«НЕВЕРОЯТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ»
Сценарий внеклассного мероприятия
для учащихся старших классов
«Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы»
Э. М. Ремарк
«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Роллан
Цель: формирование у детей и подростков толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- привлечение внимания учащихся к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для развития способности к сопереживанию;
- способствование развитию нравственных качеств учащихся.
Форма проведения: воспитательная беседа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint.
Слайд № 1 – Заставка с названием мероприятия
Вед. Добрый день! Наше мероприятие называется «Невероятные достижения в искусстве». Почему именно в искусстве?… Да, вы пришли в школу искусств, где дети и подростки учатся рисовать, танцевать и играть на разных музыкальных инструментах. Все эти виды деятельности относятся к искусству.
Мы сегодня поговорим с вами о тех, кто достиг в искусстве невероятных вершин. Георгий Васильевич Чичерин советский дипломат и страстный любитель классической музыки в своей книге об этом великом композиторе писал…
Слайд № 2 – слова Г.В. Чичерина, чуть позже — портрет В.А. Моцарта
Вед. «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе…». Как вы думаете, о ком эти слова?… Он австриец, вот его портрет… Правильно, это Моцарт. Даже не музыкант знает, кто такой Моцарт.
Слайд № 3 – фото г. Зальцбурга
Слайд № 4 – фото дома семьи Моцартов в г. Зальцбург
Вед. Он родился в Зальцбурге. В доме №9 на Гетрайдегассе.
Слайд № 5 – портрет Леопольда Моцарта с детьми Вольфгангом и Наннерль.
Вед. В музыкальной семье. Вот он, маленький Вольфганг вместе со своим отцом Леопольдом Моцартом и старшей сестрой Наннерль.
Слайд № 6 – портрет маленького В.А. Моцарта и сведения о возрастных достижениях вундеркинда
Вед. Более 250 лет мы говорим, что Моцарт вундеркинд. Вы знаете, как переводится это слово?… Дословный перевод с немецкого — «чудесное дитя». Вундеркинд – это ребёнок, который превосходит по интеллектуальному развитию других детей такого же возраста. Чем же маленький Моцарт отличается не только от своих сверстников 18 века, но и от современных детей?…
Вед. В четыре года малыш написал свой первый концерт для клaвесина, причем тaкoй сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов того времени смoг бы его исполнить. Когда любящий отец отнял нeoкoнчeнную нотную запись, он изумленно воскликнул:
— Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
— Какие глупости, папа! — возразил Моцарт, — его может сыграть даже ребенок. Например, я.
В 6 лет на многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавесине с закрытыми глазами — отец закрывал ему лицо платком. Другим платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
В 14 лет Моцарт стал почётным членом Болонской академии искусств.
Слайд № 7 – портрет маленького Моцарта
и фото входа в Болонскую академию
Вед. В Болонской академии существовало правило не принимать никого моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение.
Даже Папа Римский однажды наградил юного Моцарта за поступок, который для другого мог закончиться жестоким наказанием. Дело было так… В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение для двух хоров композитора Аллегри. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его по слуху. Он хотел сделать подарок для своей сестры — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского…
Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры…
Сейчас мы послушаем отрывок из «Коронационной мессы» Моцарта. В ней 10 частей. Вторая часть называется «Глория».
Слайд № 8 – видео: В.А. Моцарт «Коронационная месса», часть 2 «Глория», исполняет – оркестр Санкт-Петербургской консерватории
https://www.youtube.com/watch?v=KzAgCoj-3RY
Вед. Посмотрите, какое большое количество музыкантов исполняет произведение, подобное тому, что записал по памяти юный Моцарт. Да и сам он, как вы помните, к 13 годам писал такие же произведения.
История музыки не знает второго Моцарта. Вундеркиндов было не мало, но они были старше Вольфганга.
Вы знаете, кто этот мальчик?…
Слайд № 9 – фото маленького С. Прокофьева и сведения о его достижениях в детском возрасте
Вед. Правильно, это Сергей Сергеевич Прокофьев – великий русский композитор 20 века.
А этот мальчуган вам знаком?…
Слайд № 10 – фото маленького П. Пикассо и его картины»Пикадор», написанной в 8-летнем возрасте
Вед. Это Пабло Пикассо – знаменитый испанский художник.
А сейчас посмотрите на эти фотографии…
Слайд № 11 – фото детей с ОВЗ
Вед. Это дети-инвалиды… Только что я рассказывала вам о детях-вундеркиндах и вдруг инвалиды… Вы знаете, именно сегодня 3 декабря международный день инвалидов. Это не праздник, который надо отметить, это день, когда нас всех призывают обратить внимание на тех, кто рядом с нами и кого мы порой стараемся не замечать.
Скажите, какие чувства вызывают у вас инвалиды?… Жалость?… Любопытство?… Брезгливость?… Вы отводите глаза, когда видите на улице людей с физическими недостатками?… Сейчас про них говорят – люди с ограниченными возможностями здоровья. А что значит «ограниченные возможности»?…
В энциклопедии написано: ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Люди с ОВЗ имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Это слабослышащие, глухие, слабовидящие, слепые, с нарушением речи, немые, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
А знаете, как переводится слово «инвалид»?… Это латинское слово invalidus. In — переводится как приставка «не», а validus – означает «силач». Что получилось?… «Не силач»! А кто из вас может сказать про себя, что он силач?… Мы здесь в большинстве не силачи, а обыкновенные, то есть нормальные люди. Эти дети тоже не силачи, значит они, так же как и мы обыкновенные, то есть нормальные люди! Логично?…
Посмотрите видеоролик о двух подростках. Их социальный статус инвалиды, «не силачи».
Слайд № 12 – видео: фрагмент выпуска телеконкурса «Минута славы»
https://yandex.ru/video/preview/17003494059154912043
Слайд № 13 – фото В. Кочкина и Д. Анастасьина
Вед. Виктор Кочкин (20 лет) и Даниил Анастасьин (15 лет) – воспитанники Нижнеломовского детского дома для детей с физическими недостатками. Звезды брейкданса, победители и обладатели гран-при телевизионного проекта «Минута славы». Виктор и Даниил с рождения не имеют ног. Виктор начал заниматься танцами в возрасте шести лет, когда увидел, как мальчишки в детском лагере соревновались друг с другом под музыку.
Он вспоминает: «Мне стало интересно и я решил попробовать свои силы, доказать, что я такой же как и все. Первым делом я прошёл на руках километр. К семи годам начало что-то получаться. Я начал разучивать новые элементы и движения из интернета, смотря выступления брейкдансеров. В 15 лет первым моим учеником стал Даниил».
Следующий видоеролик о «не силачах» называется «Hend in hend», что в переводе с английского… «Рука в руке».
Слайд № 14 – видео-ролик о китайских танцорах-инвалидах
https://www.youtube.com/watch?v=FxU1FefVO2Q
Вед. Подберите слова или словосочетания, которые с вашей точки зрения подходят к увиденному. Я начну – восхищение, жажда жизни…
Следующий видеоролик:
Слайд № 15 – фрагмент видео о слепой художнице
https://www.youtube.com/watch?v=3POAjp77LPU
Вед. Безногие танцоры, слепая художница… Невероятно!
Когда я готовилась к этому мероприятию, то к своему стыду и удивлению узнала, что в Москве есть Российская Государственная Специализированная Академия Искусств, в которой учатся талантливые «не силачи». Это единственная в мире Академия для инвалидов!
Слайд № 16 – фото благотворительного фонда «Мир искусств»
Вед. А ещё в России уже 17 лет существует благотворительный фонд «Мир искусства», который собирает по всей стране одарённых детей инвалидов и учит их музыке, а также даёт профессию. Фондом руководит Владислав Тетерин. Ежегодно в Москве проходят отчёты фонда «Мир искусства» о проделанной работе в виде концертов, где выступают воспитанники – юные певцы и музыканты, в виде выставок, где экспонируются работы юных художников и скульпторов.
Посмотрите видео о двух воспитанниках этого фонда.
Слайд № 17 – фрагмент видео о воспитанниках фонда «Мир искусства»
https://www.youtube.com/watch?v=3jrDuNliDMg
Вед. Я рассказала вам о детях и подростках, которые только начинают свою творческую деятельность, но уже добились невероятных результатов. А сколько знаменитых музыкантов «не силачей» радует и удивляет нас своим талантом!
Слайд № 18 – фото С. Уандера и Дж. Хили
Вед. (перечисляет)… Стиви Уандер – певец, композитор, пианист, барабанщик и Джефф Хили – вокалист и гитарист, ослепли в раннем детстве.
Слайд № 19 – фото Т. Айомми и Т. Квастхоффа
Вед. Тони Айомми – исполнитель тяжёлого рока, на правой руке средний и безымянный пальцы на половину отсутствуют. Томас Квастхофф – оперный и джазовый певец, инвалид от рождения – тяжёлая патология рук.
Слайд № 20 – фото Дж. Рейнхардтф и М. Петруччиани
Вед. Джанго Рейнхардт – джазовый гитарист, не левой руке только 2 рабочих пальца, указательный и средний. Мишель Петруччиани – джазовый пианист, инвалид от рождения.
Слайд № 21 – фото П. Витгенштейна и А. Бочелли
Вед. Пауль Витгенштейн – пианист, потерял правую руку после тяжёлого ранения на фронте I Мировой войны. Андреа Бочелли – оперный певец, ослеп в 12 лет после попадания в голову футбольного мяча.
«Брат Рэй», «Великий слепой» — так звали выдающегося джазового певца и музыканта. Рэй Чарльз ослеп в 7 лет.
Слайд № 22 – видео: выступление Рея Чарльза в 1955 г.
https://www.youtube.com/watch?v=fVPPbNcg5fM
Вед. Знаете, кто этот ударник-виртуоз?…
Слайд № 23 – фрагмент видео: выступление Р. Аллена
https://www.youtube.com/watch?v=ySfXWYF7-O0
Вед. Это Рик Аллен. Будучи уже известным в составе британской рок-группы Def Lepard, потерял правую руку после автомобильной аварии.
Вед. А теперь посмотрите на фото этих молодых людей…
Слайд № 24 и Слайд №25 – фото подростков,
находящихся под воздействием запрещенных веществ
Вед. Какие чувства они у вас вызывают?… Страх?… Жалость?… Может им стоит позавидовать: у них куча свободного времени, они веселы, потому что не надо учить уроки?… А может не стоить вообще на них обращать внимание?! Кто они такие!? Совершенно незнакомые нам подростки. Какое нам до них дело?…
Слайд № 26 – фото Э.У. Фёргонга и кадр из фильма «Терминатор»
Вед. А вот это мальчик вам знаком?… Это Эдвард Уо́лтер Фёрлонг – американский актёр и певец, наиболее известный по ролям Джона Коннора в фильме «Терминатор 2: Судный день». Сегодня Эдварду 39 лет и выглядит он вот так…
Слайд № 27 – фото Фёрлонга сегодня
Вед. С 13 лет Эдвард Фёрлогн сделал головокружительную карьеру в кинематографе и музыке. Но из-за проблем с алкоголем, наркотиками и законом сейчас Эдвард прозябает в долгах и безвестности.
Слайд № 28 – фото А. Фомкина и кадр из фильма «Гостья из будущего»
Вед. А кто узнал этого симпатичного мальчишку?… Алексей Фомкин – один из самых любимых киноактеров российских девчонок и мальчишек в 80-е годы. Он так же, как и Эдвард Фёрлонг, стал знаменит в 13 лет. Так же, как у Эдварда у Алексея были вредные привычки, с которыми он так и не сумел справиться. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, Алексей не смог выбраться из горящего дома. Ему было всего 26 лет.
Вед. У этих двух актеров было все: талант, молодость, успех, А главное, они были совершенно здоровы! Какие чувства вызывает у вас подобная ситуация?… Неприязнь?… Негодование?…
Вед. Говорят: «От судьбы не уйдешь». Вы согласны с этим?… Древнегреческий философ Платон справедливо утверждал: «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя». «Мужество делает ничтожными удары судьбы», — сказал другой древнегреческий философ Демокрит. «Кто твердо знает что делать – тот приручает судьбу», — утверждал знаменитый русских путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Слайд № 29 – высказывания великих людей
Вед. На фоне историй, подобных историям Эдварда Фёрлонга и Алексей Фомкина успехи людей с ОВЗ вызывают не только уважение, но и некую зависть к силе духа этих мужественных людей.
Слайд № 30 – фото детей и подростков с ОВЗ,
добившихся успехов в искусстве
Вед. Я хочу предложить вам выполнить 3 задания (ведущая приглашает на сцену по несколько человек, которые по-очереди выполняют следующие задания):
- завязать глаза и нарисовать на листе бумаги дом, дерево и человечка;
- взяв ручку в левую руку, постараться написать красиво несколько предложений;
- надев наушники, громко включить в них музыку, постараться услышать и понять несколько сказанных фраз.
(Каждое выполненное задание совместно обсуждается).
Вед. Сегодня мы говорили с вами о вундеркиндах, оставивших след в искусстве, об инвалидах, добившихся невероятных достижений в искусстве, благодаря своей воле, упорству, вере в себя. Разве можно назвать этих людей «не силачи»?… Разве их возможности ограничены?… Они настоящие герои, глядя на которых стыдно говорить о каких-то своих болячках и неудачах. Они – силачи! Их возможности безграничны! Это доказали олимпийские чемпионы Паралимпиады.
Слайд № 31 – видео: Олег Аккуратов исполняет гимн Паралимпиады
https://www.youtube.com/watch?v=RkApVdFvaMI
Наша встреча подошла к концу. До свиданья.