В современном мире музыкальное образование является важной частью эстетического воспитания детей. Музыкальные занятия развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности, положительно влияют на общую культуру поведения ребенка. Занятия музыкой имеют большое значение и отражают многие жизненные явления, обогащают представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов. Формирование музыкальных творческих качеств лучше всего начинать с раннего детского возраста. Важнейшей составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, владение музыкальным инструментом. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи, что способствует развитию мелкой моторики и постановке пианистического аппарата. В процессе обучения происходит воспитание терпения, внимательности, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественно-творческие способности учащихся, что способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:
К целям обучения игре на фортепиано можно отнести:
- Развитие стремления личности к познанию и творчеству
- Приобщение обучающихся к культурным ценностям
- Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления
- Овладение техническими приёмками игры на фортепиано
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Для достижения этих целей требуется решение следующих задач:
Обучающие:
- Изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией).
- Овладение основами исполнительского мастерства (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).
- Обучение навыками работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.
Развивающие:
- Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, гармонический и мелодический слух, чувство ритма).
- Развитие мышления, воображения, восприятия.
- Физическое развитие (двигательные навыки, координауия движения, осанка, выносливость).
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- Расширение кругозора детей в области музыкального искусства.
- Воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
- Формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.
- Становление фантазии, воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения.
- Воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность).
- Воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.
Формы обучения
Основная форма обучения – индивидуальное занятие.
Дополнительными формами занятий являются:
– игра в ансамбле
– прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных исполнителей;
– посещение концертных залов, музеев, театров с последующими тематическими беседами с воспитанниками;
– творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими коллективами;
– концертные выступления и конкурсные поездки.
Подобная структура даёт возможность преподавателю не только подготовить ребенка к дальнейшему инструментальному исполнительству, но и обеспечить его достаточным объёмом теоретических и практических знаний и умений для дальнейшей творческой реализации.
Обучение ведется по следующим направлениям:
– овладение навыками игры на инструменте;
– приобретение необходимого минимума классического репертуара;
– техническое развитие (изучение основных технических приемов на материале этюдов);
– аккомпанемент (в качестве ознакомления);
– развитие творческих способностей учащихся и приобретения необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
– овладение навыками игры в ансамбле;
– исполнение популярной музыки в переложении для фортепиано.
Домашние и классные занятия проходят на фортепиано. Наличие домашнего инструмента обязательно.
Наличие музыкального слуха, чувства ритма, память проверяется при поступлении в коллектив.
Формы контроля:
- Контрольных урока
- Конкурсах
- Концертах
- Прослушиваниях
- Зачетах
Алгоритм урока
Урок может состоять из следующих этапов:
№ | Ход урока | Время (минуты) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Разминка – игра гамм, этюдов | 4 |
3 | Проверка домашнего задания, текущая аттестация | 7 |
4 | Чтение с листа | 4 |
5 | Игровая форма занятий (или сведения по теории и истории музыки) | 5 |
6 | Коррекция исполняемых произведений | 15 |
7 | Подбор мелодий по слуху | 6 |
8 | Домашнее задание, информация по его выполнению | 2 |
9 | Подведение итогов занятия | 1 |
Всего | 45 |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).