Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Методическая разработка «Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1»
муниципального образования город-курорт Анапа

отделение народных инструментов
отделение струнно-смычковых инструментов

«Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании»

Методическая разработка

преподавателя отделения народных инструментов
Умеровой Эльвиры Абкеримовны
преподавателя отделения струнно-смычковых инструментов
Мелькиной Светланы Евгеньевны

Рецензенты:
Преподаватель по классу дирижирования
ГБПОУ КК «Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича»
заслуженный работник культуры Кубани
Н.Г. Беляева

Преподаватель отделения оркестровые струнные инструменты ГБПОУ КК «Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича, заслуженный работник культуры Кубани
И.П. Жолнерович

г. Анапа – 2021 год
Аннотация
Данная методическая разработка создана в соавторстве преподавателей муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1» муниципального образования город-курорт Анапа Умеровой Эльвиры Абкеримовны и Мелькиной Светлана Евгеньевны.
Методическая разработка включается в себя теоретический и практический материал, основанный на собственном опыте авторов, полученный в результате занятия педагогической деятельностью на протяжении многих лет.
Данная работа посвящена проблеме создания новой методики организации учебно – воспитательного процесса, при котором наиболее интенсивнее развиваются исполнительские навыки детей на основе совместного музицирования, раскрываются вопросы развития музыкально-слуховых представлений, профессионально – исполнительских навыков, коммуникативных способностей. Разработка может быть полезна преподавателям детских музыкальных школ и детских школ искусств, преподающих предмет «Коллективное музицирование».

Содержание.
1. Введение………………………………………………………………………….. 4

2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта…… 5

3. Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования………………………………………………………………………. 6

4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании……….. 9

5. Работа над музыкальным произведением……………………………………….11

6. Роль руководителя………………………………………………………………..13

7. Подбор репертуара……………………………………………………………….14

8. Заключение……………………………………………………………………….15

9. Список литературы……………………………………………………………..16

1. Введение.

Коллективное музицирование – форма работы в современной музыкальной педагогики, которой отводиться очень важная роль в воспитании молодого музыканта.
Научиться играть на каком-либо инструменте это дело трудное, долговременное, требующее усидчивости, терпения и в каком-то смысле самоотречения.
Ребёнок, пришедший с более или менее выраженным желанием в музыкальную школу, жаждет взять инструмент и заиграть сразу. Но он вынужден поначалу терпеливо ждать, пока это станет возможным, мирится с очень скучной работой – воспроизведением монотонно длящихся звуков и изучением нотной грамоты. И, встречая первые маленькие трудности в освоении инструмента, ребёнок часто не стремится их преодолеть, а разочаровывается, отчаивается и начинает скучать на уроках.
В более старших классах, когда уже ребенок, владея каким-либо инструментом, но не имеющих достаточных природных данных, необходимых игровых навыков, не имеют возможности выступать на концертах и конкурсах как солисты. Это чаще всего приводить к зажатости, неудовлетворенности и просто к потере интереса к музыкальным занятиям.
Однако есть фактор, позволяющий в значительной мере снимать противоречия, возникающие между существующей методикой обучения игре на инструменте и музыкальными потребностями ученика. Таким фактором является коллективное музицирование.
Коллективное музицирование объединяет исполнителей с разным уровнем подготовки и не зависимо от уровня сложности партий, дает возможность выступать, совершенствовать игровые навыки, развивать музыкальные способности, а самое главное появляется интерес к занятиям.
Многолетняя практика показывает, что на занятиях коллективным музицированием, развивается музыкальный слух (мелодический, гармонический, полифонический, тембровый, динамический), а также – чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Занятия коллективным музицированием оказывает влияние на развитие интеллекта ребенка, способность дружить, общаться, сопереживать, чувствовать.
Таким образом, цель данной работы – создать условия для формирования основных навыков игры в коллективе, отразить специфику развития музыкального мышления и художественных представлений, воспитать слуховой самоконтроль обучающихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. Создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования в классе коллективного музицирования. Раскрыть некоторые педагогические методы и приемы в процессе работы над воплощением художественного образа произведения, а также отметить важность воспитания эмоционального отклика на искусство и творческого начала исполнителей.
2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта.
Коллективное музицирование – это совместное исполнение музыкальных произведений несколькими участниками.
Опыт работы показывает, что коллективное музицирование играет большую роль в развитии исполнительских навыков.
Как учебный предмет – коллективное музицирование предусмотрено во всех общеобразовательных программах музыкальных школ и школ искусств.
На начальном этапе обучения это малые формы ансамбля (дуэты, трио), игра с преподавателем либо с другим учеником. Такая форма работы предоставляется практически с первых месяцев знакомства ребенка с инструментом, развивает практические навыки, заинтересовывает ребенка, помогает ускорить процесс знакомства с инструментом.
Следующий этап коллективного музицирования для детей владеющие исполнительскими навыками в малых формах ансамбля это большие ансамбли и оркестры.
Многолетняя практика показывает, что чем раньше юные музыканты попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс художественного и технического развития как в сольно, так и в ансамблевом исполнительстве.
Коллективное музицирование приносит большую пользу на всех этапах обучения и развития юного музыканта – разнообразие форм и высокое качество звучания, концертные выступления – все это говорит о необходимости функционирования ансамблевых коллективов.
Коллективное музицирование помогает решать ряд задач:
 пробуждает интерес к занятиям инструментом;
 развивает музыкально-слуховые представления, воспитывает умения слушать и слышать (слышать игру в целом, и свою партию в общем звучании);
 развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и естественная постановка, работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой, над развитием техники и выразительности исполнения);
 развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание и чувство локтя, умение общаться с другими участниками коллектива);
 развивает психические процессы (память, воображение, внимание);
 способствует положительной мотивации ребенка к обучению (радость успешного выступления на сцене);
 развивает творческие способности.
Бесспорна и воспитательная функция коллективного музицирования, поскольку оно является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Коллективное музицирование объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Работа с ансамблем или оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности, развивают организованность, сплочённость, взаимопонимание.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащегося за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

3. Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования.
Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского коллектива.
Большое значение для детского коллектива приобретают групповые репетиции. Важнейшими объектами репетиции в достижении хорошего ансамбля являются: чистота интонирования, синхронность и сбалансированность звучания по вертикали и горизонтали, точность метроритма, а также уравновешенность динамики, выразительность фразировки, артикуляции и штрихов, общность исполнительского дыхания, выявление рельефа и фона.
Перед началом репетиция необходимо настроить все инструменты, привести к чистому унисону.
Работа над ансамблевой слаженностью предполагает достижение единого понимания и воплощения эмоционально-образного содержания музыки.
Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы и, наконец, мелодии. Разыгрывание фрагмента какого-либо хорошо знакомого музыкантам произведения в замедленном темпе.
Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины, выражающейся, прежде всего, в колебаниях темпа. Отклонения от темпа обычно наблюдаются:
 при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, р и diminuendo – замедление);
 при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические – медленнее);
 при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми, часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более крупными – замедление);
 при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности (целые и половинные);
 при исполнении пунктирного ритма;
 при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая часто передерживается.
Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый ритмический рисунок в нескольких партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их ровно, «не комкая».
Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и
другой партии.
Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы.
При разучивании какого-либо произведения следует пользоваться схемой: «проигрывание – детальная проработка – проигрывание».
После предварительного ознакомления произведение проигрывается, желательно без остановок, чтобы не нарушать целостность восприятия. Исключение делается для трудных мест, которые поначалу можно опустить.
После ознакомительного проигрывания можно приступить к работе над отдельными трудными местами. В этом разделе репетиции следует обратить внимание на следующие важные моменты:
 объяснение сути поставленной перед учащимися задачи и способов ее решения;
 практическое освоение прорабатываемого эпизода;
 аналитический разбор ошибок, а также удачных моментов исполнения;
 выявление причин неудачи;
 определение круга задач для самостоятельной работы.
Когда время репетиции, отведенное на пьесу, подходит к концу, необходимо проиграть все произведение или часть, над которой велась работа, обратив внимание музыкантов на успехи и недостатки в исполнении, наметить задачи на будущее. При проведении репетиций преподавателю следует руководствоваться следующими правилами:
1. Неуклонно требовать от участников ансамбля соблюдения дисциплины. Например, сохранять молчание и не играть во время пауз, слушать указания, если даже они адресованы другому.
2. Вести репетицию ровно, спокойно, без раздражения, но и без заискивания и панибратства. Ни в коем случае нельзя оскорблять достоинство молодого музыканта, даже если он и в чем-то провинился.
3. Настойчиво добиваться намеченной цели, диктовать свою волю, но вместе с тем не требовать невозможного, учитывать специфику возраста и степень профессиональной подготовленности.
4. Требовать точного выполнения всех указаний, содержащихся в нотах.
5. Серьезное внимание на каждой репетиции уделять чистоте строя, четкости, однообразию атаки звука и одновременному прекращению звучания, выравниванию силы звука в аккордах и унисонах, фразировке.
6. Не работать долго с одним исполнителем или даже с группой – это расхолаживает других и рассеивает внимание.
7. Прерывать проигрывание только в самых необходимых случаях, обязательно объясняя при этом причину остановки. Частые остановки нарушают творческую атмосферу репетиции, утомляют ребят и рассеивают внимание.
8. Особенно сложные места лучше учить вне репетиции в индивидуальном порядке.
9. Добиваться правильного исполнения технически трудного места сначала в медленном темпе, уделяя должное внимание аппликатуре, постепенно наращивая темп.
10. Обычно работа над концертным произведением длится значительное время, тщательно отрабатываются как отдельные места, так и все произведение целиком, что, безусловно, способствует исполнительскому росту коллектива.

4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании
Коллективное музицирование предполагает не только умение исполнять музыку вместе, но также воспитывает у исполнителя рад необходимых музыкальных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает чувство нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, развивает память двигательно-моторные («технические») навыки, закрепляет основные навыки звукоизвлечения, развивает навыки чтения с листа.
Коллективное музицирование позволяет приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные границы, а главное развивает умение слушать и создавать единый образ произведения.
Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ощущение метроритма — вот тот фундамент, на котором строится ансамблевая игра. Для развития метроритмического чувства на уроках ансамбля или оркестра целесообразно исполнять простые упражнения – воспроизведение одинаковых длительностей, прохлопывание или простукивание ритмического рисунка изучаемого произведения.
В процессе развития исполнительских навыков полезно практиковать игру в унисон. Игра в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, штрихах, динамике, фразировке.
Игра в ансамбле или оркестре способствует развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембро-динамического). При разучивании пьес дети пропевают мелодию, определяют её звуковысотную сторону – направленность линии вниз или вверх, постепенность или скачкообразность. Музыкально-слуховые представления (внутренний слух) возникают и развиваются в результате пения, подбора по слуху, транспонирования. Сравнение интонации звуков, исполненных на инструменте, со звуками, спетыми развивает способность слухового контроля. Так устанавливаются первые связи между игрой, пением и вслушиванием, что служит основой дальнейшей работы. Таким образом развивается звуковысотный слух учеников, основной вид музыкального слуха.
Играя вместе с другими детьми, ученик уже пытается слушать и себя, и других, и всё вместе. У него развивается гармонический слух, попутно и техника, моторика. Ученик лучше слышит интонацию собственного подголоска и подправляет, если звучит неверно. Постепенно ансамблевые партии усложняются по мере технического и музыкального роста учеников. В ансамбле дети начинают постигать увеличение или уменьшение силы звука–динамические средства, которые важны в музыкальном исполнительстве.
На уроках коллективного музицирования, хорошо знающий свою партию ученик становится более музыкальным, более сильным и окрепшим в моторном (техническом) и художественном плане. У него вырабатывается «ансамблевое чувство» во всех аспектах. Ребёнок всё лучше приспосабливается к инструменту, постигая всю его красоту и богатые возможности, больше верит в себя. Таким образом, все дети, попадая в класс ансамбля, получают возможность не спеша, в доброжелательной атмосфере развить свои способности, продемонстрировать творческий потенциал.
Постепенно, благодаря игре в ансамбле или в оркестре, дети разные по возрасту и подготовке, между собой как бы «выравниваются», начинают взаимно дополнять друг друга и во время исполнения, и во время отдыха и общения. Каждый юный музыкант чувствует себя важным и нужным. Таким образом, ансамбль или оркестр становится дружным творческим коллективом.
Большое значение в коллективном музицирование имеет чтение нот с листа. Это сложная форма умственной деятельности, которая включает в себя такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение.
Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и качественное звучание текста. Поэтому очень часто после разыгрывания мы занимаемся чтением нот с листа, тратя на это примерно 10 минут урока.
Алгоритм чтения таков:
 определить тональность;
 назвать и запомнить ключевые знаки;
 определить размер;
 простучать метроритм;
 просмотреть текст, динамические и другие обозначения, проследить движение мелодии;
 выбрать темп.
5. Работа над музыкальным произведением.
Важную роль в процессе развития оркестровых или ансамблевых навыков играет работа над музыкальным произведением.
Для развития навыков мышления в процессе постижения музыкального произведения рекомендуется:
1. Выявить главную идею произведения. Постижение образного строя музыкального сочинения в дальнейшем ведет к пониманию образного строя смысловых значений, стоящих за звуками музыки.
2. Познать образ автора через понимание и выявление стилевых особенностей музыки того или иного автора. Большое влияние на исполнителей оказывает не только музыка, но и личность самого композитора.
3. Проследить за развитием художественного образа. Умение следить за развитием образа предполагает умение обучающихся передавать своими словами то, что он слышит.
4. Найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль. Анализируя структурно музыкальный материал, исполнитель охватывает произведение в целом, конструктивно намечая частные и центральные кульминации, определяя развитие музыкального материала, музыкальной мысли.
Задача руководителя – раскрыть, объяснить юным музыкантам тот или иной музыкально-художественный образ, а также убедить каждого в правильности своей трактовки.
Музыкальная мелодия должна способствовать развитию творческих способностей, отличаться простотой и доступностью. Весьма целесообразно использовать народные мелодии, обладающие богатым содержанием, например, «Я на горку шла», «Как у наших у ворот», «Ой, под вишнею» композитора Т. Баркановой и многие другие обработки народных мелодий.
Доступными они являются потому, что имеют красивую мелодию и простой по смыслу поэтический текст. Основным источником пополнения репертуара ансамблевых и оркестровых занятий является инструментовка, переложения таких мелодий и песен для конкретного состава. В этих переложениях применяются различные оркестровые функции: мелодия, педаль, ритм, гармония, второй голос, подголоски. Разные элементы музыкального языка в каждой пьесе помогают выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.
Также необходимо включать в репертуар произведения композиторов – классиков и современных авторов. В качестве примера приведем такие произведения, как: «Детский альбом» П. Чайковского; «Шарманка» Д. Шостаковича; «Утро» Р. Глиэра; «Гопак» М. Мусоргского; «Мюзик-холл» И. Дунаевского; «Вальс расставания» Я. Френкеля; «Квартал ангелов» М. Теодоракиса; обработки народных пьес В. Абрашкина и многие другие произведения.
В произведениях для солиста с оркестром или ансамблем важно определить задачи в работе с солирующим инструментом или вокалистом. Одним из важных аспектов в решении вопросов выразительных возможностей аккомпанемента является проблема звукового баланса между солистом и оркестром. И это один из основных факторов для достижения качественного звучания ансамбля исполнителей. Но было бы неверным строить процесс только на эмоциональном восприятии музыкальных произведений. Музыку нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала должен обращаться не только к чувству, но и к разуму обучающихся, чтобы учебный процесс был не только интуитивным, но и сознательным. Познакомить, научить и закрепить навыки совместного музицирования.
Основная цель обучения музыке – научить пониманию содержания исполняемых произведений и умению передать это содержание слушателям. Основная же роль педагога заключается в создании устойчивого фундамента для дальнейшего роста. Этим фундаментом являются с одной стороны – рациональная организация игровых навыков, а с другой – воспитание грамотного отношения к музыкальному тексту. Мера усложненности музыкально – теоретической информации, получаемую обучающимися в коллективной игре должна варьироваться в соответствии с их профессионально – интеллектуальными возможностями. Опыт крупнейших музыкантов – педагогов доказывает, что необходимо постоянно и постепенно увеличивать нагрузку на мышление обучающихся.
Определив характер и настроение пьесы, нужно сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Сложные тексты произведений необходимо делить по форме, изучить с обучающимися каждую часть и цифры партитуры. Закрепить работой над метро – ритмом, единством артикуляции, синхронностью звучания и динамическим балансом. Это и будет создание условий для восприятия и осмысления результата работы над художественно – музыкальным образом, качественного звучания, понимание и закрепление игровых приемов, конкретно увязанных с музыкальной задачей в коллективном музицировании.

6. Роль руководителя.

Работа руководителя коллектива – это непрерывный, творческий процесс. Она обязывает каждый раз ставить перед собой новые задачи, много знать и многое уметь, искать новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Кроме того, руководитель должен быть яркой и интересной личностью.
Для успешной работы с ансамблем или оркестром руководителю необходимо владеть способами настройки и разыгрыванием музыкантов, знать закономерности репетиционного процесса. Занимаясь с коллективом следует уделять работе над звукоизвлечением, единообразием штрихов и артикуляцией, а также звуковым балансом и фразировкой, согласованностью в звучании.
С первых занятий руководитель объяснят участникам коллектива что только систематические занятия на инструменте, собранность и внимательность во время репетиций приводит к достижению общей цели.
Умелая постановка руководителем конкретных задач и ее выполнение участниками ансамбля или оркестра делают осязаемым их творческий рост, приносит радость преодоления трудностей.
На репетициях и выступлениях должна постоянно царить атмосфера доброжелательности. Руководителю важно сочетать свою требовательность с уважением к личности участников коллектива.
К каждому участнику творческого коллектива необходимо найти свой подход, а для этого руководителю необходимо знать детскую психологию, уметь наблюдать и конечно же, любить детей.
Дети всегда готовы подражать своим преподавателям, но для этого необходимо завоевать их доверие и симпатию. Манера поведения, характер преподавателя его внешний вид играет большую роль в воспитательной работе. Руководитель всегда готов совершенствовать свое педагогическое мастерство, развивать в себе организаторские способности, быть компетентным в своей деятельности, кроме того, должен обучать логике художественного мышления, способствовать развитию эмоций, чувств ребенка, раскрывая своеобразие произведения, помогая понять в нем взаимосвязь поэтического с композиционными особенностями и осознать, как воплощается это в исполнении.
Руководитель коллектива всегда должен чувствовать ответственность не только за развитие исполнительских навыков, но и за эстетическое развитие участников коллектива. Главную роль в этом играет разучиваемый репертуар.

7. Подбор репертуара.

Руководитель творческого коллектива при выборе репертуара должен стремится к разнообразию произведений, учитывать количество и уровень участников коллектива, соответствие технических трудностей произведений и их возможности, соблюдать принцип «от простого к сложному» и, конечно ориентироваться на предстоящие концерты и конкурсы.
От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все что зависит от поставленных задач.
Основными требованиями к подбору репертуара являются:
 художественная и эстетическая ценность;
 доступность для восприятия и исполнения.
Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения.
Для формирования предметных умений и навыков, произведения, используемые в работе с детьми, должны отвечать следующим художественно – педагогическим требованиям:
 способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
 быть художественными;
 эмоционально насыщенными;
 содержательными и занимательными по сюжету;
 мелодичными;
 простыми по форме и доступными по содержанию.
Большое значение имеет выбор концертного репертуара, где особенно важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность — все это способствует увлеченности, данной музыкой и самим процессом исполнения.
При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей.
Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся.
8. Заключение.
Путь приобщения детей к музыке через комплексное развитие музыкальных способностей с применением коллективной формы обучения игре на музыкальном инструменте универсален. С детства дать в руки ребёнку какой – либо музыкальный инструмент – это значит воспитать музыкально грамотного человека, активного слушателя музыки, умеющего наполнить свой досуг искусством.
Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Коллективное музицирование дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.
В ансамбле или оркестре всегда играется с большим желанием и активным игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает юного музыканта, способствует развитию его и как сольного исполнителя.
Коллективное музицирование является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей, но оно также формирует характер, развивает мышление, память, воображение, творческую фантазию, прививает детям трудолюбие.
Соприкосновение с шедеврами музыки вообще с музыкальной литературой в коллективном музицировании неизмеримо расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся.
Не каждый учащийся может раскрыться как сольный исполнитель в должной мере по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или недостаточной работоспособности. Это не удовлетворяет учащихся и приводит к потере интереса. У некоторых детей бывает комплекс – боязнь сцены. Игра в ансамбле помогает снять этот комплекс, позволяет приобрести чувство психологического комфорта, делает учащихся разной степени подвинутости равноправными исполнителями, независимо от уровня трудности партий дает возможность выступления на самых ответственных мероприятиях и концертах, стимулируя тем самым учебный процесс.
Занятие коллективным музицированием помогает полнее раскрыться юному музыканту, наилучшим образом выразить себя, развить лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы общения с товарищами по коллективу.

Список литературы.
1. Александров А.Я. «Школа игры на трехструнной домре». – М.: Музыка, 1975.
2. Аркин И. «Воспитание оркестрового музыканта». – В сб. методические записки по вопросам музыкального воспитания. – М., 1966.
3. Асафьев Б. «О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании». – М., 1973.
4. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». – СПб.: Композитор Санкт – Петербург, 2004. – 120 с.
5. Гинзбург Л.С. «О работе над музыкальным произведением». – 4-е изд., до. – М.: Музыка, 1981. 143 с., нот.
6. Коган Г.М. «У врат мастерства». Советский композитор 1961 г.
7. Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача: Пути формирования и развития». – М.: Музыка, 1985. – 160 с., нот., ил.
8. Мазель В.Х. «Скрипач и его руки. Правая рука». – СПб.: Композитор Санкт – Петербург, 2006. – 120 с.
9. Маталаев Л. «Основы дирижерской техники: Методическое пособие». – М.: Сов. Композитор, 1986. – 208 с.: ил., 1 л. ил.
10. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Музыка, 1982 г.
11. Очеретовская Н.Л. «Содержание и формы в музыке». – Л.: Музыка,1985. – 112 с.

QR Code