Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Методическая разработка «Начальный этап обучения игре на фортепиано»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Аргентова Ирина Юрьевна, преподаватель по классу фортепиано.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования

«Ивангородская детская школа искусств»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Ивангородская детская школа искусств»

Методическая разработка.

 

«Начальный этап обучения игре

на фортепиано»

Автор: Аргентова Ирина Юрьевна

преподаватель

по классу фортепиано

 

 

Ивангород

2022 г.

Содержание

 

  1. Введение.

 

  1. Подготовка к занятию.

 

  1. Первые занятия:
    • установление контакта с учеником;
    • как появляется звук, знакомство с механикой инструмента;
    • раскрытие и развитие способностей ученика:

 

  1. Работа за инструментом:
  • гимнастика;
  • организация посадки, постановка рук;
  • упражнения за инструментом;
  • игра на инструменте в ансамбле, без нот;
  • изучение клавиатуры, деление на регистры, октавы; знакомство с названиями клавиш;
  • подбор по слуху, транспонирование;
  • изучение нотной грамоты;
  • работа над ритмом;
  • такт, тактовая черта, размер;
  • чтение нот, знакомство со штрихами;
  • упражнения для укрепления и развития подвижности пальцев рук.

 

  1. Подведение итогов занятия, задание на дом.

 

  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зажечь», «заразить» ребенка

желанием овладеть языком

музыки — главнейшая из

первоначальных задач педагога».

А. Артоболевская

 

  1. Введение

 

Обучение игре на фортепиано — протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Я считаю, что начальный период обучения — это самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.

Задача начального обучения — введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной художественно — увлекательной для этого возраста форме.

Именно с первых лет обучения необходим педагог — воспитатель, музыкант широкого профиля, умеющий гибко объединить развитие творчески — слуховых, пианистических, познавательных способностей в единой системе методов и дидактических приёмов обучения.

Трудно перечислить все качества, необходимые педагогу в его нелёгком труде. Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это безграничная любовь к детям. Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Одно из основных требований к педагогу — безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.   Истинный педагог — прежде всего настоящий друг, собеседник, советчик. Только на основе полного взаимопонимания учителя и ученика можно   достигнуть высоких результатов.

 

 

  1. Подготовка к занятию

 

К занятию с учеником необходимо готовиться заранее: продумать план работы, подобрать материал для изучения. Занятия должны проходить организованно, интересно, увлекательно. Первые занятия я провожу в игровой форме. Переключение  внимания ребёнка с одной игры на другую — непременный момент в занятиях. Это способствует тому, что ученик не утомляется, занимается с интересом  и желанием. Важно, не навязывать ребёнку своих ощущений, а творить вместе с ним.

Настроение педагога всегда передаётся ученику, поэтому, что бы ни происходило в личной жизни педагога, он обязан входить в класс с доброжелательной улыбкой, быть настроен оптимистически и «заразить» ученика своей творческой энергией.

Ещё одно очень важное требование — постоянное содружество с родителями учеников. Педагогический такт располагает к себе не только детей, но и родителей. Они дают ребёнку чувство психологической защищённости, поэтому считаю, что на первых занятиях с учеником, желательно присутствие их родителей. Родители помогают педагогу создать более точное и полное представление об ученике. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти контакт с ребёнком.

 

 

  1. Первые занятия

 

Установление контакта с учеником

 

Каждый новый ученик, который входит в мой класс — это уникальный мир, единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента, человек с нераскрытыми возможностями и способностями, и  именно мне предстоит раскрыть их.

В этот период необходимо проявить особую чуткость, выдержку, умение понять внутренний мир и интересы этого ребенка. Для ребёнка музыка — это любимые песни, которые он пел дома,  в детском саду,  слышал  в музыкальных сказках и мультипликационных фильмах. Поэтому, я считаю, что  ни в коем случае нельзя начинать первые  занятия с учеником со знакомства с нотами, упражнениями, аппликатурой. В таком случае ребенок спросит: «А где же музыка и стоит ли она таких мучений?» В этот период очень легко упустить ученика. Первые занятия я стараюсь превратить в  занятия — игры: мы поем, топаем, хлопаем. Учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает желание самому сделать что — то, запомнить, повторить — то есть научиться. В такой ситуации ребенок проще «раскрывается» и мы ближе знакомимся друг с другом.

Занятия  не должны быть однообразными и перегруженными заданиями. Когда я чувствую, что ребенок устал, я перехожу от сложного задания к более простому.

 

Как появляется звук. Знакомство с механикой инструмента

 

Я вспоминаю себя маленькой: когда я увидела рояль — этот большой и красивый инструмент, мне захотелось поскорее дотронуться до него и сразу что – ни будь сыграть на нем так же, как играют взрослые. Мне казалось, что это очень просто. Поэтому сейчас, когда мой  ученик  первый раз приходит в класс и видит пианино или рояль, я сразу подвожу его ближе  к инструменту и знакомлю с  механикой инструмента. Ученику очень интересно наблюдать за  тем, как отскакивает молоточек и ударяет о струну, при нажатии на клавишу. При этом ребенок должен понять и сам убедиться в том, что рояль не любит, когда с ним грубо обращаются, и на резкий удар отвечает таким же звуком — неприятным, резким. Нужно научить ребенка слушать звучание струны после нажатия клавиши.

Я предлагаю ученику потрогать клавиши в разных регистрах. У него «загораются» глаза.  Он слышит, как «мяукает кошка», «шагает медвежонок по лесу»,  или «поет птичка».У ребёнка появляется большой интерес к занятиям.

 

Раскрытие и развитие способностей ученика

 

Занятие с учеником — это творческий процесс, поэтому необходимо  создать  непринуждённую обстановку, заразить ученика творческой энергией настолько, что ребёнок будет выражать стремление к сотворчеству, к предельному самовыражению.

У каждого ребенка обязательно есть своя любимая песенка или несколько песен. Мы пробуем петь вместе под мой аккомпанемент, а затем ребенок поет один. При этом я стараюсь добиться точного интонирования.

Все дети очень любят двигаться под музыку. Я предлагаю ученику пошагать, побегать, попрыгать,  покружиться. Важно добиваться точного выполнения всех заданий, в этом — залог успешного обучения и воспитания чувства ответственности у ученика. Не все дети сразу слышат ритм музыки и понимают, что он них требуется. Здесь нужно помочь ребенку — самой пропеть мелодию, похлопать ритм в ладоши, пошагать и покружиться вместе с учеником. Можно спросить ученика о том, что он представляет, когда звучит та или иная музыка, и какие движения под неё хочется выполнять? Можно пойти на маленькую хитрость — сыграть разнохарактерную музыку подряд, без остановок. Если ребенок чувствует музыку, ритм, то он сразу перестраивается и от танца под музыку переходит к маршу, от марша к прыжкам и т.д. Таким образом, происходит знакомство с понятием «музыкальные жанры» — марш, танец, песня и понятием «ритм музыки».

На первых уроках очень полезно проигрывать ученику разнохарактерные музыкальные произведения, учить умению слушать и запоминать. Это раскрывает музыкальные способности ученика, его характер, эмоциональность. Для такого прослушивания я часто использую произведения из «Детского альбома»       П.И. Чайковского с характерными названиями: «Болезнь куклы»,  «Марш оловянных солдатиков» и др.  Я считаю, что никогда нельзя навязывать или подсказывать собственное восприятие музыки. Важно, чтобы ученик сам рассказал о своем впечатлении от услышанного музыкального произведения. Педагог должен только незаметно направлять и корректировать мысли ребенка.   Выслушав мнение ученика, можно раскрыть замысел композитора, рассказать о том, какой образ  он хотел отобразить в своей музыке. Необходимо развивать у ученика умение выражать восприятие музыки словами. Это умение в дальнейшем будет способствовать более живому и осмысленному исполнению музыкального произведения.

После таких  занятий я предлагаю детям дома сочинить  сказку к услышанной  музыке  или  нарисовать картинку. На следующем занятии   очень полезно проверить музыкальную память ученика — исполнить музыкальные произведения, которые звучали на предыдущем занятии, и узнать, вспомнит ли их ребенок. Длительность периода таких занятий зависит от ученика, от его возможностей и способностей.

 

  1. Работа за инструментом

 

Гимнастика

 

Перед тем, как сесть за инструмент, полезно проделать ряд гимнастических упражнений, которые активизируют и укрепляют мышцы, участвующие в работе пианиста, а так же снимают излишнее напряжение.  Я выбрала несколько упражнений, на мой взгляд,  очень удачных, которые предлагает  выдающийся педагог и незаурядный музыкант А.Шмидт — Шкловская в своей  брошюре  «О воспитании пианистических навыков». Так же   использую   ряд   упражнений,  которые   перечислены   в сборнике

Т.Б. Юдовиной — Гальпериной «За роялем без слёз».

 

  1. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять не напряженные руки вверх, кисти висят свободно. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Голову также опустить. В таком положении, предоставить рукам возможность раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся.

 

  1. Ученик поднимает руки вверх. Затем свободно опускает вниз сначала кисти рук, потом локти, потом всю руку целиком. Нагибаться не надо. Руки свободно висят вдоль тела.

 

  1. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи. Следить за осанкой.

 

  1. Подвигать плечами вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперёд, назад.

 

  1. Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперёд и назад. Важно, чтобы руки не были напряжены.

 

  1. Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребёнок имитирует движение боксёра, с силой выбрасывая руки вперёд. При этом ни в коем случае не поднимая плечи.

 

  1. «Стирка».  Пусть ученик представит, как он стирает, например платье для куклы. Постирал — надо стряхнуть, ученик выполняет это движение    свободными, не  зажатыми руками.

 

Несколько упражнений, которые дают ощущение подвижности и лёгкости пальцев рук:

  1. Свободно и естественно помахивать всеми пальцами подобно тому, как машут, прощаясь, дети.
  2. «Иди ко мне». Сгибать к себе «из ладони» каждый палец отдельно  по два раза. Это упражнение выполняется без всякого напряжения на вытянутой руке.
  3. «Щеточка». «Отбрасывание соринки» с колен «открывающимися» легкими пальцами и затем быстрое обратное движение к себе.
  4. «Катаем» воображаемые хлебные шарики. 1 — 2, 1 — 3, 1 — 4, 1 — 5 пальцами.
  5. «Веер» — упражнение на растяжку. Пальцы веерообразно раскрываются в воздухе и возвращаются в исходное положение.

 

Организация посадки. Постановка рук

 

Правильной посадке за инструментом необходимо учить сразу. Ученику необходимо объяснить, что должно быть три точки опоры.

Ноги — это первая точка опоры. Ноги должны быть слегка расставлены и  упираться в пол, или стоять на специальной подставке.

Сиденье стула — это вторая точка опоры. Не следует садиться на всё сиденье стула, а только наполовину. Высота  сиденья  должна регулироваться винтом или подставкой. Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию. Сидеть за инструментом следует свободно, удобно. Нельзя допускать напряженности в плечах, спине, излишнюю прямоту спины или ее напряжений наклон назад, а также сутулость посадки. Спину  следует держать ровно, слегка наклоняясь вперёд к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны. Следует объяснить ученику, что при игре его руки должны быть свободными и гибкими. Необходимо добиваться того, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча до  кончиков пальцев, как вода по резиновому шлангу.

Пальцы — это третья точка опоры. Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши. Я объясняю, что каждый палец  на руке имеет свое название и номер. Можно положить ладошку ученика на листок и обрисовать контур каждого пальца, подписать номера. Чтобы ученик быстрее в этом ориентировался, полезно проводить следующее упражнение: давать себе команду поднять тот или иной палец. Можно написать нумерацию пальцев вразнобой и предложить ребенку простучать нужными пальцами на столе, имитируя игру на инструменте.

 

 

Упражнения за инструментом

 

Упражнения  для ощущения свободы руки, кисти,  опоры пальцев, глубины звука

  1. Упражнение «Мячик». Отталкиваться всеми пальцами сначала от крышки инструмента, а потом от клавиш. Пальцы сами отскакивают подобно тому, как мячик от пола. Руки при этом свободны, не зажаты.

 

  1. Извлечение одного звука 3 пальцем (сначала отдельными руками, затем двумя вместе) с разных исходных положений: руки на коленях, руки за спиной, руки за головой.

 

  1. «Три этажа». На счёт «раз» — руки свободно лежат на коленях, на счет «два» — нажать  3 пальцем на любую клавишу, с опорой, глубоким звуком, на счёт «три» — руки на пюпитре (опора на пальцы , кисть  свободно свисает), «четыре» — извлекаем звук 3 пальцем, «пять» — руки на коленях. Все движения выполняются просто, естественно и свободно. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно или одновременно.

 

  1. «Полетать» третьим пальцем  по клавишам «до» по всей клавиатуре, «как летает бабочка с цветка на цветок».  При  нажатии послушать звук, считая до трех, следить за положением рук и пальцев. Переносить руки с клавиши на клавишу просто и естественно. Затем вводить в работу второй и  четвёртый пальцы. « Полетать» по клавишам «ре» и «ми» вторым и третьим пальцами, а  вторым и четвёртым пальцами  —  по клавишам «фа» и «ля». Так ученик быстрее запомнит названия клавиш и будет лучше ориентироваться на клавиатуре, а так же будет развивать свободу рук и  двигательную активность пальцев.

 

Все вышеперечисленные упражнения можно чередовать на разных     уроках. Также необходимо задавать их на дом.

 

 

Игра на инструменте в ансамбле, без нот

 

Чтобы сделать урок интереснее и разнообразнее, можно превратить эти упражнения в маленькие пьески — ансамбли. Мы исполняем колыбельную «Спать пора, мишка». Ученик  ритмично играет на клавише «ре» второй октавы третьим пальцем правой руки  и поет: «Спасть пора…», а затем третьим пальцем левой руки  на клавише «ре» первой октавы и поет: «…мишка». В этот момент я играю аккомпанемент. Так у нас получается ансамбль. Эту же легкую песенку позднее ребенок может сыграть сразу двумя руками. Сначала мы поем громко («ругаем» мишку, что он не может уснуть) и пальчик опускается глубоко, с большей силой руки, а потом поем тихо, берем звук мягко. Таким образом, мы знакомимся с обозначениями «f» и «p» — громко  и  тихо. Так же мы «изображаем» кукушку в лесу. Ребенок играет на клавишах «ми» — «до» в разных октавах четвёртым  и вторым пальцами  и поет «Ку-ку», а я отвечаю эхом сопровождения. Таких игр можно придумать множество, это развивает у ученика  навык игры в ансамбле, умение слушать себя и партнера.

 

 

Изучение клавиатуры, деление на регистры, октавы, знакомство с названиями клавиш

 

Педагогу нельзя забывать, что как бы ни был урок разнообразен, он должен быть подчинен главной задаче — развитию музыкального слуха. Поэтому, играя в такие игры, ребенок сам должен прийти к выводу, что если двигаться по клавиатуре вправо, то инструмент звучит «тоньше», а если двигаться влево, то инструмент звучит «толще». Так  мы знакомимся с понятиями  «высокие» и «низкие» звуки.  Изучаем  названия регистров:

«нижний», «средний» и  «верхний» регистр.

Выполняя задания на инструменте, мы используем всё больше клавиш. Постепенно знакомимся с их названиями, а также с понятием «октава», сколько их, и  как они называются.

 

Подбор по слуху, транспонирование

 

На этом этапе обучения мы занимаемся подбором и транспонированием легких детских песенок: «Андрей — воробей», «У кота — воркота» и т. п. У них очень простые слова, которые легко запоминают дети. Песенки исполняются сначала на одном, затем на двух, трех звуках. Ребенок повторяет их «с рук» третьим пальцем. Когда песенка хорошо выучена, я прошу ученика подобрать ее от других звуков. Подбору нужно учить, помогать находить нужные звуки. При работе я стараюсь отмечать положительные стороны у ребенка, хвалю его, когда задание выполнено правильно и осторожно делаю замечания, если есть ошибки, чтобы не обидеть ученика.

С момента прикосновения ученика к клавишам, я приучаю  его вслушиваться в тишину и только потом  дать прозвучать инструменту.

Переходить к изучению нотной грамоты, на мой взгляд, следует только тогда, когда ученик  достаточно уверенно справляется с подбором и транспонированием. Длительность периода таких занятий зависит от возможностей ученика.

 

Изучение  нотной грамоты

 

На этом этапе нельзя спешить, ведь если ученик не усвоит материал, к нему все равно придется  возвращать. Я объясняю ученику, для чего нужна нотная запись, что такое нотоносец. Делаю это так:  музыкальное произведение состоит из сочетаний звуков, создаваемых музыкальными инструментами и (или) голосом. Для записи музыкальных  звуков на бумаге используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Если  ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си расположить по порядку на нотном стане, можно увидеть , что ноты на линейках и ноты между линейками чередуются друг с другом. Точно также они чередуются на клавишах. Название каждой ноты открывает знак — ключ, который всегда ставится в начале нотного стана .Скрипичный ключ, или ключ «Соль»начинается от второй линии, нота на этой линии будет называться соль. Басовый ключ, или ключ «Фа» начинается от четвертой линии, нота на этой линии будет называться фа.

Педагог А. Артоболевская в своём  сборнике «Первая встреча с музыкой» рассказывает о том, что изучая  расположение нот  первой октавы на нотном стане, она разучивает со своими учениками короткий стишок :

 

Ми, соль, си, ре, фа  —   на линеечках сидят.

 

Ре, фа, ля, до, ми, соль  —  те в окошечко глядят.

 

Я использую его на занятиях с учениками .. Дети легко запоминают эту рифму. Мы учимся показывать на клавиатуре сначала ноты, расположенные на линейках подряд, а потом вразнобой.  Мы играем  в  игру  «Угадай — ка».  Я делаю ребятам карточки, рисую на них нотки по одной. Ученики достают карточку, узнают ноту и находят нужную клавишу. Давая такие задания, можно легко определить, усвоен ли материал. Таким же образом знакомимся с нотами, записанными между линейками. Это задание также задается на дом.

Еще одно интересное задание, которое очень нравится детям. Оно так же выполняется в нотной тетради. Я пишу несколько нот, расположенных на линейках и между линейками. Прошу учеников написать соседнюю ноту, находящуюся выше или ниже, на линейке или между линейками. Если этот материал усвоен, то мы знакомимся с обозначениями черных клавиш, со знаками «диез», «бемоль». Можно нарисовать на листке  фортепианную клавиатуру, одну октаву, написать название  каждой белой и черной клавиши.

Наряду с такими заданиями, мы работаем над ритмом. Выполняем ритмические задания.

 

Работа над ритмом.

 

Работу над ритмом я начинаю с ритмизации имен, легких стихов, считалок. Я предлагаю ученику: «Давай  произнесём твоё имя по слогам, а затем похлопаем  в ладоши». Каждый слог слова  —  хлопок. Ученик выполняет задание.  Например: « Же — ня» — два хлопка. Продолжаю: «Давай скажем по слогам имя твоей мамы,   а затем похлопаем ритмично в ладоши». Причем, нужно обратить внимание ребенка на то, что слоги в слове бывают длинные и короткие, так же и хлопки бывают длинные и короткие. Различные сочетания коротких и длинных хлопков (звуков) создают ритм.  Ученик должен это услышать и понять. Мы учимся записывать ритм в тетради кружочками. Короткий слог обозначаем закрашенным кружочком, длинный слог — не закрашенным.

У многих детей дома есть книжечки с короткими стишками, песенками — потешками. Ученик  учит эти стихотворения дома наизусть, а на уроке читает их, одновременно прохлопывая ритм в ладоши. После этого записывает ритм кружочками в тетради.

Можно предложить ученику дома самому сочинить песенку  на ритм любимого им стихотворения,  используя звуки в пределах одной октавы.   Детям всегда очень приятно, что им доверяют такую «серьезную» работу, они чувствуют себя «маленькими композиторами». Если материал  усвоен, то ребенок вполне легко справляется с таким заданием. Сочиненную песенку можно записать и предложить подобрать от других звуков.

Работая над ритмом и изучением  нот, мы постепенно приходим к знакомству с длительностями: целыми, половинными, четвертными, восьмыми, а позднее с шестнадцатыми. Очень важно, чтобы этот материал был хорошо усвоен. Способов объяснения длительностей можно найти множество, есть самый простой: целая — это целое яблоко, а две половинные — это  две половинки яблока и т.д. Можно нарисовать схему — деление яблока на мелкие части. Известный педагог А.Артоболевская в своей книге рассказала такую историю:

«Одна девочка приехала ко мне на урок, и с восторгом говорила: — «Вот сегодня я поняла, как Вы объясняли мне счет. Когда мы после прогулки шли домой и поднимались по лестнице, бабушка на каждой ступеньке вздыхала четыре раза. Мама шла и вздыхала по два раза, а папа шагал четвертями — по вздоху на шаг. Я пробегала по две ступеньки на каждый шаг папы, а с нами была собачка, она семенила еще в два раза быстрее, пробегая по четыре ступеньки на каждый шаг папы. Значит, я поднималась восьмыми, а собачка — шестнадцатыми».

Одновременно, знакомясь с длительностями нот, мы изучаем, что такое пауза, и какой они бываю длинны.

 

Такт, тактовая черта, размер.

 

Далее мы переходим к знакомству с понятиями «тактовая черта», «такт», «размер». Я доступно объясняю ученику: «Ритм стиха или песенки, которые мы записывали, удобнее прохлопать, если разделить эту запись с помощью тактовых черточек на маленькие равные части — такты. Такт начинается с сильной ударной доли, тактовую черту ставим перед слогом, на который падает ударение.

Мы вместе с учеником  записываем ритм стиха кружочками, определяем ударные слоги и расставляем тактовые чёрточки. Такое же задание выполняется дома самостоятельно. Я повторюсь, что длительность таких занятий зависит от способностей ребенка. Никогда не нужно спешить продвигаться вперед, если не усвоен предыдущий материал.

Далее мы разговариваем о том, что музыка в записи так же делится на равные части – такты. В каждом такте равное количество долей. В начале музыкальной пьесы выставляются цифры — это музыкальный размер: две четверти, три четверти, четыре четверти и др. Размер показывает, сколько и каких долей в одном такте, и как мы должны считать. Тактовая черта ставится перед первой — сильной долей.

 

Чтение нот, знакомство со штрихами

 

Игра по нотам представляет для ребенка новые трудности. Поначалу это утомительная работа и нужно постараться сделать ее интересной. Для этого я использую сборники с иллюстрациями, где представлены   песенки со словами, чтобы ученик, играя, мог подпевать себе. Сначала это легкие песни на трех — пяти звуках с простейшим ритмом, затем  более сложные с большим количеством звуков и более сложным ритмом.

Правильному разбору произведения необходимо учить. Недостаточный разбор затрудняет дальнейшую работу, домашнее задание выполняется плохо, а на уроке приходится исправлять одни и те же ошибки. Вначале мы анализируем. Я проигрываю произведение, вместе с учеником определяем характер музыки: грустная, веселая, быстрая, медленная. Определяем размер, ключевые знаки, тональность. Говорим о том, какие встречаются длительности, какие штрихи. Ученик называет ноты вслух, хлопает в ладоши ритм песни, считая вслух. После этого приступаем к игре по нотам, считая ритм  вслух.

Главной задачей является то, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Я считаю, что уже с первых уроков нужно учить слышать и исполнять мелодическую линию, чтобы ученик ощущал движение на протяжении всего произведения (даже при игре non legato), тем более, что на коротких песенках ребенку проще это понять, ощутить и выполнить. Я, как и многие педагоги (например, Е.М. Тимакин в своей работе «Воспитание пианиста») считаю, что с первых шагов следует добиваться, чтобы ученик воспринимал  нотный текст группами, по две — три — четыре ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты и слова. Это ускоряет процесс разбора, он становится осмысленным, повышается слуховой контроль и ученик добивается исполнения связной фразы. Необходимо делать правильную фразировку, вовремя брать «дыхание». Внутреннее дыхание исполнителя, на мой взгляд, должно соответствовать дыханию музыки, браться одновременно.

Сначала песенка исполняется третьим пальцем, штрих non legato, каждой рукой поочередно, а позже двумя руками попеременно. При игре рука опускается плавно сверху с опорой на кончик пальца. Позже при исполнении произведений в работу можно вводить  другие пальцы рук. Когда ученик достаточно хорошо овладел навыком игры non legato,контролирует свободу рук, не зажимает их, следит за их постановкой, можно вводить игру legato.

Сущность этого приема заключается в плавном переходе одного звука в другой. Ученикам этот принцип легко объяснить, сравнивая его с движением переступание с ноги на ногу. Я предлагаю начать освоение штриха legato приемом игры «из руки в руку».  Опорный звук берётся сверху, всем весом руки, с ощущением «пружинки» в запястье (кисть плавно опускается вниз). Второй звук – лёгкий — берётся на снятии руки (кисть поднимается плавно вверх). При этом пальцы как бы «переступают» с одной клавиши на другую активно, но без толчка.

Освоение штриха staccato удобно начать, при исполнении мотива из двух звуков под лигой с опорой на первый звук, а второй звук исполняется отрывисто — моментально освобождается кисть при движении руки вверх. Введение каждого штриха должно быть постепенным, после закрепления предыдущего.

Еще одной из главных задач педагога, на мой взгляд, является задача — научить ученика слышать звуковой результат того или иного движения  рук на клавиатуре. Следует избегать как вялого извлечения звука, так и резкого, грубого прикосновения к клавише.

«Звук — это материя музыки, ее плоть — должен быть главным содержанием наших повседневных трудов». (Г.Нейгауз)

«Все, решительно, все сводится к одному —  внимательно себя слушать». (К.Игумнов)

Исходя из этого, я уже на первых занятиях, с момента прикосновения к клавишам, учу своих учеников слушать до конца затухающий звук, ощущать его кончиком пальца, пока он длится. Я повторюсь, что при игре должно быть постоянное ощущение движения  вперед. Даже при переносе руки на другую клавишу (например, через октаву), мы переносим не только руку, но и «несем с собой звук». Все это ученик должен понять и почувствовать.

«Живая рука и живые, активные пальцы — это необходимое условие в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание — такие задания гораздо естественнее формируют руку, чем требования неподвижной (хоть и «правильной») позиции» (Е.М. Тимакин). Я абсолютно с этим согласна.

 

 

Упражнения для укрепления и развития подвижности пальцев рук

 

На начальном этапе обучения игре на фортепиано на своих занятиях я использую упражнения для развития технических навыков и постановки рук. Для того чтобы они не утомляли учеников, я разучиваю песенки – упражнения  со стихами, которые легко запоминают дети. Я использую упражнения из сборника «В музыку с радостью» составители О. Геталова и И. Визная. Это: «Лягушки», «Добрый гном», «Шаги», «Серый Ёж».

Моим ученикам очень нравятся песенки – упражнения из сборника В. Золотницкой «Упражнения для начинающего пианиста». Это: «Лягушка —  квакушка», «Паровозик», «Сакура», «Муха — Цокотуха» и др.

Следующие упражнения требуют большего терпения и усидчивости и технической подготовки, но дают  хорошие  результаты. Их рекомендует  А.Шмидт – Шкловская в своей брошюре «О воспитании пианистических навыков. Ввожу  упражнения  постепенно, по мере возрастания их сложности и необходимости.

  1. «Взлёт» и «приземление» на опорный пункт. Раскрывайте ладонь, легко отталкиваясь подушечкой пальца от клавиши («отбрасывайте пылинки» всеми пальцами одновременно). Упражнение выполняется без усилий, без резких движений и натяжения разгибателей — как будто пальцы «разлетаются» сами собой. Играйте всеми пальцами по очереди, кисть в работе не участвует.

Рис.1

 

  1. Легато на секундовых последованиях; короткие лиги по две ноты. Играйте вверх на пяти нотах и обратно. Легато исполняйте без чрезмерных движений кисти.

 

Рис.2

 

  1. Лёгкое подвижное стаккато. Исполняйте упругой лёгкой рукой, как бы «посыпая» близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.

Рис.3

 

  1. «Весёлая дуга». Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Играйте каждым пальцем по очереди, каждой рукой отдельно. Рука лёгкая и упругая, как мяч.

Рис.4

 

  1. Боковое движение по терциям. Играйте вверх на октаву и обратно с небольшим поворотом в сторону пятого пальца.

 

 

Рис.5

 

  1. Упражнение с задержанными звуками. Развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы.

 

 

Рис.6

 

7.Упражнения, развивающие подвижность первого пальца.

 

Рис.7

 

Я слежу, чтобы все упражнения выполнялись правильно, проверяю, чтобы не было зажатости кисти и всей руки.

 

  1. Подведение итогов занятия, задание на дом

 

При подведении итогов занятия, преподаватель должен убедиться в том, что ученик  понял изученный материал и знает, какую работу он будет выполнять  дома. Задание в дневник стараюсь записывать коротко, но понятно. Здесь очень важна помощь родителей, ведь многие ученики, приходя на занятия, ещё не умеют читать и писать. Контроль над  выполнением  домашнего задания, особенно в начальный период обучения — входит в обязанности родителей.

Очень важно, чтобы педагог знал условия жизни ученика. Я постоянно поддерживаю контакт с родителями, интересуюсь жизнью, увлечениями учеников  вне школы. Это очень помогает мне   при общении с  ними.

 

  1. Заключение

 

Да, труд детского педагога, безусловно, нелёгок, и требования, предъявляемые к педагогу, действительно предельно строги. Но награда  за этот труд невероятно высока. Мы открываем перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, вводим их в волшебный мир звуков и тем самым помогаем рождению настоящих, полноценных, гармоничных людей.

С приходом нового ученика, я открываю для себя что — то новое в методике преподавания. Обучая своих учеников, я учусь вместе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» (изд. «Советский композитор» 1992г.);
  2. А. Шмидт — Шкловская « О воспитании пианистических навыков» (изд. «Музыка» 1985г.);
  3. Е.Тимакин «Воспитание пианиста» (М.,1989г.);
  4. Т.Б. Юдовина — Гальперина «За роялем без слёз, или я — детский педагог» (изд. «Союз художников» 2010 г.).

 

QR Code