Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Новое Английское Возрождение: истоки и основные деятели

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Фильченкова Дарья Александровна

Преподаватель

ГБПОУ КО «Калужский областной музыкальный колледж им. С.И. Танеева»

Судьба английской музыкальной культуры весьма загадочна, что привлекает внимание многих исследователей. Композиторская школа переживала расцвет в 16-17 веках, а затем внезапно исчезла со смертью Генри Пёрселла. На протяжении почти двух веков национальная музыка в Англии, фактически, не существовала в профессиональном музыкальном мире. 

Только в английской музыке мы сталкиваемся с Возрождением дважды. Говоря о Ренессансе, мы обычно подразумеваем период истории между 14 и 16 веками. Именно в этот период происходит расцвет искусства во многих направлениях — от живописи до архитектуры. Англия также была вовлечена в этот процесс; английская музыкальная школа была одной из ведущих. Но постепенно страна утратила свой вес в музыкальной сфере. Только к 20 веку Англия смогла постепенно вернуть свои достижения и приумножить их. Именно в этот период (с конца 19 века и примерно до середины 20) страна проходит через свое “Новое Возрождение”. 

В эпоху Ренессанса английская музыкальная школа расцветает. Музыкальное творчество перестаёт быть анонимным. Формируется школа профессиональных композиторов, учёных-полифонистов, опирающихся в своём творчестве на опыт народного многоголосия и европейских мастеров контрапункта. Английская музыка обогащается многообразием ритмики, музыкальных форм, преодолевающих ограниченность стиля cantus firmus. Появляется целая школа композиторов — английские вёрджиналисты. 

Среди композиторов, писавших для хора, стоит отметить Уильяма Бёрда, Джона Данстейбла, Томаса Таллиса (придворный композитор Тюдоров). Об уровне увлечённости музыкой в период Ренессанса говорит и то, что сочиняли даже особы королевских кровей. Аристократы получали обширное образование, место в котором находилось и искусству. Самый яркий пример — Генрих VIII Тюдор и песня “Greensleeves”, которая якобы посвящена Анне Болейн. 

Ярчайшим композитором своей страны был Генри Пёрселл. Пёрселл является автором огромного количества сочинений в самых разных жанрах: сюиты для клавесина, трио-сонаты, сарабанды, граунды, песни, кетчи, оды, антемы, семи-оперы и др. 

К сожалению, Пёрселл стал последним национальным композитором Англии. На протяжении двух столетий страна носила титул “страны без музыки”. Конечно, музыка из Британии не исчезла. Но оказалась привнесённой извне. Постепенно музыка теряла свои национальные черты. Из Европы приезжали мастера, которые обучались на материке и имели мало представлений о родной музыке Туманного Альбиона. Яркий тому пример — приезд Георга Фридриха Генделя. Гендель — прекрасный композитор наравне с Бахом. Но ему была чужда музыка той страны, в которую он прибыл. Он обучался у немецких и итальянских мастеров, и создавал свои сочинения по усвоенным канонам. Майкл Кеннеди пишет, что “Англия оказалась под золочёным каблуком тевтонца Генделя” (teutonic — так называют его композиторский стиль английские музыковеды). Конечно, композитор старался включать услышанные народные мотивы, песни, чтобы его сочинения пришлись по вкусу новой публике. Но эти попытки не увенчались успехом. В свой английский период Гендель создал такие шедевры, как оратории “Мессия” и “Самсон”, опера “Альцина” и прочие. Все эти произведения были отражением композитора, но никак не страны, поэтому они не могут считаться национальными. Подробнее о принципах национальной английской музыки мы расскажем чуть позже. 

После смерти Пёрселла национальная композиторская школа пришла к упадку. Иностранные авторы прозвали Англию “страной без музыки”, и этот “титул” продержался до конца 19 века. В этот период в стране происходил поиск своей национальной идентичности. В 1741 году было основано Мадригальное общество; в 1761 году основан Кэтч-клуб аристократов и джентльменов. Но публика оказалась слишком увлечена произведениями Гайдна, Мендельсона, а затем Вагнера, чтобы зёрна национальной музыки смогли прорасти. 

В 19 веке Европа сталкивается с небывалым интересом музыкантов к народной культуре своих стран. В каждой стране произошёл подъём национального движения. У Чехии был Дворжак, у Польши — Шопен, у Норвегии — Григ, у Испании — Альбенис, у России — Глинка и т.д. Англия также оказалась вовлечена в этот процесс.  

Сложно сказать, когда конкретно в Англии началось возрождение национальной композиторской школы. Хуберт Пэрри и Чарльз Уильерс Стэнфорд в своих трудах говорили о своём интересе к народной музыке и о том, что стране нужны свои, национальные композиторы. В 1880 году Пэрри заканчивает “Освобождённого Прометея” — это была первая попытка создать сочинение, независимое от музыки Европы. К сожалению, ни Пэрри, ни Стэнфорд не смогли полностью отказаться от европейских традиций. Их главная заслуга в том, что они смогли воспитать целое поколение композиторов, увлечённых музыкой Англии. В 1898 году было основано Общество народной песни, ставившее своей задачей поиск, запись и систематизацию народной музыки Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса. В 1907 году членами общества становятся учёный-фольклорист Сэсил Шарп и композитор Ральф Воан-Уильямс, ученик Пэрри и Стэнфорда. Результатом их деятельности в обществе стало издание труда “Английские народные песни. Некоторые вывод”, который на несколько десятилетий стал чем-то вроде учебного пособия для английских музыкантов. 

Вокруг общества народной песни сформировался круг молодёжи, которые звали себя “folky”. Идеями фолки оказался увлечён Воан-Уильямс. Он отправляется в путешествие по самым отдалённым уголкам Великобритании в поисках новых песен. В итоге он создаёт свои “Норфолкские рапсодии”, где цитировал песни, найденные в этом путешествии. 

Поиск национальной музыки был очень активным. В то же время постепенно начинали возникать и проблемы. У фолки появились подражатели, считавшие, что их творчество может стать национальным, если в свои опусы они включат две-три народные песни из сборника Шарпа. Но Уильямс и прочие считал, что фольклорные приёмы должны быть вплетены в традиционные каноны композиции. Манифестацией принципов Уильямса стало написание “Морской симфонии”. 

К сожалению, развитие национальной композиторской школы в первой половине 20 века пришло к кризису. Главная причина кроется в том, что мировая война унесла жизни многих деятелей фольклорного движения. А вторая — творчество этих композиторов не отражало глобальных событий эпохи, оно оказалось чуждым представителям нового поколения. 

Новое восхождение композиторская школа Англии начала с того момента, на котором её развитие оборвала война. Музыкальная жизнь страны быстро набирала прежние темпы. Духовная мощь “Нового Возрождения” проявилась в творчестве Уильяма Уолтона, Константа Ламберта, Майкла Типпета. Однако после войны дороги композиторов Англии разошлись. Причиной было то, что в основе “национальной школы” Уильямса лежала преемственность эпох. Молодых композиторов же это интересовало мало; они были увлечены авангардом. Тем не менее, представители первой волны Нового Возрождения оказали влияние на своих преемников. Яркий пример — “Путеводитель по оркестру” Бенджамина Бриттена, где композитор использует тему из оперы Генри Пёрселла “Абделазар”. 

Идеи “Нового английского Возрождения” находят свой отклик и в творчестве ныне живущих композиторов Великобритании. Одним из таких сочинения является произведение “Cantata Memoria” Карла Дженкинса. 

История сочинения. В 2014 году Карлу Дженкинсу поступил заказ на создание произведения, посвященного трагедии в Аберфане, Южный Уэльс. 21 октября 2016 года в результате схода массива угольного шлака погибли 116 детей и 28 взрослых — каменная лавина накрыла школу Пантглас. К 50-летию этой трагедии и была приурочена Кантата Дженкинса. 

И хотя замысел рожден Аберфаном, нам также не следует забывать, что он должен был вобрать в себя и другие холодящие кровь трагедии, связанные, увы, с детьми. Вспомним о Данблейне (1996), о захвате школы в Беслане (2004), о бедствии корейского парома и бойне в пешаварской школе (обе трагедии случились в 2014-м), и каждая трагедия – катастрофа весьма масштабная. Мы все были детьми, и многие из нас – родители, бабушки и дедушки, и я уповаю на то, что в аспекте проблем детства и взращивания полноценной молодежи Кантата Memoria станет символичной точно так же, как, собственно, и в аспекте памятника в музыке, посвященного катастрофе в Уэльсе. По словам Миэрид, «мы искренне надеемся, что этот труд обращен от двух сердец ко многим сердцам» (цитата взята с сайта “Бельканто” https://www.belcanto.ru/cantata_memoria.html). 

Почему произведение “Cantata Memoria” можно считать национальным? Во-первых, это актуальность событий. Кантата посвящена трагедии в школе, где жертвами являются дети: к сожалению, с подобными ситуациями мы часто сталкиваемся в современном мире. Это, несомненно, вызывает эмоциональный отклик у слушателей. Во-вторых, композитор использует в своем сочинении не только собственные оригинальные мелодии, но и цитирует национальные песни и английские гимны. Яркий тому пример — в первой части кантаты звучит гимн середины 19 века “All things bright and beautiful”. В свою очередь, сам гимн является адаптацией народной песни 17 века “Королевский дуб”. Таким образом, в произведении сочетаются современные мотивы пера Дженкинса и мелодии прошлых эпох. В-третьих, в кантате используются тексты на валлийском языке. Более того, автором либретто выступила валлийская поэтесса Миэрид Хопвуд. Трагедия Аберфана была пересказана словами современного поэта 21 века. 

QR Code