header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическое сообщение “Психологические причины эстрадного волнения и методы его преодоления”

22 марта, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Методическая сообщение

«Психологические причины эстрадного

волнения и методы его преодоления»

Автор:

Соколова Елена Владимировна

Преподаватель высшей категории

Отделения вокального искусства

г. Батайск

2023

 

Оглавление

  1. Введение

 

  1. Эстрадное самочувствие

а) факторы степени эстрадного волнения;

б) Фазы эстрадного волнения и формы его проявления;

  1. Причины эстрадного волнения и способы их преодоления.

а) невыученность произведения; не удачно подобранная программа;

б). редкие публичные выступления;

в). необычность обстановки;

г). неправильное поведение в день концерта;

д). фактор неопределенности;

  1. Личностно-психологические причины эстрадного волнения

а). недооценка своих возможностей

б). неверная нравственная установка

  1. Аутогенная тренировка – способ преодоления психологических зажимов, тревоги и волнения
  2. Заключение.
  3. Литература

 

  1. Введение

Каждый вокалист с момента поступления ДШИ и до ее окончания проходит испытание эстрадой: полугодовые и переводные экзамены, классные и школьные праздничные концерты, конкурсы и фестивали, выпускной экзамен.

Концертное выступление – это важный момент в жизни не только ученика –  вокалиста, но и его преподавателя, так как выносится на суд слушателей результат творческого труда.

Концертные выступления являются большим стимулом в творческой деятельности юного вокалиста. Понятие «концертное выступление» включает в себя конечный результат проделанной репетиционной работы; это участие в исполнительском процессе, общение с публикой; это потребность в самовыражении.

Успех или неудача концертного выступления музыканта-исполнителя, в том числе и вокалиста зависит от многих аспектов и являются темой изучения многими выдающимися исполнителями, педагогами и музыкальными психологами. В этом вопросе большое значение имеют как масштаб дарования, уровень музыкально-певческих способностей ребенка, так и уровень мастерства, то есть умение воплотить замысел исполняемого произведения; опыт концертных выступлений и объективные условия, такие как качественно отлаженная аппаратура, хороший микрофон, акустика зала, наличие и поведение слушателей, их реакция и т. д.

Но особое значение имеет психофизическое состояние вокалиста, то есть комплекс психофизических ощущений, называемый «Эстрадным самочувствием».

  1. Эстрадное самочувствие

Эстрадное самочувствие – это особое состояние, в котором на первый план выходит вечная проблема – неизбежное волнение и страх публичного выступления.

Многие выдающиеся люди, музыканты и актеры, говорят о том, что небольшое волнение должно быть перед выступлением, это нормальное состояние, которое наоборот, помогает настроиться артисту на нужный лад.  Г. Пятигорский, великолепный русский виолончелист, работавший за рубежом, писал в своих воспоминаниях: «… только слово «пытка» может передать то, что я чувствую перед концертом. Я знаю, что на эстраде стоит и ждет меня стул, который превратится в электрический, и что, несмотря на смертельный страх, я все же усядусь и буду выглядеть собранным и готовым для публичной казни…»  По словам Д. Ойстраха, «если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист»

Следует отметить, что определенный уровень тревожности во время выступления необходим. После того как артист уже вышел на эстраду, он целиком отдается исполнению, его психика подчиняется творческому процессу. Волнение остается как бы за гранью происходящего. Теперь уже исполнителя не интересует окружающая его действительность, он целиком поглощен своими ощущениями и тем, что он хочет рассказать людям посредством своего исполнения.

Переживания в процессе музыкальной деятельности по-разному описываются музыкантами. Это и «вдохновение, медитация, сердечная молитва, мистический экстаз, гипнотический транс, состояние «потока», «сверхсознания» и «оптимально творческое состояние». Часто все эти характеристики называют одним словом – эйфорией, состоянием блаженства и наслаждения.

Степень волнения зависит от ряда факторов:

  • типа нервной организации исполнителя;
  • условий и характера публичного выступления. В наше время существуют: запись в студии, видео запись концертного номера, музыкальные телевизионные конкурсы, трансляция по интернету в системе оn-line [англ.-букв. на линии] и др. Дети по-разному реагируют на условия выступления. Свободно исполняя произведение на публике в зале, некоторые испытывают сильнейший дискомфорт при словах: «Тишина в студии. Запись пошла». Особой эмоционально-психической устойчивости требует участие в конкурсах и фестивалях.
  • возраста исполнителя. Маленькие дети, за редким исключением, не боятся выступать на концертах и с удовольствием слушают аплодисменты. Они еще не осознают ответственности выступления. Страх публичного выступления появляется, как правило, в подростковом возрасте, когда приходит чувство ответственности, появляется осознание себя, как личности, формируется представление о своем месте в обществе.
  • степень волнения зависит от того, выступает вокалист сольно или в составе ансамбля. Распределение ответственности за выступление по всем участникам исполнения снижает остроту страха.

Фазы эстрадного волнения и формы его проявления.

Эстрадное волнение различается по времени проявления – моменту наступления и длительности. Есть юные вокалисты, которые волнуются непосредственно перед выступлением, их волнение проходит, едва они выходят на сцену.

У других волнение долгое, изматывающее, доводящее до душевного и физического истощения. Первые признаки волнения появляются, как только становится известна дата экзамена или концерта – пред концертное состояние.  По мере приближения даты, мысль о выступлении не покидает ребенка. При этом нарушается равновесие нервных процессов, ослабляется адаптация к окружающей среде. В воображении ученика то и дело проигрывается ситуация концертного выступления, которая оборачивается то триумфом, то провалом, и сама мысль о концерте вызывает усиление вегетативных, не зависящих от воли человека рефлексов.

Это особенно характерно для фазы –  непосредственно пред концертное состояние. Начинает знобить, подташнивать, мышцы напряжены или, наоборот, мышечный тонус вялый, дыхание сбивчиво, во рту пересыхает. Увеличивается чувствительность кожи, руки потеют или мерзнут, учащается пульс. Могут повышаться артериальное давление и температура тела, появляется тремор (дрожание) рук. А главное, возникает общее чувство тревоги, безрадостности, душевного и физического дискомфорта. При повторах, эти явления приводят к истощению нервной системы, что проявляется в виде депрессии или перевозбуждения. Слишком сильный эмоциональный заряд разрушает нормальное протекание нервных процессов: это проявляется в различных типах поведения исполнителей непосредственно пере концертом.

Оптимальное состояние у музыкантов-исполнителей, как и у спортсменов – состояние «боевого возбуждения». Оно характерно для сангвиников. Повышается быстрота реакции, обостряется внимание, яснее работает мысль, прибывают силы. Эта «приподнятость» естественна и полезна. Она дает чувство, что ты «в ударе» и все получится прекрасно. Исполнитель охотно общается с окружающими, готов и хочет выйти на сцену.

Для холериков характерно предстартовое состояние – «стартовая лихорадка». При таком состоянии ослабляются тормозные процессы. Движения становятся суетливы, внимание неустойчиво, пульс учащен, дыхание неровно. Не оставляет чувство тревоги. Речь становится торопливой и излишне громкой. Такой исполнитель нота за нотой проверяет свою память, повторяет текст произведения, ловя себя на мысли, что забыл какое-то место.

Третий вид предстартового состояния – «стартовая апатия», которой подвержены флегматики. В это время кора головного мозга, истощенная длительным возбуждением, впадает в тормозное состояние. Исполнитель испытывает чувство сонливости, вялости, ему совершенно не хочется выступать. Движения разлажены, реакция замедленна, осаждают неприятные мысли.

Если выступающему не удается справиться с чрезмерным волнением, результат бывает плачевным. При волнении – панике нарушается координация, появляются лишние движения, или напротив, происходят мышечные зажимы, страдает качество звука, интонация; темп делается неуправляемым. Подводит память. Проявляются прежние, вроде бы исправленные, ошибки. Идет насмарку долгая и тщательная работа.

Провал или неудачное выступление наносит ученику серьезную психологическую травму, оставляя глубокий след в психике ученика; формируется рефлекс на то, что разрушительное волнение обязательно повторится, появляется страх перед собственным волнением. Нельзя допускать ученика до провала, срыва, неудач, так как растущая боязнь сцены – это настоящий кошмар для музыканта, который вынуждает многих одаренных людей отказываться от артистической карьеры.

Многие родители, учившиеся в детстве в музыкальной школе, вспоминая свой страх перед сценой, предпочитают не травмировать психику своих детей и не дают им возможности получить музыкальное образование.

Поиски средств против «вредного» волнения ведутся в музыкальной педагогике давно.

  1. Причины эстрадного волнения и способы их преодоления 
  • Одна из причин сценического страха – это недоученность, «сырость»

 программы.

Для устранения этой причины, ученик и педагог должны быть уверены в полной готовности программы. Для этого произведение или программа должны быть выучены наизусть примерно за месяц до выступления. Благодаря этому программа успеет «отлежаться», что даст возможность закрепить наизусть текст, хорошо продумать и передать художественный образ.  Готовое произведение можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к работе над ним. Появится ощущение новизны и свежести. Полезно сделать видео запись в исполнении ученика для прослушивания и анализа.

  • Причиной волнения может быть неудачно подобранная программа.

Для публичного выступления нужно отбирать произведения, которые позволяют раскрыть сильные стороны ученика, его индивидуальность.

  • Боязнь забыть текст – еще одна причина волнения.

Педагог должен многократно проверять степень выученности программы наизусть.

  • Редкие публичные выступления.

Нужно выступать как можно чаще, принимать участие в любых концертах. Чем больше выступлений, тем меньше волнений. К выступлениям надо привыкать. Но только достаточно частые выходы на сцену могут выработать эту привычку.

Опытный преподаватель помимо обязательных академических концертов и контрольных уроков, увеличивает число выступлений своих учеников, производя видеозаписи для праздничных концертов и различных мероприятий; участия в дистанционных музыкальных конкурсах и фестивалях. Таким образом, вокалисты привыкают к публичным выступлениям и вырабатывают сценический опыт.

  • Первое выступление

Особое событие, которое нужно продумать и подготовить- это эстрадный дебют.

Нужно, чтобы произведение для первого публичного выступления было по силам вокалисту. Важно, чтобы первое выступление было удачным, и в памяти остались только положительные эмоции и радость творчества!

  • Необычность обстановки: видео съемка, яркое освещение, большая сцена, просторный зал, иная, чем в классе, акустика, другая нарядная одежда и т.д.

Чтобы помочь ученику адаптироваться к условиям предстоящего выступления, необходимо создавать «эстрадоподобную» обстановку: по возможности, чаще проводить репетиции в школьном концертном зале. На прогон, который должен быть не менее 2-3 раз до концерта, пригласить других учеников и коллег, объявить номер, порепетировать выход, поклон.

  • Неправильное поведение в день концерта.

Решающее условие успешного выступления – отдых и свежесть головы, а также сохранение привычного ритма жизни.  Большая ошибка –  это петь дома до изнеможения, самостоятельно вводить новые элементы в жесты и движения. То, что добавлено или изменено в последние минуты не улучшит целостность образа, а лишь испортит его.

За два дня до выступления нужно отвлечься от забот и волнений.  Непосредственно перед выступлением   рекомендуется сделать дыхательную гимнастику, артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения. Повторить наиболее сложные места. Педагог не должен делать замечания перед концертом.  Лучше сказать, несколько ободряющих слов.

В день концертного выступления, ученик должен быть убежден, что   подготовлен хорошо, должен верить в себя, в свое исполнение. Это, возможно, не всегда так, но ученик должен в это верить. А вот   после концерта необходимо доработать все, что не получилось.

  • Фактор неопределенности, непредсказуемости того, как пройдет выступление.

Н. Перельман писал: «Неизвестность эстрадного результата – беда и привилегия исполнения, беда – потому что она источник вечной тревоги; привилегия – ибо хранит в себе постоянную и тайную веру в чудо».

Смягчить эту неизвестность может преподаватель. Он прекрасно знает, что можно ждать от своего ученика, на какой стадии вокального развития он находится, какими вокальными приемами владеет. Педагог должен внушить вокалисту уверенность, что доволен его исполнением, что все будет хорошо, что он в него верит. Критиковать исполнение учеником песни перед самым концертом не следует, но и обещать фурора тоже не стоит.  Но, непредсказуемость может заключаться и в объективных факторах.

Довольно часто юные музыканты выступают за пределами своей школы, участвуя в различных фестивалях, конкурсах, концертах и пр. Зачастую, исполнитель не знает, что его ожидает. Непредсказуемость ситуации может рождать неуверенность и страх. Педагог должен описать условия, в которых будет проходить выступление, рассказать о тех моментах, которые нужно учесть.

Все вышеперечисленные причины волнения серьезны, но с ними можно справляться. А причины, связанные с личностно-психологическими свойствами музыканта гораздо более сложные.

  1. Личностно-психологические причины эстрадного волнения 
  • Чувство волнения может быть вызвано ощущением собственной неполноценности, неуверенности в себе, недооценки своих возможностей.

От характера представлений о себе зависит уверенность в своих силах и возможностях.  Низкая самооценка может быть причиной волнения и тревоги.  Это чувство появляется от внутреннего разлада с собой, возникшего из-за   случившегося ранее неудачного вокального опыта.  Бывает, обучающийся, совершив одну ошибку начинает расстраиваться, что может сильно сказаться на последующем выступлении. Одна маленькая незначительная, на первый взгляд, ошибка может привести за собой целый ряд уже значимых исправлений, а иногда вообще к срыву выступления.

Чувство волнения может быть обусловлено разницей между самооценкой и мнением других людей, а также может иметь более глубокие корни.

Из-за неправильного обращения с ребенком родителей и учителей комплекс неполноценности может развиться уже в детские годы. Категорически нельзя постоянно говорить ребенку, что он глуп, неуклюж, неловок, что у него нет музыкальных способностей, совсем нет голоса и т. д. Если родители или преподаватель постоянно подчеркивают слабые способности ребенка, то успехов ждать не нужно.

Захваливание тоже опасно, так как малейшая неудача становиться для ребенка жестокой травмой. Ребенок сначала сверх меры напрягается, а потом теряет веру в себя. То есть комплекс неполноценности – результат специфичных межличностных отношений. Именно в общении с другими людьми происходит самопознание и самооценка, именуемая «уровнем притязаний». Преподаватель должен помочь ученику определить этот уровень и соотнести поставленные перед учеником задачи с его реальными возможностями.

Высокий уровень притязаний при завышенной или заниженной самооценке может вызывать сильнейшее эстрадное волнение. Первые проявления сценических переживаний приходятся на подростковый возраст, когда особенно ярко проявляется стремление к самоутверждению.

  • Неверная психологическая установка, ложная мотивация по отношению к эстрадному выступлению.

Что происходит в сознании ученика перед концертным выступлением?    Ученик думает, как он справится с исполнением.  Всё остальное отступает на второй план. Он не сосредоточен на произведении. Он думает, как он будет выглядеть на сцене, как будет двигаться, танцевать, держать микрофон и пр.  Какое он произведет впечатление.  Как его оценят жюри, слушатели. Что скажут родители, если что-то не получится, что-то пойдет не так?  И именно это отвлекает его от исполнения.  Как бороться с такого рода волнением?

Неверно говорить: «Не бойся, не волнуйся».   Необходимо отвлечь внимание от волнения. Волнение и паника – это признак недостаточной сосредоточенности. Волнение можно побороть, лишь думая о чем-то другом. А на сцене надо думать не о себе, не о впечатлении, которое хочешь произвести, а об образах, заложенных в музыке, которую исполняешь. В первую очередь нужно думать о художественном содержании музыкального произведения.

  1. Аутогенная тренировка. Самосознание себя как уникальной личности

Как же достичь наивысшего творческого состояния в процессе музыкальной деятельности и совместить особое состояние творческого подъёма с умением владеть собой? У педагогов – музыкантов существует целый ряд методов, приемов, правил и упражнений для преодоления сценического волнения, которые вырабатывались годами и опробованы уже не на одном поколении.

Пение- это психологический процесс, то есть особый вид настроя психики, всего организма, подчиненный творческим задачам. В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества, красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе.

Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос

Важно осознание внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношения к занятиям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению. Для уверенности в себе, преодоления тревоги, дурных предчувствий, неуверенности и страха можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги:

  • настрой и самовнушение;
  • обретение внутренней свободы;
  • снятие психических зажимов и барьеров.

«Я пою- значит, творю, созидаю», «Мой голос- отражение моей души», «Я пою с любовью и радостью»- в этих установках и состоит аутогенная тренировка. Это и есть психологический шаг в поиске самого себя в своих переживаниях, в соединении со своим инструментом – голосом.

Сеансы аутотренинга помогают преодолеть эстрадобоязнь, оптимизируют душевное состояние, снимают лишнее напряжение, позволяют обрести веру в себя.

С. Рихтер на вопрос журналиста, как он чувствует себя перед началом концерта, ответил: «Мне всегда очень страшно. И я считаю это нормальным, что исполнитель перед концертом испытывает эстрадное волнение. Но из него у меня рождается уверенность, появляется какая-то новая энергия и колоссальное желание сыграть как можно лучше, преодолеть все трудности и победить самого себя».

Н. Перельман говорил, что «Излишек эстрадного волнения хорошо растворяется в двух состояниях: в хроническом упоении исполняемым и во временном упоении собой». 

  1. Заключение

Рекомендации по преодолению эстрадного волнения 

  • Идеально выученная программа или произведение придадут исполнителю уверенности в себе.
  • Концертная одежда должна быть удобной и элегантной, чтобы исполнитель был уверен, что выглядит со стороны красиво и в то же время ему должно быть комфортно.
  • Хороший отдых и здоровый сон накануне выступления – это залог бодрости и легкости в течение дня.
  • В день выступления не принимать успокоительных средств, это может вызвать заторможенность и вялость.
  • Перед выступлением не переедать, чтобы не было чувства тяжести и лени.
  • Для поднятия настроения и эмоционального тонуса незадолго до выступления можно съесть несколько долек шоколад, запив теплым чаем или водой. Таким способом пользовались известные музыканты С. Рихтер и Д. Ойстрах. «Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению кровообращения, а также к нормальному питанию мозга.
  • Перед выходом на сцену лучше посидеть в удобной позе, при расслабленной мускулатуре. Также, хорошо мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.
  • За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Концертная обстановка требует полной сосредоточенности. Это одно из важных условий для преодоления волнения.
  • Перед выходом сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (упражнения). Это нормализует пульс и поможет собраться.
  • Важен боевой настрой перед выступлением: мобилизация воли и стойкости.
  • Выйдя на сцену, не смотреть в зал, разыскивая родителей и друзей. Не отвлекаться от главной цели.
  • На сцене вести себя спокойно, уверенно и осознанно.
  • Не суетиться и не паниковать в случае ошибки. Постараться продолжить исполнение.
  • Поддерживать себя словами: «Знаю. Готов.  Уверен.  Получится.

И действительно получится! 

  1. Литература 
  1. Т. Глазкова «Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся ДМШ» М., 1965
  2. Н. Гонтаренко «Сольное пение Секреты вокального мастерства» Р.Д 2007
  3. В. Григорьев «Исполнитель и эстрада» «Классика- XXI»,2006.
  4. Л. Дмитриев «Основа вокальной методики» М., 2000.
  5. Как учить музыке одаренных детей. М., «Классика- XXI», 2010.
  6. Г. Коган «У врат мастерства», «Работа пианиста» М., 1969.
  7. Н. Корыхалова «За вторым роялем» Санкт-Петербург, 2006.
  8. От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып.1. М., «Классика-XXI»,2009.
  9. Н. Перельман. В классе рояля. СПб, «Борей», 1994
  10. В. Петрушин Музыкальная психология М., 1997.
  11. Г. Тарасов «Проблемы музыкального мышления и восприятия». М., 1973.
  12. Б.Теплов «Психология музыкальных способностей» М., 2-изд. «Проблемы индивидуальных различий» М., 1961.

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram