header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методический доклад на тему: «Работа над произведением крупной формы с учащимися младших и средних классов музыкальной школы»

21 февраля, 2023
QR Code

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДОНЕЦКА»

Методический доклад на тему:
«Работа над произведением крупной формы с учащимися младших и средних классов музыкальной школы»

Методический доклад
преподавателя II категории
отдела оркестровых инструментов
Андрейченко Н.И.

г. Донецк
2023

Содержание
1.Введение…………………….………………………………………………3
2. Основная часть. Работа над произведением крупной формы в начальных и средних классах МШ…………………………………………………………4
2.1. Методы и приемы работы над крупной формой в младших и средних классах МШ…………………………………………………………………9
2.2. Проблемы при работе над крупной формой в младших и средних классах МШ…………………………………………………………………………12
3. Заключение………………………………………………………………13
4. Список литературы…………………………………………………… 14

Введение
«… Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на начальных ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки и теоретиком». Г. Нейгауз.

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся МШ.
К произведениям крупной формы мы относим рондо, вариации, сонатины, сонаты, концерты и т.д.
Работа над крупной формой начинается уже с второго-третьего класса.
Начало работы над крупной формой является этапом, определяющим степень музыкального развития и технической подготовки учащегося.
При изучении произведений малых форм учащийся относительно легко воспринимает их содержание и исполнительские средства благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фактуры.
Сочинением крупной формы в отличие от миниатюр, свойственно большее разнообразие содержания, более протяженное развитие материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов, требуется больший объем памяти и внимания. Задача педагога заключается в том, чтобы не только познакомить ученика с произведениями композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, но и научить его понимать внутренний, глубинный смысл музыки, скрытый за нотными знаками.
Научить понимать язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные – в этом заключается задача педагога, открыть ребёнку мир музыкальных образов и передавать их в звуке…
Чем увлекательней и интересней будет для ребенка мир образов в крупной форме, тем больше у него возникнет желание «прочитать» и понять смысл других музыкальных произведений.
Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение проблем работы над крупной формой в младших и средних классах МШ.
В рамках поставленной цели работы необходимо решение следующих задач:‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
1) Рассмотреть работу над произведениями крупной формы в младших и средних классах МШ.
2) Изучить методы и приёмы работы над крупной формой в младших и средних классах МШ.
3) Раскрыть проблемы при работе над крупной формой в младших и средних классах МШ
2. Работа над произведением крупной формы в младших и средних классах ДМШ

Каждый, кто слушает или исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Пьесы исполнять и заучивать проще, чем произведения с названиями: рондо, вариации, сонатины, сонаты. Дело здесь в том, что эти произведения больше по объему и построены они по более сложным законам музыкальной формы. Композитор, создавая рондо, сонату, вариации всегда придерживается более строгих правил построения. Трудно представить музыкальное произведение, которое не делилось бы на части. Самое простое средство придать потоку музыкальных звуков определенную форму – это повторение. Например, слушая песню, даже не различая слов, мы ясно слышим границы между куплетами именно потому, что в каждом куплете повторяется одна и та же мелодия. Однако, если в музыке будет бесконечно повторяться одна и та же тема, то такое произведение быстро утомит слушателя. Также очень сложно воспринимать музыку, в которой появляются все новые и новые мелодии без какой-либо системы. Поэтому в музыкальных произведениях обычно чередуются уже знакомые музыкальные мысли с новыми. На этом принципе основано построение музыкальных произведений крупной формы: рондо, сонат, вариаций.
При знакомстве с «Сонатиной» или «Вариациями» учащемуся необходимо рассказать о том, что это произведение крупной формы. Слово «крупная» ему понятно. Произведение действительно отличается от изучаемых пьес большим объемом. А вот что такое «форма», следует объяснить (на доступном ребёнку языке). «Музыкальной формой» называют строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием произведения. Для сравнения можно рассказать, что существуют произведения малой формы, такие, как пьесы и этюды, в которых рассказывается про какой- то конкретный образ и есть произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Вариации», «Сонатина», «Рондо», «Соната», «Концерт».
В младших классах начинаем изучение крупной формы знакомства с сонатиной. Затем постепенно идет усложнение нотного материала, с изучением вариационного цикла и наиболее сложной формы – сонаты или концерта. Знакомство с сонатной формой ученик начинает с освоения её малой формы-сонатины.
Слово “Сонатина” – означает “маленькая соната”. Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию.
Для первой части характерна сонатная форма без разработки, которую иногда заменяют небольшим связующим ходом в ритме первого отдела.

В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам не позволительны. Поэтому сонатины очень полезны для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста.
Сонатная форма состоит из 3 разделов:

Экспозиция
г.п. св.п. п.п. з.п. Разработка Реприза
(далее преподаватель обращает внимание ученика на таблицу)
1. Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п. и з.п. (переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.
2. Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
3. Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.
Чтобы более доступно объяснить учащимся младших классов разделы крупной формы, полезно обратиться к известной сказке Ш. Перро «Красная шапочка».
1раздел – экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. Красная шапочка – г.п., бабушка – п.п. Возникает причинно следственная связь: мама печёт пирожки и просит отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться св.п. Ну и з.п. – повествование о волке. Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.
2 раздел – разработка. Путь, который Красная шапочка совершает через лес, встречает волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти события можно отнести к разработке – драматическому центру сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
3 раздел – реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (г.п. и п.п.), после счастливого освобождения их охотниками.
Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо – интонационной сферы, артикуляционных штрихов, динамики, голосоведения, и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.
При начальном ознакомлении сонатного аллегро музыкально осмысливается её трёхчастная структура (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), их контрастность, единство и интенсивность развития в образном строе всего произведения. Это касается жанра, интонаций, ритма, лада всей фактуры произведения.
В основе сонатного аллегро лежит принцип контраста. Внимание ученика необходимо направить на уяснение образной контрастности больших эпизодов произведения, а не мелких, что составляет наибольшую трудность в исполнении. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров, что влечёт за собой выбор соответствующих звуковых решений. Явление образной контрастности проявляется при сопоставлении главной и побочной партий, но вместе с тем они представляют музыкальное единство за счёт выразительных средств музыки.
Классические сонатины знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость, точность при исполнении штрихов, динамики, фразировки. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся в них особенно заметными и непримиримыми. Поэтому, классические сонатины очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.
ВАРИАЦИИ.

Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они заключают в себе также черты пьес малой формы. Поэтому ученик, работая над вариациями приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в не многом сказать многое. Если музыка много раз повторяется и не изменяется, то её слушать не очень интересно, поэтому в музыкальном произведении часто применяется видоизмененное или варьированное повторение. На этом принципе складываются вариации.
Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Можно представить, как народный умелец – музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями: видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы.
Трудность в работе над вариациями заключается в сочетании отдельных вариаций в единое целое. Цельность достигается тематическим единством. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной, и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа совмещаются в одном и том же произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения и умением находить в каждой вариации тему или её элементы. Это помогает осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание музыки. Так же большое значение имеют цезуры между вариациями. Цезурами можно разъединить вариации или, наоборот, объединить их в единое целое. Можно цезурой подчеркнуть значение отдельных вариаций. Очень важно раскрыть характер каждой вариации, для этого ученик должен владеть штрихами деташе, мартле, легато, стаккато, смешанными штрихами.
При работе над вариациями, как и во всех произведениях крупной формы, крайне важна ритмическая устойчивость ученика, т.к. в произведении часто используются триоли, пунктирный ритм, ноты с точкой, даже просто умение выдерживать паузы. Работать над звукоизвлечением, фразировкой, стараться посредством динамических оттенков, штрихов передать характер произведения. Очень важно, чтобы тема в вариациях была показана со своим характером, но при этом была частью единого целого.

РОНДО.

Теперь о рондо. Слово «рондо»— французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там «рондами» называли хороводные песни. В песне есть запев и припев. Исполнялись они так: запев пел один из участников хоровода, а припев — все вместе. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое. Чаще всего последние части сонат венских классиков написаны в форме рондо, где главная тема (рефрен) чередуется с различного характера эпизодами. Тематизм рондо венских классиков носит преимущественно оживлённый песенно-танцевальный характер. Различный жанровый колорит темы и эпизодов позволяет ученику непосредственно воспринять форму в целом и отдельные элементы.
Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. В связи с этим их исполнение требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения и, при соблюдении единства целого, выявлять характерные особенности отдельных образов и тем. Оно также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объема памяти и внимания.

Рекомендую использовать эти произведения на данном этапе обучения:

С.Ли Сонатина №1,2;
Б. Ромберг Соната – (B dur, e moll),
Б. Ромберг Четвертая соната.Тв. 38( трио)
Л.Бетховен Сонатина (G dur, d moll);
Б. Марчелло Соната(C dur);
А. Гедике Сонатина. Соч.93;
Н. Бакланова Вариации на тему русской народной песни «Ах вы гуси, гуси…»
Г Гендель Гавот с вариациями;
И. Иордан Легкие пьесы в форме вариаций;
К. Сорокин Вариации на венгерскую тему;
В. Фитценгаген Вариации

2.1 Методы и приемы работы над крупной формой в младших и средних классах
Во время работы над крупной формой педагог вместе с учеником проходит те же этапы работы, как и при работе над любым другим произведением: краткий музыкально–теоретический анализ произведения, подробное изучение авторского текста, пробные проигрывания, занятия музыканта без инструмента, занятия с использованием «дирижёрского» метода работы, метода исполнения произведения целиком, приобретающего характер сценического выступления. В соответствии с этими этапами работы, творческий процесс над музыкальным образом составляет четыре стадии: знакомство, развёрнутый анализ авторского текста с деталями, синтетический дифференцированный охват (на этапе оформления) и синтез высшего порядка (на этапе подготовки к сценическому воплощению). Краткий музыкально–теоретический анализ произведения будет способствовать быстрому ориентированию ученика в работе над произведением. Этап работы над деталями подразумевает подробное изучение авторского текста и потребует активной аналитической деятельности от ученика.
Работая в классе над крупной формой, надо познакомить ученика с биографией композитора, с его творчеством и его эпохой.
Самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом – эта задача, которая стоит перед учителем. А это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в МШ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение.
Прежде чем начинать работать над выбранным произведением педагог обязан проставить необходимую аппликатуру и сам познакомиться с произведением.
Затем проанализировать структуру произведения, требования.
При работе над сонатиной необходимо:
1)найти две темы – главную и побочную, познакомить ученика, поиграть, рассказать;
2)показать контрастность этих тем, характер;
3)обратить внимание на уже известные и новые встречающиеся штрихи;
4)найти трудные места позиционных переходов и поучить их отдельно;
5)рассказать о едином, сквозном темпе и метро – ритмической точности;
6)показать контрастность динамических оттенков, которые влияют на характер произведения;
В процессе изучения найти единый темп, учитывая, что он нужен для объединения всех частей. Это даст ясный характер музыки и художественный облик.
Изучение нотной записи проясняет процессы развития произведения, уточняет представление ученика о каждой грани образа, учит понимать и ценить роль отдельных средств музыкальной выразительности. Развёрнутый анализ авторского текста предусматривает слуховое и исполнительское изучение мелодии, ритма, гармонии, динамики, тембра, фактуры, но не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом.
Определяются границы главной и побочной партий, находятся связующая и заключительная. Разбираются фразы, предложения, интонации, штрихи, артикуляция, аппликатура — всё то, что поможет определить художественно-выразительное значение тем-образов, а так же определить при помощи чего они связаны : их тональности, модуляции и исключения. От ученика требуется быстрота слуховой реакции на происходящие в музыке частые смены образных состояний, особенно важна мгновенная исполнительская перестройка, а также выдержка, выносливость, эмоциональная приподнятость и душевный подъем.
При исполнении крупной формы важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Надо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.
Важнейшие две музыкальные темы — главная и побочная партия. Между главной и побочной находится связующая, её значение — осуществлять переход от главной к побочной.
Очень часто дети, увлекаясь исполнением отдельных партий и тем, часто теряют ощущение формы, что приводит к появлению темпо – ритмической неустойчивости, технических погрешностей, излишней динамики и агогики.
В сонатных аллегро венских классиков основная пульсация нередко прослушивается уже в самом начале произведения. Одной из важных сторон для достижения целостного исполнения сонатного аллегро является внутренняя настройка ученика на характерный для данного произведения темп. Очень часто нестойкое ощущение темпа нарушает целостное исполнение сонатного аллегро. Особенно это часто происходит при смене ритмического рисунка или резкого сопоставления динамики.
Изучение кантиленных частей сонат и сонатин и умением вести в едином движении мелодическую линию в больших по протяжённости построениях. Владение таким широким мелодическим дыханием позволяет ученику во время ритмических остановок или пауз, при расчленении мелодии разными штрихами, при дроблении на короткие мотивные фигуры сохранять целостную линию её интонационного развития. При изучении финальных частей циклической сонатной формы используются приёмы проработки сонатных аллегро. Чаще всего последние части сонат венских классиков написаны в форме рондо.
Завершается экспозиция, а так же реприза заключительной партией. Из самого названия этой партии следует её утвердительно-обобщающий характер. Связующая и заключительная партии могут обладать новыми собственными темами. Но не редко они строятся на материале двух важнейших тем — главной и побочной партий.
Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Зародившись в творчестве И.С. Баха и его сыновей сонатная форма окончательно откристаллизовалась в сочинениях Й. Гайдна, В. Моцарта. Своё наивысшее выражение сонатная форма нашла в произведениях Бетховена.
Конечно, не все сонатины и сонаты, изучаемые в ДМШ, соответствуют классической форме сонатного аллегро. В них может не быть достаточно развитой разработки. При исполнении сонатин и сонат появляется основная трудность воплощения сонатной формы: выявление контрастных образов и, наряду с этим, соблюдение единства целого.
Многие сонаты можно представить в оркестровом исполнении. Ученик должен иметь представление о звучании симфонического оркестра и о тембрах различных инструментах. Следует разобрать с учеником, какому инструменту или группе инструментов можно поручить данную партию в аккомпанементе, а в каком месте требуется звучание целого оркестра.
На этапе оформления произведения деятельность исполнителя должна быть направлена на достижение целостности исполнения. Это зависит от умения обобщать музыкальный материал, объединять выученные детали в цельный организм. Здесь используются пробные проигрывания произведения целиком, занятия в «представлении», дирижирование и привлечение ассоциаций, связанных с пространственными видами искусств. Пробные проигрывания произведения целиком и по частям позволят исполнителю откорректировать детали сочинения, устранить неточности, обнаружить недостатки игры. Работа в «уме» приводит к активизации фантазии музыканта, помогает разобраться в эмоциональной и динамической весомости каждого фрагмента произведения. Таким образом, на этапе оформления произведения работа исполнителя должна быть направлена на достижение монолитности исполнения сочинения. Цель заключительного этапа работы над произведением состоит в достижении уровня «эстетической завершённости». Исполнение произведения целиком развивает эмоциональную выносливость, укрепляет слуховое внимание, сосредоточенность, двигательную свободу, техническую выдержку.
Помимо исполнения произведения целиком, другим методом при работе над произведением являются занятия в представлении. Р. Шуман советовал молодым исполнителям до выступления на сцене тренировать способность свободно представлять музыку мысленно, без помощи инструмента. «Только таким образом откроются внутренние источники, появятся всё большие ясность и чистота», — считал он. Он был убеждён, что внутренне слуховое исполнение, или «медитация», поможет музыканту ясно представить пьесу в целостном, завершённом виде…как бы уже написанной или исполненной».

3. Проблемы и пути преодоления при работе над крупной формой в младших и средних классах
Начало работы над крупной формой является этапом, определяющим степень музыкального развития и технической подготовки учащегося.
Первые трудности в работе над произведением крупной формы состоят 1) в осознании сочинения как единого целого, 2) в осмысливании отдельных эпизодов и их взаимосвязи, 3) в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению произведения.
Можно выделить основные направления для преодоления проблем при работе над произведением крупной формы:
1)необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем;
2)учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения, понимать образное содержание произведения;
3)обладать ощущением единой ритмической пульсации, мыслить с опорой на сильные доли;
4)ученик должен уметь группировать ноты, объединять их по смыслу;
5)практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;
6)умение ориентироваться на грифе, не отвлекаясь от нотной записи текста, развивать тактильные ощущения и интонационную чистоту;
7)осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах;
8)понимать сходство и различие мотивов, фраз, предложений, понимать художественный образ произведения;
9)развивать внимание и память ученика;
10)развивать умение сочетать различные виды техники в одном произведении, владеть несколькими видами штрихов.
11)воспитывать выносливость при исполнении произведения большого объёма.
Раскрытие художественного образа является основной и самой главной проблемой исполнительского искусства. От качественного уровня творческих и профессиональных возможностей зависит эстетическая интерпретация исполняемого произведения. Процесс познания образа опирается на глубокое исследование нотного текста произведения, формы, музыкального стиля.
Заключение

В заключении хочется сказать, что работа над произведениями крупной формы способствует развитию музыкального мышления ученика, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. При этом надо учитывать все индивидуальные характеристики учащегося, а именно: одаренность, культуру, вкус, чувство и темперамент, богатство фантазии и интеллект каждого ребенка. Освоение крупной формы требует от учащегося умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а так же хорошей исполнительной подготовки. Я считаю, что для того, чтобы достигнуть успеха, нужно непрерывно развивать ученика музыкально, интеллектуально и артистически.
Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
Музыка – это искусство слуховых впечатлений. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим.

Одна из главных задач педагога – привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.

Список литературы

1.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. [Текст]/Б.В.Асафьев. – М., 2011. – 152 с.
2.Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. [Текст] /Л.А.Баренбойм. – Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 2009. – 356 с.
3.Мильштейн, Я. И. Вопросы теории истории исполнительства. [Текст] / Я.И.Мильштейн. – М.: Советский композитор, 1983. – 266 с.
4. Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением» – Москва: Музгиз
5.Б.Беленький «Работа над произведением крупной формы в детской музыкальной школе» в Сб. «Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики» – «Музыка» Москва
6. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.
7.Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
8.Способин И. Музыкальная форма , 7-е изд. М.: Музыка, 1984.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram