Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Основные этапы работы над созданием сценического образа. Репетиционный процесс.

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Богачук Екатерина Альбертовна, преподаватель МАУ ДО «ДШИ»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 

Основные этапы работы над сценическим образом.

Репетиционный процесс.

 

В данной методической работе рассматриваются теоретические и практические основы создания сценического образа.

Постановка различных форм праздничной культуры, включает в себя сложнейшую творческую, и организационную работу: разработка литературного сценария, организация работы режиссёрско-постановочной группы, организация творческого репетиционного процесса. Можно выделить ключевое звено этого процесса – работу с актёрами, а это большая ответственность – помочь непрофессиональным актёрам в работе над образами.

Способность к перевоплощению имеет психологическую основу и выражается в определённых свойствах человеческой личности. Все психологические процессы, лежащие в основе способности к перевоплощению невозможно изучить и исчерпать, но можно рассмотреть основные.

  1. Внимание и наблюдательность. Интерес к духовной жизни других людей. Артистическая любознательность, как желание отождествить себя с другим человеком, вжиться в чужое «я».
  2. Память, как способность удерживать впечатления, полученные извне, а также из собственного опыта. Накопленные впечатления, при работе с определённым материалом, пробудят эмоции и фантазию, укажут путь проникновения в тайну образа, который следует воплотить.
  3. Фантазия. У творческих людей это непрерывная работа по поиску решений: сюжет, внутренняя жизнь героев, внешние обстоятельства, место действия, ассоциативный ряд, создание зримых образов, художественное решение.

Такие наблюдения невероятно помогают в практической работе над созданием образов героев, да и художественного образа постановки в целом.

Перевоплощение возможно при определённых условиях:

  1. Наполненность жизнью героя, проникновение в логику поступков персонажа, которая становиться близкой актёру.
  2. Непрерывность процесса мышления о герое, захватившем воображение.
  3. Вера в художественный вымысел, дающая полёт фантазии.
  4. Процесс трансформации актёра в действующее лицо.
  5. При работе над ролью в поиске логики поведения героя выстраивается цепочка причинно-следственных связей, оценки событий, что приводит к перевоплощению в образ.
  6. Выявление конфликтной основы. Конфликт выражается в противоборстве и взаимодействии персонажей, явлений. Организоватьи выявить конфликты через взаимодействие актеров.
  7. Освоение предлагаемых обстоятельств. Предлагаемые обстоятельства пробуждают чувства, память прошлого, дают толчок фантазии, приводят в движение цепь ассоциаций и ведут к созданию образа.
  8. Анализ действием. Исследование взаимоотношений с партнёрами, зрителями, характеризующих, поведение действующего лица в номере, установление логики поведения персонажа. Анализ языка персонажа для организации образа словесного действия (определение подтекста, второго плана, создание внутреннего монолога, зоны молчания). Использование литературных, жизненных наблюдений, и других материалов в работе над образом.

Задача режиссёра помочь актёрам раскрыть свою творческую индивидуальность.

Существуют особенности работы над образом в эстрадных жанрах, которые определяют работу режиссёра с исполнителями.

  1. Подчас режиссёр использует метод показа, поскольку работа проходит с большим количеством непрофессиональных актёров в экстремальных условиях, с малым количеством времени. В таких условиях от режиссёра требуется технологическое знание законов пластики, мизансценирование, методические приемы работы с актёром. Также, необходимы хореографические навыки, владение техникой исторических церемоний, элементов пантомимы, владение стилистическими ключами, которые помогут ему в оригинальной форме пластически воплотить самые интересные замыслы.
  2. Масштабность массовых форм в некоторой степени нивелирует игру актёров. Здесь чаще всего требуются актёры не психологической «школы переживания», а в большей степени актёры так называемой «школы представления». Режиссёр ищет решение психологических задач в компонентах, относящихся к пластическому мастерству актёра, к его универсальности. На первый план выходит внешняя характерность: точность пластики, жеста позы, своеобразие походки, особенности речи, интонация, мимика. Таким образом, масштаб театрализованного представления, праздника, требует от актёра укрупнения жеста, обострённости и пластической выразительности. Поэтому выразительная пластика – является важным моментом при создании образа.

Для исполнителя одна из важнейших задач – через наиболее образное внешнее действие выразить сущность персонажа. К тому же в массовых формах задействовано большое количество исполнителей и одна из главных задач режиссёра организовать динамичное, непрерывное действие и направлять его к определённой цели соответствующей общему замыслу сценического произведения.

 

В создании сценического образа огромную роль играют средства художественной выразительности: костюм и соответствующий реквизит.

Костюм можно использовать в 3 вариациях:

костюм как составная часть имиджа артиста;

костюм персонажа;

костюм как часть сценического оформления (костюмы хоровых, танцевальных, спортивных, цирковых, оркестровых коллективов).

Как правило, на практике шить большое количество костюмов специально для конкретного представления нереально. Приходиться иметь дело с готовыми костюмами исполнителей и коллективов, что часто приводит к эклектике и хаосу. Поэтому задача режиссёра – заранее отсмотреть костюмы исполнителей и отобрать подходящие по жанру, стилю, цветовой гамме и стилистике всего представления. Несколько видоизменить костюм можно с помощью смены деталей, дающей возможность для трансформации и мгновенного изменения образа.  Головные уборы, зонты, шарфы, банты, ленты, веера, перчатки, накидки – очень выразительные детали костюма, которые гораздо проще приобрести, чем полностью изменить костюм.

Использование реквизита, также довершает созданный образ, и даёт режиссёру дополнительные выразительные возможности: с помощью свечей, фонариков, превратить исполнителей номера в бегущий огненный ручей, с помощью лент, флажков создать ощущение воды на сцене, что позволяет создавать единый художественный образ постановки.

Репетиция как многократное повторение сценического произведения является основной формой подготовки театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ.

В процессе репетиций происходит перевоплощение в образ персонажа — когда актёр ищет верное самочувствие, логику персонажа, пластическое и словесное действие.

  Каждая репетиция – это упорный творческий поиск.

Последовательность репетиционного процесса:

  1. Застольная репетиция. Заключается в анализе предстоящей работы, выработке общей позиции, создании необходимого творческого настроя. На этом этапе происходит знакомство с литературной основой постановки. Главная задача – понять тему, идею, сверхзадачу.
  2. Работа над театрализованным конферансом, проходящим через всю постановку, или смысловых связок – «мостиков» между номерами и эпизодами
  3. Одновременно ведётся работа над сводными номерами (хореографическими, вокальными, инструментальными).
  4. Отработка связок между номерами и эпизодами.
  5. Сведение номеров в эпизоды. Отработка связок. На этом этапе репетиционного процесса ведётся поиск органичного и точного действия исполнителей, отбираются наиболее выразительные и оправданные мизансцены. Ведь мизансцена – это пластический рисунок события, в ней заключён идейный смысл сценического действия.
  6. Сводные репетиции. Сведение эпизодов в единое последовательное, динамичное действие концерта, представления. Необходимо составить план репетиций, где следует предусмотреть вызов участников к определённому времени и своевременный уход. Целесообразно проводить 2 репетиции.
  7. Прогонные репетиции. Выстраивается темпо-ритм постановки, выявляются паузы, проверяется композиция, действия исполнителей. Сведение постановочных составляющих концерта: музыки, шумов, света, проекций. Работа с помощником режиссёра, ассистентами, техническими службами. Как правило, прогонная репетиция ведется без остановки действия, замечания записываются и обсуждаются позже. Как правило, достаточно двух прогонов.
  8. Генеральная репетиция. Прогон без зрителей, или в присутствии ограниченного их количества. Это окончательная проверка перед показом.

 

Успех постановки обусловлен не только актёрским мастерством участников, лёгкостью и непринуждённостью исполнения, но и умением придать постановке соответствующую форму: острую сатирическую, нежную лирическую, изящную и лёгкую, монументальную и строгую. Эти задачи выполняет режиссёр – постановщик в процессе работы над замыслом и на постановочном этапе.

Процесс работы над сценическим образом невероятно сложен и предполагает проникновение в природу мышления персонажа, исследование логики поведения, овладение пластическими и словесными характеристиками. Сверхзадача и сквозное действие, линия действия роли, освоение внутренней и внешней характерности, понимание общего замысла постановки, в итоге приводят к созданию актёрского образа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студ. театральных высш. учебн. заведений. – 4-е изд. – М.: Российский университет театралного искусства, ГИТИС, 2014. – 341 с.
  2. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действия. –Челябинск, 2009
  3. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии. – СПб.:Композитор* Санкт-Петербург, 2009. – 208с.
  4. Чечетин, А.И. Основы драматургия театрализованных представлений.– СПб., 2013. – 288 с.
QR Code