Международный центр поддержки творчества и талантов «Art victory»
Международные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ, ДДТ, ДК, СДК, СУЗОВ , ВУЗОВ и общеобразовательных школ

10:00 - 18:00 (Мск)
Пн-Пт

ВСЕ КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ БЕССРОЧНЫЕ! СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ!! ЗАЯВКИ ПРИНИМАЕМ 24/7.

Конспект урока «Программно-изобразительная музыка»

QR Code

Поделиться публикацией

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

План – конспект урока по музыкальной литературе
преп. Заставной С.А.

Первый год обучения
Тема урока: Программно-изобразительная музыка

Цели: Использование информационно-коммуникативных технологий (презентации) как средство повышения интеллектуальной активности учащихся. Обобщение знаний, полученных при изучении тем «Средства музыкальной выразительности» и «Музыкальная форма».

Задачи:
Обучающие:
Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы;
научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;
научить подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.
Воспитывающие:
Воспитание творческого подхода к слушанию музыкальных произведений.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение работать в группе.

Информационно-методическое обеспечение урока:
компьютер,
карточки, лото,
 кроссворд,
 презентация «Программно-изобразительная музыка»

«Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада –
Чуткая музыка всюду живет – в шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо!
Звонко струится ручей, падает гром с небосвода,
Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!
Тихие слезы свои ива роняет у брода, только приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, только прислушаться надо!
(«Музыка всюду живет»)

Ход урока:

1.Организационный момент. 2 мин.
2.Повторение ранее пройденной темы «Средства музыкальной
выразительности». Игра в музыкальное лото,
решение кроссворда.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО

Окраска звука Чередование долгих и коротких длительностей

Сила звука
Способ обработки музыкального материала

Одноголосно-выраженная музыкальная мысль
Скорость движения музыки

Тембр

Ритм

Динамика

Фактура

Мелодия

Темп

КРОССВОРД

Вопросы – на экране:
1)Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
2)Часть звукового диапазона.
3)Высотное положение лада.
4)Объединение устойчивых и неустойчивых ступеней в единую систему.
5)Скорость исполнения музыки.
6)Способы звукоизвлечения.
7)Способ изложения музыкального материала.
8)Аккорды и их последовательность. 4 мин.

3.Закрепление ранее пройденной темы «Музыкальные формы».
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО

Самая маленькая одночастная музыкальная форма
Вариации на неизменный верхний голос

Вариации на неизменный бас
Музыкальная форма, состоящая из 3-х разделов — периодов

Строение произведения Формы, в которых хотя бы один из разделов больше периода

Период

Вариации на сопрано-остинато

Вариации на басо-остинато
Простая трехчастная форма

Музыкальная форма

Сложные формы

Ответить на вопросы презентации.(слайд 3,4)
Задать вопросы: какие произведения мы слушали в той или иной форме ?
Перечислить их. Например:
«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского – 3-х частная,
«Неаполитанская песня» П.Чайковского – простая 2-х частная,
романс «Не искушай» М.Глинки – куплетная форма,
«Вальс – фантазия» М.Глинки – форма рондо.
«Камаринская» М.Глинки – форма вариации. 4 мин.

4.Вводится понятие «Программно-изобразительная музыка».
— В жизни человека музыка с давних времен может быть и другом, и утешительницей, и мечтой. Даже слушая незнакомую музыку, мы понимаем, что в ней выражены именно наши чувства, настроения, то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, что и не передашь словами! Но при всей своей эмоциональности, музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучании, надо прибегнуть к помощи фантазии.
Как же это выражают композиторы в своей музыке, при помощи чего, каких средств? Самая главная сила в музыке – это ее выразительность. Знания о музыке, ее языке, ее изобразительных возможностях призваны помочь нам заглянуть в нее глубже и понять ее. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает ее выше, чище, лучше.
В вокальных произведениях – песнях, романсах, в музыкально-театральных жанрах всегда есть текст, и смысл понятен. А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то как ее лучше понять и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям.
«Удачно выбранное название произведения усиливает воздействие музыки и заставляет человека что-то вообразить» (Р.Шуман). А если к названию композитор дает эпиграф или литературную программу, то замысел композитора становится ясным.
Итак, речь сейчас пойдет о программно-изобразительной музыке. Все видимое и слышимое можно отобразить в музыке. И многие композиторы успешно с этим справились.
На экране: характеристика программной музыки, виды программной музыки, изображения названий и эпиграфов произведений П.И.Чайковского из его фортепианного цикла «Времена года».
— Какой океан звуков нас окружает? Пение птиц, шелест деревьев, шум ветра, шорох дождя, раскаты грома, рокот волн. Все эти звуковые явления природы музыка может отобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка отображает звуки природы? Одно из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке – подражание голосам птиц. Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела вы услышите в «Сцене у ручья» из второй части «Пасторальной» симфонии Л.В.Бетховена. Ребята, а что такое пастораль? Кто знает? Это музыка спокойного характера.
На экране: Пастораль – произведение о природе спокойного, идиллического характера.
Звучит фрагмент из второй части «Пасторальной» симфонии Л.В.Бетховена «У ручья».
На экране: изображение ручья в лесу.
— Звучанием каких инструментов композитор изображает пение птиц?
Соловья – флейтой,
пение кукушки – кларнет,
пение перепелки – гобой.
— Какую картинку природы Вы себе представили? Звучанием каких инструментов отобразил композитор мерное покачивание маленьких волн? – Струнными, деревянными, духовыми. А покачивание волн — маленькими динамическими отклонениями у плавно льющейся мелодии без резких скачков. Трели у скрипок – жужжание пчелы. 7 мин.

— У великого австрийского композитора Й. Гайдна написано много произведений о природе, о жизни людей, так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, будто они трубят в рог во время охоты. Для изображения этого звука композитор прибегает к известному «золотому ходу валторн».
На экране: изображение охотников в лесу.
Звучит финал 103-ей симфонии И. Гайдна.
— Звучанием каких музыкальных инструментов изображаются сигналы охотников? Валторны. Какие интервалы вы слышите? 3 мин.

— Итальянский композитор А.В. Вивальди написал четыре скрипичных концерта, посвященных различным временам года в 1723 году. Это самые известные музыкальные произведения эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны самим композитором и выражают смысл каждой части. Какую программность имеет это произведение? Конкретную или обобщенную?
На экране: изображение зимней стужи; сонет «Зима» — зачитывает ученик.
«Дрожишь, замерзая в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах».
— Концерт имеет 3 части. Первая часть начинается со звуков, зазываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтоб спастись от неистового мороза.
Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и покой меняются незаметно в этом произведении, и волнуют наше воображение.
Звучит 1-я часть скрипичного концерта А.В. Вивальди «Зима».
— Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор для изображения зимней стужи? Однообразный, настойчивый ритмический рисунок. Завывание стужи – скачки солирующей скрипки в контрастные регистры, быстрый темп. 4 мин.

— Римский-Корсаков в вступлении к опере «Садко» изобразил океан. Грозен и могуч «океан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны. Мелодия так проста (состоит из трех звуков) на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше у скрипок, сопровождения.
На экране: картинки с изображением волнующего моря.
Звучит фрагмент вступления к опере «Садко» Римского-Корсакова.
— Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор, чтобы отобразить волнующее море? Смена ярких динамических оттенков, нарастающий и ослабевающий звук, отображающий накат волн, контраст регистров. 3 мин.

— А можно ли в музыке отобразить пространство, видеть бескрайние просторы морей, полей? Оказывается, можно. Впечатление простора, объемности звучания помогают создать широкие интервалы, звучащие «прозрачно и пусто». Это квинты и октавы. Так, например, Д. Шостакович в 11-й симфонии изобразил огромное пространство дворцовой площади, замкнутое громадами дворцов. Для этого он избрал оркестровую фактуру с незаполненным средним регистром и прозрачную звучность «пустых» квинт в крайних регистрах. Особенный тембровый колорит придает звучание засурденных струнных и арфы.
На экране: изображение «Дворцовой площади» в Санкт-Петербурге
Звучит фрагмент вступления в 11-й симфонии Д. Шостаковича. 3мин.

— Среди музыкальных произведений о природе отметим большую зоологическую фантазию – сюиту «Карнавал животных» французского композитора К. Сен-Санса. Единственный номер из этой сюиты, исполненный публично в 1907 году, стал шедевром балетного искусства в исполнении Анны Павловой «Лебедь». Это великолепное торжество лирики. Лебедь – одна их самых красивых птиц на земле, она покоряет своим изяществом и верностью. Лебеди хранят своей паре пожизненную верность, если один из них погибает, то второй живет в одиночестве.
На экране: картинка с изображением лебедей.
Звучит фрагмент «Умирающий лебедь» Сен-Санс.
— Олицетворение нежности, лирики и любви ведет плавная мелодическая линия скрипок на фоне арфы, которая отображает колышущиеся волны. 3 мин.

— Ребята, а сейчас отвернитесь и вслушайтесь в музыку.
Звучит фрагмент «Шествие гномов» Э.Грига.
После прослушивания задать вопросы: Что можно представить под эту музыку? Какими выразительными средствами выражаются события в вашей фантазии? Штрих маркато, стаккато, перемещение мелодии из нижнего регистра в более высокий, увеличение темпа, смена динамических оттенков (будто гномы приближаются, а затем удаляются).
А сейчас прослушайте эту музыку снова, посмотрев изображения на экране.
На экране: изображения гномов.
Вновь звучит фрагмент «Шествие гномов» Э.Грига.
— Кто скажет, в какой форме написано это произведение? В 3-х частной, репризной. 4 мин.

— Прослушайте произведение Э.Грига «Утро».
На экране: картинки с изображением восхода солнца в природе.
Звучит фрагмент «Утро» Э. Грига.
— Какими средствами музыкальной выразительности композитор изобразил рассвет? Флейта в высоком регистре отображает слабо пробивающиеся лучи солнца. Мелодия спускается вниз — воздух наполняется солнечным светом, лучи от верхушек гор, деревьев спускаются все ниже и ниже. Усиливается динамика, добавляются другие инструменты оркестра.
На экране: картинки с изображением летящего шмеля.
Звучит «Полет шмеля» Римского-Корсакова.
— Какими средствами музыкальной выразительности отображает композитор жужжание шмеля или его полет? Быстрый темп, звучание секунды, плавная мелодическая линия. 4 мин.

— А теперь, ребята, давайте ответим на вопросы с целью закрепления нашей сегодняшней темы.
На экране 6 вопросов:
— Что такое программная музыка?
— Какие 2 типа программности вы знаете?
— Какие произведения мы сегодня слушали?
— Какое произведение вам больше всего запомнилось?
— Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приемы звукоизобразительности? 2 мин.

Домашнее задание- нарисовать рисунок к понравившемуся произведению

Вывод

Окраска звука Чередование долгих и коротких длительностей

Сила звука
Способ обработки музыкального материала

Одноголосно-выраженная музыкальная мысль
Скорость движения музыки

Тембр

Ритм

Динамика

Фактура

Мелодия

Темп

Самая маленькая одночастная музыкальная форма
Вариации на неизменный верхний голос

Вариации на неизменный бас
Музыкальная форма, состоящая из 3-х разделов — периодов

Строение произведения Формы, в которых хотя бы один из разделов больше периода

Период

Вариации на сопрано-остинато

Вариации на басо-остинато
Простая трехчастная форма

Музыкальная форма

Сложные формы

QR Code