header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка “Работа над звуком в классе флейты”

14 мая, 2023
QR Code

МУДО «Буденновская ДШИ»

Открытый урок преподавателя по классу флейты Чукановой А.А. с ученицей четвертого класса Мущинской Дианой

Тема: работа над звуком в классе флейты.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока: Формирование и закрепление навыков контроля звучания инструмента

Задачи урока:

1) Формировать навыки контроля над процессом звукоизвлечения, звуковедения;

2) Развивать силу, гибкость и выносливость амбушюра; координацию всех компонентов исполнительского аппарата;

3) Формирование навыков работы над упражнениями, способствующими улучшению качества звучания и развития исполнительского аппарата.

4) Активизация и развитие слуховых навыков учащейся.

5) Развивать умение анализировать свои действия во время работы над звуком.

Краткая характеристика учащегося:

Мущинская Диана – возраст 13 лет, 4 класс, специальность (инструмент) флейта. Ученица обладает хорошими музыкальными данными, ритмически устойчива, довольно чисто интонирует, имеет хорошую музыкальную память. Занимается на флейте 3ий год. Исполнительский аппарат ещё находится в процессе укрепления и развития. Есть некоторые проблемы с координированием работы всех компонентов исполнительского аппарата. Занимается с большим интересом, к занятиям готовится систематически. Дисциплинирована, на уроке исполнительна.

Материалы и оборудование:

Музыкальные инструменты – флейты, нотный учебный материал.

Ход урока:

  1. I. Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока. Вступительное слово преподавателя.

Работа над звуком, в процессе укрепления и развития исполнительского аппарата, одна из самых важных и трудных задач, тесно связанна со слуховыми навыками ученика. «В основе успешной работы над звуком лежат два главных основных принципа: 1 – формирование в сознании четкой слуховой цели, 2 – непрерывный, тщательный слуховой контроль» [1, с 133.]

По каким критериям можно судить о качестве звука? Здесь стоит отметить, что речь идёт именно о свойствах звука, воспринимаемых объективно. Итак, в академической исполнительской практике хорошим считается звук, который:

– появляется немедленно в момент атаки звука;

– не содержит шипа и посторонних призвуков;

– не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков и провалов;

– звучит мягко, открыто, объёмно;

– сохраняет чистоту интонации в переходах из позиции в позицию.

Как улучшить свое звучание? Этот вопрос задает себе любой музыкант. Для духовика качество звучания, несомненно, зависит от дыхания, наше звукообразование требует, прежде всего, правильной постановки дыхательного аппарата начиная уже с первых шагов обучения. Далеко не второстепенную роль играет правильное формирование амбушюра и его дальнейшая работа, его гибкость при переходе из позиций в позицию.  Даже при исполнении упражнений для разыгрывания или в процессе работы над инструктивным материалом, необходимо обращать внимание на качество звука. Это: и интонация звука, и такое понятие как «объемность» звука, ровность звука, динамика и даже прием вибрации. Всеми этими навыками исполнитель может овладеть, только включив работу над звуком в свою ежедневную рутину.

  1. Практическая часть. Занятия на инструменте.

А. Подготовка исполнительского аппарата к работе.

Конкретно в этом случае, для подготовки исполнительского аппарата к работе или для «разыгрывания» предлагаю не традиционные звуки продолжительной длительности и гаммы, а упражнение из книги Филиппа Бернольда «Техника амбушюра», раздел III «Звукоряд», вокализ № 3 [7, с. 57].

Пример 1

Если мы внимательно посмотрим на упражнение, то увидим, что по своей сути, это те же звуки продолжительной длительности, но организованные в небольшие «попевки», «вокализы». Преимущество такого метода заключается в том, что музыкант затрачивает меньше времени для обыгрывания всего диапазона инструмента и при этом получает возможность легче контролировать чистоту интонации. Кроме этого, мы получаем дополнительную возможность для активизации  и развития слуха учащегося.

Это упражнение сочетает в себе сразу несколько задач: необходимо

выполнять указанную динамику, добиваться тембральной ровности нот в

разных октавах и чистой интонации. Преподаватель должен привлечь

внимание учащегося к тому моменту, что динамика подчиняется фразировке,

то есть первую и вторую ноты нужно вести к третьей. Также очень важно с

помощью слуха контролировать динамическое равновесие нижних и

верхних звуков. Чаще всего звук верхнего регистра звучит ярче, поэтому

ноты нижнего регистра нужно подкреплять более плотным дыханием, а

верхние звуки стараться не форсировать. Когда меняется октава, следует как

можно больше расслаблять горло.

Несомненно, работа над звуками продолжительной длительности и гаммами является важной составляющей учебного процесса. Но в отдельных случаях мы можем предложить иной способ, который будет направлен и на формирование нужных нам навыков, но и на быструю активизацию исполнительского аппарата для дальнейших продолжительных и эффективных занятий.

Если для начинающих музыкантов, этих упражнений будет достаточно, то для учащихся более продвинутого уровня можно предложить следующие комплексы, которые задействуют пальцевую технику в большей степени. Например, после исполнения длинных звуков, мы можем перейти к упражнениям с гаммообразным движением, которые способствуют формированию и развитию всего исполнительского аппарата в целом. Упражнения такого рода позволяют скоординировать действия различных компонентов исполнительского аппарата.

Е.В. Исаева. Флейтовая распевка № 9 [3, с. 23].

Пример 2

 

Это упражнение представляет собой адаптированную для флейты классическую вокальную распевку, построенную на гаммообразном движении. Предполагает дальнейшее транспонирование во все тональности. Учащийся может использовать тот звуковой диапазон, которым хорошо владеет. Стоит начинать изучение с умеренного темпа, постепенно переходить к более быстрому. Необходимо следить за тем, как звуки соединяются между собой на легато; озвучивать каждую ноту, избегая излишней вибрации, чтобы весь звукоряд был сыгран «на дыхании».

Флейтовые распевки, в зависимости от темпа их исполнения и конкретного способа работы над ними, решают целый спектр задач: они развивают не только пальцевую технику, но и подвижность, гибкость губного аппарата, ровность звука во всех регистрах, скоординированность работы всех компонентов исполнительского аппарата, а так же помогают тембрально разнообразить звучание инструмента. Необходимо следить за свободой движений пальцев, во избежание возможных зажимов.

Б) Работа над фрагментом этюда № Н. Платонова [5, с. 6].

Работа над этюдами в большей степени преследует развитие ряда технических навыков: развитие подвижности пальцев и языка, координации всех компонентов исполнительского аппарата,  а так же развитие метроритмического чувства, овладение регистровыми трудностями. Этюды так же служат отличным средством для накопления исполнительского опыта, способствуют физической тренировке учащегося на духовом инструменте. Конкретно в этом случае мы преследуем решение тех задач, что поставили в начале урока.  Мы будем стараться контролировать процесс звукоизвлечения и звуковедения, постоянство опоры при выдохе следить за качественным соединением нот на легато, добиваться гибкой и плавной работы амбушюра

под слуховым контролем учащейся.

В) Эмиль Кронке «Листок из альбома»

Работа над звуком осуществляется в процессе изучения определенного музыкального материала. Большинство упражнений и пьес, пригодных для этой задачи, отличаются умеренным темпом, наличием интервалов в мелодии, присутствием динамических нюансов. Именно в умеренном и медленном темпе начинающий исполнитель может чётко контролировать качество каждого извлекаемого звука и при необходимости корректировать работу звукообразующего аппарата. Этими факторами обусловлен наш выбор пьесы для открытого урока.

Произведение «Листок из альбома» [8, с. 4] у учащейся находится на начальном этапе изучения, то есть разобран текст, штрихи, динамические нюансы. Поэтому целесообразно начать более детальную работу над звуком, закрепляя те приёмы, что были продемонстрированы в процессе урока.

Метод работы над звуком на художественном материале не только не отрицает значения инструктивных звуковых упражнений, а предполагает сочетание с ними, хоть им в этом случае отводится вспомогательная роль. Упражнения, рассмотренные в начале урока, помогают заложить основу звука, закрепить в сознании ученика те универсальные способы, которые можно применить к любому музыкальному материалу.

Конкретно в этой пьесе перед нами встаёт задача качественно соединить длинные звуки на легато. И.В. Стачинская в «Школе флейтового мастерства» пишет: «Красивое соединение двух нот – уже признак музыкальности». «Интервалы не будут получаться, если зажато горло. Здесь важно следить за максимальной свободой выдоха. Расслабленная верхняя губа и плавные переходы мышцами губ при поддержке выдоха помогают добиться чистого звука» [6, с. 6].

Звук является самым важным средством художественной выразительности на любом музыкальном инструменте. Мы уже говорили о том, что создание правильного звука зависит от многих факторов: правильного дыхания, работы губного аппарата, диафрагмы и т.д. Но есть ещё один немаловажный компонент – слух. И именно слух является основным инструментом, с помощью которого исполнительский аппарат достигает своего совершенства. [1, с. 46].

От того, как мы слышим наш звук (представляем его звучание внутри себя), зависит реальное звучание. Каким образом мы можем сформировать правильную слуховую цель в сознании ученика? В.Н. Апатский в своей книге «Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства» пишет о том, что «основную ставку следует делать на использование подражательных способностей ученика» [1, с. 134]. Это может быть посещение концертов, прослушивание аудиозаписей, и прежде всего демонстрация живого звучания инструмента в классе, в частности мы говорим о личном показе педагога. Э.О. Должикова высказывает подобную мысль в учебном пособии «Русская школа флейты» [2, 52]. Поэтому роль исполнительского мастерства педагога в этом случае трудно переоценить.

III. Домашнее задание:

Закрепить усвоенные упражнения дома; распевку №9 транспонировать во все тональности до 5 знаков при ключе; Н. Платонов Этюд №4 – отработать плавность легато и согласованность дыхания с движением пальцев; Э. Кронке «Листок и альбома» – в медленном темпе отработать сложные интервальные переходы из позиций в позицию, следить за общей фразировкой и логикой музыкальной фразы. А так же контролировать все компоненты исполнительного аппарата и стараться сразу исправлять замеченные недочёты.

  1. IV. Итог урока:

Ученица в целом справилась с поставленными задачами. Во время урока был установлен хороший контакт между учеником и преподавателем. Занятия в классе должны обязательно закрепляться домашними упражнениями. Необходимо привить ученику навык предслышания, правильного интонирования, самостоятельного контроля за качеством звука, этот особенно важно для начинающих музыкантов. Самостоятельные занятия всегда должны строиться по схеме: я играю – я слушаю – я корректирую свои действия, чтобы получить устойчивый результат.

Заключение:

Педагогическая практика обучения музыкантов-исполнителей на духовых инструментах показывает, что работа над звуком – одна из первостепенных задач каждого преподавателя. Правильный вдох, выдох, работа амбушюра, взаимодействие всех компонентов исполнительского аппарата – это то, над чем нужно работать в первую очередь с учеником на всех этапах обучения игре на флейте, без этих навыков не может идти и речи о качественно и музыкально исполнении музыкальных произведений. На уроке представлены различные формы работы при обучения игре на флейте, которые соответствую целям и задачам обучения учащихся среднего школьного возраста.

Используемая литература:

  1. Апатский, В.Н. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства/В.Н. Апатский. Учебное пособие. – К., НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006. – 432 с.
  2. Должикова, Э.О. Русская школа флейты. Теория и практика. Учебное . пособие/Элла Должикова; Благотворительный Фонд развития культуры им. Ю.Н. Должикова. – М.: Грифон, 2022. – 120 с.
  3. Исаева, Е.В. Флейтовые распевки. Учебное пособие/Е.В. Исаева. – М.: М-Сити, 2022. – 79 с.
  4. Леонов, В.А. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие/ В.А. Леонов. -Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2010. – 345 с.
  5. Платонов, Н. Этюды для флейты/Н. Платонов, составитель Ю.Должиков.- М.: Музыка, 2004 – 63 с.
  6. Стачинская, И.В. Школа флейтового мастерства/И.В. Стачинская. – М.: Летний сад, 2022. – 36 с.
  7. Bernold, Ph. La technique d`embouchure/ Ph. Bernold. – Paris:

Pedagogie de la flute. – 85 p.

  1. Kronke, E. Kolibris op.210/Emil Kronke. – Edition Kossack, 2009 – 15 p.

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram