Автор: Шевченко Марина Геннадьевна, концертмейстер МБУДО ДШИ №29, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская школа искусств № 29»
ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ДМШ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ.
Введение
Художественно-эстетическое образование является одним из центральных звеньев в общем процессе формирования всесторонне развитой личности. В связи с этим серьезные задачи встают перед музыкальной педагогикой.
Педагог и концертмейстер специального класса ДМШ несет ответственность не только за успешное исполнительское развитие, но и на правильное формирование мировоззрения, ориентируемое на основные духовно-нравственные ценности русского народа, такие как трудолюбие, целомудрие, духовность, правдолюбие и др.
Актуальность темы развития и воспитания личности с помощью эстетического просвещения и образования в современном временном пространстве стоит наиболее остро, в связи с девальвацией в массовом сознании вышеперечисленных качеств традиционного российского менталитета.
В нашей государственной образовательной системе воспитание личности первично, а вся обучающая и развивающая деятельность педагогов дополнительного образования подчинена воспитанию.
Цель работы – дать сравнительную характеристику педагогических категорий воспитание и обучение. Обозначить основные компоненты педагогического процесса. Определить значение развивающего обучения, как составляющей части музыкального образования. Показать пути интеллектуализации образовательного процесса в преподавании музыки. Раскрыть необходимость формирования активного, творческого, самостоятельного мышления у учащихся. Наметить содержание и формы учебно-воспитательной работы.
Задачи определяются развитием у учащихся творческой фантазии, мышления, воспитанием работоспособности, расширением музыкального кругозора, повышением профессионального уровня педагога.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ.
Отличительные особенности этих компонентов.
Процесс обучения осуществляется на основе одного вида деятельности (познавательной). В основе познавательной деятельности лежит процесс приобретения знаний. Процесс воспитания строится на разнообразных видах деятельности.
Процесс обучения осуществляется через одну форму – урок воспитание предполагает разнообразие форм.
Процесс обучения быстрее демонстрирует результат, в воспитании результат отодвинут во времени.
Обучение, как процесс, был осмыслен гораздо раньше.
Процесс обучения имеет более глубокие корни, основательно проработана теория, вскрыто большее число закономерностей. Процесс воспитания начал описываться 1,5 столетия назад и имеет меньше обоснования, большое влияние имеют народные традиции.
Процесс обучения можно регламентировать, прерывать. Воспитание прерывать нельзя, регламентировать сложно, процесс требует более тонкой инструментовки, более индивидуален, чем процесс обучения.
Несмотря на разницу предыдущих компонентов, педагогический процесс имеет общую цель, объединяющую процесс обучения и воспитания.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Государство смотрит на цель в своих собственных интересах, формирует человека определенного типа, для этого оно создает образовательную систему и оказывает на нее влияние.
Общество шире смотрит на цель, учитывает интересы личности. В обществе есть конкретные социальные группы, которые влияют на цель. Если посмотреть на цель применительно к школе, то здесь государство представляют органы управления, общество – родители. Поэтому цель должна быть ориентирована не только на социальный заказ но и на получение результата, учитывая интересы родителей.
Следующий компонент педагогического процесса – задачи.
Задачи различают: образовательные, воспитательные, кинестетические. Чтобы в педагогическом процессе шло успешное решение задач, адресованных личности ребенка, необходимо ставить блок организационно – методических задач.
Цель, задачи педагогического процесса опираются на принципы – это методология, сущность процесса. Первый и ведущий принцип – гуманизма.
Содержание процесса воспитания определяется тем, что должен вложить в ученика преподаватель, чтобы сделать его человеком культурным, нравственно и морально развитым.
Следующий компонент педагогического процесса – форма. В педагогической деятельности приветствуется многообразие форм, также как и методов.
Форма всегда заканчивается оценкой учителя, на основе которой формируется самооценка учащегося. На основе самооценки появляется результат. Если результат согласуется с целью, то можно говорить, что педагогический процесс состоялся в интересах личности.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся – четко определенная цель преподавания музыкально – исполнительских дисциплин в ДМШ, которая поможет правильно сориентировать педагога музыканта, определить содержание, формы и характер его деятельности.
Подчеркивая ведущую роль обучения и развития, нельзя абсолютизировать эту роль. Интеллектуальные свойства обучающегося, развитость его сознания оказывают непосредственное воздействие на ход обучения. Известно: успешнее овладевает знаниями тот, чей умственный потенциал более высок, однако у разных учащихся развивающий эффект не всегда одинаков. Решающим является построение учебно – образовательного процесса, содержание, формы и методы (способы) обучения.
Помимо личностных качеств преподавателя характерными приметами облика того или иного педагога является система дидактических принципов, претворяемых в учебной деятельности.
Четыре принципа, образующие фундамент развивающего обучения в исполнительских классах.
1.Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, расширение репертуарных рамок – освоение многого – первый из принципов. Обогащение профессионального сознания и музыкально-интеллектуального опыта учащихся.
2.Ускорение темпов прохождения учебного материала, установка на овладение необходимыми умениями и навыками в сжатые отрезки времени. Реализация этого второго принципа обеспечивает расширение музыкального кругозора.
3.Расширение диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера.
4.Поощрение в работе с учащимися самостоятельности, творческой инициативы, поскольку действительное развитие музыкально-интеллектуальных качеств может быть достигнуто энергичной, самостоятельной, мыслительной деятельностью.
ПУТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Один из центральных принципов развивающего обучения в области музыки требует использование емкой и более разнообразной теоретической информации.
Проникать в содержание музыки через ее всестороннее и аналитическое осмысление – значит развивать разум, способность мыслить, расширять художественно-интеллектуальный горизонт.
Способы педагогического воздействия в исполнительских классах, оказывающие развивающий эффект:
- Показ, т. е. демонстрация того, что нужно сыграть, спеть.
2.Словесное пояснение.
Каждый из этих методов имеет свое предназначение и не может без ущерба для дела быть заменен каким – либо иным.
На уроке, наряду с информацией музыкально-исторического характера (сведения об эпохе, композиторе, обстоятельствах, сопутствующих созданию того или иного произведения) должна фигурировать и музыкально-теоретическая проблематика, связанная с формой, тонально-гармоническим планом, ритмикой и т. д. – всем, что может быть отнесено к средствам выражения идейно-смыслового содержания музыки. Здесь и появляется возможность активного использования слова как источника разнохарактерных знаний, средство развития музыкального мышления обучающихся.
РЯД МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ.
1.Предоставляя ученику ту или иную информацию необходимо дифференцировать ее по степени важности. Чем больший объем сведений должен быть усвоен учеником, тем более логично и систематично педагог должен спланировать процесс передачи знаний.
2.Словесное воздействие на ученика должно быть в сторону содержательных обобщений: от единичного к общему, от частного к отвлеченно-понятийному и т.д. Все однородные явления, встречающиеся ученику, должны обобщаться педагогом.
3.Мера усложненности музыкально-педагогической информации должна варьироваться в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями ученика. Современная педагогическая психология полагает, что больше нужно опасаться “ недогрузить” мозг ученика,, чем перегрузить его. А недогрузить мозг – это означает приучить школьника к ограниченности мышления, к привычке мыслить шаблонно.
4.Интерпретация музыки с помощью аналитического метода должна быть художественно-содержательной. Преподаватель должен формулировать свои мысли образным, литературным языком, чтобы сказанное принесло пользу ученику.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Качественно особую ступень музыкального мышления представляет собой мышление творческое. Музыкально-интеллектуальные процессы на этом уровне характеризуются постепенным переходом от воспроизводящих к созидательным действиям. Творческое мышление может проявляться в различных формах – сочинение музыки, в исполнительских видах деятельности, ее интерпретация, индивидуально-самобытное художественное переосмысление.
Развитие музыкального интеллекта интенсифицируется тогда, когда ученик сам энергично добывает необходимые ему знания и умения. Вопросы проявления инициативы и духовной самостоятельности в ходе обучения являются первостепенными по значимости.
Начальной, отправной точкой стимулирования самостоятельности является активизация интеллекта.
Активизация музыкального сознания происходит при неотрывном вслушивании в свое исполнение.
Формирование самостоятельного, творческого мышления включает в себя умение творчески, созидательно заниматься. Одна из характерных примет развитого, самостоятельного мышления – способность к своей непредвзятой оценке художественных явлений. Необходимо уметь критически отнестись к своей исполнительской деятельности.
Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность, и методы авторитарной педагогики оказываются искусно сбалансированы в практике мастеров. Соотношение этих методов может меняться в зависимости от ситуации и обуславливается многообразием форм воздействия на ученика. Стратегические задачи при этом остаются неизменными – привить ученику самостоятельность мышления в методах работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Педагог должен проводить на своем уроке, не обязательно каждый раз, короткие беседы с учеником. Во время этих бесед могут быть затронуты вопросы: о важных событиях текущей жизни, об интересных театральных постановках, телепередачах, концертах, конкурсах; с другой стороны – об условиях и ходе домашней работы, о его учебе в общеобразовательной школе.
Очень важной формой воспитательной работы являются классные собрания на которых педагог может произвести полный обзор работы класса и как результат организовать концертное выступление учащихся. Большой вдохновляющий эффект для дальнейшей работы имеет собственное исполнение педагога и бывших выпускников класса, добившихся хороших результатов в обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Педагог должен держать связь с преподавателями других дисциплин и знать об успехах своих учащихся. В ДМШ большое значение имеет общение педагога с родителями, дающее возможность точнее узнать обстановку в которой живет ученик.
Никак не следует пренебрегать внешними моментами воспитания: аккуратностью, дисциплиной, опрятностью, приветливостью в обращении. Не следует забывать о воспитании правдивости, открытости, уважения к старшим, чувства товарищества. Исключительно большое значение имеет воспитание культуры речи, ибо не умеющий складно говорить не умеет складно мыслить.
В музыканте-исполнителе нужно воспитывать чувство ответственности перед обществом, которое затрачивает на его образование определенное количество средств. Поэтому учащийся не должен отказываться от участия в концертах, организуемых школой в порядке обслуживания населения и должен иметь репертуарный запас для выступлений.
С самого начала обучения и вплоть до его окончания нужно воспитывать вкус к выступлениям перед слушателями и создавать такие условия, чтобы выступление для ученика было праздничным событием, а не повинностью.
Музыкант-исполнитель должен сочетать в себе уверенность в своих силах со скромностью и умением радоваться успехам товарищей. Однако излишняя скромность, недооценка своих способностей – ничем не лучше излишней самоуверенности и зазнайства.
В младших классах ДМШ перед педагогом стоит задача воспитание дисциплины и внимательного отношения к работе.
Нормальное поведение ученика на занятиях, а также выполнение домашних заданий является предпосылкой их успешности.
Далеко не все то, что приходится делать ученику, с самого начала становится ему интересным, – и поэтому никак нельзя обойтись без воспитания сознания, обязательности различных видов работы. Заинтересованность у ученика в ходе занятий наблюдается в том случае, когда благодаря указаниям и помощи педагога у него все время что-то «получается», «выходит». Если же педагог все время раздражается, а ничего не улучшается, то столь же закономерно в психике ученика возникает отрицательная реакция, появляется лень.
Дополнительным условием возникновения заинтересованности является разнообразие методов проведения урока, а также элемент неожиданности, если же ученик заранее знает все, что педагог ему скажет, то урок превратится в скучную повинность. Не менее важно, чтобы урок был интересным для самого педагога. Речь учителя должна быть ясной и точной, а при занятиях с детьми простой и неторопливой. Интонация речи всегда должна вытекать из чувства уважения к личности обучаемого, независимо от его возраста.
Таким образом, обобщая вышеизложенную информацию, можно сказать, что преподаватель при соответствующей квалификации и большой личной заинтересованности в результате своей работы может добиться высокого развивающего эффекта обучения, и, одновременно, оказать положительное воспитательное воздействие на формирование личности учащегося. Преимущество формы индивидуальных занятий в ДМШ перед общеобразовательной школой очевидны, т.к. внимание преподавателя на уроке сконцентрировано вокруг личности одного ученика, а, следовательно, образовательный и воспитательный аспекты имеют более широкие перспективы.
Список использованной литературы
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.: «Советский композитор», 1990.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. –Л.: Советский композитор, 1973.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
- Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М.: Классика – XXI, 2002.