header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)
Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка «КВН по сольфеджио 2-3 класс»

30 июня, 2023
QR Code

Муниципальное бюджетное учреждение                              дополнительного образования

«Детская школа искусств № 28»

План — конспект проведения урока

(внеклассное занятие)

«КВН» по предмету «сольфеджио»

для 2 – 3 классов (восьмилетнее обучение)

преподавателя теоретических дисциплин

Бреховских Валентины Игоревны.

с. Ильинско – Подомское

Класс: 2,3 классы, фортепиано, народное, хоровое отделение (семилетнее обучение)

Тема урока: «Закрепление пройденных интервалов: секунда и кварта.

Игровые моменты на уроках сольфеджио в младших классах».

Тип урока: комбинированный, урок – состязание, игра.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цель урока – проверка приобретённых на уроках сольфеджио знаний, умений и навыков учащихся.

 

Задачи урока:

Образовательные

— Закрепление и систематизирование теоретических и метроритмических знаний по предмету сольфеджио.

— Совершенствование вокально — интонационных навыков.

— Формирование практических навыков детей, умения применить знания по теории музыки на практике в условиях соперничества.

Развивающие

— Развитие положительной мотивации к познавательной и творческой деятельности детей.

— Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся посредством различных форм деятельности.

— Развитие логического мышления, воображения и музыкальных способностей.

— Выявление одарённых детей.

Воспитывающие

— Повышение интереса к предмету

— Воспитание усидчивости, самостоятельности и трудолюбия, умения мобилизовать себя при публике, ответственно относиться к предмету.

 

 

Учебный материал и средства обучения:

—  музыкальный инструмент,

— компьютер,

— стулья, столы, доска,

— дидактические таблицы, подготовленные преподавателем,

—  рабочая тетрадь Г.Ф. Калининой 2, 3 класс,

— учебно – методическое пособие Т. Сиротиной «Ритмическая азбука»,

— О.Л. Берак учебное пособие по сольфеджио часть I. «Двухдольность».

 

Методы:

— словесный, диалог

— поисковый,

— художественно – практический

— активизации творческих проявлений учащегося.

 

Способ организации деятельности: групповой, индивидуальный.

 

Контрольно – оценочный компонент:

-Результат – текущий

-Формы контроля: опрос, творческие задания и практическая работа.

-Тип контроля: балльный.

-Вывод: по результатам урока.

 

Структура урока:

— Организационный момент.

— Девиз, название, приветствие команд участниц.

— Основная часть урока. Выполнение конкурсных заданий каждой командой.

— Подведение итогов. Результаты.

 

План урока:

 

п/п

Этап урока Приёмы и методы Время

(мин.)

1 Организационный момент Словесный 1
2 Капитаны зачитывают:

Девиз, название своей команды, приветствие команде соперников.

Словесный 1
 

 

3

Основная часть:

Найти ошибки в определениях

 

 

Словесный, диалог

 

3

4 Кроссворд Поисковый,  практический 5
5 Спеть всей командой песню «Лягушка»

с сопровождением капитана

Художественно – практический 5
6 Исправить путаницу Поисковый, практический,

Активизации творческих проявлений учащегося

5
7 Занимательные задачки на интервалы Словесный, практический 5
8 Музыкально – математические примеры Поисковый, практический,

Активизации творческих проявлений учащегося

4
9 Пение под фонограмму

«Старинной английской песни»

Художественно – практический 5
10 Дописать ритм к данным четверостишиям,

спеть и сыграть их на инструменте.

Поисковый, практический,

Активизации творческих проявлений учащегося

3
11 Простучать ритм под исполняемое музыкальное произведение (А. Жилинскис «Латышская народная полька»)  

Практический

3
12 Жюри подводит итоги:

зачитывает баллы за выполнение каждого задания, объявляет  результаты.

Словесный 2

 

Ход урока:

  1. I. Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя, приветствие участников мероприятия, эмоциональный настрой на учебную деятельность

 

  1. II. Капитан или члены каждой команды зачитывают своё:

название, приветствие жюри и соперникам.

 

III. Начало состязаний, игра.

Основная часть урока,

выполнение заданий, заранее подготовленных преподавателем:

— Найти ошибки в определениях;

(цель: закрепление теоретического материала)

 

—  Разгадать один из предложенных кроссвордов;

(цель: закрепление теоретического материала на практике)

 

— Спеть всей командой песню «Лягушка» с сопровождением капитана

(цель: совершенствование вокально – интонационных навыков)

 

— Исправить путаницу

(цель: практическое закрепление теоретического материала)

 

— Занимательные задачки на интервалы

(цель: повторение всех пройденных интервалов)

 

— Музыкально – математические примеры

(цель: уметь различать длительности)

 

— Пение под фонограмму «Старинной английской песни»

(Цель: активизация слухового контроля, чистота интонации)

 

— Дописать ритм к данным четверостишиям, спеть и сыграть их на инструменте.

— Ритмическое упражнение под музыку.

(А. Жилинскис «Латышская народная полька»)

(Цель: знание пройденных длительностей и ритмических групп)

 

  1. IV. Подведение итогов членами жюри.

Учитывается:

—  умение полностью без ошибок, предельно чётко и точно дать ответ

—  чистота интонации при пении, ладово-интонационные навыки

—  уметь практически применить полученные на уроках знания

—  владение необходимым теоретическим материалом

— правильное воспроизведение пройденных длительностей и ритмических групп

— умение активно работать в команде

—  общее впечатление

 

  1. V. Предлагаемые участникам задания даются в приложении.

Протокол для жюри

 

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2
оценка 5+ 5- 4+ 4 4- 3+ 3 3- 2

 

№ п/п Вид задания 1 команда 2 команда
1 Найти ошибки в определениях
2 Кроссворд
3 Спеть всей командой песню «Лягушка» с сопровождением капитана.
4  Исправить путаницу
5 Занимательные задачки на интервалы
6 Зачеркните слово, которое является лишним
7 Пение под фонограмму

«Старинной английской песни»

8 Дописать ритм к данным четверостишиям,

Спеть и сыграть их на инструменте.

9 Простучать ритм под исполняемое музыкальное произведение (А. Жилинскис «Латышская народная полька»)
Всего баллов:

 

 

 

Приложение к сценарию проведения урока по сольфеджио

2, 3 классы (восьмилетнее обучение)

 

Исправьте путаницу в таблице, поставьте соответствующую цифру описания к столбику «Что такое?»

 

№ п/п Описание

 

«Что такое?»
1 Устойчивые ступени VII #
2 Расстояние между двумя звуками Си бемоль
3 В гармоническом миноре

повышается

I III V
4 Фа мажор имеет при ключе знак Интервал
5 Три звука расположенные по терциям образуют 2,5 тона
6 Чистая кварта содержит VII и  II ступени
7 Сильная доля – это Трезвучие
8 Вводные звуки – Пауза
9 Звукоряд из 8 звуков – Первая доля в такте
10 Знак молчания – Гамма
11 Тональности, у которых знаки общие, а тоники разные Большая терция
12 Тоника —  это Параллельные
13 Интервал, который содержит 2 тона называется I ступень

 

 

 

Найдите ошибки в определениях:

— Малая секунда охватывает 6 звуков
— Малая септима содержит полутон
— Пауза означает прыжок на стуле
— Альтерация – это отрывистое исполнение мелодии
— Нотный стан содержит иногда более 5 линеек
— Скрипичный ключ ещё называют ключом Си диез
— В гармоническом миноре гамма исполняется с повышением
II ступени
— Тетрахорд – это восходящее или нисходящее поступенное движение из пяти звуков
— Секвенция – это повторение устойчивых звуков три раза
— Реприза означает повторение мелодии 4 раза
— Сильной долей в размере ¾ всегда является вторая
 по счёту доля
— Затакт – это такт, где всегда встречается Ля #
— Квинта охватывает 2 тона
— Устойчивые звуки – I, V и VI ступени
— Доминантовое трезвучие строится на VII ступени лада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд № 1

                                                                                              

1 14
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

 

По горизонтали:

  1. Знак, увеличивающий длительность ноты.
  2. Созвучие из трех и более звуков.
  3. Интервал, состоящий из двух соседних ступеней.
  4. Первая ступень лада.
  5. Вид лада, звучащий бодро, жизнерадостно, приподнято.
  6. Интервал, заключающий семь ступеней.
  7. Поступенное восходящее и нисходящее движение из 8 звуков

 от тоники до её повторения.

  1. Расстояние между двумя звуками.
  2. Интервал, заключающий шесть ступеней.
  3. 10. Вид минора, включающий VII # ступень.

11.Название октавы в скрипичном ключе.

  1. Интервал, включающий 3,5 тона.
  2. Самое короткое расстояние между двумя звуками.

По вертикали (ключевое слово):

  1. Произошло от французского слова «сопровождать» и означает

музыкальное сопровождение сольной партии (вокальной или инструментальной).

 

Кроссворд № 2

   
1 11  
2  
3  
4  
5  
6  
7    
8    
9  
10  

 

По горизонтали:

  1. Расстояние между двумя звуками.
  2. Интервал, заключающий две ступени.
  3. Жанр музыки.
  4. Вид минора, включающий VI # и VII # ступени.
  5. Изменение звука (повышение или понижение на полтона).
  6. Интервал, заключающий три ступени.
  7. Знак, отменяющий повышение или понижение звука.
  8. Повышение звука на полтона.
  9. Повторение мелодического оборота от разных нот.
  10. Тональности, в которых разные ключевые знаки, но одинаковые тоники.

 

По вертикали (ключевое слово):

  1. Произошло от немецкого слова и означает «чудо-ребенок»,

      т.е. одаренный, талантливый.

 

Зачеркните слово, которое является лишним

 форте, пиано, реприза, фортиссимо, пианиссимо;
 легато, стаккато, каватина, нон легато, тэнуто;
 скрипка, альт, виолончель, контрабас, маримба;
 целая, четвертная, восьмая, ритм, шестнадцатая;
 секунда, терция, октава, квинта, полутон;
 контроктава, малая, большая, первая, тетрахорд;
 бекар, диез, бемоль, дубль диез, пауза;

Дописать ритм к данным четверостишиям, спеть и сыграть их на инструменте.

Целый год без забот Цап – царап у нас живёт,

И скажу я вам, ребята,

С ним полным – полно хлопот

(по устойчивым звукам До мажора)

2/4
Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

(по вводным звукам Фа мажора)

3/4
Уцеплюсь рукой за собачий хвост –

Только так перейду я дырявый мост.

За собачий хвост уцеплюсь рукой –

Только так перейду я на берег другой.

(по «Д» трезвучию Соль мажора)

4/4
Видишь —  ушки беличьи торчат,

Возле ёлки четверо бельчат.

Ветки да колючки над гнездом –

На сосне такой уютный дом.

(по «Т» трезвучию Ре мажора)

2/4

 

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram