header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическое сообщение «Работа в детском хоре над динамикой – путь к выразительному исполнению»

3 октября, 2023
QR Code

Эвелина Михайловна Оганесян, ЗРК РФ, преподаватель хоровых дисциплин,
руководитель детских хоровых коллективов МАУ ДО “Детская школа искусств №7” г.Пермь

«Работа в детском хоре над динамикой – путь к выразительному исполнению»

I. Цель данной работы – акцентировать внимание учащихся и коллег на такой важной части исполнительского плана хорового произведения как динамика.
Задачи данной работы:
*концентрация знаний по всем компонентам исполнения
*умение выстроить работу по динамике от простого к сложному
*синтез необходимых элементов – от содержания до выразительного исполнения

Слово «Динамика» происходит от др.греч. dinamus – сила.
Производные слова – динамизм = богатство движения, динамический, динамичный = связанный с движением, с действием силы; изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
«Динамика» – это понятие пришло к музыкантам из физики. Термин был введен в исполнительскую практику музыкальным педагогом из Швейцарии Х.Г.Хегели
в 1870г. Под динамикой все понимают распределение громкости звука, а также изменения и переходы постепенные или внезапные.

II. Есть у музыкантов французское слово «нюанс» – оттенок. И вот когда хормейстер работает над динамикой, он должен помнить, что все динамические обозначения имеют большое количество различных оттенков (нюансов). Нюансы нужно рассматривать обязательно в связи с содержанием и особенностями стиля хорового произведения. И ещё помнить о том, что нюансы выражают не только определённую силу (f, P, mf и т.д.) хоровой звучности, но и эмоциональное состояние исполнителей, особенно детей. Ни в коем случае нельзя петь форсировано на форте или «шептать» бездыханно на пиано. Профессионально подготовленный хормейстер знает об этих азбучных истинах. Пренебрегать этим нельзя, т.к. динамические оттенки напрямую связаны с остальными элементами вокально-хоровой работы.

III. В исполнении хорового произведения ведущую роль играют понимание хористами содержания данной музыки, осознание авторского замысла (композитор и поэт). Исходя из этого, настраивается эмоциональное состояние и создаётся динамическая палитра, чтобы желанием и волей дирижёра придать хоровому произведению определённое смысловое значение. В репетиционный период уместно собеседование с детьми в виде диалогов (дирижёр – певцы) или обмен мнениями о содержании произведения (вовлечён весь хор).

IV. Часто бывает так, что не вся динамика может быть обозначена в нотном тексте. В этом случае хормейстеру представляется решать самому решать, каким динамическими оттенками пользоваться. Главным критерием в этом вопросе служит понимание стиля композитора или целой композиторской школы. На основе этих знаний, в рамках стилевых особенностей и с учётом выше изложенного в п.II, хормейстер со своим коллективом могут создавать свою интерпретацию произведения, не забывая про деликатный подход и уважение к мастерам-композиторам.

Хор с расширенным динамическим диапазоном чаще всего пользуется средней динамикой mP-mf, но уже умеет звучать на P и на f. Оттенок ff – в детских хорах употребляется редко. Но что самое ценное, такой хор уже имеет понятие о фразировке, и подвижные нюансы только украшают хоровую звучность коллектива. Достижение динамической выразительности в пении – это длительный и трудоёмкий процесс.
Способы работы над P и f , очень хорошо описаны в работе М.В,Федотовой – преподавателя ДШИ №1 г.Кургана.

В исполнении народных песен для выстраивания динамической палитры необходимо опираться на знания устного народного творчества и смыслового содержания песни. В русских народных песнях в неторопливом повествовании не только в протяжных, но и в исторических, обрядовых, солдатских при развитом поэтическом тексте смысл может раскрываться в последних куплетах. Наприрмер, «Ивушка» – здесь речь идёт не о сломанном дереве, а про горькую судьбу девушки. Можно обратить внимание детей на приём поэтического параллелизма используемый в устном народном творчестве (межпредметная связь с уроками литературы). В таких песнях подход к общей кульминации идёт к последнему куплету через всё произведение, что требует от исполнителей хорошего владения музыкальным материалом и эмоциональной выдержкой. В народных песнях больше простора для интерпретаций, а значит больше возможностей в использовании динамических оттенков.

V. Хормейстеры в своей работе должны уделять внимание развитию динамического диапазона хора. У слабо продвинутого хора (в нашей терминологии – это хор первичных форм работы) динамический диапазон узкий. Это как художник, который пользуется одной краской. Часто у такого хора бывает неоправданно громкий звук. Понятно, что исполнение очень страдает, и вред детскому голосу наносится очень большой. Поэтому ведущие педагоги-методисты рекомендуют пользоваться различными вариантами mf и, постепенно, используя принцип «от простого к сложному», развивать динамический диапазон хора на основе главных задач:
– организация певческого дыхания
– освобождение певческого аппарата
– сглаживание регистров
– выравнивания звучания гласных
– владение строем и ансамблем и др.

VI. В завершение надо сказать, что прекрасным материалом для развития динамической гибкости хора являются русские народные песни и песни славянских народов. А также произведения классиков с плавным и удобным для голосоведения течением мелодии. Здесь хорошо тренируется певческое дыхание, эластичность, плавность и дозировка динамики. А добиваться динамической гибкости хора можно только путём систематических и длительных занятий хора, используя весь арсенал возможностей, который предоставляют нам педагогические технологии как современные, так и традиционные.

СПСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.Б.Буянова «Работа с детским хором: теория и методика»
М.,МГИМ им. А.Шнитке, 2015

2. Сб. статей «Вокально-хоровые технологии» сост. И.В.Роганова С-П., «Композитор» 2020г.

3. Методическая разработка преп. ДШИ №1 г.Курган Федотовй М.В. «Работа над динамикой в хоровом коллективе» 2018г.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram