Лях Юлия Валентиновна, преподаватель по классу фортепиано, МБУДО “Ивангородская ДШИ”
«Техника, есть умение делать то, что хочется»
Б. Асафьев
В процессе обучения игре на рояле, педагог, как правило, стремится к гармоничному развитию музыкальных и технических навыков. В узком смысле слова, в понятие «техника» входит: скорость, пальцевая беглость, четкость, ловкость, точность пальцевой работы, умение играть чисто и т.д.
Развиваются все эти качества при постоянной работе над гаммами, аккордами, арпеджио и упражнениями. При этом следует обратить внимание не на количество пройденных гамм, а на качество их исполнения, точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности и певучести звучания, устойчивого ритма, пальцевой беглости.
Усвоение гаммовых упражнений необходимо для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные варианты фортепианной фактуры. Не стоит забывать, что игра гамм, аккордов, арпеджио не только способствует развитию техники, но и дает теоретические знания и ладогармонические ощущения клавиатуры. Умение уверенно играть эти формулы ускоряет и укрепляет развитие навыка игры с листа и подбора на слух. Игра гамм влияет на развитие высотного и красочного слуха. В значении слуха убеждаешься на каждом шагу: в ученических гаммах и арпеджо левая рука играет хуже именно потому, что ее трудно «вести» и контролировать слухом; гамма в терцию труднее гаммы в дециму потому, что здесь труднее отчетливо слышать нижний голос.
Изучение и освоение гамм и упражнений как технического комплекса начинается на 4-5 году обучения.
Но на развитие у учащихся клавиатурных представлений о тональности, свободной ориентации в ней, на ощущение под пальцами расположения основных тонов ее и аккордов, что возможно только при игре гамм, я обращаю внимание уже на первом году обучения. Причем практическое занятие тональностей в этот период может быть, весьма ограниченным (гаммы от белых клавиш), затем этот процесс идет значительно быстрее. Все играемые учеником пьесы транспонируются в эти знакомые тональности.
Начало игры гамм относится ко второму полугодию первого класса. Учащиеся должны сначала хорошо усвоить мажорные гаммы (а впоследствии и минорные) на слух. Дать ученику услышать гамму, спеть ее. Можно петь по отрезкам (часть гаммы поет педагог, часть – ученик), и по одному звуку (педагог поет «до», ученик – «ре»…). Можно попросить ученика спеть через ноту до – ми – соль, мысленно пропевая недостающие звуки. Это все упражнения для активизации и развития внутреннего слуха ребенка.
На гаммах постигаются лад и тяготения, для этого сыграть ученику часть гаммы без окончания и попросить допеть конец, чтобы почувствовать тяготение к тонике.
Научить различать мажор и минор. Ученик должен поначалу научиться «строить» и играть одним пальцем гамму от любой ноты, а затем: перейти к практическому ее разучиванию.
Педагоги до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе о том, с какой гаммы начинать практическое освоение гамм. Как мы знаем от Микули Шопен предлагал ученикам сперва играть гаммы с многими черными клавишами. При этом, самая удобная для начала, в правой руке гамма Си – мажор, в левой – соответственно Ре Ь мажор. Затем, лишь постепенно убавляя количество черных клавиш, дойти до самой грудной – До – мажор. Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» пишет, что, принимая во внимание логику квинтового крута, в начале которого стоит « До» и в соответствии с которым построена наша клавиатура, практик – пианист будет отталкиваться все же не от теории музыки, а от теории фортепианной игры, имеющей дело с физиологией нашей руки. Корто считал, что «бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с До-мажорной, являющейся самой легкой для чтения и самой трудной для рук, поскольку она не имеет никакой точки опоры. Следует начать с той, которая помогает положению руки, представляя длинным пальцам черные клавиши, как например, Си-мажор».
А. Николаев в своей «методике обучения игре на фортепиано» считает, что на первом этапе изучения гаммы, когда учение играет ее очень медленно, запоминая правильные пальцы, вопрос о различной степени технической трудности той или иной гаммы не играет особенной роли. Он предлагает проходить гаммы в порядке квинтового круга, начиная с До-мажора. Такая последовательность наиболее удобна, так как первые пять гамм исполняются одинаковой аппликатурой.
Разучивание этих гамм двумя руками целесообразно начинать с расходящегося движения, т.к. при этом пальцы располагаются в симметричном порядке.
Вообще, начинать учить гаммы следует каждой рукой отдельно в пределах одной, а затем двух октав. А. Николаев предлагает играть гаммы в параллельном движении на расстоянии двух октав между руками, т.к. при этом обеспечивается более, удобное положение рук по отношению к корпусу. Кроме того, при таком широком интервале учение более ясно слышит каждый звук и лучше может контролировать качество звукоизвлечения.
Пока ученик не достигнет уверенной игры гамм в параллельном движении на две октавы, не следует переходить к игре гамм в три-четыре октавы.
Во втором-третьем классах должны быть пройдены все мажорные гаммы. Работа над гармоническими и мелодическими гаммами идет параллельно с изучением мажорных гамм.
ГАММЫ И ГАММОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Практическая практика убеждает в том, что подготовительным упражнениям, предшествующим фактическому изучению гамм, целесообразно уделять достаточное внимание. Эти упражнения должны быть построены на элементах из которых складывается гаммаобразное движение.
В гаммах, как известно, фигурируют два основных момента:
- поступенное движение трех четырех и пяти пальцев подряд
- подкладывание первого пальца
Первый вид движения можно подготовить упражнениями на непрерывное следование отрезков гаммы. Правая рука играет вверх на октаву и обратно.
Левая рука – от «до» вниз на октаву и обратно той же аппликатурой. Таким же образом играть секвенции по четыре и по пять звуков (соответственно 1-2-3-4, 2-3-4-5 и 1-2-3-4-5 пальцами). Играть эти варианты в разных тональностях, разными штрихами, в разных темпах, доводя до быстрого. Переступать с пальца на палец в этих упражнениях нужно без всяких толчков. Запястье – свободное, гибкое, кисть направляется в сторону движения и к моменту начало каждого мотива первый палец должен оказаться на нужной клавише.
Второй момент в гамме – подкладывание первого пальца.
Ученики часто неровно играют гаммы. Основной причиной толчков и неровностей является неподвижность и напряженность первого пальца, неумение плавно подводить первый палец под ладонь для смены позиции. У неопытных первый палец любит постучать и нарушать звуковую ровность. Г. Нейгауз предлагает первый палец заранее легонько поставить на клавишу, которую он должен занять в самом ближайшем будущем, т.е. приготовиться во время. Он предлагает плавно подкладывать 1-й палец и переносить через него остальные пальцы на стыках позиций руки. Левая рука играет вниз от «до» первой октавы и обратно, кисть слегка поворачивать, играть ровным звуком
Правая рука играет до конца клавиатуры и обратно, левая – в противоположном движении. Позиции гаммы в левой руке – ля – до, ре – соль (в малой октаве). Соответственно играть их 1-3, 1-4 пальцами. Играть во всех тональностях. Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы и помогает начинающим ученикам лучше усвоить ее аппликатурную формулу (3+4).
Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно, левая – вниз от до первой октавы. Легато играть на одном движении. Переносы выполнять всей рукой по дуге без взмахов кисти. Полезно поучить в разных темпах сначала очень медленно сочным звуком, ускоряя с каждым повторением, доведя темп до быстрого, после чего постепенно замедлить его. В быстром темпе «взять в руку» все звуки каждой позиции – для этого предварительно раскрыть ладонь и пальцы; можно играть и с энергичным супинационном разворотом, «схватывая в кулак» последнюю ноту. Это упражнение подготавливает усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции.
Для учащихся со слабыми пальцами Шмидт-Шкловская предлагает упражнение на независимые и сильные пальцы с задержанными звуками
Опора на задержанные звук, остальные пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе. «Захватывающему» движению пальцев помочь небольшим боковым движением всей руки (вверх – супинационным, вниз -пронационным). Еще укрепляет слабенькие пальцы игра гаммы в расходящимся движении, причем крещендо является хорошим средством для выравнивания пальцев.
Для блестящего, виртуозного исполнения гаммы, можно воспользоваться упражнением на постепенное увеличение гаммаобразной линии на один звук (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. Последний звук в таком гаммовом отрезке опорный (запястье не поднимать).
В средних классах (способные и во 2-м классе), кроме гаммы «в октаву», начинают играть гаммы «в терцию», «дециму», « в сексту» и хроматические гаммы – и не только в параллельном, но также и в противоположном движении (диапазон игры этих гамм в одну, две, три, четыре, пять октав). Постепенно увеличивается темп.
В области хроматических гамм нужно в первую очередь твердо знать оба варианта, наиболее части применяемой аппликатуры. А. Алексеев рекомендует играть 1-2 пальцами вверх и 3-1 – вниз правой рукой, левой – наоборот: 1-2, 1-2, 1-2-3, 1-2, 1-2-3-4-3-2-1, 3-1, 3-2-1.
Возвращаясь к работе над одноголосными гаммами, стоит напомнить, что выполнение точной аппликатуры в гаммах воспитывает аппликатурную точность игры: ученик, не умеющий «выучивать пальцы» в гаммах, не сумеет выучить их в музыкальных произведениях. Для ознакомления ученика с принятой аппликатурой можно использовать «Таблицы гамм» А. Николаева.
АККОРДЫ И АРПЕДЖИО
Параллельно разучиванию гамм с конца 1-го класса можно приступить к освоению аккордов трезвучий с обращениями из трех звуков, а в дальнейшем, по мере физического роста рук, из четырех звуков. Аккорды исполнять без «шлепка» руки по клавишам. Пальцы как бы образуют «форму» исполняемого аккорда и погружаются в клавиатуру, хорошо ощущая опору кончиков пальцев. Используется вся рука от плеча, с ощущением «крыла». Звучание аккорда плотное, протяжное, не крикливое, стройное в плане ансамбля. Запястье -«рессорящее». Аккорд следует «взять» пальцами (как все, что мы берем в руку).
Начинать работу над аккордом надо в отдельности, взяв сначала один звук, потом прибавить последовательно 2-й и 3-й звуки. Для развития слуха и укрепления слабых пальцев и для ощущения веса-опоры, можно предложить ученику поработать «методом вычленения»: палец опирается на один из звуков аккорда, другие звуки играются близко к клавишам похлопывающим, легким прикосновением пальцев.
Немного о темпе.
При игре аккордов в более подвижном темпе уменьшается движения всей руки, но сохраняется активность кончиков пальцев, которые в медленном темпе «брали» клавиши, а в быстром – «хватают» их.
КОРОТКОЕ АРПЕДЖИО
Ознакомление с ним происходит после того, как ученик освоил игру аккордов. Здесь так же используется сначала арпеджио из 3-х, затем 4-х звуков.
По сравнению с гаммами арпеджио требует большего растяжения пальцев, гибкости кисти, лучшей ориентации на клавиатуре, поэтому изучение их каждой рукой отдельно поначалу занимает большой срок. Важное значение имеет работа 1 -го пальца, который направляет движение руки в пределах октавы, как бы «забирает» ее ко 2-му пальцами. Обязательно «собирание» пальцев к концу мотивов. Налаживается это движение сначала на каждом элементе арпеджио отдельно.
Каждое обращение арпеджио играть по 2 раза. На 5-м пальце сделать
небольшой супинационный поворот, после чего вся рука переносится на 1-й
палец.
Так играть каждое обращение трезвучия. На задержанном аккорде почувствовать устойчивость всей руки, которая «передается» через пальцы в клавиши.
При переходе к изучению арпеджио левой рукой могут возникнуть дополнительные трудности, т.к. у большинства детей левая рука менее пластична.
В самом начале работы над коротким арпеджио, изучение его целесообразнее начать правой рукой вверх, а левой – вниз, каждой рукой отдельно.
После освоения четырехнотного короткого арпеджио, его можно исполнять в трехдольном размере. Этот ритмический вариант обеспечивает большую плавность игры, помогает избежать неизменного акцента первым пальцем в каждом звене арпеджио.
Аппликатура коротких арпеджио трудно запоминается, однако без тщательного ее изучения ученики будут постоянно менять пальцовку, привыкая к небрежности.
ЛОМАНЫЕ АРПЕДЖИО
Трезвучий начинают осваивать в 3-4 классе. Они требуют использования боковых движения кисти в сочетании с плавным движением всей руки вдоль клавиатуры, первый палец при этом «забирать» ко второму.
В каждом звене арпеджио рука идет по рисунку мелодии к 5-му пальцу с опорой на него. Этот же вариант можно играть «схватывая» последнюю ноту в кулак движением руки вверх, или наружу (супинация).
ДЛИННОЕ АРПЕДЖИО
Можно начинать играть во 2-3 классах. Проблема подвижности первого пальца, гибкости кисти еще сложнее, чем в гаммах. Поначалу диапазон исполнения такого арпеджио будет составлять две октавы.
При игре упражнений первый палец заранее отводится под ладонь; локоть не прижат, но и «не помогает» усиленно этому подкладыванию, кисть гибко и свободно движется в необходимую сторону. Длинное арпеджио в медленном темпе стоит играть, певучим звуком, пальцы – цепкие, «берущие звук». В быстром темпе с использованием педали связывания пальцами позиций, из которых состоит длинное арпеджио, становится невозможным. В этом случае рука перемещается с позиции на позицию с ощущением единой линии («рука ведет линию»), не подскакивая вверх при окончании одной позиции и переходе на следующую. Динамические опенки, а также исполнение арпеджио на 4/4 способствуют целостности звучания его.
В 4-м классе длинное арпеджио можно играть в противоположном движении.
Не позднее 5-6 классов стоит обратиться к игре длинных арпеджио септаккордов (сначала уменьшенных). Способные учащиеся должны исполнять аккорды и арпеджио от одной ноты в шести видах: трезвучие мажорное и минорное; квартсекстаккорд мажорный и минорный. Можно к этим видам прибавить доминант септаккорд с его обращениями и уменьшенный септаккорд.
АППЛИКАТУРА
При игре гамм камнем преткновения для учеников является знание аппликатуры («пальцовки»). Стоит обратить внимание ученика на то, что:
- мажорные и минорные гаммы от белых клавиш (за исключением Фа-мажора, Си-мажора, Си-минора) исполняются одинаковой аппликатурой (позиционный принцип). Важно здесь знать, что в левой руке 4-й палец попадает на II степень, а в правой руке – на VII ступень;
- Во всех бемольных мажорных гаммах правая рука употребляет 4-й палец на Си Ь; в левой руке (в гаммах от Си b мажора до Ре bмажора) 4-й палец используется каждый раз на новом бемоле (порядок появления бемоль по квартово-квинтовому кругу);
- В мажорных гаммах с большим количеством знаков, когда используются все черные клавиши, пальцы в обеих руках распределяются одинаковым образом – соответственно двум и трем черным клавишам (2,3 и 2-3-4 пальцы);
- В бемольных гаммах аппликатура гаммы До-мажор в правой руке используется с точки зрения «верности» 1 -го пальца клавишам до и фа;
- Если Фа # мажор и Дo # мажор заменить энгармонически на Соль bи Ре bмажор, то в них сохранится принцип употребления пальцев характерный для бемольных гамм. Т.Е. проблему запоминания аппликатуры можно разрешить методом ассоциации: по мере увеличения количества проходимых гамм сравнить пальцовку в новых гаммах с уже освоенными и запоминать аппликатуру в группе гамм, а не в каждой в отдельности. Главной «приметой» для запоминания является использование 4-го пальца.
Методы запоминания пальцев очень просты и ученики обычно легко и с радостью усваивают. Особо выделяются в изучении гамм фа, до, соль минор с переменной аппликатурой в гармоническом и мелодическом миноре.
И в заключение хочется сказать, что после того, как ученик пройдет все гаммы, во всех тональностях, необходимо к ним вернуться, но добиваться уже нового качества их исполнения и более подвижного темпа с требованием
экономичности пальцевых движений с одной стороны и быстроты, блеска их – с другой, не забывая, что на пересечении этих требований и лежит «истина» пианистической техники.