Сотникова Елена Александровна, преподаватель теоретических дисциплин МБУДО ДМШ№40, город Новокузнецк.
Тема урока: Основные формы работы с учеником над ладовым и ритмическим слухом
Цель урока: Освоение ладового и ритмического слуха с помощью различных форм работы
Задачи урока:
- Развивать ладовый слух ученика, координацию слуха. Развивать чувство ритма.
- Сформировать умения и навыки в освоении гаммы, ступеней, интервалов.
Урок проводится в традиционной форме с учеником 2 класса.
Тип урока: урок-закрепление
План урока:
- Вступление
- Основная часть
- Ладовый слух, тональность ре минор
а) Игра гаммы с названием звуков и ступеней с дирижированием
б) Игра ступеней, прилегающих сверху к устойчивым, по системе Беркингоф
в) Игра интервальной последовательности
г) Интервальный диктант
д) Игра номера
е) Игра последовательности аккордов в ритме вальса с названием аккордов
2) Метрический слух
а) Ритмический диктант и простукивание его ритма
3) Заключение
Ход урока
- Вступление
Здравствуй, Катя. Тональность нашего сегодняшнего урока ре минор.
Распевание: пение мажорных трезвучий на слоги до, ре, ми.
- Основная часть
- Ладовый слух:
Настройка в тональности ре минор.
а) Исполнение с учеником гаммы ре минор: натуральный, гармонический, мелодический на фортепиано в восходящем и нисходящем движении с дирижированием.
б) Исполнение учеником на фортепиано ступеней, прилегающих сверху к устойчивым: II-I, IV-III, VI-V, II-I.
в) Игра интервальной последовательности учеником на фортепиано в тональности ре минор от I ступени: м.3, ч.1, б.2, ч.4.
г) Определение интервалов на слух в виде диктанта: ч.1, б.2, м.3, ч.4.
д) Исполнение песни учеником на фортепиано: Б. Калмыков и Г. Фридкин, Сольфеджио, 1 часть одноголосие. Русская народная песня «На быстрой реке».
е) Игра учеником последовательности аккордов на фортепиано в ритме вальса с проговариванием аккордов: Т6, S53, Т64, D53, Т53.
2) Метрический слух
а) Написание ритмического диктанта, простукивание его ритма карандашом с проговариванием ритмо-слогов:
Подведение итогов урока
Домашнее задание:
- Играть на фортепиано гамму, ступени, интервалы в тональности ре минор
- Играть последовательность аккордов в ритме вальса с проговариванием каждого аккорда.
Заключение
В ходе урока были представлены следующие формы работы: игра гаммы, игра ступеней, игра интервалов, определение интервалов на слух, игра песни, игра последовательности аккордов, написание ритмического диктанта и ритмическое его исполнение.
В результате урока, цель – освоить и закрепить тональность ре минор, а также освоить ритм – достигнута.
Литература
- Баева Н.Д. Зебряк Т.А. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – Л. Советский композитор
- Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Л. МузГиз 1963.
- Давыдова Е.В. Развитие музыкального слуха – М. Музыка. 1964.
- Металлиди-Перцовская «Сольфеджмо 2 класс. Мы играем, сочиняем и поем» Санкт-Петербург, «Композитор».
- Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, 1 часть, одноголосие, М. Музыка, 2007.