Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 28»
План — конспект проведения урока
(внеклассное занятие)
«КВН» по предмету «сольфеджио»
для 2 – 3 классов (восьмилетнее обучение)
преподавателя теоретических дисциплин
Бреховских Валентины Игоревны.
с. Ильинско – Подомское
Класс: 2,3 классы, фортепиано, народное, хоровое отделение (семилетнее обучение)
Тема урока: «Закрепление пройденных интервалов: секунда и кварта.
Игровые моменты на уроках сольфеджио в младших классах».
Тип урока: комбинированный, урок – состязание, игра.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цель урока – проверка приобретённых на уроках сольфеджио знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи урока:
Образовательные
— Закрепление и систематизирование теоретических и метроритмических знаний по предмету сольфеджио.
— Совершенствование вокально — интонационных навыков.
— Формирование практических навыков детей, умения применить знания по теории музыки на практике в условиях соперничества.
Развивающие
— Развитие положительной мотивации к познавательной и творческой деятельности детей.
— Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся посредством различных форм деятельности.
— Развитие логического мышления, воображения и музыкальных способностей.
— Выявление одарённых детей.
Воспитывающие
— Повышение интереса к предмету
— Воспитание усидчивости, самостоятельности и трудолюбия, умения мобилизовать себя при публике, ответственно относиться к предмету.
Учебный материал и средства обучения:
— музыкальный инструмент,
— компьютер,
— стулья, столы, доска,
— дидактические таблицы, подготовленные преподавателем,
— рабочая тетрадь Г.Ф. Калининой 2, 3 класс,
— учебно – методическое пособие Т. Сиротиной «Ритмическая азбука»,
— О.Л. Берак учебное пособие по сольфеджио часть I. «Двухдольность».
Методы:
— словесный, диалог
— поисковый,
— художественно – практический
— активизации творческих проявлений учащегося.
Способ организации деятельности: групповой, индивидуальный.
Контрольно – оценочный компонент:
-Результат – текущий
-Формы контроля: опрос, творческие задания и практическая работа.
-Тип контроля: балльный.
-Вывод: по результатам урока.
Структура урока:
— Организационный момент.
— Девиз, название, приветствие команд участниц.
— Основная часть урока. Выполнение конкурсных заданий каждой командой.
— Подведение итогов. Результаты.
План урока:
№
п/п |
Этап урока | Приёмы и методы | Время
(мин.) |
1 | Организационный момент | Словесный | 1 |
2 | Капитаны зачитывают:
Девиз, название своей команды, приветствие команде соперников. |
Словесный | 1 |
3 |
Основная часть:
Найти ошибки в определениях |
Словесный, диалог |
3 |
4 | Кроссворд | Поисковый, практический | 5 |
5 | Спеть всей командой песню «Лягушка»
с сопровождением капитана |
Художественно – практический | 5 |
6 | Исправить путаницу | Поисковый, практический,
Активизации творческих проявлений учащегося |
5 |
7 | Занимательные задачки на интервалы | Словесный, практический | 5 |
8 | Музыкально – математические примеры | Поисковый, практический,
Активизации творческих проявлений учащегося |
4 |
9 | Пение под фонограмму
«Старинной английской песни» |
Художественно – практический | 5 |
10 | Дописать ритм к данным четверостишиям,
спеть и сыграть их на инструменте. |
Поисковый, практический,
Активизации творческих проявлений учащегося |
3 |
11 | Простучать ритм под исполняемое музыкальное произведение (А. Жилинскис «Латышская народная полька») |
Практический |
3 |
12 | Жюри подводит итоги:
зачитывает баллы за выполнение каждого задания, объявляет результаты. |
Словесный | 2 |
Ход урока:
- I. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя, приветствие участников мероприятия, эмоциональный настрой на учебную деятельность
- II. Капитан или члены каждой команды зачитывают своё:
название, приветствие жюри и соперникам.
III. Начало состязаний, игра.
Основная часть урока,
выполнение заданий, заранее подготовленных преподавателем:
— Найти ошибки в определениях;
(цель: закрепление теоретического материала)
— Разгадать один из предложенных кроссвордов;
(цель: закрепление теоретического материала на практике)
— Спеть всей командой песню «Лягушка» с сопровождением капитана
(цель: совершенствование вокально – интонационных навыков)
— Исправить путаницу
(цель: практическое закрепление теоретического материала)
— Занимательные задачки на интервалы
(цель: повторение всех пройденных интервалов)
— Музыкально – математические примеры
(цель: уметь различать длительности)
— Пение под фонограмму «Старинной английской песни»
(Цель: активизация слухового контроля, чистота интонации)
— Дописать ритм к данным четверостишиям, спеть и сыграть их на инструменте.
— Ритмическое упражнение под музыку.
(А. Жилинскис «Латышская народная полька»)
(Цель: знание пройденных длительностей и ритмических групп)
- IV. Подведение итогов членами жюри.
Учитывается:
— умение полностью без ошибок, предельно чётко и точно дать ответ
— чистота интонации при пении, ладово-интонационные навыки
— уметь практически применить полученные на уроках знания
— владение необходимым теоретическим материалом
— правильное воспроизведение пройденных длительностей и ритмических групп
— умение активно работать в команде
— общее впечатление
- V. Предлагаемые участникам задания даются в приложении.
Протокол для жюри
Баллы | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
оценка | 5+ | 5- | 4+ | 4 | 4- | 3+ | 3 | 3- | 2 |
№ п/п | Вид задания | 1 команда | 2 команда | ||
1 | Найти ошибки в определениях | ||||
2 | Кроссворд | ||||
3 | Спеть всей командой песню «Лягушка» с сопровождением капитана. | ||||
4 | Исправить путаницу | ||||
5 | Занимательные задачки на интервалы | ||||
6 | Зачеркните слово, которое является лишним | ||||
7 | Пение под фонограмму
«Старинной английской песни» |
||||
8 | Дописать ритм к данным четверостишиям,
Спеть и сыграть их на инструменте. |
||||
9 | Простучать ритм под исполняемое музыкальное произведение (А. Жилинскис «Латышская народная полька») | ||||
Всего баллов: |
Приложение к сценарию проведения урока по сольфеджио
2, 3 классы (восьмилетнее обучение)
Исправьте путаницу в таблице, поставьте соответствующую цифру описания к столбику «Что такое?»
№ п/п | Описание
|
«Что такое?» | |
1 | Устойчивые ступени | VII # | |
2 | Расстояние между двумя звуками | Си бемоль | |
3 | В гармоническом миноре
повышается |
I III V | |
4 | Фа мажор имеет при ключе знак | Интервал | |
5 | Три звука расположенные по терциям образуют | 2,5 тона | |
6 | Чистая кварта содержит | VII и II ступени | |
7 | Сильная доля – это | Трезвучие | |
8 | Вводные звуки – | Пауза | |
9 | Звукоряд из 8 звуков – | Первая доля в такте | |
10 | Знак молчания – | Гамма | |
11 | Тональности, у которых знаки общие, а тоники разные | Большая терция | |
12 | Тоника — это | Параллельные | |
13 | Интервал, который содержит 2 тона называется | I ступень |
Найдите ошибки в определениях:
— Малая секунда охватывает 6 звуков |
— Малая септима содержит полутон |
— Пауза означает прыжок на стуле |
— Альтерация – это отрывистое исполнение мелодии |
— Нотный стан содержит иногда более 5 линеек |
— Скрипичный ключ ещё называют ключом Си диез |
— В гармоническом миноре гамма исполняется с повышением |
II ступени |
— Тетрахорд – это восходящее или нисходящее поступенное движение из пяти звуков |
— Секвенция – это повторение устойчивых звуков три раза |
— Реприза означает повторение мелодии 4 раза |
— Сильной долей в размере ¾ всегда является вторая |
по счёту доля |
— Затакт – это такт, где всегда встречается Ля # |
— Квинта охватывает 2 тона |
— Устойчивые звуки – I, V и VI ступени |
— Доминантовое трезвучие строится на VII ступени лада |
Кроссворд № 1
1 | 14 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 |
По горизонтали:
- Знак, увеличивающий длительность ноты.
- Созвучие из трех и более звуков.
- Интервал, состоящий из двух соседних ступеней.
- Первая ступень лада.
- Вид лада, звучащий бодро, жизнерадостно, приподнято.
- Интервал, заключающий семь ступеней.
- Поступенное восходящее и нисходящее движение из 8 звуков
от тоники до её повторения.
- Расстояние между двумя звуками.
- Интервал, заключающий шесть ступеней.
- 10. Вид минора, включающий VII # ступень.
11.Название октавы в скрипичном ключе.
- Интервал, включающий 3,5 тона.
- Самое короткое расстояние между двумя звуками.
По вертикали (ключевое слово):
- Произошло от французского слова «сопровождать» и означает
музыкальное сопровождение сольной партии (вокальной или инструментальной).
Кроссворд № 2
1 | 11 | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 |
По горизонтали:
- Расстояние между двумя звуками.
- Интервал, заключающий две ступени.
- Жанр музыки.
- Вид минора, включающий VI # и VII # ступени.
- Изменение звука (повышение или понижение на полтона).
- Интервал, заключающий три ступени.
- Знак, отменяющий повышение или понижение звука.
- Повышение звука на полтона.
- Повторение мелодического оборота от разных нот.
- Тональности, в которых разные ключевые знаки, но одинаковые тоники.
По вертикали (ключевое слово):
- Произошло от немецкого слова и означает «чудо-ребенок»,
т.е. одаренный, талантливый.
Зачеркните слово, которое является лишним
форте, пиано, реприза, фортиссимо, пианиссимо; |
легато, стаккато, каватина, нон легато, тэнуто; |
скрипка, альт, виолончель, контрабас, маримба; |
целая, четвертная, восьмая, ритм, шестнадцатая; |
секунда, терция, октава, квинта, полутон; |
контроктава, малая, большая, первая, тетрахорд; |
бекар, диез, бемоль, дубль диез, пауза; |
Дописать ритм к данным четверостишиям, спеть и сыграть их на инструменте.
Целый год без забот Цап – царап у нас живёт,
И скажу я вам, ребята, С ним полным – полно хлопот (по устойчивым звукам До мажора) |
2/4 |
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик – он промок, Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. (по вводным звукам Фа мажора) |
3/4 |
Уцеплюсь рукой за собачий хвост –
Только так перейду я дырявый мост. За собачий хвост уцеплюсь рукой – Только так перейду я на берег другой. (по «Д» трезвучию Соль мажора) |
4/4 |
Видишь — ушки беличьи торчат,
Возле ёлки четверо бельчат. Ветки да колючки над гнездом – На сосне такой уютный дом. (по «Т» трезвучию Ре мажора) |
2/4 |