header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Накопление репертуара как одна из форм работы в инструментальном классе детской школы искусств

13 ноября, 2023
QR Code

Накопление репертуара как одна из форм работы

в инструментальном классе детской школы искусств

 

Автор: Бабичева Татьяна Аркадьевна

Должность: преподаватель

Учреждение: МБУДО ДМШ № 1

Местонахождение: город Новосибирск

 

Не подлежит сомнению, что главной целью труда преподавателя в музыкальной школе является приобщение подопечных к музыкальному искусству. Мы хотим, чтобы в процессе обучения в инструментальном классе дети поняли, что играть на музыкальном инструменте интересно и увлекательно, что умение играть – это ключ к роскошным сокровищам человеческой культуры. Но система преподавания игры на инструменте в наших школах оставляет желать лучшего, она очень несовершенна. Основным её недостатком является, на мой взгляд, беспомощность в деле вызвать интерес именно к игре на инструменте, желание обращаться к уже выученному и разбирать новое – ведь многим нашим ученикам, регулярно сдающим множество технических и академических зачётов, определённо игра на инструменте не интересна и, закончив школу, они избегают даже подходить к инструменту.

Не будем сгущать краски, и, безусловно, многим детям всё же нравится музыка и даже нравится играть на инструменте, но исполнительские возможности их очень ограничены. Попросят их дома гости что-нибудь сыграть – ведь ты в музыкальной школе учишься – новое ещё не выучил, старое уже забыл. По слуху не умеют, потому что не учат, с листа тоже не умеют, потому что тоже не учат. Разобрать самостоятельно что-либо не могут – ведь педагога-то рядом нет, кто будет подсказывать и ошибки поправлять?

Что же делать? Как нужно организовать обучение детей, чтобы их тянуло к музыке и инструменту, чтобы радость музицирования стала неотъемлемой составляющей всей их жизни?

Один из способов решения проблемы – наличие исполнительского репертуара у каждого ученика, возможность исполнить в надлежащем виде в любой момент одно или несколько произведений.

Мы читаем о работе выдающихся фортепианных педагогов прошлого и видим, что у их учеников всегда был исполнительский репертуар. Ученики должны быть готовы исполнить в любое время выученные ранее произведения наизусть, в темпе, готовы были в любую минуту выступить в публичном концерте. Педагоги всегда для этой цели специально занимались повторением ранее выученных произведений.

Работа по созданию и поддержанию исполнительского репертуара у учеников является чрезвычайно важной составной частью обучения игре на инструменте, которой необходимо постоянно заниматься.

Имея исполнительский репертуар, ученик может ощутить на себе не только тяготы разучивания произведения, но и восхитительный процесс исполнения уже выученного, радость творческого приобщения к музыкальному искусству. При этом и для педагога открывается столько педагогически интересного, столько учебных возможностей!

Ученик, долго играя уже освоенное произведение, начинает играть на новом для себя, более высоком уровне. Он начинает понимать, что стал играть лучше, видит свой успех, и это придаёт ему силы и желание учиться дальше, осваивать что-то новое, а при разборе новой пьесы появляется стимул, предвкушение возможной удачи и радости исполнения. При этом ученик понимает, что успех его неслучаен, что пьеса стала хорошо получаться потому, что он её учит много, долго, убеждается, что именно систематический, упорный труд приносит плоды.

Повторяя выученное произведение, юный исполнитель начинает по-настоящему владеть формой, может проявить исполнительскую волю, инициативу. Ученик лучше слышит звучание инструмента, углубляются эмоциональные переживания, приходит осознанность исполнения. Растёт технический уровень, приобретается исполнительская свобода, уходит боязнь забыть ноты. Развивается память, техника, слух, эмоции, самоконтроль – можно бесконечно перечислять все плюсы наличия исполнительского репертуара. Поскольку появляется возможность выступить с одной и той же пьесой в публичных концертах не один раз, а несколько, открываются совершенно новые возможности обучения концертному исполнению произведения как процессу, анализу сценических ощущений, управлению своим состоянием во время выступления, управлению своей игрой.

Имея репертуар, наши дети получают возможность публичной просветительской музыкальной деятельности, могут всегда выступить в любой концертной программе своей общеобразовательной школы. Так же и дома, в быту всегда должна быть возможность ребёнку исполнять свой репертуар. Родители должны это понимать, не упускать случая попросить сыграть что-то – для гостей, для себя, всегда поддержать и похвалить своего ребёнка за достигнутое умение и старание.

Важно и то, что исполнительский репертуар необходим детям с разными возможностями, и одарённым, и обычным. Наличие исполнительского репертуара – это возможность активного общения с музыкальным искусством каждого любителя музыки (и не только ребёнка, разумеется).

Не нужно бояться, что играть старые пьесы станет неинтересно и скучно. Есть особое удовольствие в предвкушении, узнавании знакомого содержания любого произведения искусства, в особенности, если это любимое произведение – неважно, музыка это или стихи, живопись, кино. Обратиться к любимой музыке всегда приятно, и вдвойне приятно, если произведение можешь сыграть, оно есть «в руках». Есть также и возможность открытия чего-то нового в известном и знакомом. Если же становится необходимым отдых от произведения, всегда можно оставить его на время, а потом вновь вернуться при желании.

Самостоятельно ученик не сможет иметь исполнительский репертуар. Нужна специальная работа, помощь и неусыпный контроль педагога, а иначе репертуара не будет. Следует проверять исполнение пьес на каждом уроке. Возможно, не обязательно проигрывать весь репертуар, а только какие-то фрагменты, но нужно делать это систематически, регулярно и не жалеть на это времени. Кстати, много и не нужно – 2-3 минуты бывает достаточно. У детей, кстати, проверка репертуара становится любимой частью урока, и, чтобы заканчивать на положительной ноте, лучше всего проверять репертуар в конце занятия.

Целесообразно каждому ученику иметь репертуарную тетрадь, своего рода журнал, в котором отображается наличие и движение репертуара. Записывается автор и название произведения, проставляется оценка за исполнение репертуара на зачёте. Внешний вид репертуарной тетради может быть каким угодно – это решает сам ученик. Она может выглядеть как некий музыкальный альбом, может иметь иллюстрации (особенно младшие ученики любят рисовать картинки к пьесам), но может быть и строгой, деловой. Репертуарную тетрадь ученик всегда должен иметь с собой на уроке.

В конце каждой четверти на уроке проверятся весь репертуар, за каждое произведение выставляется оценка. А в конце года зачёт по репертуару проводится в виде концерта класса: все ученики слушают друг друга, при этом определяют лучшие исполнения, часто выбирают из прозвучавшей музыки что-то для себя, это помогает активизировать учёбу, появляется стимул расширить репертуар.

Репертуаром становятся произведения, доведённые до приемлемой степени готовности, например, исполненные на зачёте, предполагается, что достигнутый уровень поддерживается и детальной работы над этим произведением в классе под руководством преподавателя не ведётся. Но иногда, при обоюдном желании педагога и ученика, можно вновь поработать над пройденным произведением, что-то улучшить в исполнении уже на новом уровне развития.

Создавая исполнительский репертуар у ученика, преподаватель на деле приобщает ребёнка к музыке, создаёт необходимые условия для возможности музицирования. Ученики относятся к своему репертуару как к собственному достоянию, личному успеху, исполнение произведений доставляет радость детям. Эти ощущения очень важны в обучении, ведь «где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие» (М. Монтень).

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram