header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическое сообщение: «Особенности хорового репертуара современного преподавателя»

29 мая, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №40»

 

«Особенности хорового репертуара современного преподавателя»

 

Выполнила:

Преподаватель Шадрина О.Н.

г. Новокузнецк

2023

 

 

С развитием хорового движения в России вопрос о подборе репертуара стал одним из основополагающих.

Подбором репертуара для детского коллектива занимается непосредственно сам хормейстер. Большое значение имеет его педагогический и музыкальный опыт, его внутренняя культура. Эти качества позволяют подобрать наиболее качественный материал для работы.

Руководитель хора свободен в выборе автора и сочинения. Но, выбрав, он берет на себя ответственность сохранить дух произведения, его жанр, форму, тематический материал и фактуру. Своим творчеством он раскрывает замысел автора, черты стиля и эпохи.

Смена поколений, приоритетов и содержательно-образной стороны произведений, делают тему данного доклада весьма актуальной.

Целью работы является обобщение рекомендаций по подбору хорового репертуара.

Реализация этой цели, осуществляется при помощи задач.

Задачи:

  • Определение роли репертуара в воспитании и обучении.
  • Выявление критериев по выбору учебного репертуара.
  • Рассмотреть классификацию репертуара.
  • Ознакомление с практическим подбором хоровых произведений.

Роль репертуара в воспитании и обучении

Репертуар работает в качестве путеводителя для ребенка в сфере музыкального искусства.

Эстетическая направленность хорового репертуара способствует повышению уровня музыкального образования учащихся. Воспитывает чувство стиля и развивает музыкальный интерес. Прививает любовь к исполнительской и слушательской культуре.

Работа по разучиванию хорового материала влияет на психику ребёнка, учит его внимательности, укрепляет память, обостряет наблюдательность, вызывает интерес в общении со сверстниками.

Критерии по выбору учебного репертуара

Художественная ценность, где основными составляющими этого понятия является глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. Следует помнить, что музыка несёт в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.

Репертуар хора должен соответствовать по своей тематике возрастным особенностям исполнителей. Так же следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние.

Учебный материал должен отличаться разнообразием по своей стилистической и жанровой направленности.

Немаловажный критерий – выбор репертуара, с учётом концертной деятельности хора. Сюда входит: участие в конкурсах, фестивалях, отчётных концертах школы, городских мероприятиях и тд.

Классификация репертуара

Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и тд.

Предпочтительно, если руководитель хора подойдёт к выбору произведений с творческой стороны. Кроме популярных песен для детского хора, преподавателю можно порекомендовать выбрать и другие сочинения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся хорового коллектива.

Существует перечень исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ. Такие как:

  • хоровые сочинения старинных мастеров средневековья;
  • хоры композиторов эпохи барокко;
  • венских классиков;
  • композиторов-романтиков;
  • представителей современных отечественных и зарубежных композиторских школ;
  • произведения русских композиторов XIX века (народная, духовная и светская музыка, канты);
  • русских композиторов-классиков;
  • лучшие произведения композиторов советского периода;
  • обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами прошлого и современными композиторами;
  • обработки народных песен разных стран и народов;
  • детские песни композиторов прошлого и современности.

Практический подбор хоровых произведений

Примеры произведений русских и западных композиторов:

  • Танеев С. «Серенада» в переложении Ю. Васильева;
  • Чайковский П. «Соловушка» в переложении В. Соколова;
  • Глинка М. «Попутная песня»;
  • Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»;
  • Анцев М. «Задремали волны»;
  • Глинка М. «Жаворонок»;
  • Римский-Корсаков «Эхо» в переложении И. Лицвенко.
  • «Колыбельная» Брамса в переложении Э. Ходоша;
  • «Кукушка» Э. Шмидта в переложении Э. Ходоша;
  • «Втроём, как один» (шутка) А. Сальери в переложении Э. Ходоша;
  • В. Моцарт «Репетиция концерта»;
  • «Ave Maria» И.С. Баха.

Список литературы

  1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980.
  2. Голицына Л. В. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся детских хоровых студий: Автореферат / Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1995.
  3. Готсдинер А. Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.: Музыка, 1980.
  4. Краевая Л. В., Равикович Л. Л. Вокальная работа в детском хоре. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000.
  5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа ІХ-ХХ веков. – М.: «Языки русской культуры», 1998.
  6. Осеннева М. С., Самарин В. А. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999.
  7. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Издательство «Владос», 2002.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram