header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Мотивация – воспитание юного музыканта в ДШИ

31 августа, 2022
QR Code

МОТИВАЦИЯВОСПИТАНИЕ ЮНОГО МУЗЫКАНТА В ДШИ». 

Автор: Степина Эльвира Ирнисовна, преподаватель по классу скрипки и концертмейстер Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования сферы культуры «Детская музыкальная школа № 2». 

 

Музыкальная школа в системе образования занимает очень значимую нишу, являясь проводником душ в океан искусства и открывая человеку его возможности и способности и иные способы интеллектуального развития. Многие родители видя, каких высот достигают музыканты приводят своих детей в музыкальную школу в надежде, что их ребенок ничуть не хуже сможет так же справиться и ждут, что в кратчайшие сроки случится чудо и их чадо станет знаменит и справится с той же легкостью с любым произведением, как и музыкант с экрана или со сцены… но, через некоторое время, что-то происходит, и ученик музыкальной школы говорит о том, что больше не хочет продолжать обучение и «выписывается» из музыкальной школы… что же необходимо предпринять в этом случае?  

Конечно же, если нет особых задатков и стремления у малыша, овладеть навыками игры на инструменте – лучше пожелать счастливого пути и удачи в других сферах! Но, если же ребенок обладает способностями и возможностями, и даже соглашается с доводами, то необходимо найти способ мотивировать начинающего музыканта. Как повлиять? Как найти необходимые волшебные слова? Взаимодействие преподавателя и родителей – очень значимый фактор в формировании мотивационной составляющей музыкального обучения. В обучении должна присутствовать триада – ученик – учитель – родитель. 

Условно можно разделить влияющие и взаимодействующие основополагающие мотивации – дом и музыкальная школа 

Итак, методы мотивации. 

  1. Сцена.

Отличным стимулом к возникновению мотивации у детей является внимание, то есть выступление на публике – концерты, а так же участие в конкурсах (как внутришкольные, региональные и т.д.). А так же стимулируют детей к занятиям групповые формы работы – ансамбли, оркестры, хоры и т.д. (коллективная технология обучения). 

 Привлечение родителей к решению возникшей ситуации. Предложить вариант выступления дома перед родными на какой–нибудь праздник, это тоже подтолкнет ребенка к домашним занятиям. Такой вид деятельности называется «сценотерапия». Юный музыкант почувствует свое признание, ему начнет нравиться все, что происходит с ним при воздействии с инструментом. 

  1. Сложности.

Научить ребенка справляться с трудностями. 

В процессе обучения постоянно возникает новая информация для ребенка, но чтобы ее понять и освоить ребенку необходима поддержка и время. У всех разное время для понимания и освоения материала, при этом, во время учебного процесса нужно это учесть и выдержать необходимое время, учитывая возможности учащегося. Для это преподавателю необходимы терпение, такт при озвучивании оценки отрицательных сторон услышанного (создание ситуации успеха). Важно научить работать ребенка за инструментом, наполнить урок смыслом, интересными и доступными ученику заданиями. 

Привлечение родителей. Самый главный авторитет для маленького чуда – его родители, и в их силах помочь ребенку научиться преодолевать трудности, возникающие на его творческом пути, это сделает его сильнее и увереннее. Ведь во всяком труде необходима усидчивость, терпение и сила воли. Объяснять своим детям, что нужно преодолеть все возникающие непростые нюансы – дальше станет легче. Как вариант, можно настоять родителям на окончании музыкальной школы (если ребенок прошел обучение не один год). 

  1. Интерес к классической музыке.

Преподаватель, во время учебного занятия, должен обязательно знакомить (аудио, видео или иллюстрация) и рассказывать о мировых шедеврах музыкального, художественного, литературного искусства. Чем ярче будут образы (ближе к возрастным особенностям ученика), тем интересней будет знакомство для ребенка с миром классической музыки. Домашние задания типа: «посмотри», «послушай» ими воспринимается с интересом, так как ребенок лишний раз дома сможет воспользоваться своими гаджетами (что, конечно же, движется в ногу со временем) 

Посещение учащимися концертов классической музыки (классные, школьные, и на различных концертных площадках). 

Просить родителей, чтобы дома было чаще организовано совместное прослушивание классической музыки, на первых порах те произведения, которые начинает изучать юный скрипач. Лучше видео, так как видеть такого же юного музыканта для начинающего очень важно – это еще один из стимулов для формирования системы домашних занятий.  

Совместное посещение концертов, как на краевом уровне, так и при выезде в друге города и страны. 

  1. Занятия.

Личностные качества преподавателя – очень важны при обучении, ведь доброе, терпеливое отношение к ученикам, и обращение с учеником, как на равных, формирует положительный опыт обучения (технология сотрудничества). А так же, преподавателю необходимо знать психологические и возрастные особенности детей, которые в свою очередь подскажут каким образом и на какие психофизические особенности необходимо обратить внимание и взять за основу при проведении занятий (В младших классах интересна игровая форма обучения, а так же частая смена деятельности. В старших классах – интереснее применять метод исследования и самостоятельный поиск ответов, интегрированные уроки, т.е. связанные с другими видами искусства и т.д.) (личностно-ориентированная технология). И в дальнейшем процесс обучения будет  доставлять только радость и появится стимул бежать на уроки с радостью. А удовольствие, получаемое в процессе учебной деятельности перерастает в  значимость, важность результатов этой деятельности (Я добился! Я смог! У меня получилось! Я молодец!), формирует эффективную цепочку: «Хочу – могу – выполняю с интересом – для меня это значимо». 

Дома, как правило, ребенок садится заниматься на инструменте в отдельной комнате один! Что уже говорит о том, что у него еще не развит определенный самоконтроль и ему не интересно играть самому себе, ведь в классе слушает его всегда преподаватель, еще и помогает справиться со сложностями, разговаривает, подбадривает и т.д. Соответственно, необходимо чтобы кто-то сидел дома рядом во время домашних занятий, так у ребенка возникнет еще один из стимулов для домашних занятий. 

 

Необходимо обозначить наличие мотивации у самого преподавателя, а так же доброжелательное отношение к учащимся, к их личностям. 

Налаживание связи с родителямиочень важная составляющая учебного процесса (это наличие поддержки во внештатных ситуациях): проведение родительских собраний, индивидуальные беседы, систематические уведомления родителей об успехах их детей, разъяснительная работа, направленная на правильное формирование образа школы искусств, в представлении родителей. 

Все обозначенные выше способы формирования стимула у ребенка к обучению в музыкальной школе можно применять на уроках в школах искусств. Эти методы и технологии позволят не только решить возникающие нюансы, но и сформируют и разовьют долговременную мотивационную сферу и любовь к своему инструменту. 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram