header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Мотивация к обучению

17 марта, 2023
QR Code

Талмазан В. В.                                                                                                          Преподаватель «ДШИ №2»                                                                                                                                                                                                                       г. Сургут, РФ.

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ                         

Аннотация: Данная статья написана в соответствии с федеральными государственными требованиями. Цель: Создание условий в школе и семье для развития творческих способностей ребенка, что окажет положительный результат в формировании знаний, умений и навыков игры на скрипке. Ключевые слова: скрипка, ученик, мотивация, родители (Из опыта работы).

Если уж так случилось, и у вас в доме завелась скрипка, с этим надо что-то делать. Путь каждого ученика к его вершине непредсказуем. Процесс обучения – непростой путь, это не ровная линия, по которой ребёнок будет двигаться гладко и без проблем. Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос важный и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генриг Густович Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, профессор Московской консерватории. Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон и почти не знающий исключений. Именно родители должны заразить ребёнка любовью к музыке. Мотивировать детей к обучению игре на музыкальном инструменте может быть непросто; но это не значит, что это должно быть скучно! Чувствуете, что постоянно боретесь со своим ребёнком за самостоятельную практическую работу? Иногда для того, чтобы мотивировать учиться играть на музыкальном инструменте, требуется немного творческого подхода. Вот немного идей для начала. Прочтите эти простые, но очень забавные способы заставить вашего юного скрипача прыгать от радости в следующий раз, когда вы скажете: «Пора заниматься!»

  1. Подсчет времени. Каждый раз, когда ваш ребенок занимается, вы зажигаете столовую свечу. Закончив практическую работу, он задувает её. Когда воск свечи полностью сгорит, ваш ребенок может заняться чем-нибудь интересным, например, пойти в парк, в кино или погулять с друзьями. Детям нравится наблюдать за тем, как догорает свеча и то, как много они поработали. По мере того, как ученики становятся более продвинутыми и начинают практиковаться дольше, старайтесь использовать свечи большего размера, чтобы усложнить задачу. Необходимые материалы: свеча, присмотр взрослых.
  2. Укрепляйте уверенность. Когда ваш ученик исполняет особенно сложную пьесу, позвольте выбрать бусину, в память об этой пьесе. Ему будет интересно создание ожерелья из пройденных им пьес со всеми их бусинами, вспомнить, какая бусина подходит к какой пьесе. Бусинка мотивирует на короткое время, поскольку привязана к отработке данного музыкального материала. Ожерелье будет мотивировать надолго, придаст чувство уверенности, от того, как растет ожерелье от большого количества освоенных пьес. Необходимые материалы: разные бусины любого размера (красивые пуговицы также подойдут), прочный шнур или нить для ожерелья.
  3. Ответственность за стикеры. Время от времени я отправляю учеников домой с набором стикеров-наклеек и задаю им «этюд-наклейку». Каждый раз, когда репетируют этот материал на неделе, они могут наклеить одну из наклеек с набора на свой нотный лист, не перекрывая ноты. Если, к примеру, ученик должен отрабатывать пьесу определенное количество раз на неделе, отправьте его домой с таким же количеством наклеек. Цель состоит в том, чтобы вернуть лист от наклеек пустым, а все наклейки разместить вокруг пьесы, которую разучивают. Это облегчает отслеживание самостоятельной работы младших школьников, учит ответственности. Необходимые материалы: Набор наклеек – разрезать их на более мелкие части по мере необходимости.
  4. Шоколадные чипсы. Эту идею можно использовать дома или на уроке специальности. Выберите один короткий отрывок или музыкальное предложение. Количество повторений, предложенного материала на данном занятии, будет зависеть от возраста ученика. Каждый раз, когда ученик отработает задание, вы кладете шоколадную чипсу на пюпитр. Например… Если ученику 6-7 лет, он выполнит задание 6-7 раз и заработает свои шоколадные чипсы, после чего можно сделать небольшой перерыв и насладиться своим угощением. Эта забавная идея хорошо работает в зависимости от возраста. Старшим ученикам придется проиграть своё задание больше раз. Младшие школьники будут играть меньше раз, что больше соответствует их стадии развития и концентрации внимания. Материалы: Шоколадные чипсы, драже M&M’s, любое  лакомство, которое есть под рукой.
  5. Мотивация детей к обучению с помощью формы для кексов. Формы для маффинов — отличный инструмент для творческой реализации идей. Их можно использовать как часть музыкальной игры или как забавные тренировочные таблицы. Вот несколько идей, с которых можно начать. Можете придумать свои собственные варианты.

Идея № 1 Наполнение до конца – Это простой способ для учеников визуализировать свое время практической отработки и «отмечать» свои достижения на ежедневной основе. Выберите любой небольшой предмет: монеты, шарики, M&M’s, изюм. Это может быть награда, но не обязательно. Каждый раз, когда ученик играет пьесу, заданную гамму, сложный такт и т. д., должен положить по одному маленькому предмету в каждую из формочек для кексов. Когда форма для кексов заполнена – заканчивает дневную тренировку. Если используете лакомство в качестве награды, ученик будет так рад, что захочет заполнить форму для кексов дважды! Необходимые материалы: формочка для маффинов, небольшое угощение или предмет.

Идея № 2 Игра в игре – Вырезать 12 кругов из бумаги, которые поместятся на дне формы для маффинов. В каждом круге написать музыкальное задание, которое нужно отработать из урока по специальности на этой неделе. Также можно написать забавные способы тренировки:

  1. Сыграть гамму (в которой написана пьеса, над которой сейчас работаешь) медленно, целым смычком и красивым звуком.
  2. Назвать части скрипки.
  3. Потренироваться вести смычок по двум струнам одновременно в разных частях смычка.
  4. Сыграть пьесу для папы.
  5. Сыграть пьесу целиком, не используя смычок.
  6. Отрепетировать свою пьесу, которая в стадии работы 4 раза.
  7. Отложить свой инструмент и спеть свое произведение вместо того, чтобы играть.
  8. Выбрать самый сложный такт и сыграть 7 раз.
  9. Выбрать пройденную пьесу и спеть её нотами.
  10. Поработать над переходами: через открытую струну, поочерёдно, каждым пальчиком попасть в третью позицию.
  11. Потренироваться вести смычок по открытой струне, добиваясь ровного звука, считая до 60.
  12. Выучить наизусть одно предложение. Найти различия в окончаниях фраз.

Необходимые материалы: Форма для маффинов, маленькие бумажные кружки, на которых напишите задания.

Рабочие будни можно раскрасить, превратив рутинный труд в игру,  привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:

– Я вчера засек время, пока ты играла эту гамму. Ползла по струнам более 5-х минут. Сегодня ты уложилась в три минуты! А быстрее можешь?

– Попробую…

– Супер – еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту две октавы пролетишь!

– Спорим, за полминуты!

Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.

Очень немногие дети начинают с внутренней мотивацией, когда дело доходит до обучения. Очевидно, что это конечная цель, но мотивация детей к обучению, скорее всего, должна происходить сначала через ассоциации. Когда ребенку весело, он чувствует себя взволнованным и увлеченным во время практической работы, приравнивает отработку к ощущению радости и счастья внутри.

Забавные практические советы и игры, которые будут поддерживать мотивацию вашего ученика и превратят время музыкального боя в эффективное время обучения! Эти советы оказались настолько успешными в нашем классе, что дети просят заниматься два раза в день!

Никто больше, чем родители, не сможет помочь ребенку в развитии его способностей. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram