header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

«Начальное обучение игры на фортепиано»

28 марта, 2023
QR Code
 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ТЕМА:

«Начальное обучение игры на фортепиано»

 

 

Подготовила:

преподаватель

МБОУ ДО ДШИ

Колышлейского района

Арутюнова  Р.Н.

 

 

 2021г

 

Содержание

 

I. Введение
П. Методика проведения начальных занятий
1. знакомство с клавиатурой

     2. постановка рук

     3. развитие слуха, памяти
4. игра на non legato

    5. основы нотной грамоты

III. Заключение

1.    Воспитание музыкального мышления

2.    Развитие музыкальных и двигательных способностей

3.    Ансамблевое музыцирование

IV. Литература

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он – основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Рассказывая о своей работе с учениками младших классов, трудно претендовать на какую бы то ни было универсальность: к одной и той же цели можно прийти разными путями. В методической литературе много противоречивых высказываний, мнений. И очень важно, не меняя кардинально устоявшихся принципов, найти близкие по стилю, по “духу” способы достижения определенной цели. Длительная работа на одном и том же материале позволяет превратить его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение.
При этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой.
Игру на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение

Отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра со скакалкой).
Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук. Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика.
Успех в занятия с детьми наполовину подсказан их собственной фантазией и воображением.
Пьесы и упражнения должны быть легко доступны детскому наивно – сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение начальных пианистических навыков или усвоение нотной грамоты.
Одно из условий в ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это
поможет решить одну из главнейших задач – свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным.

Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе: 1) знакомство с клавиатурой, 2) гимнастику и постановку рук, 3)развитие слуха, ритма, памяти, 4)основы нотной грамоты.
Знакомство с клавиатурой.
Рассматривая строение инструмента, ученик впервые знакомится с клавиатурой, изучает регистры: нижний, верхний, сравнивая их с голосами животных, тембрами различных музыкальных инструментов. Такие аналогии и подбор какой- либо песенки, которую ученик может разучить с помощью педагога и сыграть одним пальцем на фортепиано, помогают ребенку легче запомнить, что вправо звуки повышаются, влево – понижаются, а в дальнейшем освоить знаки альтерации.
При первых попытках звукоизвлечения надо научить ребенка, чтобы он следил за гибкостью рук и прислушивался к звучанию.
Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш и деление клавиатуры на группы -октавы.
Цель – научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.
Педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой,

и предложить ученику
внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.
Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Развитие технических навыков.
Первый двигательный навык, с которого обычно начинается обучение – nоn legato. Этот прием связан с использованием свободного, пластичного движения всей руки. Мягкий подъем, начинающийся небольшим плавным движением локтя в сторону, чувство отдыха кисти при этом, затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца без удара, чему способствует легкий прогиб кисти. Правильность движения проектируется полнотой и напевностью извлекаемого звука. Приступая к работе над
упражнениями необходимо следить за качеством звучания. Нужно уметь направлять внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным. Воспитание “слышащих” пальцев, способных предчувствовать соотношение между тонами – одна из главных задач фортепианного обучения на его начальной стадии.
В целях улучшения слухового контроля нужно, чтобы ученик слышал три стадии звукоизвлечения:
1) взятие,
2) звучание,

3) снятие.
Обучение игре legato следует начинать с упражнения на два связных звука, играемых всеми парами, начиная со второго и третьего пальцев, как наиболее устойчивых. Первый звук следует играть глубоко с опорой (тем же движением, что и в non legato), в это время другие, не играющие пальцы, не лежат на клавиатуре, а слегка приподняты. Затем плавно переступаем на соседнюю клавишу так, чтобы второй звук был сыгран мягче, легче, при этом рука уже приподнимается. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой, а в дальнейшем (при игре более протяженных последований legato) общую направленность мелодических линий.
Чтобы дети внимательнее и с большим интересом играли такое упражнение, можно исполнять его со словами, в которых ударный первый слог.
Затем следует играть упражнения на три, четыре звука и, наконец, пятипальцевые. Особенное внимание следует уделить первому пальцу, так как от его подвижности и легкости будет зависеть качество звука в гаммах и пассажах. Первый палец должен опускаться на клавишу без толчка и без опоры на него всей руки. Поэтому полезно поработать над следующим упражнением.
Все примеры аналогично играть и левой рукой.
Для многих учащихся музыкальных школ прочтение нотного текста является очень сложной задачей. Процесс занятия с такими учениками часто получает ложное направление, потому что вместо того, чтобы заниматься на уроке творчеством, педагог в течение долгого времени вынужден разбирать с учеником нотный текст. Чтобы избежать этого, необходимо с самого начала, когда ученик осваивает нотную грамоту, приучить его к систематическому чтению нот с листа, превратить это в потребность. При этом необходимо соблюдать последовательность и постепенность усложнения материала.
Чтение с листа должно проходить в определенной метрической упорядоченности. Темп может быть разным, но не должна нарушаться метроритмика. Современная методика рекомендует использовать:
1 .Принцип расчленения задачи. Начинать с чтения одних ритмических структур.
2.Важно, чтобы ребенок почти не смотрел на руки, а ориентировался на клавиатуре вслепую.
3.Нужно приучить к предварительному прочтению нотного текста глазами.
4.Материал должен быть подобран так, чтобы ученик имел возможность постепенно освоить различные виды фактур.

5.Ансамблевое музицирование.
Обучение ансамблевой игре активирует музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности.
Современная методика рекомендует начинать игру ребенка в ансамбле с педагогом буквально с первых уроков. Сейчас имеется множество прекрасных, специально написанных или переложенных пьес, ставящих перед ребенком задачу, аккомпанировать иногда всего лишь одним – двумя звуками. Подобное музицирование крайне заинтересовывает детей, так как они сразу же чувствуют себя исполнителями, участниками полноценной игры. В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей.
Серьезные недостатки в начальном обучении детей связаны с отставанием их творческо-слухового развития от инструментально-технического.
Необходимость индивидуализации методов работы с детьми, отличающимися разным уровнем врожденных и развивающихся способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста. Вместе с тем уже первые этапы воспитания музыкального мышления ребенка связаны с необходимостью своевременного развития элементарных сторон мелодико-интонационного, полифонического, музыкально-ритмического и гармонического слышания.

Литература:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Ленинград, Советский композитор- 1973
3.Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.,М. – 1982
4.Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансон В. – М., М. -1981
5.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград – 1985

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram