Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Некоторые аспекты работы по развитию самостоятельности учащихся на начальном этапе обучения игре на домре

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Яковлева Марина Михайловна, преподаватель по классу домры МБУДО «Детская школа искусств №7» города Челябинска

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ игре на домре

Проблема формирования творческой активности и самостоятельности учащихся издавна была в центре внимания педагогов и методистов различных специальностей. В наши дни нужно признать, что, несмотря на значительный подъем среднего уровня учащихся различных ступеней музыкальных учреждений (детских музыкальных школ, музыкальных училищ, консерваторий), это положение пока не может осуществиться в той полной мере. Для того чтобы такое положение вступило в действие, нужен очень большой труд как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Этот труд требует много времени, причем хочется отметить, что работа должна начаться с самых первых шагов обучения музыке.

Только при активной и самостоятельной работе учащегося его умственное развитие происходит наиболее интенсивно и дает полноценные результаты.

Самостоятельная работа — это, прежде всего, сознательная работа. И сознание здесь играет самую активную роль и организационную, и управляющую, и контролирующую.

Самостоятельно работать — значит уметь без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, самостоятельно чувствовать, мыслить, понимать музыку, создавать свой дополнительный замысел, ясно представлять себе цель и уметь сосредоточить на ней внимание. Также под самостоятельностью имеется в виду умение ученика применить все те навыки и знания, которые были получены на уроке, находить свои технические приемы для достижения поставленной цели.

Развитию самостоятельности учащегося немало способствует исполнение музыкального произведения, выученного без помощи педагога.

Это произведение должно быть более легким, чем те, которые имеются в учебном плане школьника. В этом случае ученик сможет быть более свободным во многих вопросах исполнения пьесы. Он быстрее найдет те способы осуществления своей работы, которые ему нужны.

Формы этой работы могут быть самыми различными. Но наиболее рациональной является, форма концерта, на котором присутствуют все учащиеся класса во главе с педагогом, можно пригласить также учащихся из других классов. Сначала происходит проигрывание самостоятельно выученных пьес, а затем после концерта устраивается обсуждение игры каждого исполнителя индивидуально. Учащиеся по очереди высказывают свое мнение: что им понравилось в исполнении данного ученика, какие отрицательные моменты были в игре и каким образом нужно поработать, чтобы их исправить.

Затем своим мнением делится педагог. Он отмечает положительные и отрицательные стороны в исполнении, обязательно должен указать, какие верные, на его взгляд, а какие не совсем правильные были высказаны замечания по игре обсуждаемого ученика.

Затем переходят к разбору игры следующего исполнителя. Такая форма работы оказывает большое влияние на формирование аналитического музыкального мышления учащихся, учит их ясно выражать свои мысли, искать и предлагать способы улучшения качества исполнения, воспитывать грамотное, профессиональное отношение к музыкальному произведению.

Другой распространённой формой демонстрации самостоятельно выученных пьес является конкурс «Учим сами». Желательно, чтобы жюри этого конкурса состояло большей частью из учащихся, а не из педагогов. Дети, состоящие в жюри, учатся принципиально, объективно судить об игре участников конкурса. Важно, чтобы юный член жюри не просто назвал свой балл, но и объяснил, почему он так оценил игру данного исполнителя. Обычно учащиеся проявляют большой интерес к такому конкурсу и с желанием участвуют в нем.

Большое значение в процессе обучения имеет хорошо налаженная домашняя работа. Здесь наиболее полно может проявиться интеллектуальная активность и самостоятельность деятельности учащегося.

Педагог обязан руководить самостоятельными занятиями ученика, выбирать учебный материал, объяснять в меру необходимости и целесообразности способы работы над ним, ставить определенные задачи, требующие от учащегося значительных усилий и предусматривающие проявление инициативы. Организовать работу надо так, чтобы дать возможность ученику максимально проявить себя в самостоятельном решении учебных задач, чтобы его домашняя работа была продолжением поиска пути, начатого в классе. Ученик должен уходить с урока, имея ясное представление о цели своей домашней работы. Задание на дом должно быть точным, конкретным.

Часто дети задают вопрос: «Сколько в день надо заниматься?» Педагогу необходимо объяснить, что с этим вопросом «сколько?» связан другой вопрос:

«Как надо заниматься?». Поэтому нужно научить ребенка так организовать свои домашние занятия, чтобы при небольшой затрате времени он мог добиться хорошего качества в проделываемой работе.

Для тех учащихся, которые сами не могут хорошо наладить свою домашнюю работу, часто отвлекаются. на постороннее, когда занимаются, или пропускают какую-либо из малолюбимых форм работы (например, игру гамм или упражнений), можно составить примерный график домашних занятий, где были бы использованы различные формы работы: игра гамм, читка с листа, повторение ранее изученных пьес и т.д. Причем на каждую такую форму отвести по 5-10 минут. Нужно учесть в графике и перерыв в занятиях. Педагог обязательно должен пояснить ученику, что то небольшое время, которое отведено на каждый вид работы, он должен использовать очень продуктивно, не просто проиграть по несколько раз гамму, этюд и т.д., а добиться конкретного положительного результата. Тогда ученик, ставя перед собой определенную задачу в каждой форме работы, будет заниматься сосредоточенно и целенаправленно.

Для хорошей организации домашней работы важна помощь родителей, особенно для учеников младших классов. Если родители раньше совсем не соприкасались с музыкой и не могут проверить полностью задание учащегося, то их помощь может заключаться в таких моментах:

1.Создать соответствующие условия для домашней работы ребенка;

2.Обратить внимание на его посадку, не позволять сутулиться за инструментом»

3.Проследить, чтобы ребенок не отвлекался на постороннее при занятиях.

Таким образом, правильная организация домашней работы, налаженность всех ее компонентов во многом способствует формированию у ученика умения плодотворно, интересно, творчески заниматься САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Список используемой литературы:

  1. Рубинштейн С. Л. Способности // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. Т. И. — М.: Педагогика, 1989. — С. 122-139.
  2. — Теплов Б. М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. —М.: Педагогика, 1985. — С. 15-41

 

 

QR Code