Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Методическая разработка: «Анализ работы в системе дистанционного обучения в классе специального фортепиано».

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Автор: Кузнецова Полина Викторовна, преподаватель по классу фортепиано, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Батайска

 

Методическая разработка: «Анализ работы в системе дистанционного обучения в классе специального фортепиано».

 

После окончания 4 четверти 2019-2020 учебного года, которая прошла в  режиме дистанционного обучения, мне кажется, возникла необходимость проанализировать весь процесс работы, проведенный как преподавателями, так и  учащимися.

Мы оказались в ситуации, в которой нам никогда не приходилось работать, несмотря на довольно приличные педагогические стажи работы (более 40 лет), но с возникшей необходимостью перейти на дистанционное обучение, нам надо было решить главную задачу, стоящую перед преподавателями – продолжить процесс обучения обучающихся на максимально высоком уровне,  дать возможность детям осваивать в полной мере образовательные программы, по которым они обучаются.

Хочу остановиться конкретно на примере своего класса. В моем классе обучающиеся представлены всеми возрастными категориями (от 7 до 15 лет), двумя образовательными программами (общеразвивающей и предпрофессиональной), годами обучения с 1 по 7 класс. Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, и к каждому ребенку надо было найти свой подход в этой необычной для него обстановке.

Со всеми учащимися уроки проводились онлайн в приложении WhatsApp. Плюсы этого приложения в том, что урок проходит в режиме реального времени, ученик чувствует себя спокойно, я могу видеть ребенка, слышать его исполнение, при необходимости есть возможность остановить его, указать ученику на ошибку и тут же её исправить: объяснить причину ошибки, предложить определенные варианты для ее исправления, показать правильный вариант исполняемого места.

К минусам занятий по WhatsApp относятся: качество звука, зависание изображения, задержка звука по отношению к изображению.

В связи с этим, для того чтобы иметь более полное представление о звучании произведений, которые исполняли учащиеся, мы пользовались аудио и видеозаписью. В данном случае, качество звука – хорошее, есть возможность внимательно прослушать произведение, как целиком, так и отдельными частями, а затем досконально  проанализировать исполнение с учеником.

Самая сложная ситуация сложилась в работе с ребятами 1 класса, в связи с тем, что на этом этапе обучения у детей ещё не сформировались навыки самостоятельной работы, не укрепилось чувство метроритма, а умение работать с нотным текстом находится ещё на стадии формирования. В течение первого года обучения я долго работаю с ребенком приемом «рука в руке», т.е. я своей рукой накрываю ручку ребенка и помогаю ему сформировать  округлость руки, пальцев, движение кисти, проверяю свободу игрового аппарата, на его руке показываю глубину звука при игре legato, легкость и остроту staccato и т.д. Таким образом, весь первый год мы с ребенком на уроке работаем как один организм. И, конечно,  на первых дистанционных уроках нам было очень трудно, ребята нуждались в привычной для себя поддержке преподавателя.

Самые большие сложности, с которыми пришлось столкнуться в работе с малышами, это неритмичная игра. Для того, чтобы исправить ритмические неточности, приходилось прибегать к разным способам: 1) проговаривали ритмический рисунок трудного места слогами (шаг, быст-ро, по-бе-жа-ли), затем проговаривали нотами; 2)прохлопывали ритмическое место; 3) я проигрывала это место медленно, со счетом вслух; 4) я делала видеозапись трудного места и пересылала ребенку; 5) высылала фото нотного текста с подписанным счетом. Т.е. для того, чтобы достичь правильного исполнения, нам приходилось использовать всевозможные приемы.

Но все эти сложности мы преодолели, и хочется выразить большую благодарность родителям первоклассников, которые всегда были рядом с нами и помогали по мере возможности.

В работе с учащимися более старших классов подобных проблем не возникало. Здесь предстояло решать другие задачи: доучивать наизусть тексты, работать над формой произведений, динамикой, педализацией, музыкальным образом произведения. Учащиеся периодически записывали видеозапись своих произведений, а затем мы конкретно, по нотам анализировали их исполнение, попутно делая в нотах пометки тех мест, которые нуждались в корректировке.

После каждого урока учащиеся получали по WhatsApp записанное задание. Я старалась довольно полно и конкретно давать задание для того, чтобы дети могли как можно точнее поработать над отмеченными на уроке ошибками. Задание имело такой же вид, как и обычная запись в дневнике. У меня была просьба ко всем учащимся – переписывать полученное задание в дневник на соответствующую дату, для того, чтобы заниматься строго по записям в дневнике.

Перед началом дистанционных уроков я попросила всех учащихся сделать аудио или видеозапись своих произведений, чтобы иметь представление о том, в каком состоянии находится программа после удлиненных весенних каникул (2 недели). К моменту ухода на каникулы все произведения у учащихся находились на разных этапах работы. Все ребята с конца января начали работать над полифонией, с середины февраля мы взяли в работу крупную форму и перед каникулами все приступили к разбору пьес. Поэтому в 4 четверти перед нами стояла задача доучить наизусть полифонию, начать учить наизусть крупную форму и продолжить работу над пьесой — закрепить текст, выучить его наизусть. Параллельно с этим мы пытались добавлять в произведения динамику, выразительность, работали над педалью, темпами. В итоге проведенной работы все учащиеся вполне прилично подготовились к переводному экзамену, записали видеоролики своей программы. Если оценивать их исполнение, то можно сделать общее замечание: в игре было недостаточно яркости  и выразительности. Скорее всего, это связано с тем, что нам с детьми не хватило живого, близкого общения для более полной и яркой передачи музыкального образа произведений.

После сдачи переводного экзамена все учащиеся получили задание на лето: этюды, упражнения к техническому зачету, а выпускникам была подобрана выпускная программа. До окончания учебного года мы с ребятами успели ознакомиться с новыми требованиями к техническому зачету, начали разбирать этюды, а с выпускниками обзорно поработали над программой. Таким образом, за этот период мы с ребятами смогли пройти все стадии работы над произведением: от разбора до сдачи.

Конец учебного года мы отметили традиционным классным концертом. Все ребята записали видео одного произведения, в нарядной форме одежды, все видео я выложила в WhatsApp в общую группу и пригласила родителей с учащимися посмотреть их выступления, ведь в течение  двух месяцев наши дети были лишены общения друг с другом. Все остались довольны просмотром, несмотря на карантин, нам все же удалось всем увидеться.

В июне две учащиеся моего класса приняли участие в Международном дистанционном конкурсе «SWEDEN ART AWARDS 2020», став Лауреатами 2 степени (Тимофеева София 7 кл.) и 3 степени (Воскресова Елизавета 3 кл.).

Проанализировав работу на дистанционном обучении, хотелось бы отметить, что мы все многому научились. Дети научились больше полагаться на себя, заниматься более вдумчиво, а мы увидели те моменты, на которые нам, как преподавателям, надо уделять больше внимания в работе с детьми. Благодаря дистанционным урокам мы смогли увидеть, что организация рабочего места не отвечает необходимым требованиям: многие сидят на офисных креслах с подлокотниками; высота стула не соответствует росту ребенка и локти, как правило, свисают, что плохо отражается на игровом аппарате; под ногами не у всех есть подставка; у многих очень расстроенный инструмент. И новый учебный год я хотела бы начать с родительского собрания, где эти вопросы будут обсуждены.

В заключение хочется сказать, что дистанционное обучение, конечно, использовать в музыкальном образовании можно, но как  разовое  применение, например, в случае болезни ребенка и его долгого отсутствия, или возникновения у него определенных трудностей в работе. Но использование дистанционного обучения в работе с учащимися в области музыкального исполнительства в большом объеме, на мой взгляд, неэффективно и нецелесообразно.

QR Code