Вяльдина М.П.
Преподаватель по классу гитары
МБУДО РДШИ Россия, п.Андра, ХМАО-Югра
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ГИТАРЫ.
Введение
В последнее время исполнительская школа игры на классической гитаре развивается достаточно интенсивно. Проведение конкурсов, фестивалей, концертов различных уровней с участием ведущих исполнителей вызывает интерес не только среди профессионалов, начинающих гитаристов, но и широкого круга любителей гитарного искусства. Гитара включена в систему музыкального образования – от школы до ВУЗа. Как известно, именно в детском возрасте у человека формируются основные качества его личности, приобретаются необходимые знания и умения, закладывается основной фундамент для дальнейшего развития, образования. Поэтому очень важно, чтобы обучение юного музыканта (особенно на первой ступени развития) проходило в тесной взаимосвязи с его воспитанием.
Воспитание и обучение – главные задачи педагогики. К этому вопросу обращались музыканты разных поколений и специальностей. Стоит отметить работы известных педагогов – музыкантов и теоретиков исполнительского искусства А. Д. Алексеева [2], Г. Г. Нейгауза[28], В. Ю. Григорьева[15], Г.М. Когана[19], А. И. Ямпольского[40] и других. Имеются также работы, посвященные исполнительству и методике обучения на гитаре В. Г. Борисевича[8], В. В. Ковбы[18], Ю. П. Кузина[20], Н. П. Михайленко[27], О.В. Кузьминой[21]. Особый интерес представляют работы выдающихся зарубежных гитаристов Ч. Дункана[16], Э. Пухоля[31], А. Сеговии, Д. Тейлора[32] и других. Их труды представляют большую ценность для преподавателей, методистов, музыкантов исполнителей и в наше время, а также стали материалом для данного исследования. Эта тема требует постоянного ее изучения, новых открытий и достижений. Конечно, опираясь на опыт великих мастеров прошлого, современная методика обучения и воспитания обучающихся не многим отличается от сложившейся «классической» методики. Но в связи с появлением в музыкальной среде значительного числа талантливых композиторов, исполнителей на классической гитаре, пополняется репертуар, меняются и требования, расширяются возможности педагога специального класса гитары, а, следовательно – необходим современный подход в преподавании.
Воспитание и обучение составляют единое целое общего педагогического процесса. Можно говорить не только о взаимосвязи этих явлений, но и об их взаимопроникновении друг в друга. Выдающийся французский поэт XIX века В. Гюго писал: «Воспитание – дело совести, обучение – дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» [№, 7]. Еще в V веке до нашей эры великий мыслитель античности Сократ отмечал: «Воспитание и образование – единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного» (Платон «Диалоги»)[29].
Что же такое воспитание? И в чем его отличие от обучения?
Воспитание является особо значимой частью педагогики. Оно употребляется в широком и узком значении. Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки его к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагога и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение – не менее важное составляющее педагогики. Это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению определенными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей и нравственно – этических взглядов.
Итак, воспитание включает в себя элементы обучения, а стили общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Об этом необходимо помнить каждому педагогу, поскольку именно в процессе музыкальных занятий у учащегося формируются основные качества, необходимые ему и в его исполнительской деятельности, и в его дальнейшей жизни. Преподаватель специального класса, будь то пианист, вокалист или же гитарист, должен подходить к вопросу об обучении, прежде всего, как педагог-музыкант-воспитатель. Здесь его задачи не ограничиваются только тем, чтобы научить ученика играть на том или ином инструменте. Перед педагогом ставятся наиболее значимые или более «высокие» цели. Воспитание мировоззрения, эстетических вкусов, воли и характера, интереса к труду (и умения трудиться), любви к Родине и народному искусству, а также, может быть самое главное, воспитание любви к музыке ( к музыке художественно ценной) – вот основные задачи педагога. Но есть и другие не менее важные задачи. Необходимо выделить самые значимые из них:
- Научить понимать художественное произведение и эмоционально отзываться на его содержание
- Обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост исполнительских навыков
- Развитие музыкальных способностей, творческого мышления учащихся
- Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
При таком количестве задач, стоящих перед педагогом, может возникнуть вопрос о реальных возможностях их решения в самом процессе обучения. Здесь стоит обратиться к словам замечательного педагога, пианиста Г.Г. Нейгауза. Он пишет: «Не трудность задачи, а важность и необходимость ее полного разрешения – вот что должно интересовать педагога в первую очередь». [27,68]
В настоящее время перед гитаристами – исполнителями и преподавателями стоит проблема недостаточно полного раскрытия творческого потенциала музыканта-исполнителя, развития его интеллектуальных данных. К сожалению, в методической гитарной литературе по специальности «классическая гитара» сегодня не часто затрагиваются вопросы широкого развития личности, а также конкретные методы «художественного» освоения инструмента и гитарного репертуара. Все еще доминирует принцип узкотехнического развития учащихся, не позволяющий в полной мере раскрыть персональные яркие качества обучаемых, развивать их творческое мышление, способствовать становлению индивидуальности. Однако, стоит отметить, что многие методические работы содержат в себе ценные материалы, касающиеся вопросов посадки и постановки рук, вопросов звукоизвлечения, исполнительской техники гитариста, и поэтому имеют большую практическую значимость. В связи с этим, становится все более актуальным и необходимым научное исследование проблемы обучения и воспитания учащихся в классе гитары.
Цель работы: определить основные учебно – воспитательные задачи педагога специального класса гитары и предложить способы их решения.
Задачи работы:
- Рассмотреть некоторые методы общекультурного и интеллектуального развития учащихся
- Определить роль планирования и организации учебно-воспитательного процесса
- Выявить некоторые особенности проблемы формирования важнейших качеств музыканта – исполнителя
- Отметить главные профессиональные и личностные качества учителя.
Учебно-воспитательная работа в классе гитары
- Общекультурное и интеллектуальное развитие учащихся
Индивидуальность человека – его характер, интересы и способности – всегда в той или иной степени отражают пройденный им жизненный путь. Известно, что в детском возрасте формируются основные качества личности. Воспитание эстетических вкусов, мировоззрения, развитие лучших сторон личности учащегося, формирование важнейших качеств музыканта-исполнителя – главные воспитательные задачи педагогики. Такой концепции «развивающего обучения» придерживались многие выдающиеся музыканты-педагоги.
В чем же заключается воспитательный процесс, и какие методы общекультурного развития учащихся существуют?
Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем разностороннее оно ведется. Одна из главных задач педагога- воспитание любви к музыке, главным образом, к музыке высокохудожественной. Первым делом, сам педагог должен горячо любить эту музыку, иметь развитый художественный вкус, обладать обширными знаниями в области музыкального искусства. Педагогу по специальности, как можно чаще, необходимо предоставлять возможность своим ученикам прослушивания записей ведущих исполнителей. Современные технологии позволяют сделать это без особого труда. Ученику-гитаристу стоит интересоваться не только гитарной музыкой, но и фортепианной, скрипичной, оркестровой, народной, вокальной и др. только тогда он будет развиваться со всех сторон, повысится его общекультурный и интеллектуальный уровень, а его музыкальные представления будут значительно шире. Нельзя переоценить благотворность воздействия концертов артистов высокого уровня, искусство которых оставляет в сердцах юных музыкантов массу новых, ярких впечатлений, пробуждает эстетическое чувство. Посещение концертов, оперы, балета – необходимое условие учебно – воспитательной работы.
Ставя перед собой задачу формирования художественного вкуса юного музыканта, педагогу необходимо при любой возможности обращать внимание учащихся на эстетическую ценность музыкальных произведений. «Живая непосредственная реакция педагога на красоты изучаемых произведений способна оказывать сильнейшее воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика»[1,18]. Эстетические оценки в таких случаях подкрепляются рассмотрением выразительных средств, используемых автором (смена тональности, динамические оттенки, особенности мелодии, гармонии, фактуры и др.). известно, что яркое, художественное исполнение педагогом произведения также может дать прекрасные результаты. У учащегося появляется интерес к работе, а вместе с этим развивается и любовь к музыке, исполняемому произведению.
Развитие любви к музыке тесно связано с интересом к занятиям ею. Необходимо с самого начала приучать учащихся к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой, длительной и целенаправленной работы. «Постоянный труд столь же является законом искусства, сколь и законом жизни» (О. Бальзак). О значении творческого труда убедительно сказал П.И. Чайковский: «Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен, прежде всего, труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет усердно трудиться. И, чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться»[2,39]. Развитие интереса у учащихся к занятиям музыкой, к работе за инструментом – одна из важных задач педагога. Профессиональный творческий подход, наличие определенных субъективных факторов могут создать оптимальные условия для развития данного интереса. Вот только некоторые из них:
- Работа педагога, направленная на развитие у учащегося любви к музыке;
- Умение педагога убедительно показать, к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа, работа над преодолением какой- либо трудности;
- Поощрение учащегося за успешное выполнение задания (или усиленную попытку его выполнить);
- Всемерное укрепление воли, чувства ответственности в работе;
- Развитие самостоятельного, активного творческого мышления учащегося (в условиях совместной работы учителя и ученика);
- Продуктивность, целесообразность, организованность труда;
- Создание благоприятной творческой атмосферы в классе.
Известно, что дети не всегда приходят в школу по своему желанию. Их приводят родители, которые выбирают их специальность. Поэтому очень важно с первых уроков привить у начинающего гитариста любовь к своему инструменту, его звучанию, сделать занятия максимально интересными и познавательными. А.Д. Алексеев советовал педагогам, как можно развивать интерес у учащихся и вместе с тем добиваться желаемых результатов в работе: «Найти ту искорку интереса, которая в них тлеет, раздуть ее в пламя, а затем подбрасывать в разгоревшийся костёр то, что разгорается труднее» [1,25].
Расширение кругозора учащихся – это особо значимый этап работы педагога. Педагогу по специальности необходимо постоянно знакомить своих воспитанников с творчеством выдающихся мастеров искусства в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Как это осуществить? Очень просто. Посещение выставок, музеев, чтение книг (поэзия, проза, познавательная литература о жизни и творчестве художников искусства), просмотр видеофильмов, организация тематических вечеров и другое. Важно, чтобы такого рода мероприятия проводились регулярно и в обязательном порядке, так как это благоприятно отражается на всем процессе обучения. Интересно, что человеку свойственно стремление к знаниям. И чем больше он знает, тем сильнее его желание узнать то, чего он еще не знает. Учащиеся испытывают подлинный интерес к учебе, когда понимают, что каждый их день, каждое занятие с педагогом дает им новые, интересные знания. Педагогу же самому необходимо обеспечить себе постоянный профессиональный рост, пополнять музыкальную (записи, репертуар), книжную библиотеку, иметь материал для ознакомления учащихся с шедеврами мировой классики. И все-таки может возникнуть вопрос: «Как же найти время на выполнение всей этой работы?». Время найти можно, если его правильно организовать. К примеру, всего 2 раза в течение всего учебного года стоит сходить с учащимися на хорошую выставку или в музей. Чтение литературы может проходить как в дни школьных каникул, так и во время учебного процесса (стихи, небольшие рассказы, статьи). Проведение концертов класса – раз в полугодие. Проведение творческих встреч, тематических вечеров – раз в четверть. Кстати, такие встречи-вечера могут содержать в себе: прослушивание музыки, беседы педагога и учащихся на различные темы искусства, просмотр видеофильмов, концертные выступления учащихся и другое. Как правило, подобные события в музыкальной жизни класса вызывают у юных гитаристов большой интерес, пробуждают их творческую активность.
Стоит также отметить, что процесс общекультурного и интеллектуального развития протекает и во время работы в классе, где происходит прямой творческий контакт: учитель-ученик.
Преподаватель специального класса гитары должен обеспечить учащегося той теоретической базой, дать те необходимые специальные знания, которые он мог бы успешно применить в ходе занятий музыкой, музыкальным исполнительством. Г. Нейгауз в своем труде «Об искусстве фортепианной игры» пишет: «Учитель игры на любом музыкальном инструменте должен быть, прежде всего, учителем музыки, ее разъяснителем и толкователем… он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано»[27,188]. Поэтому и педагогу гитаристу необходимо научить юного музыканта разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и полифонической структуре исполняемых произведений, производить музыкально – теоретический анализ. Как это осуществить? К примеру, давать задание учащемуся самостоятельно (одновременно и с помощью педагога) определить тональность, размер произведения, какими длительностями удобнее производить счет, определить границы фраз, кульминационные моменты, характер произведения. Видный советский психолог С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что «в процессе освоение некоторой системы знаний, заключающий в себе определенную логику соответствующего предмета, у учащихся формируется логический строй мышления, служащий необходимой внутренней предпосылкой для освоения знаний более высокого порядка» [37,135].
Педагог по специальности должен обеспечить посещаемость учащихся по всем музыкально-теоретическим дисциплинам. Такие предметы как хор и оркестр, также важны как сольфеджио и музыкальная литература. Преподавателю стоит рассказать о специфике таких предметов, вызвать интерес к данным занятиям. Кроме того, педагогу необходимо интересоваться общей успеваемостью учащихся. Преподаватель должен быть всегда готовым помочь каждому ученику справиться с разного рода сложностями, возникающими в процессе изучения других предметов (главным образом, сольфеджио).
Какие же еще задачи стоят перед преподавателем специального класса?
Необходимо особенно отметить важность задач личностного характера. Воспитание лучших качеств, таких как: доброта, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему, старшему поколению, честность, ответственность. Наряду с ними – воспитание патриотических чувств, любви к Родине и народному искусству.
Многие выдающиеся мастера видели в народном искусстве «образец высших художественных ценностей». Наличие в репертуаре гитариста обработок народных песен и мелодий дают огромную возможность ему, как музыканту-исполнителю, в полной мере передать все художественное содержание этих произведений. Это объясняется тем, что народные песни таят в себе те богатства человеческой души, те чувства и эмоции, которые так близки и понятны каждому человеку, оттого, что это его «корни», его «природа». Известно, что дети с большим энтузиазмом играют такую музыку. Ведь многие народные песни они слышали еще до прихода в музыкальную школу от своих родителей, бабушек и дедушек… Мелодии таких песен достаточно просты и, чаще всего, удобны в исполнении.
По мере воспитания у учащихся любви к народному искусству, растет и любовь к Отечеству, родной природе. Очень многое для развития эстетического чувства может дать природа. Ощущение красоты, запас впечатлений от прекрасного в окружающей нас жизни важны для развития чувства колорита у учащихся, что способствует обогащению красочных представлений в области музыки.
Подводя итог выше сказанного, стоит еще раз отметить о важности и необходимости воспитательной работы преподавателя специального класса. Эстетическое воспитание, всестороннее развитие личности учащегося дают большую возможность педагогу в полной мере раскрыть талант и дарование юного музыканта-гитариста, развить его музыкальные способности, создать необходимые условия успешного обучения.
- Индивидуальный подход в работе с учащимися.
Успех педагога в очень большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику. Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему дает желаемые результаты в учебно-воспитательной работе. Для этого необходимо систематически изучать личность учащегося, знать, чем он живет, интересуется, какова его окружающая среда. Педагогу стоит быть чутким и внимательным в работе с детьми. Нет ничего более ошибочного, как составив вначале об ученике определенное мнение, руководствоваться им всецело на протяжении последующего времени обучения и забыть о том, что человек, особенно в детском возрасте, способен быстро меняться, и что его личные качества (характер, интересы, способности) могут стать иными. Но исходный пункт его развития определить необычайно важно для установления пути его воспитания и необходимого темпа продвижения вперед. Конечно, важно знать недостатки ученика и систематически работать над их устранением. Но нельзя концентрировать все свое внимание на этих недостатках, лучше направить его на развитие положительных сторон личности учащегося.
Педагог всегда должен помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями надо ставить различные требования. К примеру, с детьми очень ранимыми и неуверенными в себе, педагогу стоит быть мягче, поощрять их даже за незначительные успехи. И, в тоже время, необходимо постоянно развивать в них волю, умение достигать поставленной цели и конкретных задач. А вот с учащимися с сильным характером, причем в этом числе и те дети, которые считают себя лучше других и, которые имеют явно завышенную самооценку, педагогу стоит быть более строгим и требовательным. Но и таких детей необходимо хвалить за их достижения. Кстати, критерии оценки в таком случае также имеют свою особенность. Всем известна воспитывающая роль оценки в процессе обучения и воспитания учащихся. В первом классе «плохих» отметок лучше вообще не ставить. В дальнейшем, если это необходимо, можно поставить низкий балл, но только в отдельных случаях, учитывая уровень подготовки учащегося, а также особенности его темперамента. Но это не говорит о том, что учащемуся нужно ставить всегда только «отлично» или «хорошо» (хотя собственная практика показывает о преобладании именно такого качества оценки). Отличникам иногда полезно поставить четверку, кому-то – тройку, а тем ученикам, которые приложили большие силы и старание в выполнении задания (даже если результат их работы далек от идеала), то педагог может поставить «отлично». За урок можно выставлять несколько оценок. К примеру, за выполнение домашнего задания и за работу на уроке. Важным моментом является то, что педагог, при выставлении оценок в дневник ученика, сразу заносит их в свой журнал. Стоит также отметить, что критерии оценок определяет каждый педагог по – разному в силу своих представлений и личных качеств.
Есть дети, которым свойственна открытость, коммуникабельность. Они с интересом рассказывают обо всем, что с ними в ближайшее время приключилось, делятся впечатлениями, и могут говорить об этом большое количество времени. Это, конечно, хорошо, но педагог, в таком случае, должен уметь не только выслушать ученика, но и своевременно направить его внимание на работу. К сожалению, есть и дети замкнутые, необщительные. К таким детям необходим особый подход. Во-первых, нужно постараться понять причину такого состояния. Это может быть сложная психологическая обстановка в семье, проблемы в школе, а может учащийся просто теряется в присутствии взрослых. В любом случае, нужно больше общаться с такими детьми, задавать им вопросы, создавать необходимую атмосферу в классе.
Итак, подводя итог выше сказанного, стоит отметить ряд важных моментов. Педагог должен обладать способностью не только разгадать, распознать дарование молодого музыканта, но и выявить в нем самое ценное, индивидуально-характерное, содействуя его полному и гармоничному развитию. Потому что не бывает неталантливых и совершенно немузыкальных детей. В каждом ученике необходимо видеть возможность его успешного обучения. Чрезвычайно интересно высказывание известного композитора и педагога Карла Орфа по этому поводу: «Опыт убедил меня, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик, и, таким образом, содействовать развитию скрытых способностей…» [5,58]
- Организация и проведение урока.
«Каждый урок надо рассматривать
как одно из звеньев в общей
цепи учебного процесса»
(А.Д. Алексеев)
Успешность обучения, высокий уровень подготовки учащихся, выполнение образовательных программ зависит от высокоорганизованной целенаправленной работы педагога. Как известно, перед преподавателем специального класса ставятся задачи разного уровня сложности, причем количество этих задач, весьма велико. Именно поэтому, работа педагога должна быть максимально организованной и начинаться с составления определенного плана, цель которого и есть решение важных педагогических задач. В первую очередь, педагогу необходимо знать даты проведения основных мероприятий – академических экзаменов, технических зачетов, концертов, конкурсов. Стоит также наметить даты проведения и таких событий как: посещение театров, музеев, концертов, проведение тематических вечеров. Особое место в планировании учебно-воспитательного процесса занимает составление индивидуального плана. Цель такого плана – определение наиболее правильных путей всестороннего развития ученика и совершенствования его исполнительских навыков.
Индивидуальный подход к каждому ученику, а также правильный подбор репертуара могут дать высокие результаты в процессе обучения. Индивидуальный план опирается на программные требования данного класса, на конкретный подбор произведений в зависимости от характера, степени одаренности, уровня подготовки ученика. Также необходимо выбирать произведения, которые способствуют дальнейшему развитию его музыкально- исполнительских данных. Более трудными могут быть те пьесы, которые близки индивидуальности ученика, ставят перед ним до известной степени уже знакомые задачи. С должным вниманием стоит подходить к такому моменту, как выбор произведения самим учеником (по его желанию). Если предложенное сочинение является полноценным художественным произведением, и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, педагог может внести его в план.
Одна из частых ошибок – выбор репертуара завышенного уровня. Это приводит к недостаточно высокому качеству исполнения и, в конце концов, может вызвать привычку играть небрежно. Некоторые педагоги, пытаются в основу своей работы положить максимальное развитие только наиболее сильных сторон дарования ученика, и игнорируют наиболее слабые. Например, если ученик имеет хорошие технические данные (а особенно, если эти данные отличные), ему дают в основном пьесы виртуозного характера и почти не работают над пьесами кантиленного плана. Случается и наоборот: если ученику легко даются пьесы кантиленного характера, педагог все свое внимание направляет на лирический репертуар, почти ничего не делая для его технического роста.
Выбирая произведения, стоит также учитывать задачи общего музыкального и интеллектуального развития учащегося. Программа должна быть достаточно разноплановая, включать произведения разных стилей и направлений: старинная музыка, произведения гитарных классиков (XIX века), обработки народных песен и мелодий, музыка современных композиторов, этюды на различные виды техники и другие. При выборе произведений, педагогу стоит также учитывать многообразие и богатство современного гитарного репертуара. Необходимо постоянно его изучать, находить новые интересные сочинения и использовать их в работе с учащимися.
Составление индивидуальных планов, специальных программ – важный этап к проведению учебно-воспитательной работы. Реализацию плана педагог должен сочетать с выполнением ближайших задач, непосредственно связанных с проведением занятий с учащимися в классе. Поэтому планирование и организация урока по специальности – не менее значимый этап работы педагога. Этот вопрос требует особого внимания и более детального рассмотрения.
Как известно, урок – основная форма проведения занятия. Педагог должен хорошо осознавать цель и задачи каждого урока, его связь с предыдущим и последующим уроками. Организация и проведение урока зависит от качества подготовки учителя к нему. Эта подготовка содержит в себе ряд важных моментов. Прежде всего, педагогу стоит наметить примерный план урока, пути исправления уже известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами. Почему примерный? Это понятно, так как в процессе занятия могут возникнуть разного рода обстоятельства, которые (скажем так) вынуждают преподавателя внести изменения в этот план, порой даже значительные. Творческий, профессиональный подход педагога в этом случае поможет найти верное направление всего хода занятия. И все же, составление плана урока делает его более организованным и целенаправленным.
Кроме планирования, огромное значение при подготовке к занятиям имеет домашняя работа педагога. Эта работа заключается, в первую очередь, в тщательном и внимательном изучении всего репертуара ученика. Аппликатура, динамика, форма, художественный образ – все должно быть продуманно заранее. Работа педагога над репертуаром ученика очень важна. Добиваясь высокохудожественного исполнения произведений, педагогу будет легче передать характер и содержание каждого из них своему ученику. Плюс, это дает возможность юному музыканту взглянуть на изучаемое произведение «с высоты орлиного полета» (С. Рихтер). «Необходимо с особенной ясностью сознавать и чувствовать, что музыкальное произведение есть процесс единый и целостный, и чем яснее это сознание, тем понятнее становится сама музыка» [27,208]. Как правило, это значительно улучшает качество исполнения произведения (уже самого учащегося), вызывает интерес к работе, способствует наиболее быстрому освоению приемов и способов игры. А педагог, тем самым, не только обеспечит себе постоянный профессиональный рост, но и значительно расширит свои исполнительские возможности. Все это еще раз указывает на то, что своей домашней работе преподаватель должен отводить определенное время, осознавая всю ее значимость и необходимость.
Что же касается проведения самого урока, то его структура обычно сводится к следующему: проверка домашнего задания – работа над музыкальным произведением – работа над техникой – чтение с листа, подбор по слуху – задание к следующему уроку.
Проверка домашнего задания должна проводиться в обязательном порядке. Необходимо терпеливо выслушать ученика, по возможности не прерывая его игру. Это дает, во-первых, более ясное представление о проделанной домашней работе, о том, что появилось нового в его исполнении, о том, что ученик хотел сделать, но не смог. Во-вторых, юный музыкант привыкает концентрировать все свои силы и внимание играть без остановок целиком весь музыкальный материал – тем самым, воспитывая в себе важные исполнительские качества. Прослушав ученика, педагогу следует сказать вначале о положительных сторонах исполнения учащегося, а затем о недостатках (только о самых главных и значимых на тот момент).
Работа над музыкальным произведением занимает центральное место в занятиях.
Известно, что такие виды работ как: чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, аккомпанемент, повторение пройденного материала, импровизация и композиция значительно расширяют кругозор учащегося, дают необходимые знания и умения во всем процессе обучения, развивают творческие стороны его личности. Но, все-таки, и здесь может возникнуть вопрос: «Как же успеть выполнить такой объем работы за один урок? Ведь регламент времени всего 45 минут?» Да, несомненно, задач стоит перед преподавателем много и многие из них можно решить. Допустим, чтение с листа может занимать небольшое количество времени. Объясняется это тем, что произведение дается нетрудным для ученика, и он с легкостью справляется с этим заданием. Кроме того, приобретается навык чтения с листа, что также облегчает этот процесс. Подбор по слуху – важный момент в занятиях. Часто дети, окончившие музыкальную школу, не имеют данного навыка. Они привыкли к нотным записям, готовым аккордовым обозначениям, даже не представляя о том, какую творческую свободу они бы приобрели, подбирая самостоятельно знакомые мелодии. На первом этапе это могут быть небольшие одноголосные мелодии или простейшее аккордовое сопровождение. Педагогу стоит подсказать, с какого звука (в какой наиболее удобной тональности) стоит начинать подбор. Если данный навык развивать, то, в конечном счете, для ученика не составит особого труда подобрать какую-либо известную песню, мелодию уже с достаточно сложной, разнообразной фактурой и соответствующей гармонией. В ходе занятия это не будет занимать много времени, поскольку приобретается навык подбора по слуху, кроме того, стоит давать подобные задания и на дом. Также необходимо подчеркнуть важность работы, связанной с повторением пройденного материала. Об огромном значении повторения репертуара известно многим музыкантам, педагогам еще с давних пор. Именно на произведениях, изученных ранее, происходит технический и художественный рост музыканта-исполнителя. Как правило, улучшается и качество исполнения этих произведений, расширяется исполнительский репертуар гитариста. Педагогу необходимо периодически давать задание вспомнить какое-то конкретное произведение, затем другое, третье и так далее с последующим проведением небольшого концерта в классе.
Ансамблевое музицирование, чтение с листа, аккомпанемент, повторение репертуара – такого рода занятия можно проводить в любое время урока, чередовать на протяжении целого ряда уроков в зависимости от определенной ситуации и стоящих конкретных задач. По окончании урока, педагогу стоит задать соответствующие вопросы учащемуся и дать домашнее задание. Уходя с урока ученик должен четко представлять какие задачи стоят перед ним, в чем заключаются главные требования и как надо идти к их выполнению. после прохождения занятия, преподаватель должен проанализировать все то, что было проделано с учеником на данном уроке, и наметить примерный план следующего. умение Педагога не терять ни одной лишней минуты в занятиях, а также творчески подходить к своей работе, дают ему возможность выполнить намеченный план, сделать урок по специальности организованным, познавательным, интересным.
Итак, что же определяет успешность работы педагога специального класса гитары? При каких условиях осуществляется всестороннее развитие личности юного музыканта? Необходимо выделить три главных пункта:
- Ясное понимание педагогом всех стоящих перед ним задач.
- Высокая организация работы педагога.
- Профессионально – творческий подход педагога к своим ученикам, к занятиям с ними.
Но, все же, это является лишь предпосылками успешного обучения и воспитания учащихся. Сама методика преподавания – процесс сложный и многогранный, требующий от педагога выполнения новых задач, решения новых проблем. Формирование важнейших качеств музыканта-исполнителя занимает особое место в вопросе обучения и воспитания учащихся. Работа педагога – гитариста в таком случае должна иметь определенную специальную направленность. Преподавателю необходимо научить учащегося играть (по возможности, наиболее профессионально) на инструменте, обеспечить постоянный всесторонний рост исполнительских навыков учащихся, воспитать в нем важнейшие качества музыканта-исполнителя. Как это сделать – вопрос методики.
Заключение
Воспитание и обучение – главные задачи педагогики. Обучение юного музыканта должно осуществляться в тесной взаимосвязи с его воспитанием. Развитие лучших сторон личности учащегося, воспитание мировоззрения, характера, воспитание любви к музыке, труду, занятиям, развитие музыкальных способностей, формирование у учащихся главных качеств музыканта-исполнителя – все эти и многие другие задачи должен ставить перед собой педагог специального класса. Для наиболее успешного их решения педагогу в первую очередь необходимо: составить определенный план работы, наметить даты проведения учебно-воспитательных мероприятий, выбрать программу для каждого учащегося. Известно, что в работе с детьми необходим индивидуальный подход. Преподаватель должен всемерно раскрывать и развивать способности юного музыканта, находить в нем все самое лучшее и ценное. Стоит напомнить, что в каждом ученике необходимо видеть реальную возможность его успешного обучения.
Литература
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учебно-методическое пособие/ А.Д. Алексеев. –М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. -172с.
- Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне [Текст]: учебно-методическое пособие/ И.Д. Алексеев. –М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. -156 с.
- Ашер Т. Звук и его тоновые оттенки [Текст]/ Ашер Т..// Гитарист. – 1993.-№1. – с. 15-17
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика [Текст]: сборник статей/ М.Н. Баринова. Под редакцией В. Михелис. – Л.: Музгиз, 1961. – 60с.
- Баренбойм, Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа [Текст]: сборник стате/ Л.А. Баренбойм. – М.,1978
- Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианно педагогики и исполнительства [Текст]: учебно-методическое пособие/ Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1969. – 288с.
- Беркман Т. Индивидуальное обучение музыке. Музыкально- эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано [Текст]: учебно-методическое пособие/ Т. Беркман. – М.: Просвещение, 1964. – 202с.
- Борисевич В.Г. Исполнительская культура учащихся в свете концепций развивающего обучения [Текст]/ В.Г. Борисевич. // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть III. – М.: ИХО РАО, 2007. – 25-30с.
- Вайсборд М. Андреас Сеговия и гитарное искусство XXв. [Текст]: очерк жизни и творчества / М. Вайсборд. – М.: Советский композитор, 1989. – 207с.
- Вендерова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой [Текст]: сборник статей/ Т.Е. Вендерова, И.В. Пигарева. – М. Просвещение, 1991. – 203с.
- Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]: учебно-методическое пособие/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1987. – 341с.
- Гинзбург Л.С. Джузеппе Тартини [Текст]: монография / Л.С. Гинзбург. – М.: Музыка, 1969. – 231с.
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре [Текст]: учебно-методическое пособие/ А. Гитман. – Престо, 1990. – 50м.
- ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: М. – ИПК Издательство стандартов.
- Григорьев В.Ю. Методика обучения на скрипке [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Ю. Григорьев. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. – 256с.
- Дункан, Ч. Искусство игры на гитаре [Текст]: учебно-методическое пособие/ Ч. Дункан. Перевод Ивачева. – 1988. – 123с.
- Карпов Л.В. Техника игры на гитаре: базовые средства формирования звука [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Карпов. – С.- Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 100с.
- Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Ковба. – Челябинск: Челябинкская государственная академия культуры и искусств, 2006. – 50с.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста [Текст]: учебно-методическое пособие/ Г.М. Коган. – М.: Музыка,1969. – 342с.
- Кузин Ю.П. Азбука гитариста: учебное пособие/Новосибирск, 1999. – 164с
- Кузьмина О. В. Приемы игры на гитаре и нотация в музыке XX века/ Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2019. – 79 с.
- Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.А. Любомудрова. – М.: Музыка, 1982. – 143с.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора [Текст]: страницы из записных книжек/ Н.К. Метнер, 2-е изд. – М.: Музыка, 1979. – 69с.
- Мильштейн Я.И. Генрих Нейгауз [Текст]: очерк жизни и творчества/ Я.И. Мильштейн. – М.: Музыка, – 1982.- 255-299с.
- Мильштейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя [Текст]/ Я.И. Мильштейн.-М.: Советский композитор, 1972. Вып.3. – 3-56с.
- Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре [Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.П. Михайленко.- К.: Книга,2003. – 248с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: учебно-методическое пособие/ Нейгауз Г.Г, изд. 4-е. – М.: Музыка, 1982.- 300с
- Ойстрах Д.Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. [Текст]/ Д.Ойстрах. – М. Музыка, 1978.- 288с.
- Платон «Диалоги». [Текст]
- Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста [Текст]: учебно-методическое пособие/Г.П, Прокофьев. Под ред. Б.М. Теплова. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, институт психологии, 1956.- 480с.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре [Текст]: учебно-методическое пособие/Э. Пухоль. – М.: Советский композитор, 1986. – 188с.
- Тейлор Д. Звукоизвлечение на классической гитаре [Текст]:Д.Тейлор.
- Урюпин С.С Проблемы и особенности гитарной педагогики: начальный этап обучения [Текст]:С.С.Урюпин.// Классическая гитара: тезисы четвертой международной практической конференции 11-12 апреля 2009г. – Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 2009. – с. 62-65.
- Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога [Текст]:учебно-методическое пособие/ М.Э, Фейгин, М.: Советский композитор, 1973. – 158с.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога [Текст]:учебно-методическое пособие/ М.Э, Фейгин, М.: Музыка, 1975. – 110с.
- Халабузарь П.В. Эстетическое воспитание в школах искусств [Текст]:Книга для учителей, сборник / П.В. Халабузарь. – М.: Просвещение, 1988. – 141с.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности / Г.М. Цыпин. – М.: Музыка и пение, 1984. – 176с.
- Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя [Текст]: учебно-методическое пособие/ О.Ф. Шульпяков. – СПб: Композитор, 2005. – 35с.
- Якушева С.Д. Воспитание красотой [Текст]:Якушева.// Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2011. – №4 (58). – с. 7-8.
- Ямпольский А.И. О методе работы с учениками [Текст]: А.И. Ямпольский.// Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. – М.,1968. – с. 8-12
- Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю. И. Янкелевич. М.: Музыка, 1983. – 253с.