Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Методический доклад по теме: «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в Детских школах искусств

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

 Автор: Сереброва Наталья Григорьевна.

Преподаватель МКОУ ДОД ДШИ п. Пелым.

Методический доклад

 по теме:

«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в ДШИ

                                          Методический доклад

 по теме:

«Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» в ДШИ

 

I Актуальные проблемы использования музыки как реабилитационного средства.

 

Востребованность и актуальность проблемы связана с фактором нарастающей инвалидизации детского населения и озабоченностью общества этим.

Наряду со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии имеются и учреждения дополнительного образования (ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Эти специальные музыкальные школы, которые имеют коррекционно-адаптационную направленность: корригирующая гимнастика, музыка, музыкально-индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формирования произношения, фонетическая ритмика.

В настоящие время всё большую популярность приобретают интерактивные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психологического здоровья человека.

 

II Использование музыкальных средств в психокоррекционной работе с детьми.

 

Значение музыки и в том числе, пения в развитии детей и коррекции различных, имеющихся у них нарушений подчёркивается в работах многих специалистов, разрабатывающих вопросы педагогической помощи детям (К.А.Семенова, Е.M.Мастюкова, M.B.Ипполнтова. Е.Ф. Архилова. Е.Ю.Румянцева). Пение благотворно сказывается на развитии речи, влияет на эмоциональный статус, способствует развитию образного мышления, воображения.

Вместе с тем, до настоящего времени не разработана методика музыкального воспитания детей с ДЦП, учитывающая особенности физического и психического развития таких детей. В специальной литературе вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми.

В то же время музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями выделилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике и получило название «музыкотерапия».

Особая ценность этого метода заключается в том, что (в отличие от многих других методов воздействия) занятия музыкой почти всегда служат источником положительных эмоций, вызывают у ребёнка интерес к занятиям и стремление к взаимодействию со взрослым.

В коррекционно-педагогической работе занятия пением с детьми (вокалотерапия) приобретают особое значение как средство коррекции речевых нарушений.

Вокалотерапия или музыковокалотерапия (МВТ) — «это новый метод повышения резервных возможностей человека и коррекции нарушенных функций, в основе которого лежит использование особой системы активного вокального тренинга в сочетании с музыкой». Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга. Существенное значение для психотерапевтической работы имеет тот факт, что характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм играет значимую роль в обеспечении психофизиологических реакций и различного рода познавательной деятельности. Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания. Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. Тонирование — это воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени. Оно известно примерно с 14 века. Это творческая энергия голоса. В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества различных типов физических и психологических недомоганий… Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голосовое сканирование, так же часто дают подсказку относительно характера человека. «Поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию».

 

«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз». Ребенка просят пропеть свое имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает: «Меня зовут Маша» или «Я сейчас играю с куклой».

 

«Усложнение». Ребенка просят спеть свое имя или фразу с определенной интонацией — гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и так далее. Дети поют на удобной для них ноте и высоте.

 

«Мелодизация призывов». Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Можно использовать в работе: «Вперед друзья!», «Ах, как мне грустно…», «Какая удача, какая радость…» и т. д. Дети поют на удобной для них ноте и высоте.

 

«Тонирование». Во время занятий по психокоррекции, в процессе психотерапии можно использовать тонирование для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, брадикардия (патологическое снижение частоты сердечных сокращений) и повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте.

— звук «м-м-м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.

— звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление.

— звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

— звук «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма.

 

Пение способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализации просодики. Занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь, позволяет активизировать их речевую деятельность. В то же время пение отвлекает внимание ребёнка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус.

Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы, и др., являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребёнку почувствовать, а потом и осознать эти явления в своей речи. Иногда урок напоминает дополнительное логопедическое занятие.

Эффективность занятий пением во многом зависит от подбора певческого репертуара.

Общей особенностью для всех детей с ограниченными возможностями является истощаемость всех психических процессов, сниженная работоспособность, замедленное восприятие, малый объем памяти. Применительно к разучиванию текстов песен это значит, что, во-первых, детям требуется больше времени, чтобы осмыслить и запомнить текст песни, во-вторых, педагог, с помощью специальных педагогически приемов, должен постоянно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к новой песне.

 

Речь идет о традиционных формах нетрадиционного использования известного метода.

— Широкое использование игровых приемов в процессе обучения в первые годы общения детей. Например, используется музыкально — диагностическая игра «Прячем мелодию». Цель — развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного воздействия на слуховой аппарат). Ход игры: ребенок начинает петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку — снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

— Включение в репертуар ярких, доступных по содержанию песен с диапазоном удобным для конкретного ученика. Вокальное исполнение песен, которые используются впоследствии для игры на инструменте, либо включаются в другие виды работы.

Можно использовать следующие музыкальные примеры: «Пусть всегда будет солнце», слова Л. Ошанина, музыка А. Островского; «Песенка друзей» слова Ю. Энтина музыка Ген. Гладкова.

— Исполнение музыкальных диалогов с учителем (вопрос – ответ, музыкальное эхо).

