| Автор разработчик | Армеец Юлия Сергеевна |
| Специальность, курс: | 53.02.01. Музыкальное образование |
| ПМ
МДК |
ПМ 03. Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
МДК 03.03. Музыкально-инструментальный класс. |
| Междисциплинарные связи | Элементарная теория музыки. Психология. Педагогика. |
| Тема занятия: | Обучение технике исполнения на фортепиано: методы и приемы для начинающих. |
| Технология обучения: | Метод проблемного обучения. |
| Тип занятия: | Практико-ориентированный мастер-класс. |
| Цель преподавателя: | Обеспечить формирование у учащихся правильной исполнительской техники, развивая его технические навыки, музыкальную выразительность и самостоятельность, чтобы обеспечить профессиональное и безопасное исполнение произведений. |
| Цель студента:
(учебная задача) |
Развитие ловкости, силы, координации пальцев и правильной постановки рук. Устранение технических ошибок и развитие автоматизма. |
| Задачи, методы преподавателя | Обучающие: разъяснить принципы развития моторики и координации, формировать навыки расслабления и избегания мышечных зажимов, развивать равномерность и точность движений пальцев и рук.
Развивающие: расширять знания о технических приемах, моделях и техниках, способствовать автоматизации движений для достижения легкости и свободного владения инструментом.
Воспитательные: обучать ценить красивую и аккуратную игру, развитие музыкальной выразительности, формировать привычку к регулярным тренировкам и самостоятельной работе.
Методы – словесный, наглядный, практический.
|
Структура мастер-класса:
- Вводная часть (10 мин)
– Приветствие, краткое объяснение целей занятия.
– Обсуждение важности правильной техники.
– Мотивация к активной работе.
- Разминка (15 мин)
Цель: подготовить мышцы рук и пальцев.
Упражнение 1:
Растяжка пальцев и запястий
– Легкое растяжение пальцев, круговые движения запястьями, пассивные и активные растяжки.
Упражнение 2:
Пальцевая гимнастика на месте
– Пальцы по очереди приподнимаются и опускаются (1-2-3-4-5), затем обратно (5-4-3-2-1).
– Повторить 2-3 раза.
- Теоретическая часть (20 мин)
– Рассказ о правильной постановки рук, важности расслабления.
– Демонстрация правильной осанки и положения рук.
– Обсуждение распространенных ошибок.
- Основные упражнения (45 минут)
Упражнение 3:
Моторика пальцев
Цель: развитие точности и независимости пальцев.
Практика:
– На одной ноте (например, С- терция, октава) топание пальцев по порядку (1-2-3-4-5).
– Повторять медленно, акцентируя внимание на расслаблении.
Упражнение 4: Пальцевой паттерн (группа упражнений)
Упражнение 4.1: Техника «носок-каблук» (подъем и опускание пальцев для укрепления мышечной памяти).
– Пальцы поднимаются отдельно, задержка и опускание.
Упражнение 4.2: Мелодия по четыре ноты на каждую руку
– Например, играть простую мелодию, стараясь держать одинаковую стабильность.
Упражнение 5:
– Исполнение коротких фраз с использованием разных техник, штрихов (стаккато, легато, маркато).
– Практика перемещений по клавиатуре с контролем техники.
Упражнение 6: Медленные гаммы
– Мягко и медленно, с контролем за положением рук и пальцев.
- Практическая работа (15 мин)
– Воспроизведение короткого отрывка или этюда, где ученик применяет техники, изученные на занятии.
– Анализ исполнения, акцент на правильной технике.
- Итоги и рекомендации, заключительная часть (10 мин)
– Рефлексия
– Обратная связь от преподавателя.
– Советы по самостоятельной домашней работе.
Итоговые советы:
– Контролировать расслабление, избегать напряжения.
– Постепенно увеличивать сложность упражнений.
– Повторять упражнения регулярно для закрепления навыков.