а как к способу отработки средств выразительности, в дальнейшем применяемых для передачи образной сферы музыкальных произведений. В процессе занятий уделяется внимание как задачам чисто технологическим, так и требованиям художественного порядка, каковой является воспитание у учащейся вкуса, чувства меры, стиля, формы и т.д.  Подобный подход приводит к осмысленной, вдумчивой, целенаправленной работе учащейся, дает возможность проводить урок результативно, в быстром темпе, эффективно формировать и закреплять слуховые и технические навыки.

Гамма — это упражнение, которое с одинаковым успехом может использоваться и для последовательного, систематического накопления общих технических навыков, и для подготовки и улучшения исполнения сложных эпизодов конкретного художественного произведения. Работа над гаммами нужна для развития техники, как левой руки, так и правой и для координации действий обеих рук. Особенно полезна она для выравнивания интонации, звука и ритма, а также для овладения штрихами и плавными сменами позиций. Гаммы являются наиболее благодатным звуковым материалом для воплощения принципа вариативного изучения. По сути, именно в гаммах вариативность наиболее целесообразна: она предостерегает от формальной работы, развивает гибкость и разнообразие исполнительских навыков.

В работе над штрихами педагог должен уделять серьезное внимание правильному подбору той части смычка, в которой наилучшим образом звучит каждый конкретный штрих и где наиболее удобно его исполнять (особенно при исполнении стаккато, спиккато, сотийе). Выбор отрезка смычка и его распределение важны при смене штриха (например, при переходе от деташе к спиккато). Поскольку работа скрипача над звуком состоит главным образом в улучшении штриховой техники, необходимо в исполнении каждого штриха добиваться чистого по тембру звучания, не допуская призвуков, поверхностного звукоизвлечения.

При работе над арпеджио важно обратить внимание на плавность переходов, необходимость заранее совершать подготовку исполнительского аппарата левой руки. Обратить внимание на рулевое движение локтя при смене струн, также обратить внимание на аппликатуру в 3 и 6 позиции, а также отметить, что в более высоких позициях изменяется положение пальцев на грифе, расстояние становятся меньше.

Двойные ноты представляют определенную трудность, как для левой руки, так и для правой руки, поэтому целесообразно сначала заняться трудностями одной руки лишь, затем постепенно присоединять трудности другой.

При исполнении двойных нот смычок нужно вести одновременно по двум струнам сразу с равномерным и одинаковым нажимом на обе струны (то есть с распределением веса руки). Только при таком условии звукоизвлечение будет хорошим. Самые простейшие упражнения, используемые на начальном этапе – упражнения с использованием открытых струн. Чтобы выработать простой навык равномерного нажима смычка на обе занятые в игре струны, нужно играть упражнения на открытых струнах в разных темпах и в разных частях смычка.

Особую трудность на начальном этапе освоения двойных терций представляет сохранение и дальнейшее развитие тех перспективных навыков, которые были уже сформированы на предшествующих занятиях. Можно быть вполне уверенным в том, что время и усилия, затраченные на эти подготовительные упражнения, сторицей окупятся впоследствии.

После упражнений на открытых струнах можно одну из струн оставлять открытой, а на другую ставить пальцы. В этом случае движения для правой руки будут уже знакомыми, тогда как левая будет исполнять простейшие для интонирования последовательности.

Изучение гамм двойными нотами целесообразно начинать с самого технически доступного – гамма секстами в 1 позиции. При знакомстве для улучшения качества интонации и звукоизвлечения учащимся рекомендован разложенный вид исполнения. Но данный этап не исключает проведение подготовительных упражнений для  левой руки без участия смычка для формирования навыка одновременного поочередного падения пальцев на струны. Данный вид упражнений целесообразно начинать сразу при знакомстве с вариантом исполнения гамм двойными нотами.

При исполнении упражнений оба пальца должны опускаться на струны одновременно и по возможности задерживаться на струнах. Задержка пальцев на струнах предоставляет возможность легче ориентироваться следующей паре пальцев в смысле мышечных ощущений.

Для достижения чистой интонации очень полезно повторять по несколько раз каждую смену одной терции другой, чтобы вторая пара пальцев могла уточнить необходимые расстояния на грифе во взаимосвязи с первой.

В заключении отмечу, что работая над гаммой, необходимо не только закреплять технические приемы и совершенствовать их, а важно   осознавать их художественную ценность, звуковую и образную выразительность. Это осознание даст возможность грамотно решать художественные задачи в исполняемых им музыкальных произведениях, передавать все возникающие художественные намерения, формировать осмысленное отношение к исполнению.

QR Code