Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКА – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКА – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Томилова М.А.

Преподаватель по  классу баяна

 

ОГОАУ ДО «Кожевниковской ДШИ»

 

Современные дети отличаются значительно от предыдущих поколений. Они больше владеют информационной технологией, шире круг интересов и как правило, ожидают быстрого результата в обучении игре на музыкальном инструменте. А занятия ведутся в основном по-старому, по традиционной педагогике. Контингент школы достойный, а из них, небольшая часть в дальнейшем становится музыкальными профессионалами.

В настоящее время, с введением предпрофессиональных программ в ДШИ достаточно остро стоят задачи сохранения контингента, обучающихся на музыкальном инструменте и их повышения мотивации к учебному процессу.

Если ученик относится к учению и знаниям без интереса и равнодушно, не осознавая потребности к ним, то его нельзя успешно учить. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью успешного и  эффективного учебного процесса.

 Цель работы: поиск направлений, форм для  учебной мотивации занятий на инструменте

 Задачи:

— провести теоретический анализ понятия о мотивах;

— изучить мотивационную сферу учащихся;
— определить пути, формы формирования и повышения учебной мотивации.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. [Лукашевич В.В. Менеджмент. М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 224с.]

Главная задача педагога – увлечь ученика музыкой с первых занятий. Чтобы определяющим его занятий, стало желание познать язык музыки и освоить игру на инструменте. Мотивация к обучению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно поэтому нужно использовать различные формы, методы её формирования, чтобы на протяжении всего срока обучения она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность.

Каждый учитель и родители заинтересованы, чтобы его ученики окончили школу на отлично и хорошо, с желанием занимались и показывали результаты. Но часто мы видим, “мог бы прекрасно заниматься, а нет желания учиться”. Здесь мы встречаемся с тем, что у ученика отсутствует положительное отношение к обучению, не сформировались потребности в знаниях. Сформировать желание ученика играть на инструменте возможно несколькими способами.
С первых занятий вовлекать детей в образовательный процесс на образно-эмоциональной основе. Для этого педагогу нужно четко выстроить последовательность мероприятий своего класса. Лучше начинать с создания  условий и благоприятной атмосферы класса. Желательно узнать у учащихся   интересы и их пожелания через анкетирование, которое можно найти  в интернете или составить самому. Через сочинение на тему «Что тебе нравится и не нравится в школе». Проводить  конкурсы рисунков моего любимого инструмента, конкурс первого выученного произведения и др. Умелое использование педагогом самолюбия ученика, поддержка его стремлений выразить себя в деле, которым он занимается, несомненно, способствует мотивации его работы, ее результативности. Привлекая старшеклассников, предложив им подготовить и провести классные часы на определенную тему. Там же они могут показать своё мастерство игре на инструменте. Использовать на уроках мультимедийные технологии  интернет-ресурсы (Ритмические упражнения Ирины Бариновой, изучение нотной грамоты по обучающим программам, просмотр тематических мультфильмов, презентации). Удивляя учеников и заставляя их находиться быть активными, они  увлекаются и погружаются с интересом в занятия.

Вторым, очень важным фактором, являются родители. Заинтересованность родителей в обучении ребёнка должна стоять на первом месте. В течение первого года обучения, педагогу обязательно нужно вовлекать их в образовательный процесс. Составлять расписание удобное для посещения родителей.  Взрослый человек быстрее понимает и запоминает материал урока и при подготовке домашних заданий сможет помочь своему ребенку. Видя результат, родители, больше заинтересовываются обучением ребёнка и относясь с пониманием к учебному процессу побуждают юного ученика-музыканта заниматься с большим желанием.
Разнообразна и  организация внеклассной, концертной работы с родителями: посещение академических концертов, музыкальных гостиных, творческих отчетов школы, родительские собрания. И конечно привлечение к совместной деятельности родителей и детей при подготовке школьных мероприятий. Чтобы наши родители были активными, а не пассивными…

Также дети любят энергичных преподавателей. Для ребенка педагог должен быть примером для подражания. Его активность, показ своего исполнительского мастерства, применение разнообразных форм преподавания урока так, чтобы ученику был интересен сам процесс обучения. Стимулирование похвалой и поддержкой  в неудачах ученика. Чтобы добиться от своего воспитанника конструктивного взаимодействия, должна действовать формула: способность + мотивация = действие. Больше шутите, чтобы  ребенку  было радостно общение с учителем, одноклассниками и возникало желание «хочу играть как мой учитель!»

На практике применение всего вышеизложенного помогает сохранить интерес учащегося к занятиям, позволяет добиться успехов в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

  1. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988
  2. Лукашевич В.В. Менеджмент. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Лукашевич В.В. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
  4. Крылова Г.И. –  Азбука маленького баяниста. М,  ООО «Издательство Владос – Пресс», 2010.
  5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н /Д: «Феникс», 2002.
  6. Викофф Дж. И Юнелл Б. Воспитание без кнута и пряника Издательство «Попурри»,
  7. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания, 2008.
  8. Интернет-ресурсы.
QR Code