Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Методическая разработка «Формирование интереса к музыке у учащихся младших классов ДМШ на уроках специальности»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Абрамов Сергей Юрьевич преподаватель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

   Детская музыкальная школа №2

 г-к Анапа

 

         Методическая разработка

     «Формирование интереса к музыке у учащихся

      младших классов ДМШ на уроках фортепиано».

 

 

Оглавление.

 

  1. Введение.

 

  1. Понятие интереса в педагогике.

2.1 Педагоги – музыканты об интересе.

2.2 Возрастные особенности младших школьников.

 

  1. Пути формирования интереса к музыке у младших

    школьников на уроках фортепиано.

3.1 Первый урок – начало психологического контакта с ребёнком

3.2 Слово – важный фактор формирования интереса к музыке.

3.3 Игра – главный метод формирования интереса.

3.4 Работа над постановкой руки.

3.5 Знакомство с ритмом – как интересная игра.

3.6 Наглядность как один из методов формирования интереса к музыке.

3.7 Творческий подход к формированию интереса к музыке.

3.8 Внеклассная работа.

  1. Заключение.
  2. Используемая литература.

 

Цель методической разработки – теоретическое обоснование педагогических условий формирования интереса к музыке у детей на основе обучения на фортепиано.

 

Основные задачи:

  1. Изучить стороны организации обучения детей игре на фортепиано.
  2. Разобрать педагогические методы и приёмы формирования интереса к

музыке у детей в процессе их обучения игре на фортепиано.

 

  1. Введение

Музыка – это один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Музыка может не только вселить веру в себя и жизнь, но и подсказать интересную мысль, помочь принять правильное решение, улучшить вкус. Вот почему великие композиторы, создавая прекрасную музыку, мечтали о том, чтобы их искусство дошло до людей, очищало и обогащало их чувства. Подтверждением этому являются слова Д. Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Она откроет вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Она сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках.»

Приобщение к музыке ребёнка вводит его в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему пути эстетического освоения жизни. Вот почему очень важно уже с младшего возраста формировать у детей интерес к музыке. Проблемы, связанные с развитием у учащихся интереса к музыке и музыкально – исполнительской деятельности, занимают одно из центральных мест в музыкальной педагогике. Формирование интереса к музыке даёт возможность непрерывного поиска путей, средств, форм и методов обучения с первых ступеней музыкального развития, раскрытия общих музыкальных способностей, влияющих на становление личности ребёнка.

 

       2. Понятие интереса в педагогике.

2.1 Педагоги – музыканты об интересе.

С. Ожегов в толковом словаре русского языка дал следующее понятие интереса: «Интерес — особое внимание к чему-то, желание вникнуть в суть, узнать, понять». Интерес – особое отношение личности к объекту, которое характеризуется избирательностью, повышенной умственной и эмоциональной активностью в отношении этого объекта. Изучение интереса в младшем школьном возрасте касается формирования познавательного интереса, что приводит к готовности и стремлению получать знания, умения и навыки в какой – либо области.

Познавательный интерес, как средство обучения, становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения. Познавательный интерес является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, так как важнейшим мотивом учебной деятельности школьника является именно познавательный интерес.

Музыкальный интерес – это выраженное эмоциональное отношение, проявляющееся в потребности активно взаимодействовать с источником музыки и способами её выражения. Ещё в далёкие от нас годы Плутарх отмечал, что «ученик – не сосуд, который следует наполнить знаниями, а светильник, который надо возжечь». Знаменитая пианистка и педагог А. Артоболевская считала, что главнейшая из первоначальных задач педагога – зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки. Она утверждает, что вводить занятия музыкой ребёнку нужно естественным путём, не вытесняя из его жизни ничего важного для него. А педагог должен создавать радостную и непринуждённую обстановку, поддерживать в учениках интерес к урокам, постоянно завлекая их какой-либо игровой деятельностью.

Глубоко прав Д. Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль».

Педагоги – музыканты В. Н. Шацкая и Д. Б. Кабалевский считали формирование интереса первоосновой музыкального воспитания. Они указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено на развитие интереса к ней. Именно интерес – обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, выполнения музыкой её воспитательных и познавательных функций. Учёные предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определённых умений, от превращения процесса овладения техническими навыками в самоцель. Знания и умения должны лежать в основе формирования музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.

Музыкальный интерес младшего школьника – это его осознанное положительное отношение к музыке. Оно проявляется в познавательной активности, эмоционально – волевой характеристике отношений, практическом освоении музыки как искусства.

Интерес к музыке формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так в пении, слушании музыки, в игре на музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, приобретают навыки и умения. Поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных творческих способностей и формирование интереса к музыке. Учащимся младших классов хочется получить от музыкальных занятий радость, но не каждый ученик согласен достигать это ценой длительной однообразной работы. Преподаватель должен проявить максимум творческой изобретательности, чтобы выработать у детей интерес к занятиям, учитывая их возрастные особенности.

 

2.2 Возрастные особенности младших школьников.

Начиная занятия с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности и психологическое развитие. В возрасте 6 – 7 лет ребёнок начинает развиваться в условиях социальной среды, в условиях воспитания и обучения. При занятиях музыкой младший школьник обладает целой группой положительных характеристик. Развитие музыкальности проявляется в повышенной восприимчивости, эмоциональной непосредственности, направленности на познание мира, в образной основе мышления, в «эффекте новизны».

Вначале у детей формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Это связано с переживанием ученика чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой педагога даже за самый маленький успех. При этом дети испытывают гордость, особый подъём сил. У учащихся младших классов развито непроизвольное внимание, которое является ещё одной чертой интереса.  Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание ученика. Дети в этом возрасте хорошо запоминают только то, что им интересно, что произвело на них впечатление.  Младшие школьники очень эмоциональны. Их психическая деятельность окрашена эмоциями. Маленькие дети не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они непосредственны, откровенны в выражении радости.

Память у детей младших классов более развита наглядно – образная, чем словесно – логическая. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники умеют выделять нужную информацию и запоминают её, могут выстроить логическую цепочку. Это указывает на особое мышление этого возраста. Возрастной особенностью является и недостаточность воли: учащиеся младших классов ещё не обладают большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей, препятствий. При этом ребёнок может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности.

Одна из особенностей психики детей этого возраста состоит в неумении надолго сосредоточиться на одном и том же. Учитывая это, педагог должен разнообразить формы подачи материала.

 

  1. Формирование интереса к музыке на уроках фортепиано.

3.1 Первый урок – начало психологического контакта с ребёнком.              

Занятия в ДМШ носят индивидуальный характер. Преподаватель имеет возможность встречаться с ребёнком наедине, что позволяет лучше узнать ученика, его наклонности, привязанности, интересы.

Один из ключевых моментов – установление личного контакта с ребёнком. Это создаёт у учащегося уверенность в том, что им интересуются, ему уделяют внимание, о нём заботятся. Формы установления психологического контакта многообразны: внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика. Если учитель расположит к себе ученика, то ребёнок будет доверять ему свои детские тайны. А если есть доверие и понимание, то и процесс обучения будет приятным и интересным. Подкрепляется это чувство похвалой учителя, который подчёркивает даже самые маленькие его успехи.

Правильный взгляд на детей подразумевает учёт их небольшого жизненного опыта. Это выражается в великодушии взрослого: умение прощать детям их оплошности, ошибки, проказы, шалости. Редко можно встретить ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, который не хотел бы обучаться музыке. Дети на первых порах воспринимают только внешнюю сторону обучения: как это красиво сидеть за большим инструментом и играть знакомую мелодию. Ребёнку ещё неизвестно, что всё, что им кажется простым, легко получающимся, требует большого труда, физической и умственной отдачи.

А пока ребёнку всё нравится. У него душа открыта для восприятия нового. И здесь очень важно не отпугнуть его, не погасить живой интерес скучным объяснением нотной грамоты, бесконечными упражнениями по постановке рук, изучением клавиатуры. Все эти премудрости можно превратить в интересную увлекательную игру.

Открытием ребёнка на первых занятиях является знакомство с инструментом, на котором он будет учиться играть. А у пианиста – это фортепиано. Для младших школьников этот инструмент является огромным, таинственным царством, в котором живут загадочные обитатели. Педагог с увлечением и интересом знакомит ученика с этим новым необычным музыкальным миром.

На первом уроке педагог рассказывает о клавиатуре. На таких занятиях педагог — музыкант Л. А. Баренбойм предлагает ученикам исследовать клавиатуру с закрытыми глазами и на ощупь определить группы из 2 или 3 чёрных клавиш. Это доставляет большое удовольствие детям. Но самое интересной открытие происходит при осмотре инструмента внутри. Ребёнок видит, как при нажатии клавиш, фортепиано начинает не только звучать, но и оживает внутри. Там начинают двигаться молоточки, обтянутые мягкой тканью, глушители, похожие на сапожки. Этот осмотр нужно сопровождать беседой, во время которой ученик высказывает своё мнение об увиденном. Здесь же можно объяснить, что происходит со струнами при нажатии клавиш. Дети с интересом трогают струны и ощущают их вибрацию. В конце осмотра педагог может предложить ученикам самим выяснить предназначение левой и правой педалей. Учащиеся с этим заданием успешно справляются. Такая совместная работа с педагогом способствует формированию интереса к игре на фортепиано.

 

3.2 Слово – важный фактор формирования интереса к музыке.

Большое внимание для формирования интереса на уроке уделяется слову о музыке. Значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Речь учителя нельзя запрограммировать, её невозможно выстроить раз и навсегда. Это всегда живое слово, возникающее в атмосфере творческого содружества учителя и ученика. Слово учителя должно быть эмоциональным, в нём должно выражаться стремление привить детям любовь и интерес к музыке, желание понимать её.

В беседах широко используется вопросительная форма изложения – один из очень важных дидактических приёмов, способных натолкнуть ученика на размышления, побудить к мыслительной работе и вызвать к ней интерес. К ребёнку можно обращаться с вопросами: «Не кажется ли тебе, что…», «Как ты полагаешь?», «Не думаешь ли ты, что..?» Рассказ о произведении, композиторе должен быть образным, точным, направленным на творческую фантазию ребёнка. Во время беседы не нужно торопиться с подсказкой, с ответом на вопрос. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт ребёнка, можно искать связь данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.

Ещё один дидактический приём, чтобы разбудить образное мышление и интерес к исполняемому произведению сводится к следующим фраза: «Реши сам!», «Тебе предстоит решить…», «Тебе предстоит играть весёлую танцевальную мелодию. Как ты думаешь, следует связывать в ней звуки или играть отрывисто?» Такие беседы важны после проигрывания произведения преподавателем. Вопросы следует ставить так, чтобы для ответа ребёнку приходилось вслушиваться в музыку.  Ученик слышит разучиваемую пьесу со стороны, исполнение отличается от его собственного. Он начинает слышать новые интонации, новые оттенки, возникает новый образ. Всё это вызывает у ребёнка интерес к дальнейшей работе, желание сделать своё исполнение более совершенным.

А. Д. Артоболевская часто использовала в работе с младшими школьниками словесно – поэтические подтекстовки, декламационный метод. Ребёнок вместе с педагогом после обсуждения характера произведения может придумать слова к исполняемому произведению. Такое же задание ученик может получить на дом. Это не только развивает самостоятельность, творческое мышление, но и формирует интерес к музыкальным занятиям.

 

3.3 Игра – главный метод формирования интереса.

Главный метод, который педагог должен использовать для обучения младших школьников – это метод игры.  Игра является одним из главных средств познания для ребёнка младшего школьного возраста, и поэтому наиболее действенным в процессе обучения. Музыкальные игры – это методически организованная деятельность, нацеленная на развитие способностей и определённых музыкальных навыков.

Метод игры можно использовать для дальнейшего знакомства с клавиатурой фортепиано. Знакомство с регистрами инструмента можно сравнить с походом в зоопарк. В нижней части клавиатуры обитают большие животные (слон, медведь, носорог), в средней – зверушки поменьше (лиса, ёжик, кошка, собака). А в верхней части клавиатуры разместились птички, бабочки, стрекозы. Дети могут на карточках нарисовать различных животных. Педагог проигрывает пьесы в разных регистрах, а ученики показывают карточку с соответствующим животным. Так же следует объяснить детям, что регистры могут изображать различные явления природы. Например, гром, град, дождь, ветер, снежинки, радугу, солнце.

При знакомстве с клавиатурой можно превратить её в многоэтажный дом, где на каждом этаже живут клавиши – друзья. Названия нот дети быстро выучат с помощью стихотворения, которое предлагает своим ученикам А. Д. Артоболевская: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре!» Учащиеся с удовольствием сочиняют свои стихотворения про ноты и рисуют их.

Сделать клавиатуру более близкой и понятной поможет всем известная детская песенка «Чижик». Педагог объясняет, что если нажать звуки «ми» и «до», то получится, что мы позвали «Чи – жик». Можно предложить позвать «Чижика» по всей клавиатуре и поиграть от разных клавиш. Следом ученик ищет на клавиатуре ноты «фа — соль», т. е. «фасольки». Этим приёмом незаметно подводим детей к строению клавиатуры, к пониманию октав.

При освоении нотной грамоты тоже можно использовать игру «Угадай ноту». Педагог показывает карточки с нотами, написанными в разных октавах. Ученик узнаёт их, называет и играет на инструменте. Такое «путешествие» по клавиатуре способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. Для того, чтобы ученик запомнил расположение нот на нотном стане, их можно познакомить со стихотворением А. Д. Артоболевской: «Ми-соль-си-ре – на линеечках сидят.                      Фа-ля-до-ми – те в окошечки глядят.»

 

3.4 Работа над постановкой руки.

Рука играющего на фортепиано ребёнка! До обучения она была орудием труда и игровых действий: ребёнок ей хватал, толкал, нажимал, махал, жестикулировал. Когда он начинает играть на фортепиано, руки становятся его голосом, они учатся петь, говорить, выражать звуками то, что ребёнок чувствует. Рука – голос, подобно подлинному голосу малыша, может петь и говорить тихо и громко, ласково и сердито, мягко и резко.

Чтобы ребёнок познакомился со своими руками, их можно обрисовать на листках бумаги. При этом спросить, знает ли ученик, как называются его пальцы и объяснить, что в музыке каждому пальцу соответствует определённая цифра. Дети с удовольствием подписывают на листке цифрами пальцы. Затем можно положить руку на нарисованную кисть и давать команды пальцам. Например: «Поднять 2 палец на левой руке!», «Поднять 4 палец на право руке!»

С первых шагов обучения внимание педагога должно быть направлено на одновременное воспитание у ребёнка фортепианных приёмов 2 типов: широких и свободных движений всей рукой и пальцевых движений в пределах естественной пятипальцевой позиции.  Чтобы ребёнок почувствовал свои руки, ряд двигательных упражнений можно проводить без инструмента. Это хлопки, шлепки, притопы, переносы рук по дуге, лёгкие удары по столу или крышке фортепиано всеми пальцами кистевым движением или каждым пальцем отдельно.

Для таких пальцевых упражнений можно использовать стихотворения из учебного пособия «Путь к музицированию» Л. Баренбойма и Н. Перуновой. В дальнейших занятиях ребёнок сам с интересом будет придумывать тексты к таким упражнениям.   

Первые несколько уроков, пока ребёнок не знает нотной грамоты, он разучивает небольшие песенки — попевки с рук преподавателя. При этом сразу необходимо уделить внимание звукоизвлечению. С первых уроков ученик начинает играть штрихом non legato, опуская руку на клавиатуру плавно, сверху с опорой.

Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. Сказав ребёнку, что его руки должны быть свободными, гибкими, как «резиновый шланг» для полива, надо добиваться, чтобы сила текла по всей руке от плеча к кисти и кончикам пальцев, «как вода по шлангу». Лепку рук ребёнка нужно начинать с первых минут занятий. Лучше и точнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребёнка на клавиатуре. Здесь тоже можно ввести игровой момент. Можно попросить ребёнка «подарить» на время педагогу свою руку и после этого «лепить» из неё, как из пластилина. Для того, чтобы ребёнку было интересно, следует дать названия упражнениям: «Колобок», «Колечко», «Звоночек» и т. д.

Для освобождения пианистического аппарата используется упражнение «Шалтай – болтай». Ребёнок становится, немного наклоняя корпус вперёд. Его руки свободно свисают. Под слова стихотворения ученик плавно раскачивает руки, при этом чувствуя вес руки и полную свободу. Выполняя это задание, ребёнок может представить себя тряпичной куклой из кукольного театра.

Интерес к занятиям вызывают упражнения, во время которых дети произносят слова стихотворения. Таким упражнением является «Радуга». Учащийся плавно переносит руку, например, с ноты «до» малой октавы на ноту «до» 3 октавы, как бы рисуя в воздухе радугу. Рассказывая стихотворение, ученик может переносить руку от любого звука. Это упражнение следует выполнять для освобождения руки.

Ещё одно упражнение «Краб» служит для перенося веса руки на каждый палец кисти. «Краб» шагает с 1 пальца на 2-3-4-5, подражая движению краба.                                   А. Д. Артоболевская считает, что для формирования интереса к музыке у младших школьников нужно «больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки». Она предлагает упражнения «Кукушка», в котором играются 2 звука через ноту 3 пальцем в разных октавах, «Киска» — 2 и 3 пальцы играют на чёрных клавишах, мягко погружая их в клавиатуру. В работе над постановкой руки ребёнок не должен скучать, эта деятельность не должна отбивать у него интерес к музыке.

 

3.5 Знакомство с ритмом – как интересная игра.

Прежде, чем знакомить учеников с длительностями, необходимо научить его чувствовать ритм. Младшим школьником можно на первых уроках двигаться под музыки в различных размерах и темпах, а также находить «шаги», прохлопывая название предметов, животных, имён. Затем уже следует объяснить, что обозначают изображения длительностей нот, пауз. При этом можно использовать карточки, играя с детьми в музыкальное лото.  Ребёнку интересно изготовить эти карточки самому или с помощью родителей. При этом можно пофантазировать и изобразить длительности нот в виде сказочных персонажей. С помощью таких карточек можно решать музыкальные «примеры», попросив ребёнка карточками выложить длительности, которые «помещаются» в половинной, целой ноте и т. д. Запечатлённые в нотной грамоте изображения длительностей педагог должен всегда иллюстрировать примерами интересных для ребёнка песен и мелодий. Очень нравится ученикам самим отыскивать в нотах графические изображения длительностей и называть их. Для закрепления длительностей можно прохлопывать мелодию, записывать ритм стихотворения палочками разной длинны. Очень нравиться детям пособие «Подвижные пуговицы». На урок учащиеся приносят пуговицы разного цвета – светлые (для длинных нот) и тёмные (для коротких нот). С помощью этих пуговиц на бумажном нотном стане можно выкладывать различные ритмические рисунки, а также использовать это пособие для закрепления расположения нот на нотоносце.

 

3.6 Наглядность – как один из методов формирования интереса к музыке.

Для формирования у младших школьников интереса к музыке следует применять метод наглядности. Особенно это важно, когда ребёнок уже овладел инструментом.  Разучивание произведения должно сопровождаться качественным и эмоциональным исполнением его преподавателем, чтобы ребёнок имел о нём целостное представление. Наряду с исполнением произведения педагогом, ребёнку всегда интересно услышать его в записи, особенно если данная пьеса исполняется разными инструментами или симфоническим оркестром. Примером служат пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Знакомство с новым произведением должно сопровождаться кратким рассказом о композиторе, показом его портрета, беседой о времени создания произведения, и уже вместе с учеником нужно постараться выявить какие – то особенности строения, тонального плана. Для того, чтобы ребёнок сам смог ответить на поставленный вопрос, нужно поиграть ему произведение несколько раз. Если пьеса непрограммная, то можно обратиться к фантазии и воображению ученика, чтобы тот дал название произведению, нарисовал к музыке рисунок, или составил краткий рассказ. Только тогда ребёнок будет с интересом работать, когда изучаемое произведение будет понятно ему, близко его душе.

При работе с младшими школьниками очень важен выбор репертуара. Детям интересны программные произведения с понятными названиями, в которых они встречаются с привычными образами, такими как «Медведь», «Лягушонок», «Игра в прятки», «Болезнь куклы». Педагог должен выбирать посильные произведения, так как изучение в младших классах сложного репертуара может снижать интерес   к музыке. В тоже время при помощи художественно ценных музыкальных произведений, обладающим сильным воздействием на чувства ребёнка формируется интерес к музыке.

 

3.7 Творческий подход к формированию интереса к музыке.

Очень важно для формирования интереса к музыке совместное творчество ученика и педагога. Это – игра в ансамбле. В репертуаре для начинающих очень много крошечных пьесок, которые ученик исполняет ещё только отдельно каждой рукой. Но в ансамбле с педагогом эта пьеса звучит ярче, выразительнее, и ребёнок чувствует себя настоящим музыкантом, что доставляет ему радость и вызывает интерес к дальнейшему музицированию.

Большой интерес на начальном этапе обучения вызывает у детей подбор на слух. Подбирать от разных звуков можно уже выученные песенки – попевки или любимые мелодии. К подобранной мелодии педагог может присоединить аккомпанемент. Младшие школьники с удовольствием берутся за сочинение мелодии. Это может быть сочинение на заданный ритм или текст стихотворения. Такие занятия следует совмещать с импровизацией на фортепиано. Ученику предложено вначале сочинить мелодию на 2 – 3 звуках, затем дети могут придумывать мелодии в пределах октавы.  Сочинение нужно начинать в простых размерах. Оно должно охватывать 2 – 4 такта, чтобы ребёнок легко мог запомнить сочинённую им мелодию. Задание выбирается посильное, чтобы работа над ним сопутствовала формированию интереса к этому виду деятельности.

Также детям нравится задания «Сочини недостающие звуки». Для этого педагог готовит карточки, на которых записана мелодия, но в некоторых тактах нот не хватает. Следует разобрать с учеником этот пример и добавить недостающие ноты. Это задание увлекательно ещё и тем, что ученик может сочинить несколько вариантов мелодии к одно и той же карточке. К сочинённой мелодии дети могут подобрать и аккомпанемент, для которого используется квинта в левой руке. При разучивании лёгких пьес младшие ученики уже знакомились с квинтой и с удовольствием применяют её в своём творчестве.

На уроке сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить учеников своим темпераментом и творческой заинтересованностью». Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.

 

3.8 Внеклассная работа.

Особую ценность представляют советы и рекомендации педагогов по формирования и развития интереса к музыке учащихся младших классов во внеурочное время. Такой интерес поддерживают публичные выступления учащихся на конкурсах, концертах, родительских собраниях. Особенно с увлечением дети выступают в детских садах, школах. А у маленьких зрителей, присутствующих на этих концертах, в свою очередь тоже формируется интерес к музыке, желание обучаться в ДМШ. Особенно нравятся малышам концерты, сопровождаемые стихами, песнями, рассказами. Это помогает более эмоционально воспринимать музыку. Учащиеся всегда рады, когда концерты проходят успешно. Они видят плоды своего труда, довольны, что их выступления доставляют радость другим людям.

С удовольствием младшие школьники принимают участие в различных конкурсах, которые посвящены определённому жанру или творчеству композитора. Особенно нравится ученикам конкурс «За занавесом»». Все участники за занавесом исполняют одно и тоже произведение. Жюри их оценивает «вслепую». Второе произведение дети выбирают произвольно. Результаты конкурса бывают самые неожиданные. С большим интересом и желанием дети готовят праздник, ставший в школе традиционным. Это — «Посвящение в первоклассники». Ребята придумали страну «Музыкантию», где правят два ключа – скрипичный и басовый, где можно познакомиться с различными жителями этой музыкальной страны: нотами, длительностями, паузами, знаками альтерации, штрихами. Они очень дружны и всегда рады принять в свои ряды юных любителей музыки. Ребята сами готовят костюмы, придумывают сюжет нового спектакля, разыгрывают на сцене целое представление. После таких выступлений дети становятся дружнее, им по-настоящему становится интересно учиться в «Музыкантии». Такие праздники и концерты являются ещё и пропагандой музыкальной культуры, музыкального обучения.

Большую роль в поддержании интереса к музыке играет отношение родителей к занятиям детей. Родители должны всячески приветствовать и поддерживать мельчайшие успехи в занятиях музыкой, интересоваться музыкальными достижениями своих детей, вникать в их дела, оказывать посильную помощь. Интерес к музыке у детей укрепится, если родители не отмахнутся от просьбы ребёнка прийти на экзамен, концерт, музыкальную гостиную, а помогут подготовить костюм или атрибуты к детскому празднику.

Для формирования интереса к музыке важно, чтобы в школах были качественные музыкальные инструменты, звуковоспроизводящая аппаратура, диски, мониторы, портреты композиторов, наглядные пособия. Детям очень интересно записывать своё исполнение (пение или игру на инструменте), а затем прослушивать вместе с педагогом, анализируя услышанное. Если ребёнок не будет заинтересован, то обучение превратится в скучный и безрадостный процесс. К тому же занятия без интереса приводит к очень слабому усвоению материала.

 

4.Заключение.

Методика формирования музыкального интереса у детей младшего возраста на уроках фортепиано направлена на совершенствование содержания, форм и методов дополнительного музыкального образования детей как совокупности компонентов формирования потребности в творческой самореализации, взаимосвязь учебных и досуговых интересов, свободу выбора при освоении фортепианных произведений.

Изучая проблему интереса, учёные, педагоги, музыканты приходят к единому мнению, что это эмоционально окрашенное отношение к деятельности, проявление к этой деятельности внимания, стремления узнать больше. Интерес – это желание человека самостоятельно изучить новое, разрешать непонятные моменты. Музыкальный интерес представляет собой основу творческого отношения учащихся младших классов к музыкальной деятельности и обеспечивает дальнейшее формирование музыкальной культуры личности. Музыкальный интерес является основой дидактической модели обучения учащихся игре на фортепиано и требует от педагога учитывать особенности и закономерности его возрастной динамики.

Для формирования интереса к музыке у младших школьников на уроках фортепиано педагогу необходимо использовать музыкально – педагогическую, психологическую литературу, создавать и соблюдать психологические и педагогические условия, применять эффективные методы и приёмы формирования интереса детей к занятиям на фортепиано.

 

  1. Используемая литература:
  1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой», М., 1985г.
  2. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Ленинград, изд. «Советский композитор», 1979г.
  3. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте», М., изд. «Педагогика», 2012г.
  4. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка», М., изд. «Просвещение», 1968г.
  5. Выготский Л. С. «Психология искусства», М., изд. «Искусство», 1986г.
  6. Гофман И. И. «Фортепианная игра», М., 1961г.
  7. Запорожец А. В. «Психология», М., изд. «Просвещение», 1965г.
  8. Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке?», М., изд. «Музыка», 1989г.
  9. Люблянская А. А. «Учителю о психологии младших школьников», М., «Просвещение», 1977г.
  10. Любомудрова Н. А. «Методика обучения на фортепиано», «Музыка», 1988г.
  11. Морозов З. П. «Учителю о познавательном интересе», М., «Знание», 2009г.
  12. Милич Б. Е. «Воспитание ученика – пианиста», изд. «Кифара», 2008г.
  13. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. «Толковый словарь русского язык», М., «Мир и образование», 2011г.
  14. Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста», изд. «Советский композитор», М., 1984
  15. Шапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», М., «Классика», 2009г.

 

QR Code