Автор статьи: Афанасьева Зинаида Ивановна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, ГУ ДО «Детская школа искусств № 1 г.Стаханова»
Методическая статья на тему: Обзор пособий в рамках применения игровых технологий на уроках сольфеджио
Современное общество бросает вызов традиционному образованию. Нельзя оспорить тот факт, что нынешнее подрастающее поколение обладает качествами и свойствами психики, отличными от предыдущих поколений. В последнее время всё чаще и чаще учёные-педагоги поднимают тему «клипового мышления». Это обстоятельство обуславливает необходимость применения особых методов и технологий в образовательном процессе. Каждый современный педагог знаком с многообразием современных методик. Я предпочитаю использовать на уроках сольфеджио игровые технологии.
Игровые технологии рассматриваются как совокупность методов, приёмов, организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, а также это способ организации обучения в увлекательной форме и без принуждения. Поэтому младшие школьники с удовольствием играют в дидактические игры, а подростки охотно участвуют в командных играх и соревнованиях. Для педагога игра – это способ достижения педагогических целей и задач. В этой статье я постаралась собрать пособия, которые могут помочь преподавателям в поиске игрового материала для использования на уроках сольфеджио.
Ниже будут представлены десять пособий с кратким описанием их содержания.
1.«Нотограмма: нотная грамота для юных музыкантов в стихах» преподавателя МБУ ДО «Детской школы искусств» Н.В.Черниковой
Данное пособие включает забавные стихи, содержащие в себе теоретические понятия. В этих литературных шутках сложный для понимания детей материал ассоциируется со знакомыми для всех бытовыми явлениями и предметами.
- «Теоретические фантазии» Т.Мохнаткиной
В пособие входят рифмованные объяснялочки-запоминалочки, теоретические считалочки, скороговорки-загадки, поучительные истории и песенки, включающие теоретический материал.
3.«Хоровое сольфеджио: сборник песен для преподавания сольфеджио на уроках хора с детьми 1-3 класса» преподавателя сольфеджио и хора ДШИ № 2 г.Саратова С.В. Медведевой.
В пособии представлены песни-правила, которые вполне могут быть применены с целью закрепления определённых теоретических понятий (строение мажора и минора, виды минора, порядок диезов и бемолей и т.д.)
- «Нотная грамота: элементарная теория музыки. Игры на уроках» Н.В.Белой в двух частях.
Пособие содержит таблицы по музыкальной грамоте, которые наглядно представляют сложный теоретический материал; различные музыкальные домино; музыкальные лото; а также индивидуальные карточки, которые существенно облегчают подготовку педагога к урокам сольфеджио.
- «Азартное сольфеджио» Т.Камаевой и А.Камаева.
Данное пособие очень удобно в использовании. Во-первых, дидактический материал излагается системно, в соответствии с разделами теории музыки. Можно найти игры на закрепление тем «Ритм и метр», «Лады», «Интервалы», «Трезвучия», «Основы аккомпанемента», «Главные ступени и трезвучия главных ступеней лада» и многое другое. Во-вторых, в пособии представлены различные варианты игр с готовым иллюстративно-разрезным материалом.
- Музыкальные сказки В.Кирюшина
Создатель собственной авторской методики развития слуха Владимир Кирюшин создал достаточное количество увлекательных сказок, включающих объяснение теоретических музыкальных понятий. Например, «Сказка о Мишке Форте», «Сказка о длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», «Сказка об уменьшенном квинте СИ-ФА», «Сказка про фею ФАю» и др. И хоть они не входят в единое цельное пособие, не упомнить их в этом списке я не могла.
- «Музыкальная азбука» Т.Сиротиной
В пособии теоретический материал предлагается в виде песенок. Также можно найти дидактические задания и ритмические кроссворды.
- «Ритмическая азбука» Т.Сиротиной.
Пособие включает стихи и игровой материал на освоение ритма.
- «Учится интересно» Л.Ефремовой
В пособии представлены песенки на освоение теоретического материала, а также разнообразные игры для закрепления знаний и умений.
- «Неправильное сольфеджио» О.П.Камозиной
Выражаясь словами автора в сборнике «вместо правил песенки, картинки и разные истории», что очень нравится детям и существенно облегчает процесс обучения.