Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Шайназарова Е. М., заведующая отделом концертмейстеров и общего фортепиано ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Тутти», концертмейстер высшей категории, преподаватель первой категории.

I. ВВЕДЕНИЕ

Развитие мотивационной сферы, формирование новой системы социальных ценностей становятся предпосылкой социально-культурного и экономического возрождения страны.

Не касаясь споров вокруг дефиниции «культура», отметим, что не вызывает сомнения органичная связь инновационной культуры с другими ее областями. Именно инновационная культура обеспечивает чувствительность людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и внедрять инновации во всех сферах жизни. Культура инноваций отражает целостную ориентацию личности, основанную на мотивах, знаниях, навыках и компетенциях, а также на образах и нормах поведения. Он показывает, как уровень функционирования соответствующих социальных институтов, так и степень приверженности и достижения результатов. В случае противоречия изменений, выходящих за рамки материальной сферы (инновации и инновации в управлении, праве, организации), с изменениями из материальной культуры (инновации и инновации в науке и технике), стимулирующую роль должно играть и явление культурной отсталости. Проблемам исследования инноваций развития творческих индустрий посвящены работы российских и зарубежных специалистов — Т.В. Абанкина, М.Б. Гнедовский, Дж. О’Коннор, Ч. Лэндри, Т. Коуэн, М.В. Матецкая, Р. Флорида и другие.

II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Существующие механизмы развития сферы культуры, несмотря на свое повсеместное распространение в практике управления социокультурной сферой, не обеспечивают устойчивых результатов развития сферы культуры в контексте реформы бюджетной сферы и внедрения программно-целевого финансирования культуры. Учитывая возрастающую сложность задач, стоящих перед субъектами культуры в рамках гармонизации самореализующихся механизмов управления, а также актуализации культурных товаров и услуг для потребительской аудитории, подготовка и внедрение инновационных технологий в управление с учетом специфических факторов, влияющих на качество жизни и качество жизни общества. необходимы потребности постиндустриального (информационного) общества. Применение комплексного подхода к созданию новаторских механизмов управления будет способствовать укреплению, эффективность управления и позволит развивать инновационные процессы в различных субъектах и в культуре в целом.

III. ТЕОРИЯ

Современная социокультурная деятельность развивает новые направления и формы работы, однако следует отметить, что все инновации в любом случае опираются на опыт самых популярных и традиционных институтов нашей страны. Рассматривая их образовательный потенциал, необходимо выделить проблемы, с которыми сталкиваются современные социокультурные работники, и выделить инновационный опыт клубных учреждений. Одним из наиболее интересных аспектов с точки зрения применения концепций теории инноваций является сфера культуры и искусства. Исторически сложилось так, что использование государственных ресурсов организациями этого сектора для своей деятельности было обусловлено политикой, проводимой большинством правительств в направлении сохранения и развития культуры, повышения культурного уровня населения.

В конце двадцатого века культурные сферы многих стран претерпели значительные институциональные изменения. Организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства, начали предъявлять повышенные требования к методам и методам управления, осознавать необходимость охвата широкого круга заинтересованных сторон (потребителей, спонсоров, меценатов, государственных служащих), децентрализовать организационные структуры и создавать партнерские сети. Кроме того, в отрасли начали появляться новые виды деятельности, практики и бизнес-модели, а также увеличилось количество неправительственных инициатив. Все это требовало от организаций в этой области быстрого реагирования на изменения внешней среды, новых инновационных компетенций, направленных на поиск новых идей развития, рыночных ниш и подходов к управлению.

Проанализируем возможные направления развития в области культуры и искусства с целью выявления проблемной области для изучения теоретических концепций, а также механизмов и практики управления

инновациями в этой области. Сфера культуры и искусства обширна и разнообразна. У него большой потенциал для развития, а значит, большое поле для инноваций. Под «инновациями» обычно подразумевается результат определенных усилий, которые приносят желаемую полезность. Инновация-это прежде всего продукт, «производимый» культурными и художественными организациями, т. е. культурный продукт. Во-вторых, организация деятельности деятелей культуры также является площадкой возможностей для инноваций. Инновационным изменениям могут подвергнуться новые бизнес-модели, организационные структуры, бизнес-стратегии, бизнес-процессы, методы и процедуры. В-третьих, сама сфера культуры и искусства, модель ее структуры, функционирования и государственного регулирования также требуют применения инновационных подходов, практик и идей.

Одной из особенностей управления в сфере культуры и искусств является эволюция характера конкуренции в этой области. Одним из современных подходов к оценке культурных ценностей является подход, основанный на времени, затраченном на их потребление. Свободное время, то, как люди распоряжаются своим досугом, подвергаются жесткой конкуренции между различными культурными организациями, друг с другом и с другими учреждениями досуга, что открывает новые возможности для инноваций в создании или дифференциации культурных продуктов.

В последнее время все чаще выступают с инициативой изменения содержания предоставляемых ими услуг традиционные игроки рынка культуры и искусства (например, государственные музеи, театры). Но инновационные подходы к созданию культурных продуктов во многих случаях внедряются в молодые организации в этой сфере. Но в дополнение к непосредственному культурному продукту, то есть к основному продукту, производимому организацией в области культуры и искусства, это «обычные» продукты — сувениры, печатные публикации или видеофильмы, развлекательные программы. обучение, услуги общественного питания, туристические продукты и т. д. По сути, речь идет о более эффективном использовании ресурсов и возможностей, которые имеются у культурных организаций.

Дифференциация продуктов стала одной из доминирующих стратегий крупных культурных организаций — музеев, театров, кинотеатров и фестивалей. Например, в кинотеатрах доля доходов от дополнительных услуг достигает 40-60% (в основном от продажи продуктов питания и напитков), а в крупных музеях — до 10%. Сопутствующие товары часто связаны с их разработкой, дизайном, технологиями поставок и сбыта, форматом и т. д. Для этого требуются нестандартные подходы, это сфера инновационной деятельности, которая может стимулироваться средствами управления инновационным процессом.

Помимо дополнительных продуктов интерес для инноваций представляют совместные продукты, реализуемые с организациями из своей или других отраслей и все больше продвигаемые на рынок.

Во многом это связано с развитием культурного туризма, а также с выводом на рынок определенных культурных продуктов. Связь между туризмом и индустрией культуры и искусства укрепляется с каждым годом. Особенно это проявляется в крупных городах с разветвленной сетью организаций культуры и искусства, богатых объектами культурного наследия. Необходимость повысить интерес к определенным культурным продуктам побуждает многие конкурирующие организации организовывать совместные акции и мероприятия.

Инновационные подходы также важны на уровне управления культурой и искусством. Определение этой области центрального места в инновационных процессах территорий (городов, регионов, стран) требует новых подходов к проектированию и управлению индустрией культуры.

Обычно термин «культурные отрасли» или «творческие индустрии» обычно используется для обозначения предприятия, в котором экономическая ценность продукта неразрывно связана с его существованием как элемента культуры. В творческом секторе традиционные культурные заповедники ассоциируются с предпринимательскими навыками и настойчивостью, с использованием новых знаний и идей для получения определенной добавленной ценности. В этом смысле креативные индустрии являются источником инно.

ваций и повышают конкурентоспособность отрасли.

V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Инновационная культура как особая форма человеческой культуры предполагает тесное взаимодействие с другими ее формами, прежде всего с правовыми, управленческими, предпринимательскими и корпоративными формами. Благодаря инновационной культуре можно оказать большое влияние на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей. Усилия по развитию в международном контексте инновационной культуры должны основываться на культурных традициях и сферах деятельности страны. Он способен вооружить практику методами оценки и подавления использования инноваций, которые могут нанести ущерб человеку, обществу и природе.

Авторский анализ инновационных процессов выявил основные характеристики инноваций в сфере культуры: инновации являются неотъемлемой частью творческого процесса в сфере культуры; инновации в культуре стимулируют развитие инноваций в других сферах социальной и экономической жизни; инновации в культуре — это инновации, созданные создателем или группой создателей; инновации в культуре находятся под непосредственным влиянием информационно-коммуникационной сферы; культурные инновации нацелены как на потребителя, так и на производителя культурных ценностей; культурные инновации должны оцениваться путем внедрения многофакторных моделей управления; культурные инновации способствуют успеху рынка культурных товаров и услуг.

VI. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности инновационных процессов в сфере культуры демонстрируют возрастающую роль культуры как основного фактора постиндустриального общества. Характер творчества, присущий культуре деятельности в творческом процессе и определяющий роль личности (творца), согласуется с мировыми тенденциями глобализации. Для развития высокого инновационного потенциала культуры необходимо разработать модели управления культурой, основанные на особенностях применения инноваций культуры. Подчеркнем, что обновление сферы культуры, применение совместных усилий в развитии и поддержке инновационных процессов в сфере культуры будут способствовать формированию инновационного и конкурентоспособного общества.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что инновационная культура обладает могучим анти-бюрократическим и созидательным зарядом. В соответствии с актуальными потребностями развития государства в наших общих интересах использовать ее возможности в полной мере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анкона Д. Команды прорыва: Источники инноваций и лидерства в отрасли. — М.: Гревцов Паблишер, 2019. — 535 c.

2. Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности. – М.: Юрайт, 2021. – 303 с.

3. Баранчеев В. П. Управление инновациями. – М.: Юрайт, 2019. – 747 с.

4. Черняков М. К. Управление инновационной деятельностью. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ», 2020. – 104 с.

5. Шекова Е.Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. — М.: Лань, 2019. — 160 c.

 

QR Code