header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

методическая разработка

22 сентября, 2022
QR Code

Решетицкая Анастасия Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории в классе ДПОП “ДПТ”, МКУ ДО “Детская школа искусств” г.Бирюсинска Иркутской области.

Муниципальное казённое  учреждение

Дополнительного образования

« Детская школа искусств» г. Бирюсинска Иркутской области.

 

Методическая разработка занятия

По учебному предмету «Композиция прикладная»

Рассчитан на 4 часа аудиторного времени.

Для 6 ДПТ класса

 по ДПОП  «Декоративно-прикладное творчество» (срок обучения 8лет)

Разработала преподаватель первой квалификационной категории:

Решетицкая Анастасия Сергеевна

 

Тема: «Тематический натюрморт по представлению» (натюрморт из сказки)

Цели: Создать условия для получения навыков систематизации знаний в составлении  композиции натюрморта; Развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к  сказкам. Совершенствовать навыки рисования по представлению, использовать в композиции выразительные возможности сюжета из сказки.

Задачи: -Ознакомление с произведениями изобразительного искусства на сказочные сюжеты, а также с фрагментами из сказок по которым можно составить натюрморт;

-Формировать умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

– Развитие самостоятельного создания способов решения проблем, творческого характера;

– Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, любознательности и творческого самовыражения.

Методы и приёмы: Словестный – беседа, вызов оживления эмоций с помощью зачитывания отрывков из сказок для создания натюрморта;

Наглядно-иллюстрационный- ознакомление с произведениями изобразительного искусства на сказочные сюжеты;

Практический – самостоятельное создание сказочного натюрморта.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, иллюстрации, репродукции картин со сказочным сюжетом, фрагменты из сказок для создания натюрморта, художественные материалы для выполнения рисунка.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).

– Здравствуйте,  друзья!  Проверьте, все ли вы готовы к уроку?

Я скажу слова “Добрый день …” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

– Добрый день всем девочкам!…

– Добрый день всем мальчикам!…

– Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!…

– Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

– Добрый день всем, кто любит конфеты!

-Поприветствуем, друг другу, и пожелаем хорошего настроения на уроке.

  1. Постановка целей и задач (Мотивационный этап)

-Посмотрите на экран (Приложение1)

-Что вы видите ?  (на экране иллюстрации из сказок: «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Алиса в стране чудес»).

Ученики отвечают.

-А что именно на иллюстрациях? Какой момент?

– Застолье, чаепитие, обед… (ученики отвечают)

-Правильно!

-А к какому жанру изобразительного искусства можно отнести эти композиции?

-Ближе к натюрморту (ученики).

-А теперь внимание! Ваша задача самостоятельно выполнить тематический натюрморт к любой сказке. Сказку и сюжет вы выбираете сами.

3.Беседа (закрепление пройденного материала)

-Для начала давайте вспомним с вами, что такое натюрморт?

-Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов( Ответ детей).

-А что такое тематический натюрморт?

Тематический натюрморт-это натюрморт на определённую тему (Дети отвечают).

-Вы уже знаете, как создаются иллюстрации к книгам. Художник выбирает какой-то сюжет из книги и на его основе создаёт композицию-иллюстрацию.

-Сейчас я зачитаю вам отрывки из этих сказок, которые вы видите на экране выполненные художниками иллюстраторами в виде изображения (Зачитывает Приложение1).

Далее преподаватель  разбирает с учениками соотношение письменного текста сказок и готовых иллюстраций. Что должно быть в натюрморте, чтобы он стал тематическим и относился именно к этой сказке, был узнаваем. Беседует о необходимости «включить» фантазию, вспомнить правила  композиции, передать характер и настроение сюжета.

4.Практическая деятельность учащихся (Самостоятельное выполнение задания).

Поиск рабочего материала (найти сказку и сюжет из неё по которому будет создаваться натюрморт).

Каждый ученик зачитывает отрывок из выбранной им сказки, по которому будет работать.

Далее каждый самостоятельно выполнен эскиз: выбор предметов, компоновка, размещение в формате, передача перспективы, работа в цвете (преподаватель помогает).

Перенос эскиза на формат. Работа в цвете.

  1. Анализ работ, беседа.

Организация выставки работ в классе (Приложение2).

Самоанализ и самооценка работ учащихся, а также оценивание работ преподавателем по критериям:

  • компоновка (композиция);
  • передача объема, формы, перспективы, света и тени;
  • цветовое решение;
  • соответствие теме (целям и задачам);
  • неповторимость, проявление фантазии;
  • аккуратность;
  • степень завершённости.

6.Итог урока. Оценка преподавателем  действий, знаний, умений.

Приложение 1

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

 

ГЛАВА VII. БЕЗУМНОЕ ЧАЕПИТИЕ

Под деревом, против дома, стоял стол, за которым пили чай Мартовский Заяц и Шляпочник, а между ними сидела Орешниковая Соня. Она крепко спала. Мартовский Заяц и Шляпочник пользовались ею как диванной подушкой, поставив на неё локти, и разговаривали через её голову.

«Как неудобно для Сони,— подумала Алиса.— Хорошо, что она спит и, вероятно, этого не чувствует».

Стол был очень велик, но все трое стеснились в одном углу его.

— Нет места! Нет места! — закричали они, увидев подходившую Алису.

— Здесь достаточно места! — с негодованием сказала Алиса и села в большое кресло в конце стола.

— Не угодно ли вина? — предложил Мартовский Заяц ободряющим тоном.

Алиса взглянула на стол, но там не было ничего, кроме чая.

— Я совсем не вижу вина, — заметила она.

— Здесь и нет никакого вина, — сказал Мартовский Заяц.

— В таком случае, не очень вежливо с вашей стороны предлагать его! — возразила Алиса сердито.

— Точно так же с твоей стороны не очень-то вежливо садиться без приглашения,— заявил Мартовский Заяц.

— Я не знала, что этот стол только для вас, — сказала Алиса: — он накрыт больше чем на троих.

— Тебе нужно подстричься, — произнёс Шляпочник. Он в течение некоторого времени разглядывал Алису с большим любопытством, и это были первые его слова.

— Вы не должны касаться личностей, — строго ответила Алиса, — это неприлично!

Шляпочник широко открыл глаза, услышав её замечание, но сказал лишь:

— Какое сходство между вороном и письменным столом?

«Ну теперь начинаются шутки! — подумала Алиса. — Я рада, что они стали загадывать загадки».

— Я уверена, что смогу разгадать это, — добавила она громко.

— Ты думаешь, что можешь ответить? — спросил Мартовский Заяц.

— Совершенно правильно, — произнесла Алиса.

— Тогда говори то, что ты думаешь, — предложил Мартовский Заяц.

— Я это и делаю, — поспешно ответила Алиса. — По крайней мере… по крайней мере, я думаю, что говорю,— это знаете ли, одно и то же.

— Совсем не одно и то же, — возразил Шляпочник. — Ну, с таким же основанием ты можешь сказать, что «Я вижу, что ем» —то же самое, что «Я ем, что вижу!»

— С таким же основанием можно сказать, — добавил Мартовский Заяц: — «Я люблю, что имею» — то же самое, что «Я имею, что люблю».

— Может быть, ты скажешь ещё, — добавила Соня, которая, очевидно, разговаривала во сне, — что «Я дышу, когда сплю» — то же самое, что «Я сплю, когда дышу»?

— Это и есть одно и то же для тебя!—сказал Шляпочник. Здесь разговор оборвался, и компания с минуту сидела молча.

Всё это время Алиса вспоминала что только могла о воронах и письменных столах, но на память приходило очень мало. Шляпочник первый нарушил молчание.

— Какое число сегодня?— сказал он, обращаясь к Алисе. Он достал из кармана часы и с беспокойством рассматривал их, то и дело встряхивая и прикладывая к уху. Алиса подумала немного и сказала:

— Четвёртое.

— Отстали на два дня! — вздохнул Шляпочник. — Я говорил тебе — сливочное масло не годится для механизма,— добавил он, сердито смотря на Мартовского Зайца.

— Это было превосходное масло, — виновато ответил Мартовский Заяц.

— Да, но с ним попали внутрь крошки! — проворчал Шляпочник. — Ты не должен был смазывать механизм при помощи хлебного ножа.

Мартовский Заяц взял часы и мрачно поглядел на них. Затем он опустил их в чашку с чаем и снова на них поглядел. Но он не мог придумать ничего лучшего, как повторить опять:

— Это было превосходное масло.

Алиса смотрела через его плечо с большим любопытством.

— Что за смешные часы! — удивилась она. — Они показывают число месяца и не могут показать, который час.

— А зачем? — пробормотал Шляпочник. — Разве твои часы показывают, который год?

— Конечно, нет, — с готовностью ответила Алиса. — Но это потому, что на них всё время один и тот же год.

— То же самое как раз и с моими, — заметил Шляпочник. Алиса была смущена: слова Шляпочника, казалось, не имели никакого смысла, и, однако, они были сказаны по-английски.

— Я совсем не понимаю вас, — произнесла она как можно вежливее.

— Соня опят спит, — сказал Шляпочник и налил немного горячего чая ей на нос.

Соня нетерпеливо тряхнула головой и проговорила, не открывая глаз:

— Конечно, конечно: это как раз то, что я сама хотела сказать.

— Ты уже разгадала загадку? — спросил Шляпочник, опять обращаясь к Алисе.

— Нет, я сдаюсь,— ответила Алиса. — А какая отгадка?

— Не имею ни малейшего понятия, — сказал Шляпочник.

— И я тоже,— сказал Мартовский Заяц.

— Я думаю, вы могли бы занять время чем-нибудь более полезным, — заметила Алиса. — Сейчас оно тратится напрасно, так как вы загадываете загадки, на которые нет ответа.

— Если бы ты знала Время, как я его знаю, — произнёс Шляпочник, — ты не говорила бы, что растрачивается оно. Время — он.

— Я не знаю, что вы имеете в виду, — сказала Алиса.

— Где тебе знать! — возразил Шляпочник, презрительно качая головой. — Я полагаю, что ты никогда даже не разговаривала с Временем!

— Может быть, и нет, — осторожно ответила Алиса, — но я отбивала время, когда училась музыке.

— А! Тогда всё понятно,—сказал Шляпочник. — Он не терпит, когда его отбивают, как бифштекс. Вот если бы ты была в хороших отношениях с ним, он делал бы с часами всё, что ты пожелала бы. Например, предположим, что сейчас девять часов утра— как раз время для начала занятий в школе. Ты бы только намекнула Времени — и в мгновение ока повернулись бы стрелки часов! Половина второго — пора обедать!

— Единственно этого я и хотел бы,— прошептал про себя Мартовский Заяц.

— Замечательная вещь, конечно, — сказала в раздумье Алиса, — но тогда… видите ли, я ещё не была бы достаточно голодной.

— Сначала, возможно, что и нет, — возразил Шляпочник,— но ты могла бы сколько тебе угодно задерживать стрелки на половине второго.

— Не этот ли способ вы употребляете? — спросила Алиса. Шляпочник печально покачал головой.

— Я — нет! — ответил он. — Мы поссорились в прошедшем марте—как раз перед тем, когда он становится сумасшедшим, ты знаешь (указывая чайной ложкой на Мартовского Зайца)… Это было на большом концерте, который давала Королева Червей. Я пел тогда:
Вейся, вейся, смейся мне, Нетопырь, летя к луне!

Ты может быть, помнишь эту песню?

— Я слышала что-то похожее, — сказала Алиса.

— Дальше она поётся, — продолжал Шляпочник, — таким образом:

Синей ночью с высоты
Чайной чашкой блещешь ты!
Вейся, вейся…
Тут Соня встряхнула головой и начала подпевать сквозь сон: «Вейся, вейся, в е й с я…», и это продолжалось так долго, что они ущипнули её, чтобы она замолчала.

— Ну, только я кончил первую строфу,— сказал Шляпочник, — как Королева вскочила и заорала: «Он убивает время! Долой ему голову!»

— Какая это чудовищная жестокость! — воскликнула Алиса.

— И с тех пор, — печально продолжал Шляпочник, — Время не хочет делать того, о чём я говорю! Теперь у нас всегда — шесть часов.

У Алисы блеснула неожиданная мысль.

— Не потому ли здесь наставлено так много чайных приборов? — спросила она.

— Да, поэтому, — сказал, вздохнув, Шляпочник. — У нас: постоянно время пить чай, и мы не успеваем помыть посуду в промежутках.

— Значит, вы должны передвигаться вокруг стола?— сказала Алиса.

— Так и есть, — подтвердил Шляпочник: — мы меняем места, как только нам нужна чистая посуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram