header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе в ДМШ и ДШИ

26 февраля, 2024
QR Code

Д.Б. Мальцева

концертмейстер

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5» г. Казани

 

Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе в ДМШ и ДШИ

Профессия концертмейстера, наряду с педагогической – одна из самых распространенных среди пианистов, работающих в сфере дополнительного образования. При этом специфика работы концертмейстера имеет множество аспектов, разительно отличающихся друг от друга в зависимости от направления деятельности. Процесс проведения уроков, подготовки к выступлению, построение взаимоотношений с педагогом-руководителем и учащимися, исполнительские приемы и т.д. – все это будет иметь свои особенности в работе с хоровыми коллективами или же с исполнителями-солистами: струнниками, народниками, духовиками, ударниками.

Находясь «в тени» солиста, концертмейстер играет важную роль не только в моменте концертного исполнения, являясь по сути частью единого, целостного музыкального организма, но и в процессе творческого пути, роста и воспитания юных музыкантов.

В концертмейстерской деятельности объединяются как творческие, так и педагогические, организаторские функции. Рассмотрим некоторые из них.

Фундаментом плодотворной творческой работы коллектива становится сотрудничество концертмейстера и дирижера. Большое значение имеет взаимопонимание и совпадение музыкальных вкусов, идей в плане творческого развития, а также видения педагогического процесса. Совместное обсуждение художественных сторон выбранных для исполнения сочинений, высказывание различных точек зрения о характере произведений, заложенных композитором образов, особенностей построения формы, разнообразии исполнительских приемов в конечном счете способствуют наиболее полному воплощению замысла автора, а также гармоничному ансамблевому исполнению. Взаимодействуя друг с другом как партнеры, дирижер и концертмейстер грамотно формируют положительную атмосферу в детском коллективе, выстраивают образовательный и воспитательный процессы, двигаясь в одном направлении и не противореча друг другу.

Важным моментом в работе хорового концертмейстера является его постоянное присутствие на занятиях. Таким образом он оказывается полностью вовлечен в процесс урока, видит развитие замысла руководителя от момента рождения идеи до ее воплощения, подмечает мельчайшие детали и особенности, которые могут меняться в зависимости от исполнительских возможностей коллектива. Объединяя получаемый на занятиях опыт, концертмейстер способен создать целостный образ сочинения, что способствует гармоничному исполнению партии аккомпанемента.

Присутствие концертмейстера на уроках также благоприятствует положительному восприятию его учащимися, как частью коллектива. У детей формируется четкое представление иерархии в хоре: дирижер-учитель – концертмейстер-учитель. К тому же, таким образом выстраивается и доверительное отношение воспитанников к преподавателю-концертмейстеру. В случае необходимости концертмейстер может подменить руководителя на короткое время. И вновь его постоянное присутствие играет положительную роль, так как он до мельчайших деталей знает порядок построения урока, необходимые цели и задачи в конкретный момент работы, особенности преподнесения материала руководителем и т.д. В итоге, образовательный процесс не останавливается, сохраняется дисциплина, внутренняя рабочая атмосфера. Во время концертных или конкурсных выступлений совместная работа, взаимная поддержка, взаимовыручка также облегчает для руководителя такие организационные моменты, как: построение коллектива, выход на сцену и уход с нее, так как дирижер всегда может положиться на своего концертмейстера. На уроках концертмейстер может взять на себя обязанности по заполнению дневников и журнала посещаемости. У руководителя в этот момент появляется возможность уделить больше времени хору.

Большое значение для эффективности репетиционного процесса имеет работа концертмейстера в качестве хормейстера. Интонационно дети, особенно в младших хоровых коллективах, не всегда способны удержать свою партию во время исполнения канонов или разделяясь на разные голоса: в этот момент концертмейстер берёт на себя роль ведущего голоса в партии. Направляя свое внимание на ведущий голос, ученики чувствуют себя увереннее, поют свободнее, и таким образом быстрее и качественнее усваивают материал. Присутствуя на уроках, концертмейстер может отрабатывать те же исполнительские певческие приемы, что и учащиеся, и в момент поддержки партий его голос будет являться напоминанием и способствовать применению этих методов.

Что касается исполнительских особенностей хорового аккомпанемента, необходимо обладать музыкальной интуицией, развитым чувством стиля, умением охватить образ и форму произведения, способностью в полной мере, с должной долей выразительности воплотить замысел автора, находиться в постоянном контакте с дирижером и искусно выстраивать ансамбль, оказывая всяческую поддержку хору. Умение бегло читать с листа, транспонировать при необходимости изложенный материал, аранжировать его – это базовые качества хорошего хорового концертмейстера. Важно понимать дирижерский жест и уметь чутко реагировать на него, так как в нем заложены художественные средства выразительности: образ, темп, динамика, штрихи и т.д. Характер прикосновения к инструменту также сильно отличается от привычной для пианистов манеры игры. Вокальный звук предполагает более глубокое, певучее звучание, схожее с человеческим голосом. Вкупе с вышеперечисленным, важно уметь вести хор за собой, мягко направляя движение музыкальной мысли, подчеркнув лучшие исполнительские стороны, при это оставаясь в роли «второго плана» и постоянно взаимодействуя с дирижером.

Работа хорового концертмейстера, а особенно работа с детьми, предполагает огромную отдачу этому делу, постоянное развитие своего мастерства, безмерную любовь и увлеченность хоровым искусством. Полная вовлеченность в процесс, творческое единение с дирижером и коллективом принесет не только успехи, но также радость от непростого, но такого захватывающего труда.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram