header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методический разбор произведения М. Парцхаладзе «Этюд-картинка» ре-мажор.

13 января, 2024
QR Code

Кукс Анастасия Сергеевна – преподаватель МБУ ДО ДХШ «Соловушка» Россия. РС(Якутия), город Нерюнгри

Этюд ре мажор по своему жанру представляет собой этюд-картину, но в «детском» варианте, более простом и ясном по характеру музыкальных образов, поэтому она и называется в сборнике «Этюд-картинка».

Выбор тех или иных технических заданий обуславливает привлечение разных музыкальных элементов грузинского фольклора, а задача этюда — развитие в учениках чувства ритма, свободы бросков при аккордовой фактуре — перекликается с воинственными мужскими народными танцами, с их гармонической пластикой и четкостью ритма.

Если говорить об этюдах-картинах в целом, то это произведения прежде всего художественного, а не «этюдного» плана. Для них крайне характерно слияние мелодии, гармонии, фактуры в неразрывное целое.

Начиная с первого такта этюда, мы сразу останавливаемся на такой проблеме, как ритмическая точность пунктирного ритма. Для того, чтобы сыграть их ровно, мы просчитываем внутри них все 4 шестнадцатых, которые заполняют каждый пунктир, чтобы последняя нотка не «выскакивала» раньше времени.

 

Затем начинается основная тема, она достаточно мелодичная, следовательно, в ней мы должны достичь хорошего певучего легато, но не забывая о четкой артикуляции. В левой же руке её поддерживает выразительный волнообразный ход четвертными нотами, благодаря которому получается сделать хорошее крещендо и диминуэндо. Это проходит буквально в двух тактах и встречаем новый материал, уже ярко демонстрирующий нам грузинский колорит своим ритмом и акцентами на слабые доли.

 

Далее проходит снова начальный период (первое предложение), подводящее нас к очень интересному и яркому фрагменту, где достаточно много работы с точки зрения пианистических приемов.

 

Быстрое переключение и реакция исполнителя в данном фрагменте должна быть отработана технически и дополнена, конечно же, эмоциональным и образным впечатлением. Возможно здесь поговорить с ребенком о представлении под эту музыку танца мужчины и женщины: плавные движения на легато (женщина) и активные прыжки на стаккато в аккордах (мужчина). Затем яркий и раскатистый арпеджированный пассаж практически через всю клавиатуру, в котором мы отрабатываем позиционную игру с незаметной передачей шестнадцатых групп из руки в руку, всё это должно быть сыграно на одной волне, и, хотя пассаж идёт восходящий, подвести мы его должны на диминуэндо к следующему разделу.

 

 

 

Данный раздел начинается спокойнее, не так быстро, как начало. Здесь у нас тема проходит в левой руке на фоне аккордов в правой. Достаточно сложный ритм и совмещение этих двух линий ставит перед нами очередную задачу отработки каждого элемента. Аккорды не должны забивать собой мелодию левой руки, хотя она, благодаря тембру всё же звучит богаче и аккорды в правой нужно просто сыграть легче, а мелодию более выразительно провести на легато.

Проходя через такой достаточно певучий эпизод, мы подходим к самому, на наш взгляд, сложному фрагменту, кульминации. Две строчки то ломаных, то длинных арпеджио требуют к себе пристального внимания и точной отработки в скачках между октавами. Это возможно сделать благодаря цепкой хватки, точного туше в позиционной игре и, конечно же, правильно выстроенной аппликатуре.

Самый пик кульминации представлен нам в виде аккордов, соединенных по два легато восьмыми длительностями с акцентами. Чтобы это прозвучало достаточно ясно и выразительно, необходимо хорошо и цепко брать крайние звуки аккордов и в левой и в правой руках 4-5 пальцами на легато, иначе аккорд не будет звучать столь мощно, как бы нам этого хотелось.

Затем выписанное в нотах расширение и замедление в аккордах широкого расположения, напоминающее нам колокольный бой, звон, понемногу утихающий и приводящий нас в репризу.

В репризе повторяется работа 1 раздела и завершается этюд арпеджированными пассажами то восходящего, то нисходящего движения.

Последняя строчка -это вновь передача аккордов из руки в руку, что требует концентрированного внимания и четкости ритма. Этот заключительный фрагмент необходимо выстроить на крещендо и завершить его ярким акцентом на sf, но задержавшись на фермате. Точку же мы поставим, только пройдя через триоль тяжелыми (pesante) октавами в тонику.

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Обмен опытом педагогов ДШИ и ДМШ

в нашей группе