header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка «Игровые формы работы с начинающими».

4 апреля, 2023
QR Code

Методическая разработка «Игровые формы работы с начинающими».

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир
музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения на начальном этапе.
Основной целью педагогов ДШИ и ДМШ является необходимость во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней. Поэтому для успешных занятий ребёнка, особенно по предпрофессиональной программе, нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё несколько факторов:
1. музыкальная подготовка, хотя бы минимальная (доп.услуги);

2. наличие инструмента дома с первых уроков;
3. домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными знаниями)
Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес, не навязывать то, к чему он пока не готов. Умение ждать – непростое умение. На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Веди это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.

5. Игровые примеры-упражнения.
«Корень учения горек, зато плод его сладок». Но нормальный ребёнок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдалённого будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно большей степени игрой для ребёнка. Ведь игра – это не только и не столько
развлечение, сколько труд – азартный, интересный, хотя порой довольно тяжёлый. Причём труд бескорыстный: не за пятёрку, не за новый велосипед. Прислушаемся и к мнению Роберта Шумана: «Слово «играть» – очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём».
Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут. Приведу несколько игровых примеров.

1. Игра«Там в лесу».Помогает на первых порах помочь ощутить legato и выработать этот приём на двух и трёх звуках. – С кем ты любишь гулять в лесу? – С бабушкой. – Представь, что бабушка беспокоится, чтобы ты не потерялась, окликает тебя. Левая рука – бабушка, правая – ребёнок. Все слова обязательно пропевать. – Ю-ля! – А-у! – Где ты там? – Я в лесу! Интервалы могут быть разными. На какой именно палец шагать – поначалу неважно. Можно добавить педаль. Можно договориться, что, Юля ушла далеко, не слышит, бабушка зовёт её четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.

2. Игра«Эхо».Работа над разнообразием звука. За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук.

 

В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, которыми пользуюсь я, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, мы с моими учениками придумали стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что произнося какие- нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и
выдержка. Итак, клавиатуру делим на два «царства» – высоких и низких звуков. Правая рука «хозяйка» в верхнем регистре, левая – в нижнем. Начинаем с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.

1. Упражнение «Капельки».
Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе. Капельки капают, осень пришла. Ходит в сапожках вся детвора.

2. Упражнение «Зайчики».
Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые
движения. Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики.

3. Упражнение «По брёвнышкам».
Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные». Рисуем картинку – кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка – перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.
Я по брёвнышкам скачу, Падать в лужу не хочу.
Раз, два, три, четыре, пять – Прыг на брёвнышко опять!

4. Упражнение «Шаги муравья».
Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться
ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга.
Муравейка, муравей, побежал домой скорей, Дома дождик переждал – И опять работать стал.

5. Упражнение «Лягушки-подружки».
Двумя руками одновременно по терциям, поднимаемся и спускаемся. Важно синхронное приземление на клавиши.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Вот подружку увидала,
Вместе с нею поскакала.

6. Упражнение «Мяч».
Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, ре-диез и ля. С каждым разом задание усложняем.
Мой весёлый, звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой – Не угнаться за тобой!

7. Упражнение «Осторожный зайка».
На подвижность 1-го пальца. Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался. В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка! Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.

8.Упражнение «Смелый зайка».

Подкладывание 1го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый.
Зайка по полю скакал и морковку потерял.
Потихоньку он пошёл и опять её нашёл.
Когда упражнения выучены, мы начинаем с них каждый урок, уделяя минут 5-7 времени. Одновременно с упражнениями разучиваем имена белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», песенки «с рук».

Заключение.
Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать. Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке. Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» (Почти всегда правда, так как даже нетронутая вещь «доходит», как пирог в духовке). «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятное, прозвучавшее.
Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивно.
Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.
Однажды хитроумные психологи провели такой опыт. Они пришли в класс со множеством своих приборов. Изучали они долго на глазах учительницы и детей, и в конце концов сообщили, что, по их исследованиям, такие-то и такие-то ученики покажут в будущем году особые успехи. На самом деле они ничего не изучали. Это была только видимость.
Этот опыт повторяли много раз с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали рост умственных способностей!
Стало быть, выслушав неразобранную или недоученную пьесу в исполнении ученика, не надо уныло и обречённо, или раздражённо указывать ему сразу на его грехи: «Опять пальцы не те…А что за ритм?» Начнём с достоинств, поверим в хорошее будущее – и он пусть поверит. А уже потом о недостатках; причём, если их много, начать с одного. Выдавая целый список, мы поступаем нерационально. Ребёнок просто не справится сразу с целой кучей замечаний, это только в сказке «одним махом семерых убиваем». Поэтому, стараюсь ставить одну-две задачи, выполнил эти – ставлю следующие.

Немало важно, чтобы ученик развивался свободно. Свободному развитию, безусловно, вредит чрезмерная озабоченность успехами ребёнка со стороны педагога и родителей. Дети доказывают это взрослым с раннего детства. Еда и сон – важнейшие жизненные потребности, но некоторые малыши прямо- таки ненавидят спать и есть. Почему? Да потому что мамы заставляют их делать это и ужасно горюют, если дитя отказывается садиться за стол или ложиться в кровать вовремя. Стол и кровать превращаются в поле боя. Вот что пишет о ненужности родительского нетерпения американский психолог Эдда Лее Шин: «Если я вам скажу, что вам нужно наложить шины на ноги семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы скажите мне, что я сошла с ума. Однако, каждый день родители пытаются научить двухлеток читать. Трёхлеток завязывать шнурки. А пятилеток нырять с высокого бортика». С обучением всё точно так же. Излишняя озабоченность успехами («он уже должен это уметь!»; «я должна, во что бы то ни стало научить!») толкает взрослого на конфронтацию с ребёнком. Всему своё время…
В одном из институтов проводилось исследование: близнецов учили читать по разным программам. Одного начали учить в 3 года, а второго – в 6 лет. В 8 лет уровень из развития был одинаков. Нужно, чтобы темп развития задавал сам ученик, а педагог подчинялся отчасти этому темпу, приспосабливался к нему и находил хорошее и в «быстром» и в «медленном» ученике.
Ведь садовник, выращивая дерево, не тянет его за ветки вверх, чтоб росло поскорее, не расправляет лепестки цветка – он раскроется сам, когда придёт время, – просто поливает, подкармливает и ждёт. И мы должны не сдерживать и не форсировать, а просто растить. И тогда темп роста будет нормальным, то есть у каждого свой.
И в заключении: в любой ситуации, при любой провинности педагог должен уважать ученика. В нашем классе всегда царит спокойная и деловая обстановка. Вместе со мной мои ученики учатся слышать, видеть, чувствовать, сопереживать, творить. Обеспечено дружеское участие каждому юному музыканту. Ведь музыка – близкий друг и мне, и ему: на уроке мы оба в гостях у этого близкого друга, отсюда и непринуждённость общения. Считаю важнейшим умением и задачей педагога-пианиста погружение в так называемое «творческое состояние» на каждом уроке, имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой. Так с каждым шагом осуществляется педагогическая цель – большая и нужная: СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА СЧАСТЛИВЫМ!

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram