header
Международный центр поддержки творчества и талантов «ART VICTORY»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ, ВУЗОВ и общеобразовательных школ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78894 от 04.08.2020 г. Москва

8 800 250 32 60

Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

art-victory@list.ru

Ежедневно Пн-Пт 10:00 - 18:00 (Мск)

8 800 250 32 60

art-victory@list.ru

Menu

Конспект урока

18 января, 2022
QR Code

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 2
Артемовского городского округа

Учебная дисциплина: «эстрадное фортепиано»
Учащаяся: Бабай Алисия , 1 класс.

Открытый урок

Тема: «Использование синтезатора в классе эстрадного фортепиано»

Преподаватель фортепиано:
Проценко Светлана Геннадьевна

2022 год
План-конспект урока.
Преподавателя музыкального отделения ДШИ№ 2
Проценко Светланы Геннадьевны

Урок эстрадного фортепиано и синтезатора, 1класс учащаяся Бабай Алисия

Тема: «Использование синтезатора в классе эстрадного фортепиано».
Цель урока: Систематизировать навыки и умения игры на синтезаторе в классе эстрадного фортепиано.
Задачи урока:
1. Учить использовать возможности клавишного синтезатора на занятиях эстрадного фортепиано.
2. Развивать специфические навыки управления синтезатором.
3. Создать условия для формирования творческой инициативы на уроках эстрадного фортепиано.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Технический блок с использованием фортепиано и функций синтезатора.
3. Работа над произведениями на фортепиано и с использованием различных функций синтезатора.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание

Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие Учащегося. Посадка за инструмнентом. Следим за осанкой. Постановка рук. Свобода в аппарате.
Фортепиано- инструмент клавишный-«громко-тихо».
Синтезатор – это музыкальный компьютер, «инструмент-оркестр», обладающий богатыми возможностями в выборе музыкально-выразительных средств. Именно поэтому в последнее время синтезатор пользуется большой популярностью среди учащихся и их родителей. Сегодня мы покажем, как на уроках эстрадного фортепиано можно использовать возможности современного и популярного инструмента-синтезатора. А поможет мне учащаяся 1кл. эстрадного отделения Бабай Алиса.

2. Технический блок с использованием функций синтезатора.
Любой урок эстрадного фортепиано включает в себя несколько разделов: работа над техникой, над произведениями, игра в ансамбле (с преподавателем). Наш урок не исключение.
Технический раздел направлен на приобретение умений, навыков, приемов игры на фортепиано и охватывает работу над упражнениями, гаммами, этюдами. 1 год обучения у Алисии в техническом разделе упражнения на развитие пальцевой моторики и освоения различных штрихов.
Упражнение на легато по 5 звуков, затем на стоккато играем отдельно каждой рукой и вместе двумя,синхронно.Упражнение «Прозвенел звонок».
(связное исполнение).
-А чего мы должны добиваться в игре на легато? (Отвечает).
певучести звучания.
– Ну а теперь давай сыграем, сначала на фортепиано (играет).
-Постарайся плавно переходить из одного звука в другой.
-Теперь давай сыграем это упражнение на синтезаторе, используя функцию авторитма. Внимательно слушай свою игру и ритм синтезатора, старайся подстраиваться под авторитм (играет, но получается не сразу).
-Хорошо, а теперь давай вспомним, другое упражнение на стаккато, кстати, что такое стаккато? (Отвечает: отрывисто).
-Правильно, играем упражнение Ганона на стаккато, на 5 пальцев по белым клавишам, используя другой стиль авторитма синтезатора. Играем легко, подвижно, упругой рукой и внимательно слушаем стиль авторитма, соответствующий характеру исполнения (Играет).
Таким образом можно играть и гаммы, и этюды, меняя стили автоаккомпанемента из урока в урок (танцевальные, джазовые, стили рок и поп музыки).
Для чего нужны этюды? Этюд-для развития техники. ( ответ уч ся). Играем на фортепиано.А мы сейчас с использованием авторитма и сыграем Этюд-Паганини. Выбор голосов –войса. Автоаккомпанемент- бит. Никколо Паганини_-великий скрипач.Выбираем скрипки. Учащайся делает настройки на синтезаторе и играет.

-На самом деле, данный режим синтезатора помогает в развитии чувства ритма, дает большой опыт слушания и понимания различных ритмических фигур, знакомит с ритмическими особенностями различных стилей в музыке. Жесткие рамки авторитма, как метронома, быстрее приучают учащегося к ровности исполнения и делают увлекательным монотонный процесс работы над упражнениями, гаммами, этюдами.
3. Работа над произведениями с использованием различных функций синтезатора.
-А сейчас мы покажем, как можно использовать синтезатор в работе над произведениями, используя другую функцию синтезатора, а именно: различные тембры. У нас в работе пьесы: « Колыбельная» Е.Крылатова
Начнем с «Колыбельной». Музыка очень мягкая,ласковая и добрая. Прежде чем подобрать тембр(голос) для исполнения этой пьесы, мы ознакомились с различными тембрами(голосами) синтезатора, послушали многие из них и говорили о том, что в памяти синтезатора хранятся сотни различных голосов синтезатора (в нашем случае, более 600). Часть из них составляют инструменты симфонического оркестра, а также народные инструменты, голоса хоров, шумовые эффекты.
-Как же из этого многообразия выбрать нужный тембр? Вспомни, на что нужно ориентироваться при выборе тембра голоса для пьесы? (Отвечает: на характер музыки).
Наша «Колыбельная» – спокойная, плавная и добрая мелодия. Голос соло отдали инструменту – орган,у которого чистый, парящий,обьемный,сказочный голос. Делаем настройки на синтезаторе и не забудь, что в этой пьесе мы используем еще одну функцию синтезатора, которая называется dual Что это за функция? (Отвечает: функция сдвоенного голоса).
-Хорошо, все настройки готовы, пожалуйста, продемонстрируй, что у нас получилось. ( Играет).
-Какое звучание этой пьесы тебе больше нравиться, на фортепиано или на синтезаторе с различными тембрами? (Отвечает: на синтезаторе звучание красивее, интереснее).
домашним Инструмент для соло мы выбрали- флейту,с теплым тембром . Расскажи, как ты справился с этим заданием, ответив на вопросы к этому заданию
Учащийся играет пьесу, используя голос органа.
-Молодец, ты все правильно сделала, а теперь давай попробуем удвоить голос, т. е. добавить второй голос, чтобы звучание было более насыщенным, используя такую функцию синтезатора, как dual. Второй голос может быть из этой же группы инструментов, но можно добавить какой-нибудь инструмент из группы деревянных духовых, например кларнет, с ее мягким и певучим тембром. Сыграй еще раз пьесу? (Играет).
-Хочется отметить, что вариантов звучания всегда множество, нужно лишь путем поиска выбирать ассоциативно, какие варианты наиболее выигрышные.
Следующая функция синтезатора, часто используемая у учащихся, особенно младших классов, это функция автоаккомпанемента. Режим автоматического аккомпанемента предполагает манипулирование фактурными заготовками, которые хранятся в памяти синтезатора. Их более ста. В нашей модели синтезатора они называются стиль. Режим автоаккомпанемента предполагает исполнение в левой части клавиатуры аккордов, причем аккорды можно исполнять различными режимами: обычным, когда берется весь аккорд, упрощенным, когда играется основной звук аккорда и режим взятия аккордов по всей клавиатуре. Мы научились использовать упрощенный режим взятия аккордов, т.е. используя основной звук аккорда.
Режим автоаккомпанемента можно использовать и в другой форме работы – игре в ансамбле. На начальном этапе обучения эта форма работы является очень важной и эффективной для развития музыкальных способностей.
Детям очень нравиться совместное музицирование. «Ламбада»-латино-американская мелодия. Мелодия ламбады проста последовательностью из пяти звуков. Первую партию играет учащийся на фортепиано, вторая партия на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента у педагога. Стиль латино –американской музыки набираем на синтезаторке. Ставим темп.выбор инструмента соло- аккордеон.
Покажем, как мы играем в ансамбле. У тебя две задачи: играть с фразировкой (выстраивать линию в каждой фразе с главными нотами, внимательно слушать оба инструмента, стремиться к единому звучанию. Учим мелодию. Учим аккорды-цифровки,по буквенному обозначению.
Внимательно один такт вступления. (Играем еще раз).
Постарались, со своими задачами хорошо справились. На следующем занятии мы с тобой попробуем поменяться партиями, но для этого тебе нужно будет повторить буквенное обозначение звуков,аккордов. На занятии используем функцию вступления –интро ,окончание-заключительный блок, сбивки-ритм . соединения, ритмический отыгрыш.

4. Подведение итогов.
-А сейчас, давай подведем итог урока: сегодня мы систематизировали наши умения на синтезаторе и показали, с какими функциями мы познакомились за время обучения , а именно: функция авторитма, использование тембров синтезатора, режим автоаккомпанемента.
какой урок тебе больше нравиться, когда мы играем только на фортепиано или когда на занятии мы используем синтезатор? (Отвечает: больше нравится, когда играем с синтезатором).
-А почему? (Отвечает: пьесы звучат по-новому, интереснее, и еще сразу на двух инструментах учишься играть).
-Тогда, на следующих занятиях мы продолжим дальше изучать возможности синтезатора, а сейчас, скажи, как ты думаешь, у тебя сегодня все получилось? (Отвечает: нет, не все).
-А что не получилось на твой взгляд? (Отвечает: иногда невнимательность ).
-Молодец, все правильно, но это не страшно, так как ты занимаешься только первый год. На уроке тебе потребовались кроме исполнительских навыков, еще и специфические навыки управления синтезатором. Оценка –пять..

5. Домашнее задание
– А теперь, давай вспомним, что нужно сделать дома. Освоить функцию dual на своем синтезаторе, повторить буквенное обозначение звуков. Наш урок окончен, а от себя хочу сказать, что используя синтезатор на уроках фортепиано, мы делаем процесс обучения более увлекательным, многогранным и творческим. Оценивание на уроке- отлично.Спасибо.

6. Список использованной литературы:
1. Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе Москва 2009
2. Живайкин П.А. Как играть детскую современную музыку М: Хобби-центр 2001.
3. Красильников И.М. Детская электронная музыка-новая сфера творчества. Музыка и электроника №3 2004
4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и искусство Л. !974
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М. 2003
6.Лысенко В.В. Учимся играть на синтезаторе. Ростов на Дону «Феникс» 2011.

Поделиться публикацией:
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram