header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка “Пространственное ориентирование на правой клавиатуре баяна”

17 марта, 2023
QR Code

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Пространственное ориентирование на правой клавиатуре баяна.

Выполнено: Четвертнева Г.Н. преподаватель высшей категории по классу баяна МБУ ДО Детская театральная школа г. Волгодонск Ростовская обл.

Март 2023 год

Пространственное ориентирование на правой клавиатуре баяна.

Под ориентированием подразумевается процесс  трансформации звуковысотных представлений в пространственно-клавиатурные, содействующие точному попаданию пальцев на клавиши. Отсутствие работы над формированием этих навыков на начальном этапе обучения является проблемой в развитии технического арсенала баяниста. Как известно, ориентирование на баяне представляет собой сложный процесс, состоящий из многих аспектов. Строение правой клавиатуры баяна имеет свою специфику – клавиши располагаются в хроматическом порядке по трем рядам. Такое расположение имеет очевидные достоинства: близкое расположение больших интервалов, удобство исполнения аккордовой структуры, возможность частого применения подвижных, развитых пальцев и т.д. Но у обучающегося часто отсутствует представление о логической зависимости между звуковысотными и пространственными соотношениями, т.к. педагог не уделяет этому должного внимания. Например, расстояние между клавишами «до» и «ре» превышает расстояние «до» – «ре-диез», а длина соответствующего отрезка при взятии некоторых интервалов с 1-го и 2-го рядов будет отличаться от подобного отрезка при взятии этих же интервалов с 3-го ряда. Вот почему баянисты вынуждены приспосабливаться к специфике правой клавиатуры, постоянно координируя звуковысотные соотношения с пространственными.

Приступая к формированию навыков пространственного ориентирования, необходимо ознакомиться с некоторыми особенностями баянного исполнительства, существенно влияющими на устойчивость того или иного навыка.

  1. Пальцы должны направляться только в центр клавиш, так как любое отклонение от центра влечет за собой возрастание или уменьшение следующего пространственного отрезка, что требует дополнительных мышечных коррекций. Это порождает у обучающегося психологическое напряжение и нарушает стабильность вырабатываемых навыков.
  2. Уже на начальном этапе обучения педагог должен приучать ученика к ориентированию на клавиатуре без помощи зрения. Привычка смотреть на клавиши отвлекает ребенка от исполнения, препятствует формированию специфических навыков, основанных на мысленном представлении и тактильном ощущении клавиатуры, а также негативно влияет на правильную посадку. «Подглядывание» на клавиатуру совершенно не приемлемо при чтении нот с листа, игре по слуху, транспонировании. Для более уверенного ориентирования на правой клавиатуре баяна, рекомендуется сделать разметку по октавам на клавишах «до».
  3. Формирование навыков ориентирования непосредственно связано с приспособлением правой руки к вертикальному положению клавиатуры. У баянистов спецификой основного игрового движения является:

– ощущение веса свободной руки (достигается с помощью упражнений, способствующих расслаблению и освобождению правой руки);

– перемещение веса руки на определенный ряд и конкретную клавишу «движением в клавиатуру»;

– эффект «отдачи» (возвращение импульса в мышцы правой руки);

Нажатие клавиш происходит как в момент перемещения веса руки – «на опоре», так и в момент «отдачи». Неустанное движение является предпосылкой свободного состояния руки, контакт содействует стабильности ощущения клавиатуры. Для формирования навыков ориентирования важно, чтобы вес руки на клавише гибко варьировался. На начальном этапе обучения распространенной ошибкой является создание постоянной опоры на клавиатуру. Ученик прижимает руку к клавиатуре и начинает «крепкими пальцами» вколачивать в нее каждую ноту.

  1. На формирование навыков ориентирования на баяне оказывает большое влияние особенности звукоизвлечения – (туше). Как известно, существует два основных способа воздействия на клавишу – нажим (медленное движение пальца с клавиши) и удар (быстрое движение пальца от клавиши). Между этими способами воздействия располагается множество способов приемов туше. Для ориентирования важным является момент начала пальцевого движения – с площади клавиш или с расстояния. Работая над освоением навыков ориентирования, следует учитывать обозначенные несовпадения в ощущениях при исполнении разнообразного репертуара. Для педагога важно при работе с учеником формировать на начальном этапе обучения различные подходы к контакту с клавишей на основании предварительного или непосредственного ощущения соответствующей структурной организации.
  2. При формировании навыков ориентирования следует уделять внимание принципу трехрядности в позиционном освоении баянной клавиатуры, ощущению осевой линии, плоскости каждого ряда, гибкого распределения веса руки. При игре на баяне нередко встречаются технические дефекты, связанные с потерей позиционных ощущений при разнонаправленных движениях (восходяще-нисходящем), смене типа изложения (гаммообразное, арпеджиообразное, аккордовое), аппликатуры (от принципа «каждый палец на своем ряду» к последовательному чередованию пальцев) и т.д.
  3. Формирование навыков ориентирования должно протекать на сознательном уровне. Каждый новый элемент музыкально – исполнительской техники вначале отрабатывается осознанно в медленном темпе под контролем педагога, отслеживающим точность попадания учеником на клавиши, качество звука, ритмическую организацию, особенности движения руки и т.д. И только убедившись в эффективности контролирующих процессов сознания в медленном темпе, переходить к более быстрому темпу и постепенно автоматизировать процесс, совершенствовать его. Стабильность навыков ориентирования в значительной степени зависит от осознанности.

Приступая к освоению навыков ориентирования с обучающимся, педагогу следует учитывать, что в границах этого процесса должны одновременно функционировать три уровня исполнительского контроля:

– звуковысотный (пропеваемые внутренним слухом интервалы);

– структурный (мысленное представление соответствующих параметров клавиатуры);

– двигательный (пространственно – координационный).

Каждый из уровней соотносится с определенным видом памяти:

– звуковысотной;

– структурно – логической;

– моторно – двигательной.

Первым шагом на пути формирования устойчивых навыков ориентирования является объединение мысленных структурных представлений с исполнительскими ощущениями посредством сознательной фиксации интервальных звуковысотных расстояний. На начальном этапе педагогом предусматривается привитие обучающемуся навыков фиксированных пространственных перемещений от избранной клавиши вверх и вниз с охватом всех рядов правой клавиатуры баяна. В начале такой работы целесообразно проработать с учеником упражнения по поиску и фиксации разнообразных восходящих интервалов в пределах октавы при участии только 2-го и 5-го пальцев. Именно такое сочетание пальцев предполагает наиболее естественное положение правой руки, отсутствие напряжения. Учеником осуществляется  максимально точная фиксация расстояния, происходит устойчивое запоминание, благодаря ограниченному количеству интервальных сочетаний. На начальном этапе не рекомендуется использовать для работы по формированию навыков ориентирования первый (большой палец). Причин несколько. Но главной причиной является тот факт, что первый палец соприкасается с клавишей не подушечкой, а только боковой ее стороной. Меньшая площадь соприкосновения снижает точность попадания в центр клавиши. Также увеличивается количество интервальных сочетаний, что ухудшает качество запоминания.

Итак, в начальный период работы над навыками ориентирования выбирается интервал в пределах большой терции. Выбранный интервал отыскивается на клавиатуре и затем в медленном темпе проигрывается учеником двумя пальцами штрихом legato в хроматической последовательности по всем рядам клавиатуры сначала в пределах одной октавы в восходящем и нисходящем движении, с мысленным представлением нажимаемых клавиш и названием их вслух. После уверенного запоминания, обучающемуся предлагается расширить диапазон на две октавы. Далее меняется исходный интервал и работа продолжается. Работа идет от освоения узкообъемных интервалов к освоению широких интервалов, от упражнений в пределах одной октавы с расширением диапазона на несколько октав, со сменой основных штрихов – legato, non legato, staccato, от медленного темпа к быстрому. При таких регулярных занятиях зрительное восприятие или слуховое представление определенного интервала вырабатывает у баяниста моментальное, уверенное и безошибочное нахождение соответствующего расстояния на клавиатуре. Цель этих занятий – довести поисковые действия на клавиатуре до автоматизма. Но такой автоматизм у начинающего баяниста не должен превращаться в хаотично – импульсивные  «тычки» в клавиатуру.

В идеале,  педагог в процессе обучения должен выработать у обучающегося непрерывную связь слуховых представлений и безошибочных, рационально организуемых  движений. Именно эта связь является предпосылкой для достижения высоких исполнительских результатов.

Литература

1.Мотов В. «Развитие первоначальных навыков игры по слуху». Баян и баянисты: Сборник статей: Вып. 5. Москва 1981 г.

  1. Ушенин В. «Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики». Избранные статьи и очерки. Ростов-на Дону. 2005 г.
  2. Шахов Г. «Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне». Баян и баянисты: Сборник статей. Вып. 5. Москва 1981 г.
Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram