Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №40»
«Особенности хорового репертуара современного преподавателя»
Выполнила:
Преподаватель Шадрина О.Н.
г. Новокузнецк
2023
С развитием хорового движения в России вопрос о подборе репертуара стал одним из основополагающих.
Подбором репертуара для детского коллектива занимается непосредственно сам хормейстер. Большое значение имеет его педагогический и музыкальный опыт, его внутренняя культура. Эти качества позволяют подобрать наиболее качественный материал для работы.
Руководитель хора свободен в выборе автора и сочинения. Но, выбрав, он берет на себя ответственность сохранить дух произведения, его жанр, форму, тематический материал и фактуру. Своим творчеством он раскрывает замысел автора, черты стиля и эпохи.
Смена поколений, приоритетов и содержательно-образной стороны произведений, делают тему данного доклада весьма актуальной.
Целью работы является обобщение рекомендаций по подбору хорового репертуара.
Реализация этой цели, осуществляется при помощи задач.
Задачи:
- Определение роли репертуара в воспитании и обучении.
- Выявление критериев по выбору учебного репертуара.
- Рассмотреть классификацию репертуара.
- Ознакомление с практическим подбором хоровых произведений.
Роль репертуара в воспитании и обучении
Репертуар работает в качестве путеводителя для ребенка в сфере музыкального искусства.
Эстетическая направленность хорового репертуара способствует повышению уровня музыкального образования учащихся. Воспитывает чувство стиля и развивает музыкальный интерес. Прививает любовь к исполнительской и слушательской культуре.
Работа по разучиванию хорового материала влияет на психику ребёнка, учит его внимательности, укрепляет память, обостряет наблюдательность, вызывает интерес в общении со сверстниками.
Критерии по выбору учебного репертуара
Художественная ценность, где основными составляющими этого понятия является глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. Следует помнить, что музыка несёт в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.
Репертуар хора должен соответствовать по своей тематике возрастным особенностям исполнителей. Так же следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние.
Учебный материал должен отличаться разнообразием по своей стилистической и жанровой направленности.
Немаловажный критерий – выбор репертуара, с учётом концертной деятельности хора. Сюда входит: участие в конкурсах, фестивалях, отчётных концертах школы, городских мероприятиях и тд.
Классификация репертуара
Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и тд.
Предпочтительно, если руководитель хора подойдёт к выбору произведений с творческой стороны. Кроме популярных песен для детского хора, преподавателю можно порекомендовать выбрать и другие сочинения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся хорового коллектива.
Существует перечень исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ. Такие как:
- хоровые сочинения старинных мастеров средневековья;
- хоры композиторов эпохи барокко;
- венских классиков;
- композиторов-романтиков;
- представителей современных отечественных и зарубежных композиторских школ;
- произведения русских композиторов XIX века (народная, духовная и светская музыка, канты);
- русских композиторов-классиков;
- лучшие произведения композиторов советского периода;
- обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами прошлого и современными композиторами;
- обработки народных песен разных стран и народов;
- детские песни композиторов прошлого и современности.
Практический подбор хоровых произведений
Примеры произведений русских и западных композиторов:
- Танеев С. «Серенада» в переложении Ю. Васильева;
- Чайковский П. «Соловушка» в переложении В. Соколова;
- Глинка М. «Попутная песня»;
- Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»;
- Анцев М. «Задремали волны»;
- Глинка М. «Жаворонок»;
- Римский-Корсаков «Эхо» в переложении И. Лицвенко.
- «Колыбельная» Брамса в переложении Э. Ходоша;
- «Кукушка» Э. Шмидта в переложении Э. Ходоша;
- «Втроём, как один» (шутка) А. Сальери в переложении Э. Ходоша;
- В. Моцарт «Репетиция концерта»;
- «Ave Maria» И.С. Баха.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980.
- Голицына Л. В. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся детских хоровых студий: Автореферат / Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1995.
- Готсдинер А. Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.: Музыка, 1980.
- Краевая Л. В., Равикович Л. Л. Вокальная работа в детском хоре. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа ІХ-ХХ веков. – М.: «Языки русской культуры», 1998.
- Осеннева М. С., Самарин В. А. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999.
- Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Издательство «Владос», 2002.