header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методические рекомендации для подготовки к поступлению в ССУЗ

19 марта, 2023
QR Code
  1. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Г. Кукуевицкого”

 Методические рекомендации для подготовки учащихся к поступлению

в средне-специальные учебные заведения 

Составитель: Петрова С.П., преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. г. Сургут

   

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

I.Основная часть

Интонационные упражнения

Ритмические упражнения

Слуховой анализ

Музыкальный диктант

Творческие задания

Теоретические сведения

II.Требования к уровню подготовки

III. Список рекомендуемой литературы

Приложение

Пояснительная записка

Современные федеральные государственные требования направлены на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. По новым программам в ДШИ предполагается 9-летнее (6 – летнее) предпрофессиональное обучение для учащихся, проявивших творческие способности. Таким образом, может решиться проблема преемственности начального и среднего музыкального образования.

Альтернативность существующих в настоящее время систем преподавания музыкально-теоретических дисциплин открывает перед преподавателем перспективу выбора того или иного плана занятий, которое соответствует возможностям ученика и его собственным   профессиональным устремлениям и опыту. Цель работы – определить условия для подготовки учащегося к поступлению в средне-специальное учебное заведение. Главная задача – создать комплекс упражнений, позволяющих совершенствовать развитие музыкального слуха, памяти, ритмических навыков, профессионального мышления для дальнейшего профильного обучения.

В связи с Федеральными государственными требованиями в последние годы происходят определенные перемены в курсе сольфеджио, появляются новые учебные пособия по сольфеджио, содержащие разнообразный интонационный материал; разрабатываются современные методики преподавания, которые позволяют обновить традиционную систему курса сольфеджио. На уроках сольфеджио могут быть использованы как апробированные многолетним опытом учебники, так и новые, в качестве дополнения к основным пособиям.  Данная работа опирается на требования для поступающих в Академических колледж при Московской государственной консерватории. Кроме того, в рекомендациях использованы материалы одногодичной программы по «Сольфеджио» для индивидуальных занятий, составленной Петровой С.П., автором разработки. Программа направлена на подготовку одаренных учеников к продолжению профессионального образования и может быть использована в учебном процессе.

I.Основная часть.

Уровень требований для подготовки поступающих в ССУз должен соответствовать программе по сольфеджио для детских школ искусств с 8 (9) –  летним сроком обучения.

Формы работы на уроках традиционны: интонационные упражнения, сольфеджирование и чтение с листа, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания. Все формы отрабатываются в комплексе и систематически.

Интонационные упражнения в тональности и вне лада. Пение в ладу отдельных аккордов с разрешением и в последовательности. Интервальные цепочки и от звука вверх и вниз. Мажорных и минорных гамм от разных ступеней.  Смешанные цепочки (Сб. А.Биркенгоф). Тритоны и характерные интервалы вне лада с разрешением во все возможные тональности. Важна настройка в тональности Пение: мажорных и минорных гамм до 7 ключевых знаков (три вида), отдельных ступеней. Мажорной и минорной пентатоники. Старинные семиступенные лады. Отрезки хроматической гаммы. Внутритональные и модулирующие хроматизмы.  Упражнения на проходящие и вспомогательные хроматизмы, погашение вводного тона, взятого скачком, опевание прилегающими вводными тонами. Альтерированные ступени. Устойчивые ступени в любом порядке. Отклонения и модуляция в родственные тональности. Диатонические интервалы в тональности и от звука (цепочкой

Побочные трезвучия. Увеличенные и уменьшенные трезвучия  с обращениями и разрешением в тональности и от звука, 7 септаккордов от звука. Доминантовый септаккорд с обращениями с разрешением в тональности и от звука. Вводные септаккорды с обращениями в тональности. II ступени септаккорд с обращениями с разрешением в тональности. Смешанные цепочки. Секвенции тональные и модулирующие.

Основные гармонические обороты (автентические, плагальные, полные функциональные, кадансовый оборот, прерванный оборот.). Гармонические последовательности с включением отклонений в родственные тональности. Пение двухголосных интервальных цепочек, трех и четырехголосных аккордовых последовательностей. Транспозиция.

Одноголосные и двухголосные номера прорабатываются в домашнем задании и читаются с листа. Учатся наизусть и транспонируются на секунду вверх и вниз. Обращается внимание структуру мелодии, анализируется тональный план, выявляются ритмические и мелодические особенности. Пение: номеров из сборников сольфеджио в пройденных тональностях  с хроматизмами, отклонением, простейшей модуляцией и ходом на любые интервалы, с мелодическим движением по звукам пройденных аккордов. Мелодий в семиступенных диатонических ладах, в мажорной и минорной пентатонике. Различных двухголосных примеров, в том числе полифонических. Закрепление навыков беглого чтения с листа. Пение несложных романсов с аккомпанементом. Транспонирование с листа. Транспонирование выученных одноголосных и двухголосных мелодий.

Для чтения с листа можно использовать сборники разных авторов. Например:   А.Рубец, П. Драгомирова, И.Никитиной, И.Русяевой и др.

Ритмические упражнения

Более сложные ритмические упражнения с использованием пройденных ритмических фигур и размеров, в том числе смешанных и переменных.  Двухголосные ритмические каноны. Ритмическое сопровождение к мелодиям в разных жанрах. Ритмические диктанты. Упражнения на группировку длительностей в простых и сложных размерах. Сольмизирование нотных примеров (А.Рубец, Н. Ладухин)

Слуховой анализ

Определение на слух элементов музыкального языка: диатонические и характерные интервалы вне лада и в тональности, отдельно и в цепочках. Тритоны от звука с разрешением в 4 тональности. Четыре вида трезвучия и их обращения. Семь септаккордов вне лада, четыре основных септаккорда и их обращения, основные гармонические обороты (автентический, плагальный, полный, прерванный, кадансовый). Мажорные и минорные гаммы трех видов от разных ступеней, пентатонику, все старинные лады, отрезки хроматической гаммы. Определение отдельных ступеней, в том числе хроматических ступеней различных видов и в разных регистрах. В ладу: интервальные и аккордовые цепочки из 8-10 элементов. Отдельно, по одному элементу, в быстром темпе, и по памяти после 2-3-хпроигрываний. Определение на слух отклонений и простейших модуляций. Анализ структуры мелодии

Целостный анализ отрывка музыкального произведения:

определить форму (период, простая двухчастная репризная форма), границы частей, виды каденций, тональный план, характер, вид фактуры, функциональное значение аккордов, гармонические обороты, жанр.

Музыкальный диктант

Устные диктанты. Запись знакомой мелодии по памяти. Письменный диктант, в форме периода, включает в себя пройденные ритмические фигуры, интервалы, и аккорды. Включает также различные виды хроматизмов, отрезки хроматической гаммы, секвенцию, отклонения в родственные тональности         и переменный лад. Написание несложного двухголосного диктанта подготавливает в дальнейшем освоение гармонических трехголосных и четырехголосных примеров.

Творческие задания

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает   в исполнительской практике.

Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений — не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков — пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся. Можно рекомендовать разнообразные упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, мелодии; сочинение мелодии определенного жанра, характера с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т. д.); импровизация на заданную тему; свободная импровизация; сочинение вариации на данную или собственную тему и т. д. Импровизация и сочинение: мелодий в пройденных тональностях и размерах, различного характера, формы и жанра. Мелодий с отклонениями                              и модуляцией в тональности Iстепени родства. Мелодий на заданный ритм.

Подбор аккомпанемента к сочиненной мелодии. Импровизация на фоне гармонического сопровождения. Сочинение подголоска. Сочинение секвенций. Интервальных и аккордовых последовательностей. 

Теоретические сведения                           

Квинтовый круг. Тональности до 7 знаков при ключе. Энгармонизм тональностей. Переменный лад. Родственные тональности. Виды мажора и минора. Семиступенные лады. Пентатоника. Дважды гармонический вид мажора и минора. Целотонный звукоряд. Хроматизм. Виды хроматизма. Альтерация. Модуляция. Способы отклонения и модуляции.

Простые и составные интервалы. Интервалы в ладу. Диатонические и хроматические интервалы.  Тритоны и характерные интервалы.  Тритоны от звука с разрешением в разные тональности.  Хроматические интервалы в тональности. Хроматические интервалы от звука с разрешением. Энгармонизм интервала. Хроматические интервалы.

Типы аккордов. Увеличенное трезвучие и его обращения и их энгармоническое равенство. 7 септаккордов. Основные септаккорды в тональности. Доминантсептаккорд и его обращения. Вводный септаккорд и его обращения. Энгармоническое равенство. Септаккорд IIступени и его обращения. Субдоминанта в гармоническом мажоре. Основные гармонические обороты. Прерванный оборот. Органный пункт.

Инструментальная группировка длительностей. Группировка длительностей в простых и сложных размерах. Переменные размеры.

Строение музыкального произведения. Цезура. Мотив, фраза, предложение Период. Классификация периода из 2х предложений. Каденция. Двухчастная репризная форма. Трехчастная репризная форма.

Для подготовки учащихся эффективно использовать следующие учебные пособия, сборники диктантов и чтения с листа:

  1. «Сольфеджио» для 7 класса, авторы Ж. Металлиди и А. Перцовская.
  2. «Сольфеджио» для 7-8 классов, автор Е. Золина.
  3. Одноголосное сольфеджио, автор А. Рубец.
  4. Учебник сольфеджио, автор П. Драгомиров.
  5. Практическая работа на уроках сольфеджио, автор О. Лежнева.
  6. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио, автор И. Русяева.
  7. Сборник диктантов, автор И.С. Лопатина.
  8. Образцы музыкальных диктантов для поступающих в музыкальные училища и колледжи, составители И.С.Лопатина и Н.Абатурова.

II.Требования к уровню подготовки

В результате подготовки к поступлению в ССУЗ учащийся должен:

иметь прочную теоретическую базу, достаточную для поступления в колледж;

– уметь практически применять теоретические знания в построении   элементов музыкального языка, знать закономерности музыкального синтаксиса, профессионально ориентироваться в музыкальном тексте;

– грамотно интонировать интервалы, аккорды с разрешением в возможные тональности;

– сольфеджировать и читать с листа одноголосные и двухголосные музыкальные примеры повышенной сложности;

– петь гармонические обороты с отклонением в родственные тональности;

– транспонировать одноголосные и двухголосные примеры, мелодию

с аккомпанементом;

– писать одноголосные и двухголосные примеры повышенной сложности, свободно транспонировать и проигрывать по памяти после написания;

– определять на слух и анализировать основные элементы музыкального языка: звукоряды, отдельные ступени, в том числе альтерированные; интервалы и аккорды вне лада и в тональности, интервальные цепочки, аккордовые последовательности, анализировать по слуху музыкальный текст, отклонения и модуляции;

-подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент;

– владеть навыками всех видов работ по сольфеджио.                                                                                                     

III.Список рекомендуемой литературы

  1. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.: Музыка, 1997.

2.Глухов Л.В. Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для учащихся старших классов ДШИ. Ростов на Дону: Феникс, 2004.

3.Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: Музыка, 1996.

  1. Золина Е., Сольфеджио для детских музыкальных школ, 6-8 классы. М: «Музыка», 2013.
  2. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М.: Музыка, 1980.
  3. Металлиди Ж., Двухголосные диктанты для 3-8 классов ДМШ. СПБ. 1997.
  4. Лежнева О.Ю. Практическая работа по сольфеджио. М.: Владос, 2003.
  5. Никитина И.П. Сольфеджио старшие классы ДМШ. М.: Престо, 2012.

9.Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. М.: Престо, 2002.

10.Панова Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки. Учебное пособие для учащихся музыкальных школ. М.: 2003.

12.Приложение к программе по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. Одноголосные диктанты. Примеры для слухового анализа. Лопатина И.С. Сургут, 2006.

  1. Образцы музыкальных диктантов для поступающих в музыкальные училища и колледжи. Составители Лопатина И., Абатурова Н. М.: Музыка, 2012.
  2. Русяева Е. Одноголосные диктанты, вып.2. М: 1980.
  3. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М.: «Музыка», 1996.

16.Приемные требования по музыкально-теоретическим дисциплинам для поступающих на исполнительские отделения. Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского М., 2005

17.Сольфеджио.Программные требования для 1-7 классов ДШИ и музыкальных отделений ДШИ. Сургут, 2005                                                                                                                                                                                                                                                                                     Приложение

При приеме на фортепианное и  струнно-смычковые инструменты Сургутский музыкальный колледж проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

Ÿ  сольфеджио (письменно),

Ÿ  сольфеджио (устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются средним специальным учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.

  1. Сольфеджио (письменно) 

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.

Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.

Интонационные и ритмические трудности:

Ÿ  различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

Ÿ пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

  1. Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование.

Ÿ  Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).

Слуховой анализ.

Ÿ    Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов.

Ÿ    Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов, характерных интервалов.

Ÿ     Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора.

Ÿ    Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.

Ÿ        Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия), септаккорды (малый мажорный с обращениями, уменьшенный).

Ÿ        Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Ÿ  Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».

(Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского): Программные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте для поступающих на фортепианное и струнное отделения.

Сольфеджио (письменно)

Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения. Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного диктанта в форме периода, протяженностью 8-9 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 4/4, ¾.

Интонационные и ритмические трудности: различные виды мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности 1 степени родства, секвенции тональные и модулирующие;

Пунктирный ритм, триоли, синкопы, длительности с точками.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размере 2/4, ¾, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец)

Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней лада. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу диатонические и характерные. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается 2 раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная настройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу: главные трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия, увеличенные трезвучия с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.

Интонационные требования вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

Пример устного опроса абитуриентов

  1. Определить на слух интервалы, взятые в разных регистрах;
  2. Определить на слух цепочку интервалов (8-10); спеть эти интервалы;
  3. Определить отдельно взятые аккорды;
  4. Определить данный аккорд. Спеть аккорд и разрешить его во все возможные тональности. Назвать этот же аккорд в новой тональности и разрешить;
  5. Спеть натуральную гамму As-dur c дирижированием в трехдольном размере и в указанном ритме.
  6. В тональности As-durспеть все уменьшенные интервалы;
  7. Определить гамму от as (C-dur)
  8. Прочитать хроматическую гамму вверх и вниз.
  9. Спеть с дирижированием с листа мелодию из сборника сольфеджио (Вахромеев №287), определить какие характерные интервалы встречаются в этой мелодии. 

Примерные задания для контрольного урока

I вариант

I.Тональность gismoll:

–  мелодический вид вверх, гармонический вниз;

последовательность аккордов:

              t5/3 – II2 – D6/5 – t5/3 – D4/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6 – ув5/3 – t6

  • все уменьшенные интервалы
  • построить и спеть с разрешением аккорды и интервалы

s6, D4/3, умVII7, D6, ум5 на II, ув2, ув4 на VI, ум7

II.Построить и спеть от звука «d» цепочкой:

– ч5↑, м3↓, м2↑, ум4↓, м6↑, м7↓, м2↑;

– Мум7 ↑, Б6 ↓, Б6/4↑, Ув5/3↓, М6↑;

II вариант                       

  1. Построить хроматическую гамму в Esdur;

2.Определить аккорд и разрешить его в мажорные и минорные тональности (es-g-h), (fis-a-c);

3.Определить интервал и разрешить во все возможные тональности

(e-b),(f-gis), (g-cis);

4.Назвать родственные тональности для fis-moll, H-dur;

5.Исправить группировку или сгруппировать длительности в данном размере, или изменить вокальную группировку на инструментальную.

  1. Построить и спеть смешанную цепочку.
  2. Построить и спеть последовательность с отклонением в I степень родства.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram