Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Музыкальные игры на уроках сольфеджио

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Ханова Рашида Анваровна

Педагог сольфеджио ГАУДО «Домисолька» г.Москва

Статья «Музыкальные игры на уроках сольфеджио»

Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников и младших школьников — это игра. Огромное значение игры подчеркивали ведущие педагоги и психологи нашей страны.

«Игра – это один из видов деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». (Российская педагогическая энциклопедия)

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества». (Шацкий С.Т.)

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский В.А.)

Главные преимущества игрового обучения в работе с дошкольниками и младшими школьниками:

  • Привычная и любимая форма деятельности детей
  • Прекрасный способ вовлечения в учебный процесс
  • Развитие воображения и творческого начала
  • Хорошо работает в групповых формах деятельности
  • Высокий эмоциональный отклик учащихся

Хорошие игры должны обладать следующими критериями:

  • Актуальность и точное попадание в возраст ребенка
  • Вариативность, дающая возможность повторения игры на каждом уроке
  • Качественные компоненты и оформление
  • Решение конкретных учебных задач и возможность встроить игру в учебный процесс
  • Доступные правила и ограниченность по времени

Какие виды игровой деятельности можно использовать на уроках сольфеджио?

Приведу несколько примеров музыкальных игр:

  • Игра-действие. Этот вид игровой деятельности предполагает коллективную работу всех учащихся. Двигательные игры направлены на развитие координации и чувства ритма, формируют навыки коммуникации и совместного музицирования. Сюда относятся все двигательные игры под музыку, песни с элементами логоритмики, телесная перкуссия, круговые танцы, интонационные игры, ритмические игры с инструментами.

Знакомая с детства игра «Сломанный телефон» активизирует слуховое внимание, помогает развивать чувство ритма и умение работать в команде. В начале дети делятся на две команды и встают друг за другом. Ведущий стучит короткий ритмический рисунок по плечу первому игроку каждой команды. Далее, ритм передают по очереди все участники игры. Последний игрок хлопает ритм в ладоши. Выигрывает та команда, которая точно передала заданный ритмический рисунок.

Двигательные игры в начале урока помогают собрать внимание учащихся и настраивают весь класс на рабочий лад. Игра-действие в конце урока помогает снять эмоциональную и физическую усталость, создает приятное послевкусие от занятия и желание вернуться на урок в следующий раз.

  • Игра-тренажер. В настоящее время в сети интернет огромное количество музыкальных видео пособий, которые в интерактивной игровой форме презентуют детям основные музыкальные понятия, знакомят с нотами, длительностями, тональностями и т.д. Это музыкальные раскраски, ритмические оркестры, тесты.

Интерактивные игры-тренажеры хорошо работают в онлайн-обучении, помогают учащимся в игровом формате присвоить новые знания. Также онлайн-тренажеры хорошо использовать в качестве домашнего задания, т.к. ученики с удовольствием играют в такие музыкальные игры дома.

  • Настольная игра. Это музыкальные вариации на привычные для детей настольные игры. Например, ритмическое домино, нотный пазл, игра-ходилка с различными музыкальными знаками.

Игра «Нотный пазл» помогает запомнить расположение нот в различных октавах и ключах, помогает находить ноты на клавиатуре фортепиано и на нотном стане. Предполагает, как самостоятельную, так и командную работу. Такой вид игровой деятельности можно использовать в качестве закрепления пройденного материала или для проверки усвоения новых знаний и понятий.

  • Игра-мотивация. Этой игрой можно заканчивать зачетные и итоговые уроки в четверти. Дети получают листы достижений, в которых прописаны основные виды деятельности на уроке. Например, чтение с листа, устный ответ, выполнение домашних заданий и тому подобное. Ученики заполняют лист достижений, самостоятельно оценивая свои успехи. Такая мотивационная игра учит детей дисциплине, развивает самооценку и критическое мышление.

 

Подводя итог, хочется отметить, что музыкальные игры, ориентированные на возрастные особенности учащихся, делают урок сольфеджио многогранным, разнообразным, динамичным и помогают раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

QR Code