МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РС(Я)
«ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.С.Ф. ГОГОЛЕВА»
МАСТЕР КЛАСС
Тема: Особенности обучения игре на фортепиано в педагогическом колледже на музыкальном отделении
Преподаватель Ершова Ольга Александровна
Якутск 2023
План-конспект мастер класса
Тема: Особенности обучения игре на фортепиано в педагогическом колледже на музыкальном отделении
Педагог: Ершова Ольга Александровна, преподаватель музыкального отделения Якутского педагогического колледжа им. С.Ф.Гоголева
Дата проведения: 25.10.2023.
Время проведения: 14:00
Место проведения: Якутский педагогический колледж им.С.Ф.Гоголева
Продолжительность проведения урока: 45 минут
Участники мастер класса: студенты 1,2,3,4 курсов музыкального отделения
Цель мастер -класса: повышение профессионального мастерства педагогов музыкального отделения ЯПК в процессе изучения педагогического опыта Ершовой О.А.
Задачи:
– ознакомление с опытом педагогической деятельности Ершовой О.А., преподавателя ЯПК;
– раскрытие особенностей работы по обучению игре на фортепиано в условиях ЯПК;
– совершенствование музыкальной культуры педагогов и участников мастер-класса.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано) для педагога, музыкальный инструмент (фортепиано) для студента, нотная литература, компьютер, слайды.
Структура мастер-класса:
- I. Вводная часть
Введение в тему занятия
- II. Основная часть
Цель I года обучения. Практическая работа со студентом I курса группы МО-23А
Цель II года обучения. Практическая работа со студенткой II курса группы МО-22Б
Цель III года обучения. Практическая работа со студенткой III курса группы МО-21А
Цель IV года обучения. Практическая работа со студенткой IV курса группы МО-20А
III. Заключительная часть
Концертные выступления выпускников
Рефлексия
I.Введение в тему занятия
– знакомство со слушателями
– объявление темы занятия
– постановка проблемы
Занятия на музыкальном инструменте в условиях ЯПК имеют свои особенности. В колледж поступают студенты на базе 9 и 11 классов, в основном без музыкальной подготовки, со слабой мотивацией (в основном по желанию родителей). Для поступления на музыкальное отделение требуются только природные музыкальные данные – слух, ритм, память. Студенты не понимают назначения инструмента, его роли в будущей профессии. И очень важно с первых дней заинтересовать студента.
II.Основная часть
Первый год обучения
Цель: пробудить устойчивый интерес к музыкальному инструменту
Задачи:
- Организация начальных навыков игры на инструменте (посадка; звукоизвлечение; знакомство с клавиатурой, регистрами, нотами, штрихами, аппликатурой)
- Чтение с листа
- Выразительное исполнение песен и пьес из репертуара ДОУ
С первых уроков необходимо пробудить интерес учащихся к занятиям на инструменте и к выбранной профессии – учитель музыки, музыкальный руководитель. И это достигается, прежде всего, игрой на инструменте самого педагога, демонстрацией возможностей инструмента (лучше всего исполнять знакомые на слух песни или пьесы). Также, на начальном этапе обучения, повышает интерес к занятиям – игра на инструменте студентов старших курсов. Из своего опыта могу сказать, что большой интерес у первокурсников вызывает ансамблевая игра с педагогом, когда небольшая незамысловатая пьеска звучит масштабно, интересно.
На начальном этапе обучения очень важно уделить особое внимание посадке за инструментом, раскрепощению аппарата, постановке рук. В своей работе уже много лет я использую методику обучения А.Д. Артоболевской (Учебное пособие «Первая встреча с музыкой»). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТОМ
Второй год обучения
- Дальнейшее развитие исполнительских способностей
- Развитие чтения нот с листа
- Выразительное исполнение песен и пьес из репертуара ДОУ
На втором году обучения у студентов начинаются пробные занятия в ДОУ. Весь пройденный музыкальный материал первого года обучения идёт в копилку музыкального руководителя, начиная с маленьких попевок «Василёк» и «У кота-воркота», которые можно использовать как распевки для детей.
Продолжается работа над звукоизвлечением, техникой, выразительностью исполнения, накоплением музыкального материала для практики. Игра по слуху, чтение с листа, транспонирование – приучают учащихся осознанно и активно воспринимать и воспроизводить музыку. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТКОЙ.
Третий, четвёртый год обучения
Цель: Подготовка разнообразного практического материала для практики в СОШ
Задачи:
– знакомство и разучивание произведений крупной формы, полифонии;
– освоение различных видов техники (короткое, ломаное, длинное арпеджио; хроматические гаммы)
– выразительное исполнение песен, программных и жанровых пьес из репертуара СОШ.
На старших курсах усложняется программный репертуар. Студенты в течение года исполняют развёрнутые произведения, крупную форму и полифонию, знакомятся с различными стилями и жанрами. Большое внимание уделяется технике исполнения (два раза в год учащиеся сдают технический зачёт по гаммам). На уроке продолжается работа над беглым чтением с листа, транспонированию и игре по слуху.
Заключительная часть
1.Выступление студентов 4 курса преп. Ершовой О.А.
- Рефлексия
Подводя итоги нашей встречи можно сказать, что обучение учащихся игре на музыкальном инструменте в условиях ЯПК имеет свои особенности. В основном это относится к студентам 1 курса. В этих условиях многое зависит от педагога, и основополагающим является развитие интереса к инструментальному исполнительству. Педагогу необходимо приложить все усилия, чтобы у студентов появился устойчивый интерес к музыкальным занятиям и инструменту. Если это получится, то можно не сомневаться в положительном результате и в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые в свою очередь будут передавать бесценный опыт подрастающему поколению.