Оричевская детская музыкальная школа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования “Оричевская детская музыкальная школа” Оричевского района Кировской области
Сообщение
«Основные аспекты в работе концертмейстера»
Концертмейстер Бехтерева Оксана Анатольевна
«Концертмейстер» – одна из самых востребованных профессий в музыкальной сфере. Концертмейстер – это музыкант, который нужен в любом музыкальном учреждении. Без него немыслимо ни одно музыкальное событие. Концертмейстер нужен как вокалисту, так и хору, как солисту-инструменталисту, так и в оркестре.
Со стороны кажется, что быть концертмейстером не сложно, так как он всего лишь кому-то «подыгрывает», но это совсем не так. Без высокого профессионализма стать настоящим концертмейстером невозможно. Необходимо не только владеть своим инструментом, навыками транспонирования, подбора на слух и аранжировки, но и очень хорошо знать специфику сольного инструмента или вокального пения, быть не просто музыкантом, но и психологом (особенно в работе с детьми).
В музыкально-образовательном учреждении концертмейстеру приходится работать с детьми разных умений и навыков, разных возрастов. Но задача одна – создание гармоничного ансамблевого звучания, где каждый исполнитель является неотъемлемой частью друг друга.
В работе с учащимися класса духовых инструментов существует своя специфика. Концертмейстер должен знать тембровые особенности каждого инструмента, уметь «дышать» вместе с солистом, благодаря чему достигается синхронность исполнения, развитие музыкальной мысли, звуковой баланс, что способствует созданию художественного образа исполняемой музыки. Не все дети способны быть стабильными исполнителями. Задача концертмейстера оказать помощь в любой затруднительной ситуации. Для этого необходимо хорошо знать сольную партию и быть готовым поддержать ученика возможным способом. Ритмические и фактурные сложности в партии концертмейстера не должны препятствовать слуховому восприятию сольной партии ученика, а наоборот, быть подчинены солисту. В тоже время, концертмейстер направляет мелодическое движение, «ведет за собой». Важно чувствовать солиста в данный момент. Умение дать нужный темп, создать музыкальный характер с первых звуков имеет большое значение. Ученику должно быть комфортно в созданной атмосфере. Ведь даже небольшое изменение темпа музыкального произведения может как помочь, так и навредить исполнению. Ученик должен чувствовать уверенность и спокойствие в своем преподавателе – концертмейстере. Умение гибко подстраиваться под ученика, способность незаметно для слушателей подхватить исполнителя в случае ошибки, показать в более выигрышном свете – этими качествами должен обладать хороший концертмейстер.
2023г