header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Методическая разработка: ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КУРСЕ «СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ» (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА К. ДЕБЮССИ «ДЕТСКИЙ УГОЛОК»)

13 января, 2023
QR Code

Хананова Ольга Андреевна

педагог дополнительного образования

МБУДО ДШИ «Гармония»

Методическая разработка:

ФОРТЕПИАННЫЕ ЦИКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В КУРСЕ «СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ»

(НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА К. ДЕБЮССИ «ДЕТСКИЙ УГОЛОК»)

 

Класс: 3 (возраст 8-10 лет).

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством французских композиторов импрессионистов (К. Дебюсси) на примере их фортепианных циклов, предназначенных для детей.

Задачи:

– расширить представления учащихся о стилях и жанрах в музыке на примере прослушивания данного фортепианного цикла и его анализа;

– познакомить учащихся с творчеством французского композитора К. Дебюсси;

– обогатить имеющиеся представления учеников о детской музыке и детских циклах;

– в процессе анализа музыки актуализировать ранее полученные знания на уроках слушания музыки;

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: проектор, колонки;

Основные понятия: музыкальный образ, жанр, средства музыкальной выразительности;

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Детский уголок» («Doctor Gradus ad Parnassum», «Колыбельная слона», «Серенада кукле», «Снег танцует», «Маленький пастух», «Кукольный кэк-уок»);

Задания для учащихся:

– в процессе урока заполняется таблица, где у каждого произведения нужно определить средства музыкальной выразительности, музыкальные жанры.

Структурный план урока:

Вид деятельности Используемый материал Хронометраж
Организационный момент (вводная часть) 7 мин
Музыкально-слушательская, аналитическая деятельности Музыкальный материал (6 пьес из «Детского уголка»). Таблица В общей сложности 28 мин
Обобщение. Музыкальная викторина Музыкальный материал. Заполненная таблица 5 мин

 

Ход урока:

  1. Организационный момент (вводная часть).

Приветствие, представление темы, создаем эмоциональную атмосферу на уроке. Далее даем краткую характеристику импрессионизма (когда зародился, где, в каких видах искусства, какие художники работали в этом стиле, какие композиторы писали в этом стиле, что необычного в картинах художников, что необычного в звучании музыки композиторов импрессионистов). Также на проекторе показываем картины художников импрессионистов, затем знакомим с известными композиторами импрессионистами, при этом показываем их портреты. Наглядный материал легко можно найти в сети Интернет.

  1. Музыкально-слушательская, аналитическая деятельности.

На этом этапе более детально знакомим учеников с циклом К. Дебюсси; для этой цели предлагается ученикам заполнить следующую таблицу.

 

Название

номера

Жанр Средства музыкальной выразительности
Мелодия Регистр Темп Лад Динамика
1. Doctor Gradus ad Parnassum этюд
2. Колыбельная слона колыбельная
3. Серенада кукле серенада
4. Снег танцует токката
5. Маленький пастух пасторальная картина
6. Кукольный кэк-уок подвижный танец

 

Прослушав каждое произведение из «Детского уголка», заполняем таблицу. В процессе заполнения дети повторяют уже пройденный материал – это средства музыкальной выразительности, также знакомятся с новыми музыкальными жанрами, учатся их определять.

  1. Обобщение. Музыкальная викторина.

Проверяем уровень усвоения учениками пройденного материала. Для этого может использоваться таблица. Музыкальные номера включаются в любом порядке, ученики называют произведение, которое звучит. Помимо этого дети делятся своими впечатлениями о музыке.

 

 

Пояснение к уроку

В цикл «Детский уголок» К. Дебюсси включены шесть номеров, раскрывающие мир интересов ребенка. Каждый номер из этого цикла имеет необычное название. «Здесь для композитора важна жанровая сторона каждой пьесы, но при этом обязательно в сочетании с характеристикой изображаемого персонажа. Весьма вероятно, что именно здесь композитор почувствовал вкус к нестандартным названиям». [Лесовиченко, с. 79]. Таким образом, разрабатывая урок по «Детскому уголку», нельзя не обратить внимание ребенка на жанровую принадлежность номеров. Исходя из этого, в ходе урока в таблицу, кроме средств музыкальной выразительности, будем вносить названия жанров.

В процессе восприятия, первого знакомства с произведением будем давать пояснения о музыке, которая будет звучать. Название первой пьесы «Доктор Gradus ad Parnassum» наверняка потребует разъяснения. Можно попытаться навести детей на ответ, дать возможность высказать свои предположения, какой жанр это может быть. Можно предложить детям изобразить на бумаге движение мелодии или нарисовать картинку, какой образ они здесь видят (вид игрового графического моделирования).

Название второго номера – «Колыбельная Джимбо» – можно сразу не называть, а попробовать дать возможность ученикам самостоятельно определить жанр этой музыки. После того, как ответ будет дан, можно попробовать учащимся порассуждать, что необычного в музыке этой колыбельной. А какие композиторы обращались к жанру колыбельной? Как в музыке композитор передает образ слона? Также можно предложить учащимся поимпровизировать на инструменте – изобразить слона звуками. Элемент импровизации поможет разнообразить урок.

«Серенада кукле» – слово «серенада» может оказаться для детей незнакомым, что потребует от педагога дополнительных пояснений. Перед прослушиванием номера «Снег танцует» можно дать возможность учащимся пофантазировать, как в музыке может быть воплощен «танцующий снег», а также какое настроение будет передавать композитор в данной пьесе. Учащиеся также могут использовать язык движения для показа (игровое пластическое моделирование).

Пьеса «Маленький пастух» навеяна пастушьими наигрышами, создается образ мальчика, играющего на лугу. Задаем вопрос детям: Почему пьесу «Маленький пастух» можно назвать пасторальной? Ребенок может нарисовать, как он представляет себе образ этой музыки (графическое моделирование).

Последний номер в цикле «Кукольный кэк-уок» может показаться детям знакомым. Здесь учащиеся обязательно скажут, что это быстрый танец, а педагогу останется только дополнить эти рассуждения – здесь композитор использует ритмы северо-американского народа.

«Детский уголок» К. Дебюсси – озорное сочинение без правил, с точки зрения недавнего прошлого. На такой музыке формировался музыкальный язык импрессионистов. Номера из цикла «Детский уголок» имеют общий принцип в композиционных решениях. Решающую роль здесь играют «первоэлементы» (интервалы, «звукоатомы»): общие этюдные формы (№ 1), трихордная попевка (№ 2, 6), «аукающая» квинта (№ 3), восходящий минорный тетрахорд (№ 4), интонация тритона (№ 5) [Лесовиченко, с. 79]. Эти особенности музыкального мышления композитора, «звукоатомы» музыкального языка, позволят педагогу обратиться к синестезийному подходу[1], который поможет почувствовать звуковое, символическое пространство, атмосферу сочинений композитора-импрессиониста.

В итоговой части урока включена викторина, которая поможет обобщить знания по новому материалу, тема викторины: «Детский уголок» К. Дебюсси (жанры, образы, ассоциации).

Таким образом, использование различных видов музыкально-познавательной, творческой деятельности позволяет сказать об эффективности использовании синестезийного подхода для достижения более высокого уровня усвоения новой информации. Путем использования различных игровых, творческих методов, полихудожественного подхода осуществляется раскрытие творческого потенциала детей, происходит расширение кругозора, тезауруса, продуктивнее осваиваются музыкальные произведения французских композиторов.

Для формирования адекватного восприятия у учащихся в процессе работы над новым материалом использованы слуховая, зрительная, кинестетическая, эмоциональная модальности. Также используются виды игрового моделирования: звуковое, пластическое, графическое, творческие задания, импровизации. Идея стадиальности в основе этих уроков помогает постепенно усваивать сложный  мир детских альбомов.

В целом, настоящая разработка опирается на принципы организации и логику построения материала на уроках слушания музыки, предложенную                  Г.А. Демешко «от слухового восприятия к осмыслению» [Демешко, с. 4]. В связи с этим положением выстраиваем процесс восприятия произведений композиторов-импрессионистов, выделяем этапы восприятия, каждый из которых последовательно решает следующие задачи:

1 этап – эмоционально образного восприятия, где задача – «пробуждение стабильного интереса», возникновение эмоционального впечатления, ассоциаций. На данном этапе педагог настраивает учеников на эмоциональное восприятие музыки,  на опыт чувственного познания.

2 этап –  развитие образно-логического мышления, аналитический тип восприятия. На этом этапе приобретаются навыки простейшего музыкального анализа, активизируется ассоциативное мышление. Внесение в таблицу средств музыкальной выразительности может происходить путем изображения какой-либо фигуры или символа. Также здесь учащиеся формируют индивидуальное представление о музыке. Коммуникативная функция осуществляется в процессе общения с учителем, другими детьми.

3 этап – обобщающий этап, целостность, формирования  «восприятия-мышления» музыки (по В.В. Медушевскому). Здесь происходит процесс  «приобщение учащихся к «секретам музыки» параллельно с другими видами искусства,  где на новом уровне суммируются эмоционально-образное восприятие и аналитический тип восприятия,  знания и слушательский опыт, полученный на 1 и 2 этапах. Осмысленное восприятие   музыки развивается более продуктивно на основе  полихудожественного подхода[2]. Обобщающий этап позволяет педагогу дать оценку об уровне усвоения музыкально-художественного материала учениками.

Таким образом, проблема формирования адекватности восприятия музыки  К. Дебюсси на уроках «Слушания музыки» сопряжена с решением основных задач курса, а также знанием поэтики, образного содержания фортепианных циклов. Образно-эмоциональное, осмысленное восприятие происходит постепенно (поэтапно) и  определяется также выбором продуктивных творческих методов и подходов, направленных на творческое постижение учениками произведений «Детского уголка».

 

Список литературы

  1. Арановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. – 2004. – № 1. – С. 43–46.
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI, 2008. – 352 с., с ил.
  3. Гениберг И. А. Полихудожественный подход как основа работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (из опыта работы воспитатателя) // Педагогика современности В. 2. Чебоксары ­ 2017.
  4. Демешко Г.А. Курс «Слушание музыки»: Программа для муз. лицея. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 1998. – 23 с.
  5. Коляденко Н.П. Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования: Синергетический аспект. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2009. – 104 с.
  6. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. – Новосибирск, 2003. – 258 с.
  7. Лавриненко Н.А. Игровое моделирование на уроках слушания музыки в ДМШ/ДШИ: Выпускная квалификационная работа. – Новосибирск, 2019. – 47с. (рукопись)
  8. Лесовиченко А.М., Фаль Е.Д. Детская музыкальная литература: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: ИИЦ Вестник НРСОО, 2006. – 154 с.
  9. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 245 с.
  10. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.: Едиториал УРСС, 2003. –264 с.

[1] Синестезия способ, связанный с обращением к первичным элементам чувственного опыта человека, ощущениям, их взаимодействию – соощущениям. Основная цель такого способа задействовать в музыкальном воспитании детей чувственный опыт человека, затронуть грани эмоционально-чувственной сферы ребенка [Коляденко, с. 7-8].

 

[2]В логике полихудожественного подхода эффективность художественно-творческого развития учащегося достигается при помощи использования всех уже существующих способов эстетического воспитания и разнообразной творческой деятельности: музыкальной, художественно-изобразительной, речевой, театрализованной, игровой [Гениберг]

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram