header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Основные этапы начального обучения игры на гитаре

16 декабря, 2022
QR Code

Методическая разработка

Введение

Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.
Актуальность данной темы в том, что при всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.

Цель данной работы: исследовать начальный этап обучения на гитаре для того, чтобы проследить и раскрыть важнейшие методические и репертуарные стороны этого процесса.

Для этого решается ряд задач: последовательно раскрываются вопросы посадки за инструментом, постановки правой и левой руки на инструменте, свободы игровых движений, техники звукоизвлечения, создается последовательная репертуарная цепочка.

Начальному этапу обучения на шестиструнной гитаре, уделено значительное внимание, но все же в методике обучения на этом этапе до сих пор имеются противоречия и достаточно широкий спектр подходов к решению этой проблемы.

В работе использованы теоретические положения музыкальной психологии, теории и методики игры на гитаре. Применены общенаучные методы исследования.

Глава 1. Теоретическая основа начального этапа обучения

 

 

  1. . Особенности возрастной психологии детей 6-8 лет

 

Ребенок к 6 годам представляет собой достаточно сформировавшуюся социальную личность: отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает и какое может занять, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Мотив «я должен» начинает все более проявляться.

Одним из итогов психического развития дошкольника является его готовность к обучению в школе. Каждый шестилетний ребенок уже имеет отчетливо выраженные личностные, индивидуальные черты, мотивы поведения и жизненную позицию. Познавательные возможности детей этого возраста таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе.

У шестилетнего ребенка достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает свое внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями. Речь дошкольника тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.

Все психические процессы детей 6 лет постепенно становят­ся все более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.

Интеллектуальная готовность детей рассматриваемого возраста к обучению в школе предполагает развитие у них познавательных процессов, наличие необходимого объема знаний, усвоенных в системе.

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов не одинакова у разных детей. Мышцы становятся крепче и сильнее, соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость, как мальчиков, так и девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную деятельность, требующую высокой координации движений. Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается. Важным фактором физическо­го развития ребенка является состояние здоровья, которое по­зволяет детям более активно заниматься как физическим, так и умственным трудом.

Большинство детей психологически подготовлены к школе, и они идут в школу с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ведущей деятельностью младшего школьника становятся учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.

В процессе учебной деятельности происходят изменения ученика, прежде всего на уровнях общего и умственного раз­вития: в знаниях, навыках, умениях, обучаемости, в сформированности отдельных сторон учебной деятельности, в характере умственных операций, особенностях личности — он становится учеником, школьником.

Атмосфера новизны и праздничности первых дней пребывания в школе определяет позитивное отношение детей к учебе и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в учебном процессе придается постановке ближних и дальних целей. Тем более что первоначально мотивы долга и ответственности первоклассником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются. Педагогу необходимо формировать ответственное отношение школьника к учению, которое должно проявляться в его умении сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам.

Труд младшего школьника приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание.

По мере включения ребенка младшего школьного возраста в учебную, трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие его психики, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.

Первоклассник еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Хотя произвольность внимания и восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младший школьник не умеет управлять этими процессами, он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познава­тельных интересов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии формированию внимательности как важному качеству личности.

Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Младшие школьники начинают пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть (в основном с опорой на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым умственным напряжением.

Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей. Конкретно-образный характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с текстом.

Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход ко все более адекватному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний.

Ко 2 классу детское воображение становится более реалистич­ным, что обусловливает развитие критического мышления.

Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся им­пульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.

С поступлением в школу изменяется и образ жизни ребенка в целом, меняется ее режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

У некоторых детей возникает желание подражать хорошему пове­дению товарищей и порицать плохое.

 

 

 

Основные особенности личности младшего школьника:

► Доверие к учителю. Послушание.

►► В процессе учения.

►► В повседневном поведении.

► Высокая внушаемость и подражательность.

►► Может иметь положительный эффект в формировании личности, в усвоении учебного материала.

►► Может иметь отрицательный эффект. Поверхностность восприятия явлений.

► О каких-либо сложностях и трудностях не задумываются.

►► Игровое отношение к познанию позволяет им легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых.

► Большая впечатлительность (во власти яркого факта или образа).

►► Старается быть ближе к тому, что заинтересовало.

►► При возможности берет заинтересовавший предмет в руки, внимательно рассматривает.

►► Но стремления проникнуть в сущность явления,

вскрыть его причину заметно не проявляется.

►► Затрудняется выделять главное. Легче — дословное воспроизведение. ► Повышенная реактивность, готовность к действию.

►► Реализуется на уроке:

— быстро поднимает руку;

— нетерпеливо выслушивает;

— стремится ответить.

В младшем школьном возрасте учеба является основным видом деятельности ребенка, а главным ее мотивом — мотив получения высоких оценок. Высокая оценка обеспечивает школьнику соответствующий статус в классе. Учи­тель становится очень значимым взрослым, которого ученик очень уважает.

Таким образом, учеба является залогом благополучия ученика, предметом его гордости, что соответствует определенному этапу развития его как личности.

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения?

Родители должны:

► установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью;

► знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру в успешную учебу и карьеру (в будущем);

► побуждать детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач;

► контролировать детей, но контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным (как проявление родительского внимания);

► внимательно выслушивать детей, подавать пример доброжелательного общения;

► поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе с ними прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и учению.

Чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, надо:

► формировать готовность и желание учиться;

► организовывать жизнь и деятельность ребенка по подготовке его к школе;

► сотрудничать с детьми в разных видах деятельности;

► осуществлять индивидуальный подход к детям;

► контролировать психическое развитие детей 6—7 лет;

► пропагандировать психолого-педагогические знания среди родителей.

К 6—7 годам складываются и сохраняются в своей индивидуальной специфике следующие ценностные потребности:

► заниматься общественно-значимой деятельностью (учение);

► в общении со сверстниками;

► в достижении результата деятельности;

► в самоутверждении через отношение к себе окружающих и через качество выполняемой работы.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает:

► желание узнать новое;

► умение организовать рабочее место и поддерживать его в порядке;

► способность преодолевать трудности;

► способность достигать результата своей деятельности;

► умение вступать в контакт с новыми людьми;

► сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться);

► развитие психических процессов;

► развитие сенсорной сферы, речи, мышления;

► знания, усвоенные в системе.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обуче­нии вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы; она может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки «из жизни» и т.д. Преподавателю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки, формировать и развивать способность воспринимать музыкальные явления.

Здесь практически необозримый простор для различных приемов и способов преподавания, для тех или иных методических «подходов» к учащимся. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя-музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практи­ческой целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся — и не только вызвать, но и поддерживать его в течение нужного вре­мени, — необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Большую роль в работе с детьми играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д. Слово, если оно найдено удачно, во многом активи­зирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность школьников. Впрочем, не следует забывать и о том, что чрезмер­ное увлечение словом может не столько приблизить ребенка к музыке, сколько увести от нее. Мера нужна и в этом отношении; причем опасно даже не многословие, а «лишнесловие».

Дети эмоционально реагируют на самые яркие моменты в музыкальном развитии — музыкальные темы, динамически и тембрально подчеркнутые моменты и др.

Существует достаточно психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок, что творчество как таковое — норма истинно человеческого существования. Кроме общей психологической готовности ребенка к новым условиям жизнедеятельности важна так же и физическая готовность к школе.

 

  1. Значение правильной посадки и постановки рук

 

Значение правильной посадки и постановки рук имеет очень важное значение на начальном этапе обучения игре на шестиструнной гитаре.

Не подготовить корпус ученика предварительно к новым — очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит — обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двигательным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки.

Следовательно, основная задача начальной педагогики — предварительная тщательная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям.

Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» — незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.

Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий — неправильного держания инструмента или неправильной посадки, — не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продол­жительное время — год и более.

В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнении — без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий.

Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» — гласит индийская мудрость. Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.

Основные при­чины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, — хронические переутомления, работа в неудобной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины типичны для профессии музыканта. Физические перенапряжения провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные дейст­вия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя.

Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызываемые самыми различными причинами, более всего проецируются в области спины, особенно по ходу позвоночника — как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней — зоне мышечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результате хронических перенапряжений мышечных групп спины по­звоночник постоянно травмируется. Это провоцирует зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины.

Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу — «болезни века», как его называют медики. У детей в результате неправильного положения корпуса, особенно часто наблюдаемого при игре на музыкальных инструментах, развивается сколиоз — искривление позвоночника.

Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигательных действий — особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения.

Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению или уменьшению нагрузки. К примеру, если вы сидите, выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед — резко ее увеличиваете.

Постановка корпуса — исключительно важный этап в процессе приспособления ученика к новым ощущениям и движениям, возникающим при взаимодействиях различных частей корпуса, особенно его верхней и нижней частей.

Приступать к работе над постановкой рук следует только после специальной подготовки корпуса ученика.

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближе­нии большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ре­бенка предварительно не подготовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с инструментом — его шейкой, тростью или медиатором — будут неизбежно жесткими.

Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» — здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и усилий приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.

Глава 2 Практическая реализация начального этапа

 

2.1. Доинструментальный период

 

Ребенок 6-8 лет пришел учиться в музыкальную школу. Первые уроки в школе, знакомство с преподавателем оставляют в его душе большое впечатление. От того как преподаватель построит занятия зависит успех дальнейшей работы.

Дети все разные. Один очень способный, другой имеет скромные данные, третий не организован, четвертый не умеет слушать и т.д. Перед педагогом возникает много проблем, но главное – как можно быстрее определить способности каждого. Талант – это дар, который требует особого внимания, бережного отношения, в то же время требовательности и индивидуального планирования текущей работы. Дорог каждый день, чтобы не упустить время.

Первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений и положительных эмоций: рассказать ребенку в увлекательной форме об инструменте, его истории, выдающихся гитаристах. Это поможет поближе познакомить ученика с инструментом и его возможностями. Очень хорошо, если учитель предложит спеть ребенку знакомую песенку, это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу.

Гитара как музыкальный инструмент имеет свои специфические особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать.

На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план – главное внимание сосредоточено на развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха нужно проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки, а ученик должен ее спеть. Необходимо следить, чтобы голос ученика совпадал со звучащей нотой. Не следует отчаиваться, если ученику не удалось сразу точно воспроизвести мелодию. Нечистое интонирование у детей часто происходит от неразвитости голосового аппарата. При целенаправленном развитии слуха это поправимо.

У детей интерес и любовь к музыке, обычно проявляется через движения под музыку. Попросите ребенка подвигаться под музыку или песенку. Через восприятие темпа и ритма произведений ученик начинает воспринимать и музыкальную речь. Разучивая песенку с учеником необходимо обратить внимание на эмоциональность и художественность исполнения, исходя из содержания текста песни (грустно, нежно, радостно и т.д.).

Чтобы пробудить интерес ученика к музыке следует знакомить его с такими песнями, которые бы ему хотелось послушать, спеть, а потом сыграть.

В начале постижения метроритма, нужно дать ученику возможность прошагать или прохлопать ритм музыки. Пусть ученик подбирает слова, определяет количество слогов и прохлопывает их в ладоши. Прохлопывая песенки, он заметит, что в них есть как частые, так и редкие хлопки. Можно показать ученику запись:

П I П I П П П I

«Тра-та-та, тра-та-та, мы-ве-зем с со-бой ко-та».

 

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику необходимо подходить индивидуально. Посадка начинается с выбора стула. Если ребенок маленького роста, то стул следует выбирать с укороченными ножками. Ребенка усаживаем на край стула ближе к правому краю сиденья. Левая нога всей ступней ставится на подставку, высота которой тоже зависит от роста ученика. Левая нога по отношению к корпусу должна быть под острым углом. Уверенная опора левой ноги поможет сохранить естественное положение корпуса. Правую ногу чуть отодвинуть вправо. Если правая нога не достает до пола – подложить дощечку для полной устойчивости. Естественное положение корпуса, плеч, головы является важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука и работу исполнительского аппарата. Важно на первых уроках определить точки соприкосновения инструмента с телом.

Таких точек всего четыре:

  1. Бедро левой ноги.
  2. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги.
  3. Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки.
  4. Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса.

Головка грифа находится выше плеча. Размеры инструмента должны соответствовать росту учащегося. В работе с детьми дошкольной группы рекомендуется пользоваться инструментами меньших размеров. По мере роста ребенка меняется размер инструмента.

Прежде чем обучать ученика играть на инструменте, заниматься постановкой рук, необходимо добиться свободной, естественной посадки за инструментом. Для этого необходимо изучить комплекс подготовительных упражнений.

Гимнастику желательно проводить в начале занятия, это дает ученику хороший мышечный тонус, а инструменту — возможность адаптироваться, приспособиться к температуре, влажности помещения, в котором проходит урок.

Рекомендуется проводить такие упражнения для развития красивой и правильной посадки за инструментом:

Исходное положение (т.е. правильная посадка за инструментом, с нее начинается и заканчивается каждое упражнение). Сесть на край стула, тело должно быть свободным, настроение – рабочим. Левую ногу нужно поставить на специальную подставку, которая обычно используется при игре на гитаре. Правая нога плотно стоит на полу, с опорой на пальцы. Делая упражнение, вырабатываем устойчивую посадку за инструментом. Для этого, выполняя движения, следим, чтобы ноги не отрывались от пола и от подставки. Гитара кладется обечайкой на левое бедро. «Левое бедро образует с корпусом такой угол, чтобы создать захват инструмента. Правое бедро создает инструменту стабильность, уравновешивая давление правой руки» Ч.Дункан. Спина должна быть прямая.

Наклон за инструментом вперед или назад осуществляется за счет движения тазобедренного сустава. Положение грифа – угол 30-35 градусов (т.е. головка грифа должна находиться, примерно, на уровне глаз исполнителя). При выполнении упражнений гитару следует придерживать руками: левой так, чтобы гриф поместился в ладони между большим и остальными пальцами. Желательно, чтобы гриф придерживался пальцами и не касался ладони. Правая рука – большой палец расположить на нижней деке, а остальные на обечайке.

 

Упражнения, развивающие шейный отдел позвоночника

 

Рекомендуется, для того чтобы не кружилась голова, выполнять движения вперед, назад, вправо, влево поочередно (не совмещая эти движения в одном упражнении).

Упражнение 1

Наклоны головы в сторону. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнение 2

Наклоны головы вперед-назад. Достаем подбородком грудную клетку, а грудную клетку в этот же момент поднимаем к подбородку. Поднимаем – вдох, опускаем – выдох. Вперед – 10 раз. Назад – 10 раз.

Упражнение 3

Повороты головы в сторону. Поворачивая голову в сторону, подбородок немного приподнимаем вверх. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнения, развивающие плечевой пояс

Упражнение 4

«Весы». Одно плечо поднимаем вверх, другое в этот же момент опускаем. Как бы ставим гирьку, то на одну чашу весов, то на другую. Вправо – 10 раз. Влево – 10 раз.

Упражнение 5

«Прятки». Гитару чуть наклоняем вперед и прячемся за нее. Возвращаемся в исходное положение. Выполняется 10 раз.

Упражнения, развивающие грудной отдел позвоночника

Упражнение 6

Наклоны вперед. Наклоняясь вперед, поднимаем гитару с колена, держим ее перед собой. Грудной клеткой стараемся достать колена левой ноги (стоящей на подставке). Затем возвращаемся в исходное положение. Выполняется 10 раз.

Упражнение 7

Наклоны назад. Наклоняем туловище назад, достаем спинку стула, возвращаемся в исходное положение. При этом гитару лучше держать в одном положении, наклоняя только туловище. Выполняется 10 раз. И др.

Эти упражнения описаны в статье И.В.Щербаковой «Гимнастика для юного гитариста» в Тезисах IV научно-практической конференции 11-12 апреля 2009г «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание».

Предлагаемые упражнения формируют хорошую осанку и красивую посадку за инструментом, ведут к созданию благоприятной почвы для воспитания естественных и свободных движений, способствуют воспитанию культуры обращения с инструментом.

Правильная посадка сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины.

Итак, правильное положение инструмента определено, можно приступать к постановке рук. Но перед этим.

Функции правой и левой руки у исполнителей на струнных грифовых инструментах, совершенно различны. Левая рука как бы подготавливает «музыку», а правая уже непосредственно извлекает звуки.

Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук «создается» правой рукой. Именно правой руке надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

Многие трудности в постановке правой руки возникают именно потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности и, как результат, неполноценному звуку. Представьте пианиста, сидящего на стуле с подлокотниками. Вес его руки приходится на подлокотник, а в игре участвует только кисть и пальцы, Часто гитарист играет именно так – опираясь на корпус гитары. Руку же надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.

Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении, А. Гитман предлагает проделать следующее:

  1. Ученик встает. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой.
  2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90 градусов. Кисть держится на одной линии с предплечьем.
  3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча.
  4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперед, примерно, на 45 градусов.
  5. Запястье делается слегка выпуклым. Это и есть положение правой руки. Надо заметить, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении.

В сборнике «Золотой звук» Сеземов Э.Ф. в своей статье «Подготовотельные упражнения» описывает комплекс упражнений «Гимнастика». Упражнения способствуют нахождению трудового тонуса, помогают понять работу мышц, технологию игровых движений, избежать зажимов, физически и психологически подготавливают ученика к работе за инструментом.

Вот некоторые из них:

 

Упражнение №1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Ученик поднимается на носки, делая вдох, поднимает ненапряжённые руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разводит руки в стороны и на выдох, свободно наклонившись вперёд, мгновенно расслабляет мышцы шеи, рук, плечевого пояса. Голова опускается. Руки падают вниз и раскачиваются до полной остановки.

Упражнение №3. Выработка свободных движений всей руки.

Преподаватель поднимает в сторону расслабленную правую или левую руку ученик, ощущая её вес. По команде учащийся должен «выключить» мышцы, необходимые для удержания руки. По другой команде, например «брось» — расслабить мышцы, дав руке свободно упасть.

Преподаватель должен фиксировать внимание ученика на активном и пассивном состоянии мышц.

Упражнение №7. Укрепление мышц, участвующих в работе пальцев, а) ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.

б) ученик отпускает мяч и сразу же подхватывает его той же рукой, не давая упасть.

Преподаватель фиксирует внимание ученика на активном и пассивном состоянии мышц.

Упражнения, имитирующие игру на инструменте

 

Упражнение №1. Выработка округлой формы пальцев.

Ученик кладёт свободные руки на колени или на резиновый мячик. Рука, полежав, принимает форму свода, становится округлой.

Упражнение №2. Выработка правильного положения пальцев правой руки.

Преподаватель здоровается за руку с учеником и обращает внимание на положение пальцев. Они собранны, слегка касаются друг друга. Такими они должны быть при игре на инструменте. В дальнейшем можно использовать фразу «Слепи пальцы».

Упражнение №3. Выработка правильного положения запястья правой руки.

Ученик сгибает руку в локте и по команде расслабляет запястье. Преподаватель объясняет, что естественный изгиб руки в запястье должен быть при игре и называется «Мостик».

Выполняя упражнения «Гимнастика», ученик поймёт, что такое расслабленное и напряжённое состояние мышц, научится контролировать их состояние и сознательно руководить своими движениями.

Комплекс упражнений, проделанный несколько раз подряд, освобождает большинство мышц от напряжения. Испытав это ощущение, ученик уже будет иметь представление, что такое общая мышечная свобода.

Выполняя упражнения имитирующие игру на инструменте, ученик осознает, что в основе игровых движений лежат естественные, повседневные движения рук и пальцев, а не какие-то особенные и непривычные.

Подготовительные упражнения вызывают у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, способствуют созданию доброжелательной, комфортной рабочей обстановки, непринуждённо подводят к освоению инструмента.

Приступаем к изучению положения правой и левой рук׃

1) Правая рука занимает исходную позицию на корпусе гитары, положить кисть ладонью на струны, чтобы палец (m) оказался около розетки справа, ладонь и все пальцы располагаются параллельно ладам большой палец (p) находится впереди на шестой струне. Не меняя положения кисти округлить пальцы; i, m, a кончиками, ближе к ногтю, ставить на первую струну.

 

 

 

 

 

 

 

2) Для определения положения левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца и с V позиции. Большой палец поставить на тыльной стороне грифа на уровне VI лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Указательный палец положить на все струны вдоль порожка по принципу барре на V ладу, второй — барре на VI, третий палец – VII, четвертый – VIII. Затем пальцы округлить и расположить на одной струне по ладам׃ первый палец – на V ладу, второй – на VI ладу, третий — на VII ладу, четвертый – на VIII ладу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инструментальный период

 

Ученику с самых первых шагов необходимо привыкать к качественному звуку. Педагог должен внимательно следить за правильностью движения пальцев и звучанием гитары ученика.

Во время занятий ученику все время нужно слышать «правильный» звук и видеть соответствующие движения пальцев. Поэтому в течение урока педагог постоянно должен показывать, как это делается.

Основными приемами звукоизвлечения являются апояндо и тирандо.

Апояндо (удар). Этот приём заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне. При апояндо следите, чтобы палец сохранял округлость, несколько выпрямляется только кончик пальца, при этом сохраняется перпендикулярное положение пальца к струне. Звук, получаемый при апояндо, глубокий, объёмный, сильный и определённый. Применяется апояндо в мелодической линии, в педальном басу (особенно на первой доле такта), в гаммаобразных пассажах.

 

 

 

 

 

Тирандо (щипок). Приём заключается в оттягивании струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальца, то он коснётся ладони. Остановки на струне он не имеет. Характер звука, извлеченного щипком, лёгкий, суховатый, но этот приём обеспечивает пальцам достаточную беглость. Применяется тирандо при исполнении двойных нот, арпеджио, аккордов, при проведении подголосков и в аккомпанементе.

Первые прикосновение к струне лучше выполнять приемом апояндо, что дает точную фиксацию положения кисти правой руки. Если же при апояндо у играющего прогибается первая фаланга пальца, то звук следует извлекать приемом тирандо до тех пор, пока не окрепнут пальцы. Рекомендуется временно оставлять большой палец на шестой струне как дополнительную опору, но, не пережимая струну.

Для начала педагог должен сам извлечь звук, показывая этим ученику силу звук и ритм. Это создает в восприятии ребенка определенную звуковую модель, на которую он будет ориентироваться при исполнении упражнений. Затем ученик старается сам воспроизвести услышанное. Главная задача упражнений – звук, глубокий, чистый, равномерный по силе и длительности.

На первых уроках для игры на гитаре лучше использовать 1, 2 и 3 струны.

Самый естественный прием игры на гитаре исполнение разложенных аккордов или арпеджио.

Арпеджио p-i-m-a

 

Представим, что к кончикам пальцев p, i, m, a с одной стороны и к ладони возле запястья с другой стороны прикреплены пружинки. При звукоизвлечении, когда пальцы движутся внутрь ладони, пружинки сжимаются. После звукоизвлечении пружинки возвращают пальцы в исходное положение. В этом положении пальцы находятся на очень близком расстоянии от своей струны, соответственно: I – над третьей струной, m – над второй и a – над первой.

Во время звукоизвлечения возможны три положения пальцев:

1) палец находится над струной («пружинка распрямлена»);

2) палец встал на струну и готов ее оттягивать («сжимать пружинку»);

3) палец извлек звук и находится внутри ладони («пружинка сжата»).

Желательно поиграть и другие арпеджио в качестве упражнений.

Например:

 

и т.д.

 

Игра этих арпеджио формирует у ребенка правильную постановку правой руки, так как при их исполнении рука естественным образом, без каких либо усилий, принимает правильное положение. (При этом конечно же нужно следить, чтобы ребенок не напрягал руку). Подробнейшим образом игра этих арпеджио описана в «Практической теории начального обучения» А.Гитмана.

К этому времени ученик должен уметь отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

Следует пояснить учащемуся важность навыка чередования пальцев, сравнив это движение с ходьбой: ведь мы не можем пойти несколько раз подряд с одной и той же ноги. Это упражнение можно назвать «Марш солдатиков», и ученик с удовольствием будет «шагать» по струнам, меняя пальцы и выдерживая четкий ритм. Рекомендуется начинать с чередования пальцев i-m. После уверенного освоения навыка чередования i-m добавляются чередования m-a, а позже и a-e (для развития подвижности пальца a).

В упражнениях на открытой струне закрепляется навык аккуратного звукоизвлечения, навык «освобождения» пальцев после удара по струне, а также навык самоконтроля за положением инструмента и правильной позиции правой руки.

После укрепления навыка попарного чередования пальцев приступаем к упражнениям на басовых струнах для большого пальца. При постановке большого пальца так же используются сочетания приемов тирандо и апояндо. Для начала, при постановке пальца p, пальцы i, m, a можно держать на опоре на 2 или 3 струнах. Для упражнений на палец p следует использовать 4, 5 и 6 струны.

 

Кошкин дом

 

 

 

 

 

Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом,

Загорелся кошкин дом, идет дым столбом.

 

В азбуке гитариста Ю.П.Кузина далее предлагается, если у ребенка нет дефектов в постановке, добавить палец (p).

Мы играли подобные арпеджио ранее в качестве упражнений. Но можно поиграть это упражнение еще, сначала пальцами p i m, а потом поиграть пальцами p m a.

Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Начальные движения пальцев левой сводятся вначале только к незначительному подъему и постановке их на струну, затем к поочередному прижатию струн без звука для того, чтобы наметить нужные движения. Выполняя эти упражнения необходимо следить за свободой руки и силой прижима. Очень важно закрепить позицию, в которой каждому пальцу соответствует свой лад (домик) при этом они строго следуют друг за другом. Вторая важная для ребенка установка это прижимать струну «близко к ногтю» и «близко к порожку», так как это позволяет избежать треска, неточности в произношении звука и рационально распределить напряжения мышц при давлении на струну.

В основе игровых движений на гитаре лежат естественные повседневные движения рук и пальцев (хватательные). Проиллюстрируем это – предложите ученику взять со стола карандаш в левую руку и рассмотреть положение пальцев. С одной стороны карандаша на одном уровне располагаются пальцы 1, 2, 3, 4, они собраны вместе и округлены. С другой стороны, в противодействии к ним, — большой палец, он касается карандаша мякотью подушечки, фаланги при этом не прогибаются. В таком же естественном положении пальцы должны оставаться на грифе. Затем ученик берет инструмент и устанавливает пальцы 1, 2, 3, 4 на одной из струн, а большой палец помещает под грифом. Лучше сделать это в V позиции, где наиболее удобное и естественное положение левой руки. Ученик несколько раз поднимает и опускает над струной пальцы, чтобы наметить общее движение. Затем обхватывает пальцами гриф так, как перед этим карандаш. Левая рука не поддерживает гриф, но ей необходимо преодолевать силу собственной тяжести, она как бы свободно зависает на пальцах, сжимающих гриф.

Расстановка пальцев на ручке.

 

 

 

Перенос расстановки на гриф.

 

 

Начинать играть упражнения для левой руки следует от 2 пальца с V по XII лады. В это время правая рука играет через пальцы i — m. После постановки 2 пальца следует ставить 3 палец. Как только ученик уверенно освоит постановку этих пальцев, к ним добавляются сначала 1, затем 4 пальцы. При этом главное внимание необходимо уделить правильному рациональному распределению веса, опоры при переходе с одного на другой. Именно умение правильно распределять вес пальцев является основой будущей беглости, легкости и свободы при игре.

Начальное овладение постановкой левой и правой рук целесообразно разделить на такие три этапа: 1) посадка и держание гитары не играя; 2) выполнение простейших игровых движений правой и левой руками отдельно; 3) соединение работы правой и левой рук.

На этом этапе продолжается работа над звукоизвлечением, но уже с участием пальцев левой руки.

Существуют два основных правила, которые выработки синхронности движений рук, которые необходимо запомнить׃

1) Правая рука опережает левую. Это означает, что палец правой руки уже подготовлен к звукоизвлечению и находится на струне, а палец левой руки еще над струной.

2) Нажим на струну правой рукой и импульс прижатия лада левой рукой должны происходить строго вместе.

Далее можно переходить к отрабатыванию одновременного звукоизвлечения двойных нот, то есть мелодия с басом исполняются сначала p – апояндо, а i, m, a – тирандо, затем с применением двойного тирандо (щипка). Большой палец находится впереди других пальцев. Помните, что пальцы идут противоходом, а само движение напоминает закручивание. Это упражнение помогает в постановке кисти правой руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательно перед этим нужно проделать упражнения:

1) палец i стоит на 3 струне, а палец p играет впротивоход, и наоборот;

2) закрутки на открытых струнах .

Когда постановка уже, практически, сформирована, имеет смысл перейти к изучению гамм, тональностей и ладов в музыке. Теоретический материал лучше всего закрепить проигрыванием гамм и педагогом, и учеником, либо транспонировать небольшую пьесу в разные тональности как мажорные, так и минорные, Начинать разучивать с учеником гаммы рекомендуется в пульсациях дуолями, триолями, квартолями.

Систематическая игра гамм׃

► развивает моторно-двигательные навыки обеих рук и синхронность движений;

► способствует освоению аппликатурных принципов и правил взаимодействия обеих рук.

► Сначала рекомендуется играть каждый звук по три, по два и затем по одному разу. После освоения гаммы в V позиции, переходим к отрезку во II – отрабатываем смену позиций (VI – V).

Для дальнейшего развития слуха, памяти и чувства ритма в педагогическую практику вводится подбор по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя другие струны увеличивая мелодию до трех

Нужно с первых уроков прививать ученику серьёзное отношение к чтению с листа. Чтобы заинтересовать ребёнка следует проводить занятия ,,от простого к сложному”, ,,от лёгкого к трудному” – чтение ритмических рисунков, коротких одноголосных мелодий с начала на открытых, потом на закрытых струнах, мелодий без баса и аккомпанемента, постепенно усложняя мелодические рисунки, приближая их к звучанию настоящей гитарной фактуры. При чтении с листа нужно стремиться соблюдать темп, динамические оттенки, знаки альтерации, паузы, выдерживать характер произведения.

Построение дальнейших занятий ученика на инструменте и плодотворность работы зависит от его индивидуальных способностей, эмоционального настроя и желания ученика продолжить занятия дома.

 

 

2.3. Репертуарная политика на начальном этапе обучения

 

Репертуар на начальном этапе обучения должен быть основан на принципе постепенного усложнения. Уровень способностей учеников различен, поэтому требует индивидуального, внимательного подхода к каждому. Разнообразие форм, характера содержания произведений индивидуальных планов учеников должен быть стимулом к занятиям дома и в классе.

Немногие профессиональные композиторы пишут для детей. Поэтому порой педагогу сложно выбрать для ученика пьесы, которые бы отвечали всем требованиям музыкального исполнительства, были бы доступны начинающему гитаристу и имели бы высокую художественную ценность. Развитие музыканта-гитариста зависит не только от навыков, но и от репертуара. Очень хорошо, когда педагог обращается к музыке композиторов Каркасси, Джулиани, Сора, Агуадо, но это очень мало. Необходимо играть музыку разных стилей и эпох. Особое место должна занять современная музыка. Среди современных композиторов – Никита Кошкин, Штефан Рак, Франц Хьюст, Виктор Козлов, Людмила Иванова, Юрий Смирнов, Олег Киселёв, Александр Виницкий, Игорь Рехин. Именно эти композиторы создают музыкальную литературу для детей школьного возраста, приучая их к современному гитарному языку.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начальный этап имеет очень большое значение в становлении музыканта-гитариста. Первые впечатления ребёнка от соприкосновения с искусством оказывают влияние на его дальнейшее музыкальное развитие. Огромную роль в этом играют первые месяцы обучения.

На каждом уроке ребёнок должен чувствовать положительный результат хотя бы в самом простом задании. Конечно, многое получится не сразу, трудности и неудачи в обучении могут быть, но задача педагога помочь ученику поверить в свои силы и возможности. Повторяющиеся неудачи, накопленное неудовлетворение, скучные уроки, в конечном счете, рождают нелюбовь к инструменту и отторжение музыки. Поэтому работа педагога с учеником должна быть продуманной, последовательной и профессиональной. Она заключается в сочетании развития творческого и образного мышления, эмоционального восприятия, и приобретении первых технических и профессиональных навыков игры на инструменте. Именно в первые месяцы обучения закладывается тот фундамент, та база, на которой в дальнейшем будет строиться развитие всех навыков и способностей ученика.

Педагог-музыкант не только обучает игре на инструменте, он раскрывает ребенку мир прекрасного, старается пробудить доброту, сопереживание, старается зажечь творческим огнем. Педагог учит управлять своими эмоциями во время исполнения, и многому другому, что закладывается на всю жизнь в душе с малых лет. Потом этому научить трудно.

Только профессиональному педагогу-гитаристу можно доверить воспитание исполнителя. И часто происходит чудо! Ребенка захватывает интерес к инструменту, успех вдохновляет, и он остается, предан музыке, гитаре.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.М. Каркасси, «Школа игры на шестиструнной гитаре»
2. П. Агафошин, «Школа игры на шестиструнной гитаре»
3. Н. Кирьянов, «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре»
4. Х. Сагрерас «Школа игры на классической гитаре»
5. Н.Г.Кирьянов «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре»
6. А. М. Иванов-Крамской-Школа игры на шестиструнной гитаре
7. П. Роч «Школа игры на шестиструнной гитаре» (По методу Ф.Тарреги)
8. И. Варфоломеев «Курс игры на классической гитаре»
9. Д.Теслов «Идеальная школа техники гитариста»
10. Дж. Тэйлор «Звукоизвлечение на классической гитаре»
11. А.Г.Николаев «Самоучитель игры на 6-струнной гитаре»

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram