header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка “«Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся в рамках реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства»

8 февраля, 2023
QR Code

Методическая разработка

«Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

в рамках реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства»

 

 

«Если наши дети хотят быть людьми,

в самом деле, образованными,

они должны приобретать образование

самостоятельными занятиями»

Н. Г. Чернышевский.

Современная музыкальная педагогика смело шагнула в XXI век. Задачи и требования, предъявляемые к процессу музыкального воспитания, значительно изменились. Утверждение федеральных государственных требований  к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства требует от педагогов по новому взглянуть на образовательный процесс в детской школе искусств.

В настоящее время роль и значение детской школы искусств значительно шире, нежели только реализация образовательных программ. Детские школы искусств – это творческие и просветительские центры, деятельность которых направлена на  духовное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения путём приобщения к высокому искусству.  Именно творческая среда дополнительного образования способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации личностных потребностей, поэтому внеаудиторная работа является сферой, направленной на эффективность педагогического взаимодействия.  Внеаудиторная деятельность, являясь неразрывной частью образовательного процесса,  позволяет удовлетворить познавательные потребности обучающихся, организовывать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, на  достижение его личностных результатов, на формирование метапредметных универсальных способов учебной деятельности (не укладывающихся в рамки уроков) путём участия обучающихся в мероприятиях конкурсной, исследовательской, концертной, профориентационной  направленности.

Внеаудиторная деятельность  создает благоприятную образовательную среду, в которой развиваются творческие задатки обучающихся, происходит личностный рост и гармонизация  эмоциональной сферы ученика.

Настоящая работа разработана с целью уточнения понятия и содержания внеаудиторной (самостоятельной) деятельности в рамках реализации предпрофессиональных программ. Актуальность  работы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует Федеральным государственным требованиям. В работе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как самостоятельная работа обучающихся.

Что же такое самостоятельная деятельность, самообразование? Существуют различные точки зрения, раскрывающие это понятие. Самообразование, как его определяет Ю. К. Бабанский, предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определенной, интересующей его области.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы находим определение самообразования, в котором исключается какая-либо совместная деятельность (под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей): «Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя».

Польский дидакт В. Оконь, считает, что самообразование – это такой вид обучения, цель, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта процесса совершенно самостоятельного учения человека.

Важную роль в формировании навыков самообразовательной деятельности играет школа. Эти навыки позволяют учащимся заниматься самообразованием, в первую очередь, они вырабатываются в процессе проведения учителем различных видов самостоятельной работы, которая широко используется в общеобразовательной школе.

Одной из целей дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, является выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Таким образом, внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся  должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Задания с методическими рекомендациями

для обучающихся и родителей

(законных представителей)

для самостоятельной работы

по музыкально-теоретическим предметам

 

Учебный предмет «Сольфеджио»

срок обучения 8 лет,
общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные занятия) обязательной части учебного плана – 263 часа

№ п/п Вид самостоятельной работы Года обучения Рекомендации по выполнению
1 Выполнение теоретического задания 1-8
  1. Учебно-методическое пособие «Правила по сольфеджио 1-8 класс»
2 Выполнение теоретического, письменного задания 1-8
  1. Рабочая тетрадь по сольфеджио Г.В. Калинина
  2. Учебники по сольфеджио по годам обучения
3 Сольфеджирование (пение) музыкальных номеров, разучивание музыкальных номеров наизусть 1-8 Основы правила сольфеджирования:

1.Очень тщательно, с помощью инструмента настроиться (т.е. вслушаться в нужную тональность). Спеть гамму, тоническое трезвучие, опевание тоники. Запомнить их.

2.Проанализировать движение мелодии и её структуру.

3.Проработать ритмический рисунок мелодии (прохлопать со счётом вслух, сольмизировать с дирижированием)

4.Обязательно читать с листа без подыгрывания  на инструменте. Проверять себя только на устойчивых звуках.

5.Обязательно дирижировать при пении.

6.Петь тихим голосом, между фразами брать дыхание.

4 Сольфеджирование (пение) двухголосных примеров 3-8 Как разучивать двухголосие:

1.Хорошо настроиться, определив тональность, спеть гамму, тоническое трезвучие, опевание тоники.

2.Разучить каждую партию отдельно

3.Оба голоса играть на инструменте, один из них петь.

4.Один голос петь – один играть (это самое трудное задание и приступать к нему нужно после первых двух). Делить внимание на две мелодические линии. Главное внимание поющему голосу. Не расчленять интервал, перескакивая  из одной партии в другую, а смотреть вперёд мелодии.

5.Стараться играть на инструменте мягко и легато, не заглушая пение. Слушать звучание интервалов.

5 Интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов 1-8 Пение гамм:

1.Настроиться в тональности (спеть тоническое трезвучие)

2.Пение звукоряда вверх и вниз

3.Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые

4.Пение вводных звуков с разрешением

5.Пение тонического трезвучия, развёрнутого тонического трезвучия

6.Опевание тоники

7.Опевание III  ступени

8.Опевание  V ступени

9.Пение главных трезвучий лада с обращениями и разрешениями

10.Пение D7 с обращениями и разрешениями

Пение интервалов от заданного звука:

м 2 вверх    – поётся как разрешение VII ступени в  I  ступень

м2 вниз   – поётся как I –VII

б2 вверх – поётся как I –II

б2 вниз – поётся как разрешение II в I

м3 вверх – поётся как  I – III  в миноре

м3 вниз – поётся как III –  I в миноре (представить III-II-I)

б3 вверх – поётся как I – III  в мажоре

б3 вниз – поётся как III –  I в мажоре

ч4 вверх – поётся как устойчивый скачок с V- I

ч4 вниз – поётся как  устойчивый скачок I –V

ч5 вверх – поётся как  устойчивый скачок I –V (как крайние звуки тонического трезвучия)

ч5 вниз – поётся как устойчивый скачок с V- I

м6 – поётся как скачок с V на III   минора (как крайние звуки t 6/4)

б6 – поётся как скачок V на III   минора (как крайние звуки Т 6/4)

м7 – поётся как крайние звуки D7  (неустойчивый ск5ачок, как при пении гаммы с переносом верхнего тетрахорда на октаву)

б7 –  поётся как  I  на VII (как широкий скачок на вводный тон к предполагаемой верхней тонике)

6 Чтение мелодии с листа 1.Определить тональность и мысленно настроиться. Обязательно пропеть про себя гамму, трезвучие тоники и опевание тоники, не жалея на это времени.

2.Просмотреть и обдумать движение мелодии:

-Все скачки

-Все случайные знаки

-Тональный план (вид лада, переменный лад, отклонения, модуляции)

-Структуру мелодии (повторы, секвенции, окончания фраз)

2.Пульсация – обязательное условие грамотного пения с листа. Всё ритмическое содержание текста выполнять точно.

3.Темп при пении взять средний, не допуская остановки, сбои и ненужные повторы.

4.Пение мелодии должно быть по возможности музыкально-выразительным и осмысленным.

5.Опора на тонику – обязательна (на инструменте можно контролировать себя только в конце фраз)

6.Мелодии, написанные в басовом ключе, можно сольфеджировать на октаву выше, чем написано.

7 Творческие задания 1.      Подбор баса или аккомпанемента к мелодии

1.Басовый голос к мелодии подбирается исходя из принадлежности звуков мелодии к той или иной функции (Т, S, D), при этом нужно помнить о логике гармонических оборотов (движение  D –  S исключается)

2.По таким же законам подбирается линия баса в аккомпанементе к мелодии. Аккомпанемент представляет собой развитую гармоническую сферу с фактурой, соответствующей определённому стилю и жанру мелодии. При этом очень важно проследить тональный план мелодии, так как очень часто встречаются переменность (параллельные тональности), сопоставление (одноимённые тональности), отклонение, модуляции, секвентность.

3.Ритмическое движение баса отличается от верхних голосов своей тяжестью.

2.      Советы юному композитору

1.Обдумать замысел произведения, содержание (программу), образ, жанр, исполнительское воплощение, название (название придумывается часто после сочинения музыки)

2.Решить вопрос о тональности, пульсе, размере, ритме, темпе.

3.Мелодия вырастает из мотива «Зернышка») – логичная, интересная, запоминающаяся.

4.Аккомпанемент – выбрать соответствующий жанру, образу, замыслу.

5.Форма произведения должна быть осмыслена в логическом и стилевом отношениях (вступление, развитие, кульминация, окончание).

3.      Сочинение песни

1.Работа с текстом: вычленение строчек, несущих в себе основной смысл песни, для припева, так как он повторяется в песне несколько раз – это будет усиливать их значение. Деление на куплеты.

2.Чтение текста в разных размерах и ритмах, выбор самого удачного варианта.

3.Импровизация мелодии на канве пульсации. Простота и в тоже время необычность мелодии – очень важные факторы. Запоминать и записывать только варианты самых удачных и интересных фраз.

4.Чаще всего в первую очередь сочиняется мелодия припева и бывает она наиболее выразительной и запоминающейся.

5.Выбор тональности, размера.

6.Нотная запись: мелодия, выбор и тип фактуры, аккомпанемент, аранжировка. Вступление, проигрыш, заключение- на материале куплета, обобщённый или самостоятельный интересный материал, на изобразительных элементах, просто настройка на характер, тональность или пульс песни.

7.Очень важно название песни.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram