header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему: «История развития клавишных инструментов».

8 ноября, 2022
QR Code

Автор:

Говорухина Марина Александровна, преподаватель теоретических дисциплин

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 40» г. Новокузнецка.

 

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему: «История развития клавишных инструментов».

 

Тема урока: История развития клавишных инструментов.

Вид урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Рассмотреть историю развития фортепиано.

Задачи:

  • Образовательные:

1) Знакомство с внешним видом и звучанием предшественников фортепиано: монохорда, клавикорда и клавесина.

2) Знакомство с видами фортепиано.

3) Ознакомление с некоторыми современными видами клавишных инструментов и их возможностями.

  • Воспитательные:

1) Воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся.

2) Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету.

3) Воспитание культуры речи.

  • Развивающие:

1) Развитие логического и образного мышления, памяти, наблюдательности, воображения, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

2) Развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монолог, диалог).

3) Развитие культуры взаимоотношений при работе в коллективе.

Методы обучения:

1) по характеру изложения материала – словесные, наглядные, практические;

2) по характеру учебно-познавательной деятельности – ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, иллюстративный, поисково-исследовательский.

Место урока в учебно-тематическом плане: 1-й год обучения музыкальной литературе, II четверть.

Группа: пианисты, скрипачи (10 – 13 лет)

Необходимое оборудование: портативный персональный компьютер с доступом в сеть Интернет, проектор с экраном или монитор с диагональю не менее 25 дюймов.

Методический материал: аудио- и видеозаписи, изображения музыкальных инструментов и портреты композиторов. Для более наглядного представления материала ход урока сопровождается показом презентации (№ 5 из перечня мультимедийного обеспечения).

Ход урока Хронометраж
I. Повторение изученного материала: инструменты симфонического оркестра. 2,5 минуты
II. Слушание музыки.

Ф. Шопен. Вальс Es-dur op. 18

Задача учащихся определить во время слушания характер музыки, тембр инструмента.

3 минуты
III. Рассказать о видах фортепиано, дать их определение.

Задача учащихся – запомнить и повторить их.

3 минуты
IV. Познакомить учащихся с определением и внешним видом монохорда.

Задача учащихся прежняя.

3 минуты
V. Знакомство с внешним видом, особенностями строения и звучанием клавикорда.

Просмотр видеозаписи: И.С. Бах, прелюдия D-dur из I тома Хорошо темперированного клавира в звучании клавикорда (фрагмент).

Задача учащихся – сравнить звучание фортепиано и клавикорда.

4 минуты
VI. Знакомство с внешним видом, особенностями строения и звучанием клавесина.

Просмотр видеозаписи: Ж.Ф. Рамо, «Курица» в звучании клавесина.

Задачи учащихся:

– сравнить звучание фортепиано и клавесина;

– определить характер музыки;

– представить, какое животное хотел изобразить в музыке композитор;

– назвать средства музыкальной выразительности.

6 минут
VII. Рассказать об истории возникновения фортепиано и его отличиях от инструментов-предшественников.

Задача учащихся – запомнить, кто создал фортепиано, понять, чем оно отличается от клавесина и клавикорда.

5 минут
VIII. Просмотр фрагмента видеозаписи: Scott Stephen. Entrada (в исполнении The Bowed Piano Ensemble).

Задача учащихся – определить, чем необычно данное исполнение.

6,5 минут
IX. Рассказать о возможностях современных видов клавишных инструментов. 2 минуты
Х. Подведение итогов:

– назвать разновидности фортепиано;

– назвать инструмент, существовавший ещё во времена Пифагора, который можно считать прадедушкой фортепиано;

– назвать инструменты, возникшие в Средние века, которые считаются предшественниками фортепиано;

– рассказать, почему фортепиано вытеснило эти инструменты;

– рассказать, кто создал фортепиано;

– перечислить имена композиторов, музыку которых учащиеся играют на специальности или общем фортепиано;

– поразмышлять на тему, смогут ли современные электронные инструменты вытеснить фортепиано, обосновать своё мнение.

5 минут

 

Конспект урока[1].

История развития клавишных инструментов.

Здравствуйте, дети! В этой четверти мы с вами говорим об инструментах симфонического оркестра. Давайте вспомним, сколько групп инструментов входит в симфонический оркестр? (4 группы) Перечислите их (струнно-смычковая, деревянно-духовая, медно-духовая, ударная, а также инструменты, которые могут входить в симфонический оркестр, но не входят ни в одну из этих групп). С какими из них мы уже познакомились? (Со всеми инструментами струнно-смычковой группы: скрипкой, альтом, виолончелью и контрабасом и с арфой).

Сейчас мы послушаем музыку, и вы сами скажете, с каким инструментом мы сегодня познакомимся.

Звучит Вальс Es-dur op. 18 Ф. Шопена (фрагмент № 1 из списка мультимедийного обеспечения, слайд 6).

Ребята, как вы думаете, о каком музыкальном инструменте сегодня пойдёт речь? Правильно, о фортепиано. Всем вам знаком этот инструмент. Он стоит в каждом кабинете музыкальной школы, многие из вас учатся на нём играть. Исторически сложилось две разновидности фортепиано: пианино и рояль (слайд 7).

Пианино (итал. «pianino» – «маленькое фортепиано») – струнно-клавишно-ударный музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, поэтому пианино занимает гораздо меньше места в комнате, чем рояль [5].

Рояль (от франц. «royal» – «королевский», «царственный») – струнно-клавишно-ударный музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность рояля – крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн – более коротких для высоких и более длинных для низких звуков [6].

Как вы думаете, какой из этих двух инструментов больше подойдёт для концертного зала, а какой более удобен для домашнего музицирования? Совершенно верно. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино же мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука – в кабинетах и дома [1, стр. 160].

Всегда ли фортепиано было таким, каким мы его видим теперь? Конечно не всегда. У каждого из вас есть родители, бабушки, дедушки, прабабушки. И у фортепиано тоже есть инструменты-предшественники.

Ранним предшественником фортепиано был монохорд (слайд 8). В переводе с греческого языка «monos» – один, «chorde» – струна. Еще за 500 лет до нашей эры его применял древнегреческий философ Пифагор для исследования музыкальных интервалов (слайд 9). С VIII по XII столетие его применяли и в качестве мелодического музыкального инструмента. На монохорде звуки извлекаются защипыванием струны пальцем или плектром – тонкой пластинкой с заострённым концом. Его единственная струна натянута над резонансной декой с подвижным штегом (порожком). Математически рассчитанные соотношения тонов возникают при перемещении штега по делениям шкалы, нанесённым на резонансную деку. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что дало диапазон примерно в две октавы [4].

Из этого многострунного инструмента возник позднее клавикорд (слайд 10). «Clavis» в переводе с латинского языка означает «ключ», а что в переводе с греческого означает слово «chorde», вы уже знаете [1, стр. 156].

Этот инструмент появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Своим устройством клавикорд похож на современное фортепиано, только гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударяет струну. В то же время поднятый демпфер позволяет струне вибрировать. У клавикорда по одной струне на каждую клавишу, а у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд всё же позволял делать крещендо и диминуэндо. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Зато он был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования [3].

Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении пяти веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур, которые размещались одна над одной, в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определённый регистр инструмента.

Но был у клавикорда и существенный недостаток: большей громкости так и не удалось добиться, несмотря на усовершенствования [1, стр. 157].

Сейчас мы послушаем прелюдию Иоганна Себастьяна Баха Ре мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира, которая будет исполнена на клавикорде. Вам нужно обратить внимание на окраску звучания этого инструмента и сравнить её с тембром фортепиано (№ 2 из списка мультимедийного обеспечения).

Что вы заметили? (Необычное и непривычное звучание, размеры меньше, чем у фортепиано, цвет клавиш не такой, как у фортепиано) Всё верно.

Позволить себе иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Инструменты делали нарядными, покрывали позолотой, перламутром, драгоценными породами дерева. В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из чёрного дерева, а верхние – обкладывать слоновой костью (слайд 11). Возможно, это делалось для того, чтобы на тёмном фоне лучше выделялись белые руки знатных дам-клавикордисток. Однако играть на таком инструменте было не очень удобно: оказывались незаметными границы между клавишами. И в конце XVIII века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы привыкли её видеть у современных инструментов [2, стр. 212].

Другой клавишный инструмент – клавесин (слайд 12) – скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке.

В данном случае звук извлекается птичьими пёрышками или кусочками кожи (наподобие медиатора) [3]. Клавесин издаёт яркие звуки, которые, в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Громкость звука совершенно не зависит от того, какая сила прикладывается к клавише во время её нажатия. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо. К началу XVII века клавесин приобрёл своеобразную треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трёх ручных клавиатур, которые были расположены одна над другой (слайд 13). Клавесин украшали красивыми изображениями, резьбой, или инкрустацией (слайд 14). Инструмент использовали для сольной игры и аккомпанемента. Музыку для клавесина писали такие знаменитые композиторы, как Жан Филипп Рамо (слайд 15), Франсуа Куперен (слайд 16), Иоганн Себастьян Бах (слайд 17), и многие другие.

Сейчас мы с вами послушаем пьесу Рамо, исполненную на клавесине. Я не буду говорить, как называется пьеса, которая сейчас прозвучит. Поэтому вам нужно не только обратить внимание на окраску звучания клавесина и характер музыки, но и постараться представить, какое животное хотел изобразить в музыке композитор и какие средства музыкальной выразительности он использовал. (Звучит фрагмент видеозаписи № 3 из списка мультимедийного обеспечения – Ж.Ф. Рамо – «Курица»).

Представили? (Варианты ответов детей) Молодцы. Композитор назвал своё произведение «Курица». Как вы об этом догадались? (Разговор о характере музыки и средствах музыкальной выразительности: дети говорят о том, что догадались о названии, т.к. в музыке слышно, как курица кричит «кудах-тах-тах», «куд-куда», клюёт зёрна, перелетает с места на место. Характер шутливый, забавный, суетливый, юмористичный, шутливо-изящный, иногда печальный. Средства музыкальной выразительности: настойчиво повторяющийся ритм, минорный лад, необычный тембр клавесина, больше похожий на щипковые инструменты, звукоподражательная мелодия, штрих стаккато, подвижный темп, резкие смены динамических оттенков). А помните ли вы, как называется инструментальная музыка, у которой есть сюжет? Правильно, программная музыка. Теперь вернёмся к клавесину.

Клавесин имел множество модификаций и, соответственно, названий. В Италии он назывался клавичембало, в Германии – кильфлюгель, в Англии – арпсихорд. Четырехугольный портативный клавесин в Италии назывался спинетом. Подобен спинету – вёрджинел в Англии.

Клавесин и клавикорд появились примерно в одно и то же время, и, соперничая, оба пользовались одинаковым успехом, так как их музыкальные возможности дополняли друг друга [9].

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори (слайд 18), занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы в 1717 году учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шрётером (слайд 19) и в 1716 году французом Жаном Мариусом.

Устройство фортепиано Б. Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоточек ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Фортепиано может резонировать и обладает динамическим диапазоном. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725 – 1775) – период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Муцио Клементи (слайд 20) и Вольфганга Амадея Моцарта (слайд 21).

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только во дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность в новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для этого инструмента.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в искусстве, и в музыке в том числе, на первый план выходит внутренний мир человека, его чувства, эмоции, настроения, переживания. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Людвига ван Бетховена (слайд 22), Роберта Шумана (слайд 23), Ференца Листа (слайд 24), Фридерика Шопена (слайд 25). И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. В этот период стали очень популярными произведения для фортепиано в четыре руки, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Рост признания фортепиано привёл к появлению пианистов-виртуозов.

Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента.

Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта, у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на свою молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент [3].

В наше время композиторы ищут новые выразительные возможности фортепиано. Сейчас мы с вами посмотрим видеозапись, а вы скажете, что необычного вы в ней заметили (фрагмент № 4 из списка мультимедийного обеспечения).

Итак, что за инструмент перед нами? Конечно, рояль. А что в нём необычного? (дети отвечают на поставленный вопрос: открыта крышка, играют не только на клавишах, но и на струнах – щипком и волосом от смычка, и даже используют его как ударный инструмент!). Как звучит такая музыка? (Необычно, таинственно, загадочно).

В последние десятилетия индустрия музыкальных инструментов активно использует компьютерные технологии и цифровые разработки для создания электронных клавиатур, способных производить широкий спектр искусственных звуков и звуков, имитирующих акустическое звучание фортепиано. Создание формата MIDI позволяет преобразовывать звук в двоичный код. Кроме того, в наше время технология MIDI может встраиваться в акустические фортепиано. Это позволяет записывать музыкальные произведения и воспроизводить их в реальном времени в отсутствие исполнителя. Но даже самая технически совершенная и наиболее чувствительная к прикосновению электронная клавиатура ещё не достигла той необыкновенной чувствительности, которую имеет рядовой механизм фортепиано, способность отображать весь спектр эмоций композитора и исполнителя [7, стр. 21].

Давайте подведём итог нашего занятия:

  • Какие разновидности фортепиано вы знаете? (Пианино, рояль)
  • Какой инструмент, существовавший ещё во времена Пифагора, можно считать прадедушкой фортепиано? (Монохорд)
  • Какие два инструмента, возникшие в Средние века, мы можем считать предшественниками фортепиано? (Клавесин, клавикорд)
  • Почему фортепиано вытеснило эти инструменты? (Потому что обладало более яркими выразительными возможностями и могло менять динамику, делать крещендо и диминуэндо, использоваться как сольный концертный инструмент).
  • Какой мастер считается создателем фортепиано? (Бартоломео Кристофори)
  • Многие из вас занимаются на фортепиано, у кого-то есть предмет общее фортепиано. Расскажите, музыку каких композиторов вы играете? (Называют композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Грига, и других).
  • В заключение урока давайте немного порассуждаем. Как вы думаете, смогут ли современные электронные инструменты вытеснить фортепиано, и почему вы так считаете? (После обсуждения дети приходят к выводу, что звук акустического инструмента не сможет заменить ни один цифровой или электронный инструмент).

 

Ребята, на этом наш урок окончен. Дома вам нужно будет закрепить изученную тему, прочитав страницы 69 – 72 в учебнике [8, стр. 69-73], устно ответить на вопросы 1, 3-6. Ещё если у вас будет свободное время, то вы можете вместе с родителями посмотреть передачу «Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 24. Клавир – клавишно-струнные инструменты: клавесин, клавикорд, спинет» (№ 6 из перечня мультимедийного обеспечения). А на следующем уроке мы с вами познакомимся с королём музыкальных инструментов.

 

Заключение

Одним из ключевых компонентов программного содержания предмета «Музыкальная литература» в ДМШ и ДШИ является приобретение учащимися знаний в области инструментария – в его историческом, теоретическом, практическом аспектах.

Данный урок посвящён истории развития клавишных инструментов, раскрытию их технических и выразительных возможностей. Преподавателем чётко и ясно определены цель и задачи урока. На продуктивную и качественную реализацию поставленных задач направлены:

– логически выстроенная внутренняя структура урока с изложением определяющих дидактических единиц на основе принципа их взаимосвязи и взаимообусловленности;

– содержание урока, отличающееся информационной полнотой историко-теоретического, музыкально-художественного материала;

– разнообразные формы работы, применение аудио и видеоматериала, включение в процесс урока наглядных пособий, компьютерных технологий;

– различные уровни усвоения материала – ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, иллюстративный, поисково-исследовательский;

– точность в определении основополагающих терминов, теоретических положений, исторических фактов.

Так детально данная тема изучается с группами пианистов и скрипачей. Язык преподавателя варьируется в зависимости от возрастных особенностей группы, степени её эрудированности. В этом году в школе достаточно способный и талантливый четвёртый класс, поэтому дети с большим увлечением слушают рассказ преподавателя, с интересом слушают музыку и активно отвечают на поставленные учителем вопросы, а также в процессе урока задают свои вопросы и сами (иногда при помощи наводящих вопросов преподавателя) находят на них ответ. Это помогает провести урок в достаточно активном темпе и хорошо усвоить новую тему. Также время на уроке экономится за счёт того, что мы не записываем в тетрадь теоретический материал, который нужно знать, а заранее распечатываются преподавателем и вклеиваются в тетрадки учащихся. Помимо изучения нового материала дети показали, что они хорошо усвоили темы «Средства музыкальной выразительности», «Характер музыки», «Программная музыка» и могут применять эти знания на практике. Таким образом, все поставленные образовательные, воспитательные и развивающие задачи успешно выполнены, цель урока достигнута.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

а) Использованные источники:

  1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах [текст] / Л.В. Михеева. – М. : Советский композитор, 1984. – 168 с. : ил.
  2. Михеева Л.В. Поговорим о музыке : занимательный словарь школьника [текст] / Л.В. Михеева, М.Г. Арановский, В.А. Фрумкин. – Л. : Музыка, 1965. – 236 с. : ил.
  3. Музыкалка (Фортепианные педагогические страницы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm. – Загл. с экрана (08.11.2022).
  4. Настройка, ремонт, перевозка пианино и роялей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://germanpiano.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2011-02-10-12-05-20&catid=4:2011-02-10-11-42-35&Itemid=26. – Загл. с экрана (10.09.2012).
  5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/5987/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE. – Загл. с экрана (08.11.2022).
  6. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6606/%D0%A0%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%8C#sel. – Загл. с экрана (08.11.2022).
  7. Хамфрис К. Фортепиано : справочник-самоучитель [текст] / К. Хамфрис. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 268 [1] с. : ил. – (музыкальная библиотека).
  8. Шорникова М. Музыкальная литература : музыка, её формы и жанры : первый год обучения : учебное пособие [текст] / М. Шорникова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 186, [1] с. : ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
  9. Blazon (Музыкальные инструменты) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blazonguitars.ru/music_instruments/piano/klavesin.shtml. – Загл. с экрана (08.11.2022).

 

б) Мультимедийное обеспечение:

  1. Шопен Ф. Вальс Es-dur, op. 18 в исполнении В. Ашкенази [аудиозапись]. – Режим доступа:

http://patefon.fm/%D1%88%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81. (03.05.2016)

  1. Бах И.С. Прелюдия D-dur из I тома Хорошо темперированного клавира [видеозапись]. – Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=KNXrse-xujU. (08.11.2022)

  1. Рамо Ж.Ф. Курица [видеозапись]. – Режим доступа:

https://vk.com/videos-20241366?q=%D0%BA%D1%83&section=search&z=video-20241366_456239105%2Fclub20241366. (08.11.2022)

  1. Scott S. Entrada в исполнении The Bowed Piano Ensemble [видеозапись]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=14jPvnWhdNM. (08.11.2022)
  2. Презентация к уроку «История развития клавишных инструментов».
  3. Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 24. Клавир – клавишно-струнные инструменты: клавесин, клавикорд, спинет. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pmbzrGQK-Go. (08.11.2022)

 

[1] Здесь и далее приводится рассказ педагога от первого лица. Примерные ответы группы приводятся в скобках курсивом.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram