Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7. МЫ РАБОТАЕМ ВСЕ ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.

Методическое сообщение «Тембровые недостатки голоса. Практические рекомендации устранения недостатков в голосовании в классе сольного пения.»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Чистякова Аделя Рустамовна, преподаватель по классу сольное пение МАУ ДО ДШИ им. П. И. Чайковского, г. Ноябрьск

МАУ ДО Детская Школа Искусств им. П.И. Чайковского

Методическое сообщение: «Тембровые недостатки голоса.
Практические рекомендации устранения недостатков в
голосообразовании в классе сольного пения.»

Выполнила преподаватель
музыкального отделения по
направлению вокально-
хоровых дисциплин
Чистякова А. Р.

Ноябрьск, 2022г.

«Каждым звуком, каждым движением
выражай что-либо… выражай
чувство полно и искренне».
А. Тосканини

Голос- инструмент, данный каждому от природы. Научиться владеть этим инструментом необходимо детям, поющим в хоре и на уроках сольфеджио, и, безусловно, желающим попробовать себя в сольном пении, причём не только в музыкальной классике.
Пение- исполнительское искусство. А искусство-это всегда поиск, движение, в которых рождается радость, необходимая в пении. Педагогическую задачу в обучении пению в общем смысле можно сформулировать как: закон освобождения мышц- закон любого исполнительского искусства.
В пении принимают участие многие группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других.
Важным моментом в настройке голосового аппарата является понимание того, что большая часть мышечной работы автоматизирована (это мышцы гортани, гладкая мускулатура трахеи, бронхов и диафрагмы). Вмешательство в их работу может быть только опосредованным, косвенно.
Управляемым является артикуляционный аппарат: нижняя челюсть, язык и мягкое нёбо.
Артикуляционный аппарат певца должен быть натренирован так, чтобы его работа становилась автоматической, не требующей сознательных усилий поющего, а мышцы певца должны принимать ту форму и тот уклад, которые обеспечивали правильное положение гортани на любом звуке диапазона голоса.
Выработанный автоматизм такого рода указывает на обладание певцом техникой вокала.
Вопрос об овладении певческой артикуляцией гласных и согласных- один из самых трудоёмких в вокальной педагогике.
Формирование правильного звука, подстройка голосового аппарата и сохранение свободного оптимального положения гортани взаимосвязанные части единого процесса развития голоса. Их тренировка должна происходить одновременно.
Однако, поиск верной работы голосового аппарата, верного звучания- далеко не лёгкая задача. Поэтому на первом этапе целесообразно членить выполнение работы по освоению звукообразования на части, но весьма осторожно: как дышать, как открывать рот, освободить глотку, сделать зевок, раскрепостить челюсть и т.п. Чёткому выделению при звукообразовании поддаётся момент атаки звука. Когда звук уже взят, он хорошо поддаётся контролю с помощью слуховых, резонаторных, дыхательных и других ощущений. Но подобная работа целесообразна на первом этапе освоения верного голосообразования.
Сохранить внимание на долго к какому-нибудь одному явлению довольно трудно, поэтому, на вокальном уроке требуется переключение внимания (разговор, слушание, и т.д.). Очень важным является стремление ученика развивать осмысленное запоминание, опирающееся на многократное повторение.
При всём разнообразии вокальных индивидуальностей общим для всех певцов является основной принцип развития голоса: максимально лёгкая подача звука, упругая и гибкая его дыхательная поддержка, и полная свобода гортани и связок в певческом процессе. Голос должен литься и звучать, обладать силой и теплотой.
Занятие в классе начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:
Разогревание и настройка голосового аппарата (приведение мышечной системы в рабочее состояние).
Развитие вокальных навыков для красоты и выразительности звучания голоса в процессе исполнения музыкальных произведений.
Начинать работу над голосом следует отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот, выбрать удобный гласный звук и силу звука.
Упражнения должны быть не сложными. Не существует упражнений «вообще». Необходимы упражнения для выработки конкретных качеств голоса. Поиски оптимального его звучания связаны с работой над УСТРАНЕНИЕМ НЕДОСТАТКОВ в функционировании голосового аппарата.
По качественным признакам звучания голоса мы можем выявить характер и расположение имеющегося тембрового недостатка в голосовом аппарате, на пример:
— звук позиционно далёкий и глубокий, нет полётности- стремление петь на полном зевке, излишняя округлённось;
— звук вялый, тусклый, безжизненный, без определенной дикции- вялая работа артикуляционных мускулов;
— неопределённое звучание фонем, напряжённое звучание голоса, отсутствие певческого вибрато- мышечные зажимы, чаще всего в нижней челюсти;
— «пёстрое» звучание гласных, неровный тембр- нет стабильности положения гортани при пении различных гласных;
— напряжённое звучание, нет плавности звуковедения, отсутствие певческого вибрато- пересмыкание голосовых складок в результате слишком твердой атаки и форсировки звука;
— появляется сип из-за утечки воздуха- недосмыкание верхних краёв голосовых складок в результате придыхательной атаки звука или чрезмерного передувания подскладочного воздуха;
— тембр богатый, но узкий звуковысотный диапазон, голос малоподвижный- настрой голосовых складок на слишком плотное смыкание и колебание их всей массой;
— тембр бедный, звук тихий, динамический диапазон узкий, хотя широкий звуковысотный диапазон- пение за счёт слишком лёгкого, краевого смыкания голосовых складок и колебания их утонченными краями;
— зажатый звук с горловым призвуком- зажимы гортанных мышц;
— фонационный выдох короткий, непроточное дыхание- поверхностное дыхание;
— вялый звук- вялый вдох;
— нет равномерности расхода воздуха при пении; в момент атаки звука большая его часть теряется, нет легато, фальшивая интонация- чрезмерное количество воздуха при вдохе;

При обучении пению на начальном этапе:
— Звукоизвлечение (пение) должно быть мягким, без физических усилий. Правильный звук должен быть удобен певцу, а сам процесс пения должен доставлять ему удовольствие. Очень важно точное начало звука (без подъездов и сползания).
— При подстройке голоса на мягкую атаку звука, необходимо соблюдать правило: чем «выше» нота- тем ниже (глубже по ощущениям) её надо чувствовать.
— Вырабатывать у обучающегося состояние «готовности» к началу пения. Оно достигается мысленным слуховым представлением того, что надо петь (звуковой образ).
— Такое «мысленное пропевание» влечёт за собой рефлекторную настройку мускулатуры голосового аппарата (по учению И. П. Павлова- «представление рождает движение»).
— Периодически расслаблять мускулатуру голосового аппарата во время занятия. Во время пения, не нарушая ритма и динамики упражнения, походить по комнате, делая свободные движения головой, руками, корпусом.

Практические рекомендации над устранением недостатков в
голосообразовании
Вялое звукообразование
— осторожное применение твёрдой атаки и упражнения с применением стаккатто;
— согласный «Д» активизирует звук;
— согласный «Р» активизирует дыхание и голосовые связки;
— энергичное произношение звонких согласных активизирует работу голосовых связок;
— сонорные согласные «М», «Н» опускают мягкое нёбо и, поэтому, увеличивают импеданс, активизируют работу голосовых связок.
Опытные педагоги говорили: «Радуйтесь в пении-это состояние мышечной готовности голосового аппарата».

Вялость дикции
Основное правило дикции в пении-быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Укорочение согласных и быстрая смена их гласными требует мгновенной перестройка артикуляционных органов- особенно важна свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.
— Согласные «П», «Б», «М», «В», «Ф» активизируют губы;
— Смена слогов тренирует дикцию;
— Произношение слов песни в ритме мелодии шёпотом с четкой артикуляцией;
— Согласные «Г», «К» поднимают мягкое нёбо, активизируют его. Можно использовать слоги «по», «ку». «ко», «го»;
— Согласные «Ж», «В», «Ф» активизируют корень языка;
— Согласный «Л» активизирует кончик языка.

Горловой зажим
Это чрезмерно высокая позиция гортани или давление корня языка на гортань.
— Снятие жёсткой атаки- пение слогов с согласными;
— Пение слогов «ПО», «КУ» ослабляет зажим гортани;
— Согласный «Л» образует мягкую атаку;
— Пение гласной «У» в мягкой манере опускает гортань;
— Для освобождения гортани нужно держать мягкое нёбо в активном состоянии;
— Придыхательная атака- полезна при горловом звуке;
— Фальцетное пение-полезно при высокой гортани;
— Гласные «А», «И»- не снимают зажатости мышц гортани;
— Полезно пение с закрытым ртом на piano на нижних нотах («мычание»);
— Пение гласных «О», «У» с глухими согласными.

Зажатость артикуляционного аппарата
— Правильная артикуляция должна стабилизировать гортань, избавив её от резких движений по вертикали;
— Надо следить за активизацией мягкого нёба, которое, будучи поднято, автоматически освобождает гортань от зажимов;
— Нижняя челюсть не должна сильно откидываться вниз (опускаться только под силой тяжести);
— Для стабилизации гортани полезно воспользоваться движением мышц, имитирующих небольшой зевок. При этом корень языка увлекается назад и не дёргает гортань. При зевке активизируются мышцы глотки, зева, мягкого нёба, разжимаются челюсти, освобождается язык;
— Слог «РЕ» освобождает корень языка (по методике Луканина);
— Йотированные гласные освобождают язык;
— При зажатой челюсти- опускание челюсти сначала на речевом произношении гласных (лучше в сочетании с согласными), а затем сразу на певческом звуке;
— Для расслабления челюсти чуть приподнять уголки губ;
— Пение отдельных, несвязанных нот без возобновления вдоха пред ними, а только с задержкой выдоха пред новой нотой.

Короткое дыхание
— Сделать непринуждённый выдох (на звук «У», при этом вдох происходит рефлекторно, в необходимом объёме) и начинать петь, не теряя ощущения вдоха;
— Для укрепления дыхательных мышц и появления чувства опоры- произносить активным шепотом с чёткой артикуляцией в ритме слова песни;
— Активизируют дыхание согласные «Р», «Т», «П», «В» -говорить взрывно;
— Смена слогов сдерживает выдох;
— Развивать певческое дыхание, обращая особое внимание ученика на ощущение атаки;
— Активизировать дыхание поддерживая активное высокое нёбо (мысленно «открывая рот вверх»);
— Упражнения на одной ноте развивают длительный выдох;
— Упражнение поётся на 5-ти гласных в различном чередовании с одинаковой силой:
И-Э-А-О-У- постепенное увеличение ротовой полости;
И-У-О-Э-А- уменьшение напряжения голосовых связок;
А-О-Э-У-И- подсвязочное давление увеличивается;
— Пение упражнений на звук В-В-В (на губах);
— Вялость вдыхательной установки исправляется пением на стаккатто, с немедленным повтором на легато;
— Активизировать дикцию путём быстрого и активного произнесения согласных.

Низкая позиция звука
— Ощущение зевка, испуга, восторга- поднимают мягкое нёбо;
— Для удержания высокой позиции согласный звук должен быть на высоте гласной (по ощущению);
— Сочетание «НГА»-активизирует мягкое нёбо;
— При ходе наверх мысленно ощущать движение вниз («присесть» или «простонать»);
— Думать о перспективе высоты тона;
— Снимать звук на высоте гласной, а дыхание «сбрасывать» вниз;
— Заканчивать фразу (снимать звук) необходимо без потери вдыхательной установки;

Неустойчивость интонации
— Детонация, главным образом, на среднем диапазоне- это следствие чрезмерной опоры, когда излишне заостряется внимание на певческом дыхании, несогласованном со звуком;
— Повышение тона- результат стойкого поднятия гортани. Необходимо углубить звукообразование. Усилить действие грудного резонирования;
— Понижение тона- потеря высокой позиции. Повышенная гортань, вялая дикция- произносить слоги над языком, кончиком дыхания, на высоте тона (мысленно);

Отсутствие координации в работе голосового аппарата (момент атаки)
— После сброса дыхания на слог «ой» улыбнуться (поднять уголки губ), т. е. поднять мягкое нёбо, одновременно не поднимая плечи. Пропеть слог «клён» (нахождение ротоглотки- «второго рта»);
— Для нахождения места атаки звука первая нота- лёгкое прикосновение (фальцет);
— Мысленное пропевание влечёт за собой рефлекторную настройку мускулатуры голосового аппарата;
— Пение упражнений в быстром темпе. При этом голосовой аппарат находит иной, более правильный режим своей работы;

Искажение звучания гласных
— Найти точную координацию работы голосового аппарата;
— Снять жёсткую атаку- петь гласные с сонорными (М, Н, Л, а также йотированные гласные: я=йа, ю=йу, е=йэ);
— Освободить нижнюю челюсть (активизировать мягкое нёбо);
— Освободить корень языка (вдыхательная установка);
— Нельзя преувеличивать выговор согласных;
Если отсутствует свободное мягкое звукообразование, надо освоить настройку голосового аппарата, состоящую в том, что:
— Перед началом звука выполняется «сброс» дыхания;
— После чего автоматически (рефлекторно) делается вдох, при этом корень языка освобождается и поднимает мягкое нёбо, гортань сама устанавливается в свободное положение. При этом движение диафрагмы рефлекторно связано с поднятием мягкого нёба. Приём следует повторять до полного автоматизма.
При настройке голосового аппарата необходимо направлять своё внимание на мышечные ощущения при начале звука, т. е. на атаку и артикуляцию.
Сосредоточив внимание на освоении техники пения, мы понимаем, что пение- комплексный процесс. Технические возможности голоса нужны для художественного исполнения музыкального произведения, а не сами по себе. Исполнительская техника должна базироваться на развитом музыкальном мышлении.
Как сказал один из выдающихся хормейстеров В.Н. Минин: «Пение- это союз природы, техники и вдохновения». Голос человека может выражать радость, горе, печаль и ликование делает пение осмысленным. Эмоциональная окраска слова одушевляет пение. Под влиянием эмоций в голосе меняется тембр, высота интонации, манера формирования слов, т. е. меняется техника пения. Поэтому важно сделать урок интересным, разнообразным, эмоционально насыщенным, что вызовет желание познать одно из величайших видов искусств- вокальное искусство.

Список литературы:
Абулов Н. А. Руководство по постановке певческого и разговорного
голоса. — Липецк, 1996г.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.
— Ростов на Дону: Феникс, 2008г.
Далецкий О. В. Обучение пению (Из опыта работы). – Москва: Фаина,
2011г.
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — Москва,1968г.

QR Code