Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

методическая разработка

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

Халимова Алина Наильевна, преподаватель, МБОУ ДО «ЛДШИ№1»

Музыказбука
Моя первая нотная азбука в стихах
автор:
Алина Халимова
иллюстратор:
Сайма Седнева
Введение
Пособие предназначено для изучения предмета «Сольфеджио» в классе предшкольной подготовки в детских музыкальных школах и школах искусств. Рекомендуется педагогам, родителям и учащимся подготовительного класса. Несмотря на небольшое количество опубликованного материала такого рода, автор – преподаватель теоретических дисциплин, всегда ощущала потребность в новом методическом материале. Пособие отвечает нескольким параметрам: как методическая основа в помощь педагогам, работающим по своим собственным методикам, либо как учебное пособие для самих учащихся или в качестве рабочей тетради. Весь материал для подготовительного класса сгруппирован и охватывает программные требования начального курса сольфеджио. Настоящее пособие может быть использовано и в первом классе для обучения детей, не имеющих предварительной музыкальной подготовки.
Практическое одобрение данного пособия отметили и родители учащихся: теперь они могли контролировать ход выполнения домашнего задания, вместе включались в обучение и сами успешно изучали музыкальную грамоту.
Пособие развивает в учащихся умение мыслить. Для этого приобретаемые знания применяются в самом процессе их получения. Кругозор детей расширяется постепенно при помощи разносторонних вопросов и выполнимых задач. Через интегрирование в обучении, а именно изучение алфавита и начальной музыкальной грамоты, процесс получения знаний становится неделимым. В дальнейшем, при поступлении в учебные заведения – общеобразовательные и музыкальные школы, обучение для детей музыке является не дополнительным, а сопутствующим общему образованию. Укрепляется связь в обучении, знания становятся взаимодействующими. Такой подход диктуется в связи с пестрой картиной предоставляемых в современном обществе услуг для развития и обучения детей в различных направлениях. На данный момент, дети оказываются заложниками амбиций родителей, в погоне за желанием успеть во всем, переходят из школы в школу, из кружка в кружок. В результате, дети не получают прочных знаний и умений. Укрепив взаимодействие между общим образованием и музыкальным, возможно удастся сохранить целостность и значимость музыкального развития, сделать его приоритетным.
Актуальность пособия «Музыказбука»: мотивировать детей к дальнейшему обучению в ДМШ, качественно подготовить будущих учащихся.
В данном пособии используются оригинальные иллюстрации животных, соответствующих изучаемой теме, букве алфавита. Все иллюстрации были созданы преподавателем ИЗО Лянторской детской школы искусств №1 Саймой Мунировной Седневой. Так же весь музыкальный материал и стихи являются авторскими. Тема и учебный материал закрепляется в виде приложенных терминов (П. – правила), заданий для самостоятельной работы и домашнего задания.
Направленность пособия — художественно-эстетическая.
Цель: развить музыкальные и творческие способности, физические данные для освоения в будущем дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.
Задачи: 1) сформировать комплекс знаний и умений, необходимых начинающему музыканту; 2) ознакомить с элементарными теоретическими знаниями и умениями их практического применения; 3) развить познавательные интересы и творческие способности, внимание, память, логическое и творческое мышления; 4) сформировать такие качества как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ; 5) сформировать у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовить их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
В данном пособии применяются технологии:
1. личностно-ориентированного обучения, построенная на основе учета потенциальных возможностей учащихся, раскрытия его природных данных и таланта.
2. Используется деятельностная технология. Применение данной технологии мотивирует и самоопределяет детей к учебной деятельности, решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении здоровья и позволяет повысить качество и количество усвояемого материала.
3. Применяется игровая технология, активизирующая деятельность учащихся. Вырабатываются умения анализировать полученные знания, систематизировать их, самостоятельно находить решения трудных задач.
Необходимо подчеркнуть, что работа по данному пособию предполагает от преподавателя творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала: возможности проведения корректировки сложности заданий и внесение изменений в обучении, исходя из степени усвоения предполагаемых знаний и практических умений.

Автор надеется, что пособие облегчит работу педагогов-теоретиков и поможет учащимся в изучении такого сложного предмета, как сольфеджио на начальном этапе.

Тема 1. Знакомство с клавиатурой. Звуки низкие, средние, высокие. Октава. Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Размещение нот на нотном стане. Нота «соль». Буква «А».

А – Акула

Вот зубастая акула
На кораллах прикорнула.
Побыла царицей волн,
Оказался это сон.

нота «соль»

№1

Домашнее задание 1
Научитесь писать скрипичный ключ дома в своей нотной тетради. Посмотрите, как он пишется:

П. 1. Клавиатура– это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.

П. 2. Нота – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
П. 3. Нотный стан (нотоносец) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.

П. 4. Размещение нот на нотоносце (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
Си – на 3 линейке.
П. 5. Скрипичный ключ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы пишется на 2 линейке нотоносца. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
П. 6. Октава – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До». В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).

Тема 2. Длительности нот. Восьмые и четвертные длительности. Ритмослоги «та», «ти». Буква «Б».

Б – Белочка

Две подружки белочки
Собирали семечки.
И орешки, и грибы,
И красивые цветы.

четвертная нота–длинная нота- «та»
восьмая нота – короткая нота – «ти»

№2

Б – Бабочка
Бабочки, букашечки
Расставляли чашечки.
Бегемоты приходили,
Все тарелки перебили.

№3

Домашнее задание 2
Проговорите песенки №2,3 на ритмослоги та-ти. Прохлопайте их.

П.7.Длительности звуков. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки);
считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой);
считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка);
считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки, которые ставятся у нот, называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.

Тема 3. Нота «фа». Динамика. Форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Буква «В».

В — Волк

Волк в лесу пошел к волчице,
Относил он ей водицы.
Испекла она ватрушек,
Восемь вкусных, сладких плюшек.
Динамика – сила звука

№4

Домашнее задание 3
Запомните ноты «соль» и «фа». Пропойте №4 соблюдая динамику. Придумайте свои динамические оттенки к песне про волка. Выучите основные динамические оттенки:

П. 8. Динамические оттенки. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:

Forte – ƒ – громко.
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Forte fortissimo – ƒƒƒ – очень-очень громко.
Mezzo forte – mf – средне громко
Sforzando – sf – с акцентом, внезапно громко Piano – p – тихо.
Pianissimo – pp – очень тихо.
Piano pianissimo – ppp – очень-очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.
Тема 4. Нота «ми». Акцент. Сильная и слабая доли. Четвертная пауза. Буква «Г».

Г- Гусь
— «Гуси, гуси, вы к бабусе?»
-«Нет, мы к девочке Натусе.
Будет нас она купать,
Будет зернышки давать».

Акцент – ударение
Сильная доля — > (ударная)
Слабая доля — ¯ (безударная)

> — > — > — > —
ма-ма, но-та, юб-ка, лис-тик … подбери свои слова

№5

Домашнее задание 4
Запомните ноты «соль», «фа», «ми». Пропойте №5 выделяя сильные доли рукой. Запомните четвертную паузу. Разучите правила.

П.9.Пауза — это знак молчания или перерыв в звучании. Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
П. 10. Акцент (ударение) — это выделенный в музыке звук.

П. 11. Сильная доля – это нота, на которую падает акцент (ударение).
П. 12. Слабая доля – это нота, не имеющая акцента (без ударения).

Тема 5. Нота «ре». Тактовая черта. Такт. Буква «Д».

Д — Дятел

На сухих деревьях дятел,
Белкам домик конопатил.
Дупла птицам мастерил
И леса он все лечил.

│- тактовая черта
˃ —
│ │ — такт

№ 6

Домашнее задание 5
Запомните ноты «соль», «фа», «ми», «ре». Пропойте №6 выделяя сильные и слабые доли рукой.

П. 13. Такт – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
П. 14. Тактовая черта – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.

Тема 6. Нота «до». Размер. Двухдольный размер. Размер 2/4. Половинная нота. Буква «Е».

Е — Енот

На реке живет енот,
Моет все, кладет что в рот.

Ежевику ест енот,
Грязную не кладет в рот.
Прежде чем начать обед,
Моет все и грязи нет.
— половинная нота

нота «до»
2
4 > — │ > — │ > — │> -│ > — │ > — │ > — │> — ║
2
4 На ре-│ке жи-│вёт е-│нот,│ мо-ет│всё, кла-│дёт что│в рот║
№7

№8

Домашнее задание 6
Запомните ноты «соль», «фа», «ми», «ре», «до». Пропойте №7 с тактированием. Придумайте слова в размере 2/4 четвертными длительностями.

П. 15. Размер – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
П. 16. Размер 2/4 — это двухдольный размер, который показывает, что в одном такте 2 доли – первая сильная, а вторая — слабая; каждая доля длится четверть. Таким образом: в размере 2/4 в одном такте может быть 2 четверти, или 4 восьмых, или 1 половинная нота.
Схема дирижирования в размере 2/4: раз и — два и.

Тема 7. Ноты «ля», «си», «до». Звукоряд. Буква «Ё».

Ё — Ёж

Ёлку ёж несёт домой,
Нарядит её звездой.
Яркой гирляндой,
Будет ель нарядной.

Ёжик колюч,
Вместо шубы игол туч.
Ходит он в лесу весь важный,
Он с иголками отважный.
№9

Домашнее задание 7
Теперь вы знаете, как пишутся ноты первой октавы. Разучите их и научитесь записывать. Пропойте №8 со словами и по нотам, прохлопайте на ритмослоги. Спойте звукоряд вверх и вниз.

П. 17. ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз. Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков). Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII

Тема 8. Размер 2/4. Ритмический рисунок. Ритмический диктант. Запись ритмического рисунка. Буква «Ж».

Ж — Жук

Жук жужжит над головой,
Отгоняю я рукой.
Прилетит он на панаму,
На цветочную поляну.

№10

=

Ритмический рисунок– это ритмическая запись мелодии (пишется над нотным станом)

№11
Это ритмический рисунок песни про жука:

Ж — Жираф

В Африке живет жираф.
Выше он, чем мамин шкаф.
Длинной шеей повернет,
Ветки все он достает.

№12

Домашнее задание 8
Разучите № 9 со словами и по нотам самостоятельно, прохлопайте на ритмослоги. Запишите ритмический рисунок песни про жирафа в нотной тетради.

Тема 9. Ритмический рисунок. Ритмический диктант. Ритмическое многоголосие. Диез. Буква «З».

З — Заяц
Серый зайка под кусточком
Грыз капустные листочки.
Он нашел в заборе лаз,
Урожай украл у нас.
№13
Расставьте длительности, прохлопайте полученный ритмический рисунок.

№14
Запишите ритмический рисунок следующих слов:

> — > — > — — > — > — —
пар-та, зай-ка, ю-боч-ка, лис-тик, ви-шен-ка.

Подберите другие слова к полученным ритмам.

№15
Простучите этот ритмический рисунок двумя руками, верхнюю строку простучите правой рукой, нижнюю левой.

Попробуйте простучать наоборот, верхнюю партию – левой рукой, а нижнюю – правой.

З — Зебра

Полосатая лошадка,
Черно-белая окраска.
Это зебра скачет в зной,
В Африке жара зимой.

# — диез

№16

Домашнее задание 9
Пропойте № 16 по нотам и со словами, одновременно прохлопайте ритмический рисунок. Выучите знак повышения – диез. Потренируйтесь записывать этот знак в нотной тетради. Помните, он пишется на одном месте на нотном стане, что и нота, которой он предназначен.

П. 18. Диез – знак повышения. Повышает звук на полтона.
П. 19. Полутон (0,5т — П) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.

П. 20. Целый тон (1т — Т) – составляют два полутона.

Тема 10. Ритмическая импровизация. Буква «И».

И- Индюк

На базаре индюки
Продавали всем тюки.
Купцы они ведь важные,
Бойкие, отважные.

№17
Придумайте и запишите в нотной тетради ритмический рисунок к стихотворению про индюка. Не забудьте расставить такты.

Домашнее задание 10
Запишите дома в нотной тетради ритмический рисунок вашего любимого стихотворения в размере 2/4.

Тема 11. Транспонирование. Бемоль. Мелодический диктант. Ритмическое эхо. Буква «К».
К — Кот

Кот разлегся на диване
После съеденной сметаны.
Мыши в доме веселились,
Нынче кошки обленились.

№18
Пропойте такты с мелодией, такты с ритмическим рисунком прохлопайте с проговариванием слов как эхо.

К — Кит

В океане синий кит
Глубь просторы бороздит.
Он не только вод гигант,
На Земле всей великан.
— бемоль

№19
Допишите пропущенные ноты в мелодии. Пропойте песенку несколько раз. Постарайтесь запомнить её. Запишите на память в нотную тетрадь.

Транспонирование– перенесение мелодии от другого звука

№20

Домашнее задание 11
Транспонируйте № 20 от звука «соль». Запишите дома в нотной тетради. Помните, ритмический рисунок и размер при транспонировании сохраняются, мелодия же переносится вверх или вниз. Выучите правила.

П.21. Транспозиция — это перенесение музыкального произведения или мелодии из одной тональности в другую. При этом движение мелодии и лад остаются неизменными. Поэтому транспонировать можно только из мажора в мажор, из минора – в минор.
П. 22. Бемоль – понижает звук на полтона .
П. 23. Музыкальная фраза – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
Расстояние от окончания одной фразы до начала другой фразы называется Цезура (обозначается V).
П. 24. Реприза – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения.

Тема 12. Темп. Чередование медленного и быстрого темпа. Буква «Л».
Л — Лисица

Рыжехвостая лисица
На задумки мастерица.
Обманула всех она,
Унесла всех кур одна.

Темп – скорость

Lento (ленто) – протяжно
Moderato (модэрато) – умеренно
Allegro (аллегро) – скоро

№21
Пропойте песенку, постарайтесь спеть в нужных темпах.

Л — Лев

Лев – король в животном мире,
Он красив и грозен с гривой.
Зарычит в саванне он,
Будто там пронесся гром.
Пауза – знак молчания

№22

Домашнее задание 12
Пропойте песню № 22, запомните паузы, темпы и их обозначения.

П.25.Темп. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.

Медленные темпы:
Largo (ларго) – широко;
Lento (ленто) – протяжно;
Adagio (адажио) – медленно;
Grave (гравэ) — тяжело.

Умеренные темпы:
Andante (андантэ) — спокойно, не спеша;
Moderato (модэрато) – умеренно;
Sostenuto (состэнуто) – сдержанно;
Allegretto (аллегрэтто) — оживленно.

Быстрые темпы:
Allegro (аллегро) – скоро;
Vivo (виво) – живо;
Presto (прэсто) — быстро.

Тема 13. Затакт. Буква «М».

М – Медведь
На Земле медведей много,
Его дом – леса, болота.
Бурый мишка, он в лесу,
Белый водится во льду.

Затакт – такт со слабой долей

№ 23
Посмотрите, эта песенка начинается с такта со слабой доли. Этот такт называется затакт. Пропойте, отмечая сильные доли.

№24

Домашнее задание 13
Подберите к данному ритмическому рисунку слова (№24), проговорите слова с прохлопыванием, запишите их. Выучите определение затакта.

П. 26. Затакт – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.

Тема 14. Трехдольный размер. Размер 3/4. Буква «Н».

Н — Носорог

Носорог гулял по парку,
В толстой шкуре ему жарко.
Окунется он в пруду,
Это нравится ему.
№25
Прохлопайте данный ритм со словами, подберите свои слова на данный ритм на букву «н»:

Размер ¾ — три доли: сильная-слабая-слабая

№26

Домашнее задание 14
Разучите песенку про носорога самостоятельно. Закрепите знания правилами.

П. 27. Размер 3/4 — это простой трёхдольный размер: в одном такте 3 доли, каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная, остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и

Тема 15 Восьмая длительность в затакте. Восьмая пауза. Размер 3/4. Закрепление. Буква «О».

О – Обезьяна

В джунглях обезьяны
Висели на лианах.
Прыгали, качались,
Весело смеялись.

№27
Внимательно пропойте песню про обезьян, обращая внимание на паузы. Какие паузы вам встретились?

О – Осёл
Терпеливый ослик жил,
Он всегда мешки носил.
Очень грустно он вздыхал,
Ведь он мало отдыхал.

№ 28
Для исполнения этого номера необходимо потренироваться. Разучите верхнюю строку по нотам и со словами. Нижнюю строку простучите ритмический рисунок. Попробуйте соединить всё вместе.

Домашнее задание 15
Разучите песенку про ослика. Замените исполнение ритмического рисунка прохлопыванием, протопыванием и простукиванием различными ударными инструментами.

П. 28. Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
Шестнадцатая пауза – равна шестнадцатой ноте и похожа на двойную букву «ч»

Тема 16. Размер 3/4. Восьмая длительность в затакте. Восьмая пауза. Закрепление. Буква «П».

П – Птицы
П- Павлин

На птичьем базаре хвалился павлин:
«Самый красивый здесь я лишь один!»
Петух не сдавался и рвался он в бой:
«Я первый красавец в деревне любой!»
П -Петух

№29
Разрешите спор птиц. Кто заслуживает первенство?Пропойте по ролям.

П –Пеликан
Среди птиц есть пеликан,
Клюв его сплошной обман.
Прячет рыбу в нем хитрец,
Замечательный ловец.

№ 30

Домашнее задание 16
Разучите песенку про пеликана самостоятельно. Повторите правила.

Тема 17. Звукоряд. Подготовка к осознанию тоники. Буква «Р».
Р – Рак
Рак-отшельник носит дом,
Он всегда, везде при нем.

№ 31
Спойте по нотам. Как движется мелодия? Что вы заметили?

Р – Рысь

Кошки есть во всех домах,
Кошки есть в густых лесах.
Среди них охотник рысь,
Ты её уж берегись.

Т – Тоника, главный звук

№ 32

Домашнее задание 17
Определите в №32 главный звук. Как можно определить его? Выучите правила.
П. 29. Звукоряд– это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков). Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
П. 30. Тоника – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.

Тема 18. Тоника – главный звук. Буква «С».
С – Слон

Слон большой и самый сильный.
Бивни есть и хобот длинный.
Если хочет- строит дом,
Воду душем льет потом.
№33

Домашнее задание 18
Разучите номер, подыграйте во время исполнения главный звук. Разделитесь на группы, спойте на две партии. Первая группа исполняет верхнюю строку, вторая группа – нижнюю.

Тема 19. Лад. Тоника. Мажор и минор. Буква «Т».

Т – Тигр
Полосатые тигрята
Очень резвые ребята.
Но тигрица так опасна,
Не ходите к ней напрасно.

№34
Пропойте песенку. Как изменилось настроение в ней?

Лад– это дружба между звуками, настроение
Мажор – светлый лад
Минор – грустный лад
Домашнее задание 19
Нарисуйте смайлики мажора и минора. Разучите правила. Закрепите знания.
П. 31. Лад – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.

П.32. Мажор и минор– это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
П.33. Мажорный лад– это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – п (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – п (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным.
П.34. Полутон (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.

П. 35. Целый тон (1т) – составляют два полутона.

Тема 20. Тональность. Опевание тоники. Вводные звуки. Буква «У».

У – Утка
Утка крякает из лужи:
«Мне бассейн свой очень нужен.
Стала лужа мне мала,
Очень грязная вода».

Тональность – высота лада
Тональность = Тоника + Лад
Вводные звуки – окружают тонику
№ 35
Пропойте номер, обратите какие звуки окружают ноту «до».

Вводные звуки

Тональность До мажор

Домашнее задание 20
Разучите гамму До мажор. Пойте её вверх и вниз, а также вводные звуки и их опевание тоники. Выучите правила.
П. 36. Гамма – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII).
П.37. Тональность – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например, До мажор).
П.38.Тоника – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
П.39. Вводные звуки– это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.

Тема 21. Устойчивые звуки. Звуки тонического трезвучия (Т53). Буква «Ф».
Ф – Филин
Есть в лесу такая птица,
Ночью ей совсем не спится.
Это филин – он охотник,
Он полей ночной работник.

Устойчивые звуки – опорные звуки (I, III, V ступени)
Т53 – тоническое трезвучие
№36
Пропойте номер по нотам. Из каких ступеней состоит песенка? Что получится, если мы все эти ступени сыграем вместе.

Домашнее задание 21
Разучите № 36 по нотам. Превратите номер в песенку, подставив стихотворение о филине к нотам. Разучите полученную песенку про филина со словами. Выучите правила.
П. 40. Устойчивые звуки лада – это I, III и V ступени.
П. 41. Тоническое трезвучие – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники. Обозначается Т53 в мажоре или t53 в миноре.

Тема 22. Неустойчивые звуки. Буква «Х».

Х– Хорёк
Ловкий и быстрый хорек,
Хоть небольшой он зверек.
Хищник в лесу он опасный,
Когти в лапах и зубастый.

Неустойчивые звуки – II, IV, VI, VII ступени

№37
Этот номер состоит из неустойчивых ступеней. Скажите, а почему он заканчивается на тонике? Пропойте его по нотам и со словами.

Домашнее задание 21
Выучите правила. Разучите №37 со словами.
П. 42. Неустойчивые звуки лада – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.

Тема 23. Понятие «Интервал». Интервалы прима, секунда, терция. Буква «Ц».

Ц– Цапля
На болотах живут цапли,
У них длинные две лапы.
По воде, как на ходулях,
Ходят цапли красотули.

Интервал – расстояние между 2 звуками
Прима – 1
Секунда – 2
Терция – 3
№38
Пропойте песню о цаплях по нотам. Обратите внимание на мелодию. Чем интересна мелодическая линия в песне? Как она меняется?

Домашнее задание 22
Выучите правила. В нотной тетради составьте пройденные интервалы от ноты «ре».

П. 43. Интервал– это расстояние между двумя звуками (с латинского «расстояние»). Если 2 звука интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина.
1. Прима — 1, первая (звучание двух звуков в унисон, унисон означает объединение звуков)
2. Секунда — 2, вторая
3. Терция — 3, третья

Тема 24. Интервалы кварта, квинта. Буква «Ч».

Ч – Черепаха
Панцирь носит черепаха.
В нем она не знает страха.
Если кто-то нападет,
В домик свой она уйдет.

Кварта – 4
Квинта – 5
№39
Найдите в песенке про черепаху интервалы кварта и квинта. Пропойте их, затем пропойте номер полностью по нотам и со словами.

Домашнее задание 23
Выучите правила. Разучите №39. В нотной тетради постройте все пройденные интервалы от ноты «ми».
П. 45. Кварта — 4, четвертая
П. 46. Квинта — 5, пятая

Тема 25. Интервал секста. Буква «Ш».

Ш – Шиншилла
Мягкая шиншилла
Шубочку носила.
И на Андах хоть в жару
В ней ходила по песку.

Секста – 6
№ 40
Пропойте номер, обратите внимание как меняется интонация. В этой песне встречаются интервалы – сексты, но они разные. Как вы охарактеризуете их? (мягкие, широкие, душевные, таинственные).

Домашнее задание 24
Разучите №40. В нотной тетради постройте все пройденные интервалы от ноты «фа».
П. 47. Секста — 6, шестая

Тема 26. Интервалы септима, октава. Буква «Щ».
Щ – Щука
На озерах в глубине,
Щука плавает на дне.
Очень хитрая она,
Пасть её зубов полна.

Септима – 7
№ 41
Пропойте песенку о щуке. Какие «острые» интонации встречаются в ней, очень похожие на зубы щуки.

У собаки есть сынок-
Это маленький щенок.
Черный нос, торчат вверх уши,
С ним ты бегаешь по лужам.
Октава – 8
№ 42
Октава – это интервал из восьми ступеней, то есть повторение звука через октаву. В этом номере есть этот интервал, а также все остальные. Пропойте его и постарайтесь найти их все.

Домашнее задание 25
Разучите №42. Повторите правила.
П. 48. Септима — 7, седьмая
П. 49. Октава — 8, октава

Тема 27. Буквенное обозначение мажора и минора.
Буквы «Ъ», «Ь».

На опушке среди нот
Жил мажор – весёлый кот.
Песни пел задорные,
Ладные, мажорные.
Под сосной жил кот-минор,
Был он скучен и понур.
Замяучит песню он,
Заведет протяжный стон.
Были братья два кота,
Были братья два лада.
Лад-мажор – весёлый кот,
Лад-минор – грустнейший кот.

Ъ – твердый знак
Мажор – dur
Ь – мягкий знак
Минор–moll

На мягкий знак и твердый
Нет названия в природе.

Тема 28. Чередование мажора и минора. Закрепление. Буква «Ы».

Ы – мЫши, дЫры, сЫр

Мыши роют в доме дыры,
Словно дыры в желтом сыре.

№ 43
Пропойте песенку о мышах. Что в ней меняется?

Домашнее задание 26
Разучите №43. Выучите правила.
П. 50. Минорный лад — это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорный лад, как и мажорный, состоит из 7 ступеней. Тоника обозначается буквой – t. Минорный лад имеет строение:
т (тон) – п (полутон) – т (тон) – т (тон) –п (полутон) — т (тон)- т (тон). Такой минорный лад называется – натуральным.

Тема 29. Закрепление и повторение. Буквы «Э», «Ю», «Я».

Э – страус Эму
Страус Эму, он отныне
Лучший бегает в пустыне.
Сотни метров пробежит,
Никуда не улетит.

№ 44

Ю – Юрок

Есть юла в моих игрушках,
И с волчком она в подружках.
Волк есть зверь, Юла есть птица,
Голове б не закружиться
Есть и Юкон и Юрок –
Это птицы, мой дружок.

№ 45

Я – Ящерица
Ящер есть хамелеон,
Вмиг цвета меняет он.
Был сейчас он голубой,
Чрез секунду с полосой.

№ 46

Содержание
Тема 1. Знакомство с клавиатурой. Звуки низкие, средние, высокие. Октава. Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Размещение нот на нотном стане. Нота «соль». Буква «А». ______________________________________4

Тема 2. Длительности нот. Восьмые и четвертные длительности. Ритмослоги «та», «ти». Буква «Б».____________________________________6

Тема 3. Нота «фа». Динамика. Форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Буква «В».________________________________________________________8

Тема 4. Нота «ми». Акцент. Сильная и слабая доли. Четвертная пауза. Буква «Г»._______________________________________________________10

Тема 5. Нота «ре». Тактовая черта. Такт. Буква «Д»._______________11

Тема 6. Нота «до». Размер. Двухдольный размер. Размер 2/4. Половинная нота. Буква «Е»._______________________________________12

Тема 7. Ноты «ля», «си», «до». Звукоряд. Буква «Ё»._____________________________________________________________14

Тема 8. Размер 2/4. Ритмический рисунок. Ритмический диктант. Запись ритмического рисунка. Буква «Ж».____________________________15

Тема 9. Ритмический рисунок. Ритмический диктант. Ритмическое многоголосие. Диез. Буква «З»._____________________________________17

Тема 10. Ритмическая импровизация. Буква «И»._________________19

Тема 11. Транспонирование. Бемоль. Мелодический диктант. Ритмическое эхо. Буква «К».________________________________________20

Тема 12. Темп. Чередование медленного и быстрого темпа. Буква «Л».____________________________________________________________22

Тема 13. Затакт. Буква «М».___________________________________25

Тема 14. Трехдольный размер. Размер 3/4. Буква «Н»._____________26

Тема 15 Восьмая длительность в затакте. Восьмая пауза. Размер 3/4. Закрепление. Буква «О».___________________________________________27

Тема 16. Размер 3/4. Восьмая длительность в затакте. Восьмая пауза. Закрепление. Буква «П».___________________________________________29

Тема 17. Звукоряд. Подготовка к осознанию тоники. Буква «Р»._____31

Тема 18. Тоника – главный звук. Буква «С».______________________33

Тема 19. Лад. Тоника. Мажор и минор. Буква «Т».________________34

Тема 20. Тональность. Опевание тоники. Вводные звуки. Буква «У».____________________________________________________________35

Тема 21. Устойчивые звуки. Звуки тонического трезвучия (Т53). Буква «Ф». ____________________________________________________________37

Тема 22. Неустойчивые звуки. Буква «Х». _______________________39

Тема 23. Понятие «Интервал». Интервалы прима, секунда, терция. Буква «Ц». ______________________________________________________40

Тема 24. Интервалы кварта, квинта. Буква «Ч». __________________42

Тема 25. Интервал секста. Буква «Ш». __________________________43

Тема 26. Интервалы септима, октава. Буква «Щ». ________________44
Тема 27. Буквенное обозначение мажора и минора. Буквы «Ъ», «Ь»._____________________________________________________________46

Тема 28. Чередование мажора и минора. Закрепление. Буква «Ы». __46

Тема 29. Закрепление и повторение. Буквы «Э», «Ю», «Я».________47

QR Code