Можно использовать следующий музыкальный репертуар: «У всех мамы есть?» по мотиву американской народной песни про фермера Мак Дональда, русский вариант текста – Т. Боровик; «Слово на лошадках», слова Н. Пикулевой, музыка Е. Попляновой.

В процессе разучивания музыкальных произведений на уроках фортепиано с детьми с неврологическими заболеваниями, преподаватель сталкивается с тремя существенными препятствиями:

а. малоподвижность пальцев;

б. практическое отсутствие мышечной памяти и возникающие отсюда аппликатурные проблемы;

в. отсутствие ощущения метрической и ритмической пульсации;

г. нарушение пространственной координации, что в первую очередь затрудняет ориентацию в нотных знаках.

 

Для преодоления подобных негативных явлений в учебном процессе, а также для его интенсификации можно использовать развивающие формы работы:

а. вокальное исполнение песен, которые используются впоследствии для игры на инструменте, либо в качестве игры с импровизационными вставками;

б. включение в репертуар большого количества популярных мелодий, преимущественно со стихотворным текстом (в случае его отсутствия, он может быть сочинен преподавателем или учеником);

в. сочинение простейших мелодий и стихов к ним, доступных для исполнения на конкретной стадии обучения.

 

Вокал на таких уроках позволяет решать задачу воспитания чувства меры и ритма, так как в пении ритм исполняемого произведения чаще всего бывает правильным. Имея слуховое и речевое представление о мелодии, его легче перенести на механические двигательные реакции пальцев.

Все вышеперечисленное подводит к тому, что:

— подбирая певческий репертуар, необходимо стремиться, чтобы и текст песни, и ее музыкальный язык соответствовали возможностям детей и вызывали у них музыкальный отклик, желание петь.

— логопеды могли бы использовать тексты песен в своей работе по расширению пассивною и активного словарного запаса, усвоению детьми тех или иных грамматических конструкций, развитию связной речи детей.

Кроме того, помощь логопеда может быть полезной педагогу на этапе выбора певческого репертуара. Так как, помимо уровня понимания речи при работе с детьми с дизартрией, необходимо учитывать особенности звукопроизношения: ключевые, часто повторяющиеся в тексте песни слова не должны (по возможности) содержать трудные с точки зрения артикуляции звуки, недоступные детям на данном этапе речевого развития.

Учитывая особенности физического развития детей с ограниченными возможностями и возможное отставание эмоциональной сферы, применение наглядного материала также благотворно на уроках вокалотерапии.

 

Если так называемый донотный период, который заканчивается в музыкальной школе в 5-6 лет. то у детей с моторными нарушениями он может растянуться до девяти лет. Поэтому обучение нотной грамоте на уроках вокалотерапии совершенно уместно и в игровой форме.

 

Учитывая влияние отдельных музыкальных жанров и инструментов на эмоциональное состояние детей, подбирать репертуар и фонограммы песен, где используются те или иные инструменты, благотворно влияющие на психику и эмоциональное состояние ребенка.

Например, во многих песнях мелодию записываю духовыми инструментами, которые ведут к высоте духа. Инструменты: труба, кларнет, флейта, гобой особенно подходят для детей Саксофон просто освобождает человека от мышечного напряжении, особенно позвоночника.

Струнные — снимают напряжение и страх, хорошо влияют на грудной отдел (для тех детей, которые очень тревожные, используются песни и музыкальные произведения с тембром скрипки, виолончели).

Клавишные (фортепиано, рояль, челеста) — влияют на затылочную и теменную часть коры головного мозга и поэтому способствуют развитию аналитико — синтетических процессов познавательной сферы.

 

III Коррекция моторики с помощью игры на фортепиано.

 

Неоспоримо, что каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача. Именно врач подскажет, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель данного учебного года и выбор средств их достижения.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:

  1. ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;
  2. мышечная (механическая) память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых невероятных аппликатурных комбинациях;
  3. игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен;
  4. в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины;
  5. такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты;
  6. ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти;
  7. искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.

Учитывая вышеперечисленные отклонения от норм здорового человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждом моменте обучения необходимо знать порог его возможностей.

 

IV Коммуникативные формы работы с хором.

 

Помимо индивидуальных уроков по вокалу и фортепиано, несущую коррекционную направленность, можно вести работу с хорами и вокальным ансамблем.

Руководствоваться принципом увлеченности ребят в большой мир музыкального искусства. Стремиться к тому, чтобы владеть современным репертуаром хоровой музыки и детской эстрадной песни, благодаря чему ученики имеют возможность раскрыть свои способности на концертных площадках.

Организовать вокальный ансамбль.

Можно организовать экспериментальный музыкальный театр. Основная цель — коррекция психосоматических и неврологических заболеваний у детей с помощью хорового и сольного пения, и театрального перевоплощения.

Таким образом пение, элементарное музицирование, коммуникативные игры с элементами танцевальных движений, продолжают формировать и способствуют навыкам общения. Робкие, тормозимые ученики приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка. Через такие уроки можно помочь ребятам адаптироваться в окружающем мире.

 

Можно сделать вывод, что конечным результатом является умение проявить себя, выступив перед своими одноклассниками, или перед школой.

 

 

QR Code