header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Основные аспекты и проблемы в обучении детей раннего возраста на кларнете и альтернативы их решения

15 ноября, 2023
QR Code

Основные аспекты и проблемы в обучении детей раннего возраста на кларнете и альтернативы их решения
Автор: Пушина Олеся Александровна
Должность: преподаватель
Учреждение: МБУДО «ДМШ№8» г.Казани

Русский композитор Александр Федорович Гедике писал: «Техника игры на духовых инструментах ушла вперед настолько, что если- бы лучшие исполнители особенно не медных духовых инструментах, жившие 50-70 лет назад, услышали наших духовиков, то не поверили бы своим ушам и сказали-бы, что это не возможно». И, несомненно, исполнительский уровень детей тоже значительно вырос за последние годы. В наши дни все чаще можно услышать детей, мастерски играющих виртуозные высокохудожественные произведения на духовых инструментах, владеющих всеми средствами выразительных и нетрадиционных исполнительских приемов, таких как перманентное дыхание, фрулато, slap, игра аккордами и многое другое. И этот факт на прямую связан с более ранним началом обучения игре на больших (профессиональных) духовых инструментах. Если 20-25 лет назад обучение детей на кларнете традиционно начиналось с 10-11 лет, то в наше время ребенок, играющий на кларнете с 7-8 лет уже не редкость.
Первые занятия для ребенка- очень важное событие. Он ждет чего-то необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, которых на первых занятиях бывает много и они, как правило, являются наиболее сильными и прочно закрепляются в памяти. Поэтому на первых занятиях необходимо вызвать в ребенке чувство свободы и непринужденности поведения в классе, стремление как можно больше получить знаний и умений, и проявить активный интерес к выбранному инструменту- кларнету. Все это из перечисленного дают занятия на неполном кларнете:
1. Отсутствие, либо полное устранение излишнего напряжения в процессе игры на инструменте.
2. Возможность облегчить процесс работы, в которой при звукообразовании участвовали только те мышцы нашего исполнительского аппарата, деятельность которых необходима в той или иной игровой момент.
3. Стремление к осуществлению свободы и собранности, силы и уверенности.
На Первых уроках обязательно ученику надо рассказать об истории кларнета, его разновидностях, о материалах, из которых изготавливается инструмент, о принципе звукоизвлечения. Ребенок должен знать как называется каждая составная часть кларнета и ее функциональное назначение (в общих чертах). И конечно же важно на первом уроке услышать звучание инструмента.
Овладение навыками игры на кларнете строя Си-бемоль представляет определенные трудности, связанные с размером инструмента и физическими данными учащегося. Начинающий кларнетист испытывает ряд затруднений по причине непривычного положения инструмента в руках, с необходимостью согласованных действий пальцев, исполнительского дыхания, языка, губного аппарата. Учитывая ранний возраст детей (6,5 лет) при приеме в музыкальную школу на отделение духовых инструментов, существует проблема на начальном этапе обучения. Эта проблема решалась давно и решается в наше время за счет обучения детей младшего возраста на таком инструменте как блокфлейта. Еще в 1972 году по инициативе музыканта-методиста, гобоиста Ивана Федоровича Пушечникова была введена в учебный процесс музыкальных шкод методичка обучения детей 5-7 лет игре на блокфлейте(«переходном инструменте»). Но, как показывает практика, большинство детей процесс перехода на большой инструмент преодолевают с большими трудностями, как физически, так и психологически. И это связано с огромной разницей между блокфлейтой и кларнетом. Как минимум, эта разница в принципах звукоизвлечения, дыхания, в размере отверстий на инструменте, в весе инструмента.
В наше время прогресса и новаторства одной из лучших альтернатив можно назвать саксонет. Этот инструмент появился относительно недавно, был разработан в Германии для детей в качестве «переходного инструмента». Это прототип блокфлейты только с кларнетовым мундштуком, Ствол инструмента более толстый, чем у блокфлейты, а мензура мундштука более узкая, что делает звукоизвлечение более легким для детей раннего возраста. Как показывает практика, при начальном обучении на саксонете у детей значительно легче проходит адаптация при переходе на кларнет, так как на саксонете ученик полностью осваивает постановку амбушюра, исполнительского дыхания, при этом малый размер и легкий вес инструмента не доставляют дополнительных трудностей. Еще одной из альтернатив кларнету в строе Си-бемоль в качестве «переходного инструмента» можно назвать малый кларнет в строе Ми-бемоль. Но, так как мензура ствола малого кларнета узкая, это затрудняет процесс звукоизвлечения, и в дальнейшем может привести к зажатости амбушюра, горла и дыхательного аппарата. Специфика обучения в детских музыкальных школах (не беря в расчет специальные музыкальные школы) не позволяет полностью отказаться от блокфлейты. Но, учитывая физические возможности обучающегося (обязательно наличие коренных передних зубов), с 7-8 лет можно начинать обучение на большом кларнете , обойдя стороной обучение на «переходном инструменте», и, конечно же не форсируя процесс обучения. Исходя из всего выше сказанного, хочется резюмировать, что саксонет является одной из лучших альтернатив в обучении детей младшего возраста, как инструмент, подготавливающий ученика к дальнейшему обучению на кларнете
Инструктивно-тренировочный материал, который предназначен для усвоения постановки, укрепления амбушюра и дыхания, не может превалировать, быть слишком обширным. Художественные произведения должны как можно раньше занять свое место в обучении ребенка. Сергей Васильевич Розанов большое значение придавал развитию художественного вкуса своих учащихся. «Педагог должен помнить, что на ряду с развитием амбушюра, дыхания, языка, техники учащийся должен развиваться в художественном отношении, стать в конечном результате сознательным музыкантом, исполнителем- художником»- писал он в «Основах методики преподавания игры на духовых инструментах». Поэтому, как только ученик освоил извлечение одного или нескольких звуков, педагогу следует предложить ему сыграть первые несложные пьесы в сопровождении фортепиано. Пусть они построены на нескольких звуках, но насыщенная фактура фортепианного сопровождения позволяет ученику не только следить за усвоением первичных приемов звукоизвлечения, ритма, но и решать простейшие музыкально-образные задачи. Нужно использовать школы игры на кларнете, которые предусматривают поэтапное развитие обучающегося, включая в себя материалы технического, художественного развития, а также начальные навыки игры в ансамбле.
Обучение на кларнете в раннем возрасте не только возможно, но даже необходимо. Но первый этап обучения начинающего музыканта-кларнетиста требует от педагога огромного внимания. Малейший недосмотр педагога может привести к усвоению учащимся неправильных навыков, исправление которых всегда представляет значительные трудности. Лучше не форсировать начальный процесс обучения, знакомства с инструментом. Очень важен тандем- педагог, ученик, родители – все должны быть заинтересованы в успешном обучении ребенка. И даже самые полезные советы и указания педагога не дадут существенных результатов, если ученик сам не поймет, что каждое указание педагога- это задание для настойчивой систематической самостоятельной (на начальном этапе обучения под контролем родителей) домашней работы, без которой невозможно достижение успехов.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram